Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ульяновская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2010 г. по делу № А72-17095/2009

Арбитражный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего А.Е. Прохорова,
судей И.В. Ипполитовой, Д.М. Замалетдиновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.В. Улашкевич,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости "Кедр" к Главе муниципального образования "город Ульяновск"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью "Симбирскпроект"; Виноградов Леонид Владимирович
при участии Прокурора Ульяновской области
о признании недействующим постановления от 26.06.2009 г. № 5046 в части Приложения № 1
при участии в заседании:
от заявителя - Халиуллова И.В., доверенность от 04.08.2009, паспорт;
от ответчика - Прохорова С.А., доверенность от 14.04.2010, паспорт;
от Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска - Прохорова С.А., доверенность от 24.02.2010, паспорт;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области - не явился, уведомлен;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области - не явился, уведомлен;
от ООО "Симбирскпроект" - Фролов С.А., доверенность от 20.04.2010, паспорт; Калиниченко О.А., доверенность от 20.04.2010, паспорт; Безгузов А.В., доверенность от 27.04.2010, паспорт;
от прокуратуры Ульяновской области - Саликова И.Н., старший помощник прокурора, удостоверение, паспорт;
от Виноградова Л.В. - Ряховская Е.И., доверенность от 13.03.2010, паспорт;
эксперт ООО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА - Ульяновская Торогово-промышленная палата" Горностаев Я.В., удостоверение, паспорт,

установил:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости "Кедр" с заявлением к Главе муниципального образования "город Ульяновск" о признании недействующим Постановления Главы муниципального образования "город Ульяновск" от 26.06.2009 № 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" в части Приложения № 1 "Основная часть. Чертеж планировки".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью "Симбирскпроект".
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ в дело вступил прокурор Ульяновской области.
Представитель прокурора Ульяновской области ходатайствует о привлечении в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, сособственника девятиэтажного здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 24 (инвентарный № 25409, литеры А, а, а1-а3, III, IV, кадастровый № 73:24:021107:30:0254090001) - Виноградова Л.В.
Суд считает необходимым ходатайство удовлетворить и привлечь к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Виноградова Леонида Владимировича.
В судебном заседании представитель заявителя настаивает на удовлетворении своих требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему, подтвердив их в судебном заседании. Пояснила, что из опубликованного приложения № 1 к постановлению от 26.06.2009 № 5046 заявитель пришел к выводу, что отображенные на проекте планировки красные линии проходят по объекту недвижимости, принадлежащему заявителю на праве собственности, при этом часть объекта недвижимости оказалась за чертой красных линий, что нарушает права и законные интересы заявителя, как собственника объекта.
Представитель ответчика с заявлением не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, огласив их в судебном заседании. Считает, что оспариваемый акт принят в полном соответствии с градостроительным законодательством. Проект планировки и проект красных линий выполнены и утверждены без топографической основы, отображающей имеющиеся объекты недвижимости, в том числе объект заявителя, и без координат углов поворота красных линий, поскольку это по ее мнению не предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска согласен с доводами ответчика.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Симбирскпроект" с заявлением не согласны. Как представители проектной организации дали пояснения о том, что проект планировки был разработан ими на основании документации, планов, представленных заказчиком - Комитетом архитектуры Мэрии г. Ульяновска, которые не отображали все существующие на планируемой территории объекты недвижимости, в том числе объект заявителя. Пояснили, что на оспариваемом проекте планировки красная линия прошла по торцу здания, входящего в состав объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, возможно по его крыльцу. Считают, что проект планировки выполнен в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Также пояснили, что считают необязательными к применению Инструкцию о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) и Инструкцию о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации. Подробные доводы изложены в письменном пояснении, оглашенном представителем и приобщенном к материалам дела.
Представитель Виноградова Л.В. согласна с доводами заявителя.
Представитель прокурора Ульяновской области считает рассматриваемое заявление подлежащим удовлетворению. Огласила письменные пояснения, приобщенные к материалам дела. Считает, что оспариваемый акт не соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежащим обязательному применению Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) и Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, нарушает права заявителя, как собственника объекта недвижимости, в том числе право на возможную приватизацию земельного участка, иных собственников расположенных на территории района объектов недвижимости, поскольку утвержденный проект не позволяет достоверно исключить возможность наложения красных линий на принадлежащие им объекты недвижимости, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области о месте и времени судебного разбирательства уведомлены. Представителей не направили, ходатайств об отложении дела не заявили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора по существу.
Из материалов дела усматривается, что общество с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости "Кедр" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1047301512543; ИНН 7328050051).
Заявителю на праве общей долевой собственности (доля в праве 5652/10000) принадлежит девятиэтажное здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 24 (инвентарный № 25409, литеры А, а, а1 - а3, III, IV, кадастровый № 73:24:021107:30:0254090001), право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области 11.03.2009, свидетельство о регистрации серия 73-АТ, № 846187. Указанный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 2844,19 кв. м с кадастровым № 73:24:021107:30 с разрешенным использованием "под административно-бытовым зданием".
Зарегистрированное право собственности заявителя, а также правовые основания его возникновения, в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Постановлением Главы г. Ульяновска от 26.06.2009 № 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" утвержден проект планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" (с приложениями 1, 2). Постановление опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 01.07.2009 № 47 и вступило в силу с даты его опубликования.
В составе утвержденного проекта планировки на чертеже проекта планировки нанесены красные линии (приложение № 1).
Согласно статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Часть 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его Федеральному конституционному закону, Федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранений всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.
Таким образом, сфера права собственника распространяется как на осуществление действий, связанных с использованием объекта недвижимости, так и на действия, связанные с запретом другим лицам без правовых оснований пользоваться этим объектом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.


Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 8 статьи 28 Закона о приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Исходя из части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Части 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Таким образом, проект планировки территории и красных линий является составной частью градостроительной документации.
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30, данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Из пункта 3.3 Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (пункт 3.4 Инструкции).
За нарушение красных линий устанавливается административная ответственность в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации (пункт 3.9 Инструкции).
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции).
Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (пункты 5.2, 5.7 Инструкции).
Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции).
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 (зарегистрирована в Минюсте РФ 12.02.2003 № 4227) требования настоящей Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.18 указанной Инструкции градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений учитывается при: комплексном решении вопросов социально-экономического развития, подготовке предложений по разграничению земель по формам собственности на соответствующих территориях Российской Федерации, планировании и организации рационального использования земель и их охраны, образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, межевании объектов землеустройства, отчуждении земельных участков и их изъятии для государственных и муниципальных нужд, предварительном согласовании места размещения объектов, определении предельных размеров земельных участков, использовании зон сельскохозяйственного использования в поселениях, изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, установлении границ объектов градостроительного планирования и застройки, градостроительных регламентов; последующей разработке градостроительной документации, а также при разработке программ социально-экономического развития территорий и поселений, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпунктам 1, 4 пункта 3.2.1 указанной Инструкции проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают:
- схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000);
- план современного использования территории (опорный план);
- план красных линий (основной чертеж);
- разбивочный чертеж красных линий;
- схему организации транспорта и улично-дорожной сети;
- схему размещения инженерных сетей и сооружений;
- схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (подпункт 6 пункта 3.2.1 Инструкции).
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (подпункт 7 пункта 3.2.1 Инструкции).
Как визуально усматривается из приложения № 1 "Основная часть. Чертеж планировки", утвержденного Постановлением Главы муниципального образования "город Ульяновск" от 26.06.2009 № 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск", представленных чертежей, утвержденные красные линии проходят по торцу здания, входящего в состав объекта недвижимости с кадастровым № 73:24:021107:30:0254090001, принадлежащему заявителю на зарегистрированном праве собственности, при этом литеры III и IV (бассейн и плиточное покрытие), входящие согласно Плану недвижимого имущества от 01.02.2007 в состав единого объекта недвижимости с кадастровым № 73:24:021107:30:0254090001, оказались за чертой красных линий. Данный факт подтверждается представителем заявителя, представителями проектной организации ООО "Симбирскпроект", а также по существу не оспаривается представителем ответчика.
С целью определения точного и фактического прохождения красных линий в составе проекта, утвержденного оспариваемым Постановлением, относительно принадлежащего заявителю объекта недвижимости арбитражным судом назначалась судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "СОЭКС-Ульяновская торгово-промышленная палата".
Письмами от 12.01.2010 № 1, от 22.01.2010 № 7 экспертное учреждение запросило у Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г. Ульяновска, в числе прочего, фрагмент проекта красных линий в составе проекта планировки Заволжского района с топографической основой, отображающей существующие объекты недвижимого имущества, координаты поворота углов красных линий, без которых проведение экспертизы по поставленным судом вопросам представилось невозможным.
Согласно письму Комитета архитектуры Мэрии г. Ульяновска № 01-13/2099 от 19.03.2010, адресованного арбитражному суду в рамках рассмотрения настоящего дела, письму Комитета архитектуры Мэрии г. Ульяновска № 01-13/1663 от 05.03.2010, адресованного директору "СОЭКС-Ульяновская торгово-промышленная палата", проект красных линий в составе проекта планировки Заволжского района г. Ульяновска выполнен в масштабе 1:5000 без топографической основы, отображающей существующие объекты недвижимого имущества, дороги, проезды, площадки и сети инженерных коммуникаций, а также координат углов поворота красных линий.
В связи с тем, что Комитетом архитектуры Мэрии г. Ульяновска, как заказчиком проекта планировки, по запросам экспертного учреждения, по определению суда не были представлены необходимые для проведения экспертизы данные (координаты поворота углов красных линий) в связи с их отсутствием, рассмотрение дела было продолжено по фактически имеющимся доказательствам.
Опрошенный судом в качестве свидетеля эксперт ООО "СОЭКС-Ульяновская торгово-промышленная палата" Горностаев Я.В. пояснил, что без нанесения координат поворота углов красных линий в составе утвержденного проекта не представляется определить фактическое прохождение красных линий. Утверждение проекта красных линий без координат поворота их углов является нарушением нормативной документации и нарушает права собственников объектов, расположенных в местах прохождения красных линий.
Суд считает, что представленными по делу доказательствами, в том числе пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, установлено, что красная линия, утвержденная в составе проекта планировки Заволжского района г. Ульяновска (приложение № 1 "Основная часть. Чертеж планировки", утвержденного Постановлением Главы муниципального образования "город Ульяновск" от 26.06.2009 № 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск"), проходит по объекту недвижимости с кадастровым № 73:24:021107:30:0254090001, принадлежащему заявителю на зарегистрированном праве собственности, при этом литеры III и IV (бассейн и плиточное покрытие), входящие в состав единого объекта недвижимости с кадастровым № 73:24:021107:30:0254090001, оказались за чертой красных линий, что является нарушением законных прав заявителя, как собственника объекта недвижимости, в том числе права на возможную приватизацию земельного участка, занимаемого указанным объектом недвижимости, гарантированных статьями 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части, касающейся прохождения красной линии по принадлежащему заявителю объекту недвижимости по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 24 (инвентарный № 25409, кадастровый № 73:24:021107:30:0254090001).
Кроме того, утверждение проекта красных линий в составе проекта планировки Заволжского района г. Ульяновска, как неотъемлемой части градостроительной документации, без координат поворота углов красных линий, без топографической основы, учитывающей существующие объекты недвижимого имущества, не соответствует указанным выше нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 (зарегистрирована в Минюсте РФ 12.02.2003 № 4227), Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30, имеющим большую юридическую силу.
Суд не принимает доводы представителей ответчика, Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г. Ульяновска, ООО "Симбирскпроект" о том, что утвержденный проект планировки района, в том числе проект красных линий соответствуют нормам градостроительного законодательства и не нарушает законных прав заявителя, поскольку эти доводы противоречат законодательству и фактически установленным обстоятельствам.
Также несостоятельны доводы представителей ООО "Симбирскпроект" о том, что Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) и Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации не подлежат обязательному применению. Указанные Инструкции соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации, детально раскрывая порядок составления и утверждения градостроительной документации, в рассматриваемом случае проекта планировки и проекта красных линий, порядок их нанесения. Их применение является обязательным и в силу части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", поскольку обеспечивает, в числе прочего, соблюдение законных прав собственников недвижимого имущества, его сохранность. Об обязательном применении указанных Инструкций имеется ссылка в самом тексте инструкций, при этом Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации зарегистрирована в Минюсте России.
При изложенных обстоятельствах Постановление Главы муниципального образования "город Ульяновск" от 26.06.2009 № 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" следует признать недействующим в части Приложения № 1 "Основная часть. Чертеж планировки", касающегося прохождения красной линии по объекту недвижимости по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 24 (инвентарный № 25409, кадастровый № 73:24:021107:30:0254090001).
Расходы по госпошлине следует отнести на ответчика. Учитывая, что ответчик в силу закона освобожден от ее уплаты, уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату заявителю после вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 110, 191 - 195 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Привлечь к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Виноградова Леонида Владимировича.
Признать Постановление Главы муниципального образования "город Ульяновск" от 26.06.2009 № 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" в части Приложения № 1 "Основная часть. Чертеж планировки", касающегося прохождения красной линии по объекту недвижимости по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 24 (инвентарный № 25409, кадастровый № 73:24:021107:30:0254090001) не соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 (зарегистрирована в Минюсте РФ 12.02.2003 № 4227), Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30, имеющим большую юридическую силу.
Признать Постановление Главы муниципального образования "город Ульяновск" от 26.06.2009 № 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" недействующим в части Приложения № 1 "Основная часть. Чертеж планировки", касающегося прохождения красной линии по объекту недвижимости по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 24 (инвентарный № 25409, кадастровый № 73:24:021107:30:0254090001).
Возвратить заявителю из Федерального бюджета уплаченную при подаче заявления госпошлину в сумме 2000 (Две тысячи) руб. после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа г. Казань.

Председательствующий
А.Е. Прохоров

Судьи
И.В. Ипполитова
Д.М. Замалетдинова




Официальная публикация в СМИ:
"Вестник ВАС РФ", 2011 (прил. I квартал)

Вступил в законную силу немедленно после принятия.

Решение Арбитражного суда Ульяновской обл. от 28.04.2010 № А72-17095/2009
<О признании недействующим постановления Главы муниципального образования "город Ульяновск" от 26.06.2009 г. № 5046 в части Приложения № 1 "Основная часть. Чертеж планировки">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru