Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2011 года

ПО ДЕЛУ № 11-01-10-04/317
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденная приказом руководителя Волгоградского УФАС от 15.06.2011 № 356 в составе:
Косяк Т.В. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии;
Гаджиевой А.В. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии;
Скориковой Ю.Н. - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии;
рассмотрев дело № 11-01-10-04/317 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУПП "В", расположенным по адресу: <...>, пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление поступило заявление гр. Ш. (вх. № 1355 от 04.03.2011) о неправомерных действиях МУПП "В" (далее - МУПП "В").
В 2010 году заявитель обратился в администрацию Ворошиловского района г. Волгограда для определения принадлежности трансформаторной подстанции, находящейся в 190 м от границ его участка.
24 декабря 2010 года администрация Ворошиловского района г. Волгограда обратилась в МУПП "В" с просьбой рассмотреть обращение Ш. и дать исчерпывающий ответ (письмо № 1757/142255 от 24.12.2010).
13 января 2011 года МУПП "В" сообщило, что предприятие эксплуатирует муниципальные электрические сети согласно договору № 160 Д от 07.02.2006. Согласно данному договору ТП-1054 входит в перечень объектов электроснабжения, закрепленных за МУПП "В" на праве хозяйственного ведения.
31 января 2011 года заявитель обратился в МУПП "В" с заявкой (вх. № 139/ТП от 01.02.2011) на присоединение энергопринимающего устройства. Согласно заявке объектом, в котором находится электроустановка, является жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, расположенном в <...>. Максимальная мощность - 12 кВт, уровень напряжения 220 В.
4 февраля 2011 года МУПП "В" (письмо № ВМЭС/0360-11) сообщило, что в радиусе 300 м от места расположения объекта заявителя отсутствуют электрические сети предприятия необходимого ему уровня. В связи с вышеизложенным, для присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя ему необходимо обратиться в садоводческое товарищество, на территории которого расположен его земельный участок.
10 февраля 2011 года заявитель обратился в МУПП "В" с заявкой (вх. № в/0440П-11 от 10.02.2011) на присоединение энергопринимающего устройства. Согласно заявке объектом, в котором находится электроустановка, является жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, расположенном в <...>. Максимальная мощность - 12 кВт, уровень напряжения 380/220 В.
11 февраля 2011 года МУПП "В" (письмо № ВМЭС/0467-11) сообщило, что в радиусе 300 м от места расположения объекта заявителя отсутствуют электрические сети предприятия необходимого ему уровня. В указанном районе имеются электрические сети предприятия - ВЛ 6 КВ до трансформаторной подстанции ТП 1064, а также часть оборудования ТП 1064. В соответствии с актом раздела границ между МУПП "В" и СТ "В" электрические сети 0,4 кВ ТП 1064 находятся на балансе СТ "В". В связи с вышеизложенным МУПП "В" повторно рекомендовало заявителю обратиться в садоводческое товарищество, на территории которого расположен его земельный участок, для присоединения энергопринимающих устройств.
На заседании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) представители сторон пояснили:
1) Ш.: "При обращении в МУПП "В" с заявками на технологическое присоединение мне дважды отказали, с чем я полностью не согласен, поскольку в соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить со мной договор. В соответствии с полученным мною письмом администрации Ворошиловского р-на на территории 300 метров от моего участка находится ТП. На основании п. 8 Правил технологического присоединения объектом электросетевого хозяйства является опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция. При подаче заявки на технологическое присоединение начальник отдела технологического присоединения Д. пояснил мне, что электрических сетей с классом напряжения 0,4 кВ в данном районе нет, они могут подключить меня только к распределительному устройству, принадлежащему СТ "В", но в п. 8 Правил технологического присоединения не указано подключение непосредственно к распределительному устройству, здесь указано подключение либо к распределительному устройству, либо к ТП или иному объекту электросетевого хозяйства. В отказах, которые мне были предоставлены, не фигурирует понятие "объекты электросетевого хозяйства", везде указывается отсутствие сетей. Я считаю, что это также неправомерно. Сети по уровню 400 В принадлежат СТ "В", а объект электросетевого хозяйства, которым является ТП, принадлежит МУПП "В". Во втором отказе МУПП "В" пояснило, что ТП принадлежит Обществу частично, т.е. только в части оборудования с классом напряжения 6 кВ, а вторая часть по уровню 400 В принадлежит СТ "В". По моему мнению, основным составляющим элементом трансформаторной подстанции является трансформатор, который преобразует электроэнергию по уровню напряжения из 6 кВ в 400 В, и, соответственно, если он принадлежит МУПП "В", то ТП является объектом электросетевого хозяйства с указанным в моей заявке классом напряжения. Кроме того, МУПП "В" утверждает, что в данном районе отсутствуют электрические сети с указанным классом напряжения, однако каким-то образом, кроме СТ "В", к сетям МУПП "В" подключены СТ "П" и СТ "М". Членом садоводческого товарищества я не являюсь";
2) представитель МУПП "В": "ТП-1054, от которой запитаны данные садоводческие товарищества в части РУ 6 кВ и силового трансформатора, находится в муниципальной собственности. МУПП "В" владеет ТП на праве хозяйственного ведения. Трансформатор передает ту мощность, которую он трансформировал с уровнем напряжения 6 кВ на уровень 400 В на распределительное устройство через шпильки. У каждого трансформатора размер шпилек строго определен, то есть за них цепляется распределительное устройство и больше ничего под шпильки присоединить невозможно. Размер шпилек соответствует размерам шин, которые должны уйти со шпилек на распределительное устройство. Чем мощнее трансформатор, тем больше размер шпильки, поскольку в этом случае применяются более мощные шины. Таким образом, подсоединить еще что-то под шпильку невозможно. В соответствии с Правилами технологического присоединения, как мы понимаем, под подстанциями понимаются подстанции 35 - 110 кВ. Точкой подключения применительно к ТП всегда были распределительные устройства либо 0,4 кВ понизу, либо 6 кВ по верхнему уровню напряжения, так как присоединить что-либо под шпильку невозможно, это недопустимо Правилами безопасности и эксплуатации. В Правилах технологического присоединения сказано о том, что зарядка подается на выборном уровне напряжения. Потребитель указывал уровень напряжения, который ему требуется, но такого уровня напряжения у нас в этом районе нет. Электрические сети 0,4 кВ находятся на балансе СТ "В", поэтому заявителю следует обратиться в садоводческое товарищество для присоединения энергопринимающих устройств. Присоединить энергопринимающие устройства заявителя опосредованно через сети СТ "В" мы не можем, так как в данном районе нет сетей МУПП "В" с уровнем напряжения 0,4 кВ. Садоводческие товарищества были присоединены от РУ СТ "В", это было выполнено давно, до появления Правил технологического присоединения".
Рассмотрев доводы сторон, и ознакомившись с представленными документами, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № ФЗ-135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Субъектом естественной монополии в соответствии с аб. 3 ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 (в ред. от 25.12.2008) № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В ст. 4 Закона о естественных монополиях перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым, в частности, относятся услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названных Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения (этот договор является публичным).
Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
Предметом деятельности МУПП "В" являются: организация учета электрической энергии для обеспечения контроля за уровнем потребления электроэнергии, составление и утверждение актов разделов границ балансовой принадлежности электроснабжения, проработка и выдача технических условий на присоединение абонентов к сетям МУПП "В" и другие виды деятельности, указанные в п. 2.2 устава МУПП "В". Согласно письму № АШ 05-22207 от 19.12.2008 территориального органа федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области основным видом деятельности МУПП "В" является распределение электроэнергии.
МУПП "В", являясь сетевой организацией (осуществляет вид деятельности - передача электрической энергии), уполномочено в соответствии с Правилами технологического присоединения заключать договоры технологического присоединения с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Таким образом, с учетом вышеизложенного МУПП "В" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих МУПП "В".
Статья 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 6 Правил технологического присоединения заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Довод МУПП "В" об отсутствии фактической возможности технологического присоединения в связи с отсутствием электрических сетей 0,4 кВ, принадлежащих МУПП "В", в радиусе 300 м от места расположения энергопринимающего устройства заявителя Комиссия отклоняет. В данном районе имеются электрические сети 0,4 кВ, которые находятся на балансе СТ "В". Следовательно, у МУПП "В" имеется возможность присоединить энергопринимающее устройство заявителя опосредованно через сети СТ "В".
Комиссия также отклоняет довод МУПП "В" о том, что для присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям заявителю необходимо обратиться в СТ "В". В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. СТ "В" не является сетевой организацией. Данный факт был подтвержден на заседании Комиссии как со стороны заявителя, так и со стороны МУПП "В" (протокол заседания Комиссии от 11.07.2011). Следовательно, СТ "В" не вправе осуществлять технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Заявитель относится к лицам, указанным в п. 14 Правил технологического присоединения, а именно физическим лицам в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Таким образом, МУПП "В" независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения обязано заключить договор с заявителем.
Однако МУПП "В" в нарушение п. 3 Правил технологического присоединения письмами № ВМЭС/0360-11 от 04.02.2011 и № ВМЭС/0467-11 от 11.02.2011 отказало заявителю в заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям.
С учетом вышеизложенного в действиях МУПП "В" имеется факт нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", а именно злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта, результатом которого является уклонение от заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать МУПП "В" нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МУПП "В" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отозвать письма № ВМЭС/0360-11 от 04.02.2011 и № ВМЭС/0467-11 от 11.02.2011;
- рассмотреть заявку Ш. (вх. № в/0440П-11 от 10.02.2011).
3. Передать материалы дела № 11-01-10-04/317 соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУПП "В".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
А.В.ГАДЖИЕВА
Ю.Н.СКОРИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Волгоградского УФАС РФ от 25.07.2011
"По делу № 11-01-10-04/317 о нарушении антимонопольного законодательства"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru