Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2011 г. по делу № А29-2363/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 8 июля 2011 года, полный текст решения изготовлен 15 июля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
председательствующего Князевой А.А.,
судей: Василевской Ж.А., Полицинского В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арининой Ю.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лесная компания Монди СЛПК"
к Службе Республики Коми по тарифам
при участии Прокуратуры Республики Коми
третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора: Общество с ограниченной ответственностью "Бастард"
о признании недействующим пункта 1 приказа № 57/2 от 20.08.2010 года "Об утверждении предельного максимального уровня тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов"
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кирин А.В.
от ответчика: Апраксин А.В., Евграфова И.В.
от третьего лица: Соколов А.В., Козлов В.Ф.
от Прокурора: Проскурова В.Н.;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Финансовая лесная компания" обратилось с заявлением о признании недействующим пункта 1 приказа № 57/2 от 20.08.2010 "Об утверждении предельного максимального уровня тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО "Бастард" на подъездных железнодорожных путях ООО "Бастард", изданного Службой Республики Коми по тарифам.
По мнению заявителя, оспариваемый акт нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку в этом нормативном правовом акте при установлении размера тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемых ООО "Бастард", размер тарифа установлен без учета объема вагонооборота, без экономического обоснования включения в тариф затрат в заявленном размере на ремонт железнодорожного пути, расходов на ФОТ, уборку снега, на общехозяйственные расходы, на амортизационные отчисления. Кроме того, по мнению, заявителя в данном случае имеет место сервитут.
Служба Республики Коми по тарифам и ООО "Бастард" с заявленными требованиями не согласны, доводы изложены в письменных отзывах на заявление.
Определением суда от 08.06.2011 произведена замена заявителя с ООО "Финансовая лесная компания" на ООО "Лесная компания Монди СЛПК".
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Коми.
Прокуратура Республики Коми в письменном заключении просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании установлено следующее.
ООО "Бастард" оказывает в пределах расположения подъездных путей, находящихся в его собственности, услуги по пропуску вагонов, осуществляемые для сторонних организаций, в том числе для заявителя, что подтверждается решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2011 по делу № А29-8820/2010.
20.08.2010 Службой Республики Коми по тарифам издан приказ № 57/2 "Об утверждении предельного максимального уровня тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО "Бастард" на подъездных железнодорожных путях ООО "Бастард".
Пунктом 1 указанного Приказа утвержден предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемых ООО "Бастард" на подъездных железнодорожных путях ООО "Бастард", в размере 2437,29 руб. (без НДС) за один вагон, единый для всех видов грузов.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми № 31 от 25.08.2010 (ст. 750).
Не согласившись с пунктом 1 названного приказа, ООО "Лесная компания Монди СЛПК" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействующим.
Как следует из материалов дела, заявитель для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности использует подъездной путь, принадлежащий ООО "Бастард" (железнодорожный тупик общей полезной площадью 840 м; ходовой путь № 21, участок № 1).
Оспариваемый Приказ Службы Республики Коми по тарифам является нормативным правовым актом по следующим основаниям.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В части 1 статьи 29 АПК РФ закреплено, что в порядке административного судопроизводства арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, а также иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ).
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Актом, имеющим большую юридическую силу в сфере государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, является Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
В соответствии с данным Указом Правительство Российской Федерации вправе определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного нормативного акта постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в котором органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены правом на введение государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Из приведенных норм видно, что государственное регулирование цен (тарифов) в отношении транспортных услуг, оказываемых предприятиями на подъездных железнодорожных путях, производится органами исполнительной власти и не ставится в зависимость от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.
Согласно Перечню продукции производственно-технического назначения и услуг, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 03.12.2002 № 196 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми", Служба Республики Коми по тарифам осуществляет, в том числе, регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Развернутый перечень транспортных услуг отсутствует. Однако в разъяснениях Министерства транспорта Российской Федерации от 29.02.2003 № БН-5/776-Ш и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 03.07.2003 № 05-635 под "транспортными услугами" понимается комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе, услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путем и другие.
Служба Республики Коми по тарифам вправе устанавливать тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы.
Согласно раздела 3 ч. 8 п. 12 Положения "О Службе Республики Коми по тарифам", утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 17.12.2004 № 234 "О Службе Республики Коми по тарифам", (в редакции действовавшей на момент издания приказа) основными функциями Службы являются: разработка и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также разъяснение порядка их применения.
Таким образом, услуги по пропуску вагонов относятся к услугам, подлежащим тарифному регулированию.
При этом, Служба Республики Коми является полномочным органом по установлению тарифов на услуги оказываемые на железнодорожных подъездных путях предприятиями независимо от их организационно-правовой формы, в том числе и тарифов за пропуск 1 вагона по железнодорожным путям.
Довод Общества о том, что в данном случае предоставление права проезда по железнодорожным подъездным путям является сервитутом, отклоняется как необоснованный.
Отношения между владельцем путей необщего пользования и лицом, претендующим на получение доступа к таким путям, не могут возникать как отношения вещно-правовые по своему характеру посредством установления вещного права (сервитута) такого лица на путь, принадлежащий другому владельцу, если действующее законодательство рассматривает и регулирует эти отношения как отношения обязательственные, возникающие из договора между владельцем железнодорожных путей и третьими лицами. Отношения между сторонами - ООО "Лесная компания Монди СЛПК" и ООО "Бастард", регулируются специальными нормами транспортного законодательства - Уставом. Поэтому заявитель может и должен реализовать свое право проезда вагонов через железнодорожный путь, принадлежащий ответчику - в порядке, установленном ст. 60 Устава.
Поскольку упомянутые нужды заявителя - Общества могут быть обеспечены без установления сервитута на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ООО "Бастард", следует вывод о том, что у заявителя отсутствуют основания требовать такой сервитут.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 названного Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
В случае недостижения лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка соглашения об установлении сервитута, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Таким образом, лицо, требующее установления сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом для обеспечения своих нужд. Возможность установления сервитута допустима, если интересы собственника земельного участка не могут быть обеспечены иным способом.
Между тем правоотношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта, владельцами железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, регулируются специальными нормами законодательства.
Согласно ст. 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором. Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Права заявителя в отношении использования указанных объектов могут быть реализованы в соответствии с нормами гражданского законодательства, регулирующими отношения по заключению договоров в обязательном порядке (ст. 60 Устава). Возможность осуществления прав истца посредством заключения таких договоров препятствует установлению сервитута. С учетом изложенного, поскольку в рассматриваемом случае отношения между сторонами должны регламентироваться специальными нормами законодательства, ООО "Лесная компания Монди СЛПК" может обеспечить потребности в проезде на принадлежащий ему железнодорожный путь в порядке, предусмотренном ст. 60 Устава.
Заявитель полагает, что установленный тариф является экономически необоснованным.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании недействующим нормативного правового акта должно быть указано название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения. Если отсутствие в заявлении ссылки на указанный нормативный правовой акт выявлено при решении вопроса о принятии заявления, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или в судебном заседании, то арбитражному суду следует предложить заявителю уточнить содержание его требования (пункт 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
Оспариваемый акт проверяется на соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, во-первых, по содержанию правовых норм, а во-вторых, с точки зрения нормотворческих полномочий органа или лица, принявшего данный акт.
В данном случае, по мнению, заявителя, пункт 1 оспариваемого Приказа противоречит подпункту 37 пункта 5 Положения Службы Республики Коми по тарифам.
Таким образом, Общество полагает, что актом, имеющим большую юридическую силу в сфере государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, являются Указ Главы Республики Коми № 62 от 25.06.2009 "О Службе Республики Коми по тарифам".
Данный Указ не содержит указания на предельный уровень тарифов и на порядок их установления.
Решением Региональной энергетической комиссии Тарифного комитета Республики Коми от 11.03.2003 № 4/4 утверждена "Методика регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта" (далее - Методика), пунктом 4.4 которой установлено, что в расчете транспортных тарифов должны быть учтены: расходы, связанные с текущим содержанием подъездных железнодорожных путей и пропуском вагонов по подъездным железнодорожным путям по району обслуживания; расходы, связанные с перевозкой единицы груза локомотивом организации по их железнодорожным подъездным путям по району обслуживания.
Между тем, данная Методика не является нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, по сравнению с обжалуемым нормативным актом.
Таким образом, заявитель фактически не указал на соответствие какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый пункт приказа от 20.08.2010 № 57/2 "Об утверждении предельного максимального уровня тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Бастард" на подъездных железнодорожных путях общества с ограниченной ответственностью "Бастард" в части признания его экономически необоснованным.
Между тем, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи на договорной основе устанавливаются тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, которые подлежат контролю со стороны государства.
Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, входят в перечень транспортных услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239).
Таким образом, заявитель не лишен права защитить нарушенные права и интересы, обжаловав в Коми УФАС России установленные тарифа на оказываемые услуги на подъездных путях, принадлежащих ООО "Бастард".
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "Лесная компания Монди СЛПК" отказать.
Признать пункт 1 Приказа Службы Республики Коми по тарифам № 57/2 от 20.08.2010 "Об утверждении предельного максимального уровня тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО "Бастард" на подъездных железнодорожных путях "Бастард" соответствующим положениям Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен ("тарифов"), Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Постановлению Правительства Республики Коми от 03.12.2002 № 196 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми", Положению о Службе Республики Коми по тарифам", утвержденному Указом Главы Республики Коми № 62 от 25.06.2009.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий
А.А.КНЯЗЕВА

Судьи
Ж.А.ВАСИЛЕВСКАЯ
В.Н.ПОЛИЦИНСКИЙ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.07.2011 по делу № А29-2363/2011
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 приказа № 57/2 от 20.08.2010 "Об утверждении предельного максимального уровня тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО "Бастард" на подъездных железнодорожных путях ООО "Бастард", изданного Службой Республики Коми по тарифам>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru