Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2011 г. по делу № А12-9500/2011

Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 07.10.2011 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи: Козырского Д.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ванеевой А.И.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности"
к муниципальному учреждению "Коммунальное-дорожное строительство",
муниципальному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района Волгограда",
третьи лица: департамент муниципального имущества администрации Волгограда, департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда,
департамент финансов администрации Волгограда,
администрация Волгограда,
департамент городского хозяйства администрации Волгограда,
администрация Тракторозаводского района Волгограда,
о взыскании 41 528 руб.,
в судебном заседании участвовали представители:
от истца: З.К., доверенность от 24.06.2011;
от ответчиков: МУ "Комдорстрой" - В.А., доверенность от 25.07.2011,
МУ ЖКХ - П.Т., доверенность <...>;
от третьих лиц: ДМИ - Т.Е. (доверенность <...>);
Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда - С.О., доверенность <...>)
Департамент финансов администрации Волгограда - М.Н. (доверенность <...>),
администрация Волгограда - не явился, извещен надлежащим образом,
ДГХ администрации Волгограда - Ш.В., доверенность <...>.
администрация Тракторозаводского района Волгограда - не явился, извещен надлежащим образом;
Открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" в лице Нижне-Волжского филиала (далее истец; ОАО "СОГАЗ") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к муниципальному учреждению "Коммунальное-дорожное строительство" (далее ответчик МУ "Комдорстрой" о взыскании убытков в размере 41 528 руб.
Исковые требования обоснованным ст. ст. 965, 387, 15, 1064 ГК РФ.
В ходе судебного разбирательства представитель истца заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика МУ "Комдорстрой" на надлежащего МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда".
Определением суда от 23.08.2011 г. суд, руководствуясь ст. 47 АПК РФ произвел замену ненадлежащего ответчика МУ "Комдорстрой" на надлежащего МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда".
Определением от 08.09.2011 г. суд, руководствуясь ст. 47 АПК РФ, с согласия истца, привлек в качестве второго ответчика МУ "Комдорстрой".
Представители ответчиков с иском не согласны, пояснили доводами изложенными в отзывах.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд

установил:

25.06.2008 г. в г. Волгограде на ул. Г. Тулы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомашины Nissan Note (государственный регистрационный знак <...>), под управлением Т.Ш.
Согласно административного материала, водитель Т.Ш. управляла автомашиной Nissan Note (государственный регистрационный знак <...>) двигаясь по ул. Г. Тулы, заехала в яму наполненную водой.
В результате дорожно-транспортного происшествия был поврежден автомобиль Nissan Note (государственный регистрационный знак <...>).
Повреждения перечислены в справке ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии от 25.06.2008 г., а также зафиксированы в акте осмотра транспортного средства от 01.07.2008 г.
Автомашина Nissan Note (государственный регистрационный знак <...>), застрахована в ОАО "СОГАЗ" по договору добровольного страхования <...>.
Согласно отчета № 921У/07-08 об оценке рыночной стоимости восстановительного ремонта автомашины Nissan Note (государственный регистрационный знак <...>), стоимость восстановительного ремонта составляет 41 528 руб.
ОАО "СОГАЗ" признало данный случай страховым и выплатило страхователю 41 528 руб., что подтверждается платежным поручением № 218 от 13.08.2008 г.
В соответствии со статьей 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация). При суброгации происходит перемена лица в обязательстве на основании закона (статья 387 ГК РФ), поэтому перешедшее к страховщику право осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и ответственным за убытки лицом.

Полагая, что виновными в дорожно-транспортном происшествии являются МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" и МУ "Комдорстрой", истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель ответчика МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" с требованиями не согласен, пояснил доводами изложенными в отзыве.
По мнению представителя МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" из схемы дорожно-транспортного происшествия следует, что яма в результате которой произошло дорожно-транспортное происшествие, расположена не на проезжей части, а на обочине дороги, в связи с чем водителем нарушен п. 9.9 Правил дорожного движения РФ, соответственно происшествие произошло по вине самого водителя.
Довод представителя МУ ЖКХ "Тракторозаводского района Волгограда" опровергается показаниями свидетеля С.А.
Так, допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель С.А. пояснил, что им как сотрудником ИДПС ОГАИ Тракторозаводского района г. Волгограда 25.06.2008 г. составлялась схема дорожно-транспортного происшествия, в результате которого водитель автомашины Nissan Note (государственный регистрационный знак <...>) заехала в яму. Указанная в схеме дорожно-транспортного происшествия яма располагалась как на обочине так и на проезжей части ул. Г. Тулы. Согласно указанных в схеме размеров длина ямы 2 м., глубина 0,26 м., размер ямы на обочине 0,99 м., ширина ямы на проезжей части в схеме не указана, при этом транспортное средство одним из колес заехало в часть ямы расположенную именно на проезжей части.
Представитель МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" также полагает, что постановлением администрации Волгограда от 15.03.2006 г. № 583 спорная автодорога по ул. Г. Тулы закреплена на праве оперативного управления за МУ "Комдорстрой" и, в соответствии с передаточным актом от 19.12.2006 г. МУ "Комдорстрой", приняло к бухгалтерскому учету на праве оперативного управления имущество муниципальной имущественной казны Волгограда, в том числе и дорогу по ул. Г. Тулы.
Кроме этого, согласно постановления администрации Волгограда № 502 от 02.03.2006 г. "Об определении распорядителей бюджетных средств и муниципальных заказчиков в городском хозяйстве", с 01.01.2006 г. МУ "Комдорстрой" является муниципальным заказчиком от имени муниципального образования город-герой Волгоград на право заключения муниципальных контрактов по капитальному ремонту автомобильных дорог Волгограда (п. 1).
Размеры ямы, в результате которой произошло дорожно-транспортное происшествие, превышают установленные ГОСТ Р 5059-93 допустимые нормы, в связи с чем указанная яма нуждалась в капитальном ремонте, что в соответствии с п. 1 постановления администрации Волгограда № 502 от 02.03.2006 г. входит в обязанности МУ "Комдорстрой".
Таким образом, представитель МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" полагает, что ответственным за содержание дороги является МУ "Комдорстрой", в оперативном управлении которого находится автодорога по ул. Г. Тулы и которое, в соответствии с постановлением администрации Волгограда № 502 от 02.03.2006 г. обязано осуществлять капитальный ремонт автомобильных дорог.
Однако суд находит доводы МУ ЖКХ "Тракторозаводского района Волгограда" несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 02 марта 2006 года № 502 "Об определении распорядителей бюджетных средств и муниципальных заказчиков в городском хозяйстве", с 01.01.2006 г. муниципальные учреждения жилищно-коммунального хозяйства районов Волгограда определены муниципальными заказчиками от имени муниципального образования город-герой Волгоград на право заключения муниципальных контрактов по ямочному ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог Волгограда (п. 3, 3.1, 3.2).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ в ред. 18.07.2011 г.)
В соответствии со статьей 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", утвержденной приказом Минтранса России от 12 ноября 2007 года № 160, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов).
Из анализа приведенного законодательства судом сделан вывод, что в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 02 марта 2006 года № 502 "Об определении распорядителей бюджетных средств и муниципальных заказчиков в городском хозяйстве", на МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" возложена обязанность по организации и обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильной дороги по ул. Г. Тулы.
Суд считает, что в процессе выполнения функций заказчика работ по содержанию улично-дорожной сети МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" обязано было обеспечивать безопасность дорожного движения и осуществлять надлежащий контроль за работами по определению аварийных участков дороги, принимать меры по устранению аварийных ситуаций, либо установке ограждений.
Суд также находит несостоятельным довод МУ ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда о том, что указанная яму подпадает под капитальный ремонт так как не соответствует требованиям ГОСТ Р 5059-93.
Оценка необходимости проведения работ капитального характера на автомобильных дорогах осуществляется на основании Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; (ст. 3, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ст. 17, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, капитальный ремонт дороги проводится в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, которые определяются по результатам их технической оценки владельцами дорог в порядке установленном Правительством РФ.
Доказательств, подтверждающих несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги по ул. Г. Тулы требованиям технических регламентов, которые определены по результатам их технической оценки владельцем дороги в порядке, установленном Правительством РФ, в материалы дела не представлено.
Ссылка МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" на постановление главы Волгограда от 20.12.2007 г. № 2770, в соответствии с которым МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" исключено из перечня муниципальных заказчиков Волгограда, наделенных полномочиями на размещение муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств бюджета, суд считает несостоятельной, так как указанное постановление утратило силу.
В результате исследования фактических обстоятельств дела, изучения доводов участвующих в деле лиц, а также на основании оценки представленных в дело доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования к МУ "Комдорстрой" являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, тогда как требования к МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно схеме дорожно-транспортного происшествия размер ямы составляет 2 м. х 0,99 м. и глубина 0,26 м., что превышает допустимые отклонения, определенные ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", в соответствии с которым покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.
Эксплуатационное состояние автомобильных дорог должно соответствовать ГОСТ Р 50597-93, чьи требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 5059-93 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин: по длине не должны превышать 15 см., по ширине - 60 см., по глубине - 5 см.
Согласно схеме дорожно-транспортного происшествия размер ямы составляет 2 м. х 0,99 м и глубина 0,26 м.
Таким образом, размеры указанной ямы превышают предельно допустимые размеры, установленные требованиями ГОСТ Р 50597-9.
Понятие содержания автомобильных дорог, а именно текущее содержание дано в главе 4 "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорого общего пользования и искусственных сооружений на них", утвержденной приказом Минтранса России от 12 ноября 2007 года № 160.
Исходя из понятий содержания автомобильных дорог, данной классификации, суд приходит к выводу, что ямочный ремонт, относится к текущему содержанию автомобильных дорог, и в силу постановления администрации Волгограда от 02 марта 2006 года № 502, отнесено на муниципальные учреждения жилищно-коммунального хозяйства районов Волгограда осуществляющее функции заказчика по ямочному ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог районного значения.
Согласно сведений, представленных комитетом муниципального заказа администрации Волгограда, в 2008 г. были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети Тракторозаводского района г. Волгограда № 72 от 23.07.2008 г. и № 74 от 23.07.2008 г.
Таким образом, на момент совершения дорожно-транспортного происшествия - 25.06.2008 г. муниципальный контракт на выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети Тракторозаводского района г. Волгограда отсутствовал
Судом установлено, что бездействие МУ "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда" является противоправным, так как согласно постановления администрации Волгограда № 502 от 02.03.2006 г. "Об определении распределителей бюджетных средств и муниципальных заказчиков в городском хозяйстве" с 01.01.2006 г. функции заказчика по ямочному ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог районного значения, мостов, транспортных инженерных сооружений Волгограда возлагается на муниципальные учреждения жилищно-коммунального хозяйства соответствующих районов Волгограда.
МУ "Комдорстрой" определено балансодержателем на праве оперативного управления автомобильных дорог общего пользования, мостов, транспортных инженерных сооружений, парков, скверов, зеленых насаждений, линий наружного освещения и иных объектов внешнего благоустройства Волгограда согласно территориальной принадлежности, и является муниципальным заказчиком от имени муниципального образования город-герой Волгоград на право заключения муниципальных контрактов по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования.
Поэтому суд находит, что надлежащим ответчиком, по иску ОАО "СОГАЗ" является МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда".
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пункт 1 статьи 1064 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Суд находит, что между наступившими последствиями, и ненадлежащим исполнением МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" обязательств, по ямочному ремонту, текущему содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения, имеется причинно-следственная связь.
На основании статьи 65 АПК РФ, ответчик МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" не доказал иное.
Таким образом, МУ "Комдорстрой " является ненадлежащим ответчиком.
Государственная пошлина распределяется по правилам установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Исковые требования открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" к муниципальному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района Волгограда" - удовлетворить.
Взыскать с муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района Волгограда" ОГРН 1023402461675, ИНН 3441017067 в пользу открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" ОГРН 1027739820921, ИНН 7736035485 - 41 528 руб., а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" к муниципальному учреждению "Коммунальное-дорожное строительство" - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.

Судья
Д.А.КОЗЫРСКИЙ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 07.10.2011 по делу № А12-9500/2011
<Исковые требования о взыскании в порядке суброгации убытков, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворены, поскольку ямочный ремонт относится к текущему содержанию автомобильных дорог и в силу постановления администрации Волгограда от 02.03.2006 № 502 отнесен на муниципальные учреждения жилищно-коммунального хозяйства районов Волгограда, осуществляющие функции заказчика по ямочному ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог районного значения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru