Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2011 г. по делу № А79-12660/2010

Резолютивная часть решения оглашена 29 июля 2011 года.
Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2011 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (г. Чебоксары, пл. Речников, дом 3) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары, Московский пр., дом 2) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 27.12.2010,
при участии: представителя заявителя - юрисконсульта К., по доверенности от 11.10.2010 № 158, представителя Управления ФАС по ЧР - главного специалиста-эксперта С., по доверенности от 13.07.2011 № 06-10/4415,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления о привлечения к административной ответственности.
Указывает, что оспариваемым постановлением ООО "Коммунальные технологии" признано виновным в нарушении Федерального закона "О защите конкуренции" и привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 355 000 руб.
Основанием для принятия постановления послужило принятое по жалобе П. решение Управления ФАС по Чувашской Республике от 17.11.2010, которым установлен факт нарушения ООО "Коммунальные технологии" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", т.е. навязывание контрагенту невыгодных условий договора.
Так, 12.08.2010 П. обратился с заявкой на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств. На основании этой заявки был оформлен договор об осуществлении технологического присоединения, а также разработаны технические условия (приложение № 2 к договору).
В качестве условий заключения договора с П. ООО "Коммунальные технологии" не требовало от него осуществления разработки и согласования модульной схемы технологического присоединения энергопринимающих устройств, а также заключения договора энергоснабжения с поставщиком электроэнергии.
Действительно, 03.09.2010 в обособленное структурное подразделение "Чебоксарские электрические сети" от П. поступило заявление о согласовании схемы технологического присоединения. Поскольку названная схема имела недостатки, последнему письмом от 06.09.2010 было предложено их устранить. Вместе с тем, заключение договора технологического присоединения или выдачи справки о выполнении технических условий не ставились в зависимость от устранения недостатков представленной схемы технологического присоединения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требование о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 27.12.2010 и привела изложенные в заявлении доводы.
При условии, если суд посчитает факт совершения правонарушения доказанным, просит признать его малозначительным.
Представитель Управления ФАС по Чувашской Республике отзывом на заявление и ходе заседания суда требование заявителя не признает.
Полагает, что представленные в суд документы свидетельствуют о совершении ООО "Коммунальные технологии" правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К тому же решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.02.2011 по делу А79-12232/2010 ООО "Коммунальные технологии" отказано в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания по факту нарушения антимонопольного законодательства. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционной инстанцией. В этой связи считает, что установленные при рассмотрении дела о признании недействительным решения УФАС по Чувашской Республике обстоятельства имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего дела.
Выслушав объяснения участников процесса и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 17.11.2010 по делу № 173-АМЗ-2010 действия ООО "Коммунальные технологии" по необоснованному требованию от П. разработки и согласования модульной схемы электроснабжения признаны нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В силу положений статьей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" ООО "Коммунальные технологии" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.07.2006 № 141-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" ООО "Коммунальные технологии" включено в реестр под номером 21.1.21.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
По факту злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке и нарушению действующего законодательства 20.12.2010 в отношении ООО "Коммунальные технологии" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом ООО "Коммунальные технологии" уведомлением от 15.12.2010 своевременно извещено о времени и месте составления протокола (см. штамп входящей корреспонденции, л.д. 67), однако не обеспечило явку своего представителя на составление протокола.
Постановлением УФАС по ЧР от 27.12.2010 ООО "Коммунальные технологии" признано виновным в нарушении статьи 14.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 355 000 руб.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.04.200 № 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (за исключением полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о размещении заказов к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), а также по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Статья 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве наказуемого деяния предусматривает совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлен факт нарушения ООО "Коммунальные технологии" требований Федерального закона "О защите конкуренции" и ущемление интересов лица, обратившегося с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Изложенное обстоятельство находит свое подтверждение и решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.02.2011 по делу № А79-12232/2010. Так, названным решение суда, оставленным без изменения Первым Арбитражным апелляционным судом, обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления ФАС по Чувашской Республике от 17.11.2010 № 173-АМЗ-2010.
В упомянутом решении суда сделан вывод о том, что ООО "Коммунальные технологии" допустило нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального разработки и согласования модульной схемы электроснабжения, заключения договора энергоснабжения с поставщиком электроэнергии.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда по делу № А79-12232/2010 имеют преюдициальное значение при разрешении спора по настоящему делу.
Согласно статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Суд находит, что размер штрафа административным органом определен в соответствии с требованиями действующего законодательства и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В этой связи следует признать обоснованным привлечение ООО "Коммунальные технологии" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 355 000 рублей.
Выявленное в ходе проверки правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи оно не может быть признано малозначительным.
В пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Вина ООО "Коммунальные технологии" заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости оно имело возможность для соблюдения требований законодательства, но не предприняло для соблюдения требования законодательства необходимых и достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, административным органом не допущено.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 27.12.2010 по делу № 128-А-2010.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.08.2011 по делу № А79-12660/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене ненормативного акта о привлечении к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru