Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2011 г. по делу № А73-1628/2011

Резолютивная часть судебного акта объявлена 17.05.2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Сумина Д.Ю., Шапошниковой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Н.А.
рассмотрел в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергетик"
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
третье лицо - МУП "Хорская ТЭЦ"
о признании постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 17.11.2010 г. № 36/18 недействующим
При участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель И.Ю.Т. по дов. от 14.05.2010 г.
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - М.И.М. по дов. № 4-3-7/5950 от 29.12.2010 г.,
от МУП "Хорская ТЭЦ" - представитель К.Н.В. по дов. № 02 от 14.01.2011 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Энергетик" (далее Общество и заявитель) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее Комитет) о признании постановления от 17.11.2010 г. № 36/18 (далее постановление № 36/18) недействительным, действий Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по установлению тарифа на холодную воду и водоотведение для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ" с учетом ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения и водоотведения незаконными.
Определением суда от 22.02.2011 г. дело принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании судьей Степиной С.Д.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено МУП "Хорская ТЭЦ".
В предварительном судебном заседании 22.03.2011 г. Обществом заявлено об уточнении требований, в соответствии с которыми заявитель просит: признать постановление Комитета от 17.11.2010 г. № 36/18 не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Федеральный закон № 210-ФЗ) и не действующим полностью.
Уточнение требований в порядке ст. 49 АПК РФ судом принято.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи Степиной С.Д. на судью Луговую И.М.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал, указав на несоответствие оспариваемого постановления п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 5 и п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 210-ФЗ.
Как пояснил представитель заявителя из понятий, содержащихся в указанных нормах, следует, что Комитет необоснованно установил тариф с учетом транспортировки воды и стоков по сетям для МУП "Хорская ТЭЦ", поскольку сети находятся в пользовании у ООО "Энергетик", который их содержит и несет расходы по их обслуживанию.
Комитет в отзыве и его представитель в судебном заседании требования Общества отклонили, полагая их необоснованными, указав, что постановление № 36/18 было принято в пределах полномочий и в установленном порядке. Также представитель Комитета пояснила, что заявитель в Комитет с пакетом документов для установления подобного тарифа ему не обращался.
МУП "Хорская ТЭЦ" в отзыве и его представитель в судебном заседании полагали заявление Общества не подлежащим удовлетворению, пояснив, что фактически заявитель оспаривает принадлежность сетей, однако сети находятся на обслуживании у предприятия, о чем имеются соответствующие подтверждающие документы.
Судом установлены следующие обстоятельства:
11.10.2010 года МУП "Хорская ТЭЦ" обратилась в Комитет с заявлениями по установлению тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ" на 2011 г.
Распоряжением от 20.10.2010 г. № 390 Комитет открыл дело об установлении МУП "Хорская ТЭЦ" тарифов на холодную воду и водоотведение, отпускаемую предприятием потребителям на 2011 г., назначил экспертную группу для рассмотрения документов.
Постановлением от 17.11.2010 г. № 36/18 Комитет установил тарифы на холодную воду и водоотведение для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ".
Так согласно постановлению, Комитет постановил:
1) установить тарифы на холодную воду и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо, в размере:
- на холодную воду - 8,39 руб. за 1 куб.м.
- на водоотведение - 8,86 руб. за 1 куб.м.
2) тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г.
3) Рекомендовать администрации муниципального района имени Лазо опубликовать информацию о тарифах на холодную воду и водоотведение.
Постановление было официально опубликовано в "Собрании законодательства Хабаровского края" 30.11.2010 г. № 11 (100).
Не согласившись с постановлением Комитета № 36/18 и полагая его незаконным, ООО "Энергетик" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 статьи 192 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Полномочия Комитета по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса установлены Положением о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 г. № 142-пр.
Так пунктом 1.2 Положения определено, что Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
К полномочиям Комитета в обозначенной области относятся, в том числе, регулирование тарифов товары и услуги организаций коммунального комплекса, а именно: тарифы на холодную, горячую воду, водоотведение, очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в соответствии с федеральным законодательством (пункт 4.2.1).
Порядок тарифного регулирования определен постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса") (далее Постановление № 520), Губернатора Хабаровского края от 27.08.2010 г. № 107 "О Правлении и экспертном совете комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края".
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением № 520, органы регулирования устанавливают тариф на горячую и холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод одноставочный, двухставочный). Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями.
На момент установления тарифов для МУП "Хорская ТЭЦ" методические рекомендации приняты не были.
Как следует из материалов дела, во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов распоряжением Комитета от 20.10.2010 г. № 390 было открыто дело по установлению тарифов на холодную воду и водоотведение для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ" на 2011 год и назначена экспертная группа.
Заявления от МУП "Хорская ТЭЦ" с расчетными материалами поступили в Комитет 11.10.2010 г. вх. № 3709, № 3710.
По результатам проведения экспертизы в установленный срок оформлено экспертное заключение (том 1 л.д. 31-44). В состав тарифов на холодную воду и водоотведение Комитетом в расходы предприятия включены затраты по транспортировке воды и канализационных стоков, пропорционально представленные в расходах организации по каждой отдельной статье затрат.
МУП "Хорская ТЭЦ" уведомлено о дате рассмотрения дела на Правлении. Тарифное решение (постановление № 36/18) принято по результатам голосования членов Правления 17.11.2010 г., что оформлено протоколом заседания правления № 36 и опубликовано в форме постановления в "Собрании законодательства Хабаровского края" № 11 (100) от 30.11.2010 года.
Из анализа названных нормативных актов и установленных по делу обстоятельств, суд установил, что оспариваемое постановление № 36/18 принято Комитетом в пределах предоставленных полномочий и в установленном порядке.
Как указывает заявитель, постановление Комитета № 36/18 не соответствует требованиям п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 1. ст. 8, п. 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ.
Однако, статья 2 в целях применения вышеуказанного Федерального закона, определяет только основные понятия, в данном случае, понятие "системы коммунальной инфраструктуры" и не содержит обязательных требований по форме и содержанию нормативного правового акта, устанавливающего тариф на холодную воду и водоотведение.
Постановление комитета от 17.11.2010 г. № 36/18 принято в соответствии с формой, утвержденной приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э. Следовательно, ссылка заявителя о несоответствии оспариваемого постановления Комитета указанной статье несостоятельна.
ООО "Энергетик" настаивает, что оспариваемое постановление Комитета противоречит требованиям ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ.
На момент принятия оспариваемого постановления, ч. 3 ст. 5 утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Иные положения данной статьи определяют полномочия органов местного самоуправления в области тарифного регулирования, а не полномочия Комитета. В связи с чем, ссылка Общества на несоответствие оспариваемого нормативного акта ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ необоснованна.
Общество утверждает, что постановление № 36/18 не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 210-ФЗ.
В части 1 статьи 8 Федерального закона № 210-ФЗ перечислены методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. При этом в силу пункта 4.2.2. Положения о Комитете, именно Комитет определяет метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Исходя из метода регулирования тарифов, установленного Комитетом для определения тарифов на определенные товары и услуги, заинтересованная в установлении тарифа организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (часть 2 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ).
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов (часть 5 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ).
Положениями данной статьи, включая пункт 1 части 1, на несоответствие требованиям которого оспариваемого постановления Комитета ссылается заявитель, определены методы регулирования тарифов, которые вправе установить Комитет и применить организация, обратившаяся за установлением тарифов.
ООО "Энергетик" не является организацией, обратившейся в органы регулирования за установлением тарифов и представившей программу определения своих финансовых потребностей исходя из метода определения тарифа, определенного Комитетом для конкретной оказываемой потребителю услуги. В связи с чем, доводы о несоответствии постановления № 36/18, установившего тарифы по определенному методу для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ", которое представило свою программу и расчеты, пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона № 210-ФЗ представляются необоснованными.
Постановления № 36/18, Комитетом был установлен тариф на холодную воду и водоотведение для МУП "Хорская ТЭЦ", подавшей соответствующие документы.
Вопрос отнесения организаций к организациям коммунального комплекса осуществляющим эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры для оказания услуг в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и действительности или недействительности оформленных договорных отношений по вопросу эксплуатации муниципального имущества не относится к компетенции Комитета.
Вместе с тем, при установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для МУП "Хорская ТЭЦ" в Комитет были представлены документы, подтверждающие право пользования водопроводными и канализационными сетями и право на их эксплуатацию, а именно: договор аренды муниципального имущества от 25.05.2009 г. № 20, дополнительное соглашение к нему от 28.09.2010 г. № 75 и акт приема-передачи имущества от 28.09.2010 г.
Как пояснил представитель МУП "Хорская ТЭЦ" и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения Главы муниципального района имени Лазо от 10.02.2010 г. № 172-р нереализованное в ходе конкурсного производства по делу № А73-8673/2004 в отношении МУ МПП ЖКХ п. Хор имущество, в том числе водопроводные и канализационные сети было принято в муниципальную собственность, а затем по обозначенным договору и дополнительному соглашению переданы в пользование и на содержание МУП "Хорская ТЭЦ".
Распоряжение от 10.02.2010 г. № 172-р было оспорено в арбитражном суде. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.11.2010 г. по делу № А73-9580/2010 в удовлетворении требований о признании его недействительным было отказано.
При этом, как было указано судом выше, в компетенцию Комитета не входит проверка достоверности представленных документов на предмет законности прав лица, обратившегося за установлением тарифа, на имущество, посредством которого осуществляется водоснабжение потребителей. Как усматривается из существа заявленных требований, ООО "Энергетик", фактически оспаривает принадлежность имущества, посредством которого оказываются услуги по водоснабжению.
Довод заявителя о несоответствии постановления № 36/18 п. 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 210-ФЗ, фактически сводится к констатации факта об обязанности органа регулирования субъекта проводить проверки обоснованности установления, применения и изменения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, проверка представленных организацией заинтересованной в установлении тарифа документов была проведена, что нашло отражение в экспертном заключении о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на холодную воду и водоотведение для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ". В связи с этим постановление № 36/18 соответствует п. 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 210-ФЗ.
Таким образом, доводы заявителя о несоответствии постановления № 36/18 Комитета положениям Федерального закона № 210-ФЗ подтверждения не нашли.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что постановление Комитета № 36/18 от 17.11.2010 г. соответствует положениям п. 2 ст. 2., п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 210-ФЗ, Постановлению № 520 и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере.
В связи с этим, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы за рассмотрение дела в арбитражном суде по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 110, 176, 191 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 17.11.2010 г. № 36/18 "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо" соответствующим пункту 2 статьи 2, пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В удовлетворении требований ООО "Энергетик" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, но может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий:
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи:
Д.Ю.СУМИН
В.А.ШАПОШНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 17.08.2011 № Ф03-3490/2011 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.05.2011 по делу № А73-1628/2011
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 17.11.2010 № 36/18 "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru