Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2010 г. по делу № А03-11365/2010

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Благовещенском районе Алтайского края, р.п. Благовещенка
к Отделению по Благовещенскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, р.п. Благовещенка
о признании незаконными действия по возвращению без исполнения исполнительного документа
с участием третьих лиц - Администрация Леньковского сельского совета Благовещенского района Алтайского края; Администрация Яготинского сельского совета Благовещенского района Алтайского края; Администрация Гляденского сельского совета Благовещенского района Алтайского края; Администрация Нижнекучукского сельского совета Благовещенского района Алтайского края
при ведении протокола судебного заседания судьей С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился,
от заинтересованного лица - К. (доверенность от 03.10.2010 г. № 02-24/710),
от третьих лиц - не явились,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Благовещенском районе Алтайского края (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в Благовещенском районе) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края о признании незаконными действий Отделения по Благовещенскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по возвращению без исполнения постановлений УПФ РФ в Благовещенском районе Алтайского края: N№ 349 от 22.12.2009, 73 от 12.05.2009, N№ 231 от 15.09.2009, 293 от 26.11.2009, 171 от 30.07.2009, N№ 346 от 22.12.2009, 295 от 26.11.2009, N№ 173 от 30.07.2009, 233 от 25.09.2009, 74 от 12.05.2009, N№ 348 от 22.12.2009, 347 от 22.12.2009, N№ 294 от 26.11.2009, 232 от 15.09.2009 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователей: Администрации Леньковского сельского совета Благовещенского района Алтайского края; Администрации Яготинского сельского совета Благовещенского района Алтайского края; Администрации Гляденского сельского совета Благовещенского района Алтайского края; Администрации Нижнекучукского сельского совета Благовещенского района Алтайского края.
Заявленные требования обоснованы тем, что Отделением по Благовещенскому району УФК по Алтайскому краю с нарушением статей 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ возвращены постановления ГУ - УПФ РФ в Благовещенском районе без исполнения.
Отделение по Благовещенскому району УФК по Алтайскому краю заявленные требования отклонило по основаниям, указанным в отзыве.
В судебном заседании 17.11.2010 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 24.11.2010. После перерыва судебное заседание продолжено.
Заслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ГУ - УПФ РФ в Благовещенском районе обратилось в Отделение по Благовещенскому району УФК по Алтайскому краю с заявлением от 06.08.2010 № 9896 о принятии исполнительных документов - постановлений N№ 349 от 22.12.2009, 73 от 12.05.2009, N№ 231 от 15.09.2009,293 от 26.11.2009, 171 от 30.07.2009, N№ 346 от 22.12.2009, 295 от 26.11.2009, N№ 173 от 30.07.2009, 233 от 25.09.2009, 74 от 12.05.2009, N№ 348 от 22.12.2009, 347 от 22.12.2009, N№ 294 от 26.11.2009, 232 от 15.09.2009 года, вынесенных на основании решений Пенсионного фонда года о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Администраций Нижнекучукского сельсовета Благовещенского района, Гляденского сельсовета, Леньковского сельсовета, Яготинского сельсовета.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.07.2009 имеет номер 213-ФЗ, а не 212-ФЗ.

Отделение по Благовещенскому району УФК по Алтайскому краю письмом № 0223/537 от 11.08.2010 года возвратило постановления без исполнения со ссылкой на то, что поступившие документы не могут быть приняты к исполнению в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), так как в соответствии со статьей статьей 242.1 БК РФ решение Пенсионного фонда не является судебным актом и не может быть принято к исполнению для взыскания средств с бюджетного учреждения. С 01.01.2010 положения статей 25, 25.1 Закона № 167-ФЗ утратили силу согласно ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Пенсионный фонд обжаловал данный отказ в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 25 Закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона № 167-ФЗ.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом № 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В силу статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 № 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона № 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Из материалов дела следует, что размер задолженности страхователей, взыскиваемой Пенсионным фондом во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку у страхователей отсутствовали имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание судебным приставом-исполнителем, то возвращенные им постановления правомерно направлены Пенсионным фондом для исполнения в Отделение по Благовещенскому району УФК по Алтайскому краю через открытые счета, в котором осуществляется финансирование учреждений из федерального бюджета.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таковых доказательств отделением по Благовещенскому району УФК по Алтайскому краю в материалы дела не представлено.
Довод Отделения по Благовещенскому району УФК по Алтайскому краю о том, что предъявленные Пенсионным фондом постановления не могут быть приняты на исполнение, суд находит несостоятельным.
Главой 24.1 БК РФ установлен порядок исполнения органами Федерального казначейства исполнительных документов о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения.
Перечень исполнительных документов, которые являются основанием для принятия органами Федерального казначейства мер по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ ограничен частью 1 статьи 242.1 БК РФ исполнительным листом и судебным приказом, то есть исполнительными документами, выдаваемыми судами.
В силу статьи 318 АПК РФ основанием выдачи исполнительного листа арбитражным судом является вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда. Принятие судебных актов арбитражным судом возможно только в ходе осуществления судопроизводства в связи с рассмотрением конкретного дела.
Статьей 3 Закона № 167-ФЗ установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 АПК РФ рассмотрение дел о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций отнесено к подведомственности арбитражных судов. Рассмотрение арбитражным судом указанных дел регламентировано главой 26 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ соответствующие органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций только в том случае, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В рассматриваемом случае внесудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам исключает возможность обращения территориального органа Пенсионного фонда РФ в арбитражный суд и, соответственно вынесения судебного акта, а также выдачу на его основании исполнительного листа.
Следовательно, документом, на основании которого должно производиться принудительное взыскание является решение (постановление) территориального органа Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, постановления Пенсионного фонда, принятые с соблюдением предоставленных ему Законом № 167-ФЗ полномочий, обладают по отношению к должнику, равно как и к иным субъектам правоотношений, обязательной юридической силой.
Данная правовая позиция отражена в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 г. (дела № 07-АП-7896/09 и 07АП-7895/09); ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2008 г. по делу № А44-3134/2007 и от 24.06.2010 по делу А03-16455/2009.
Довод Пенсионного фонда об изменении в законе № 212-ФЗ судом отклоняется, поскольку указанные нормы не регулируют возникшие спорные правоотношения, имевшие место до 01.01.2010.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконными действия Отделения по Благовещенскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по возвращению без исполнения постановлений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Благовещенском районе N№ 349 от 22.12.2009, 73 от 12.05.2009, N№ 231 от 15.09.2009,293 от 26.11.2009, 171 от 30.07.2009, N№ 346 от 22.12.2009, 295 от 26.11.2009, N№ 173 от 30.07.2009, 233 от 25.09.2009, 74 от 12.05.2009, N№ 348 от 22.12.2009, 347 от 22.12.2009, N№ 294 от 26.11.2009, 232 от 15.09.2009 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователей: Администрации Леньковского сельского совета Благовещенского района Алтайского края; Администрации Яготинского сельского совета Благовещенского района Алтайского края; Администрации Гляденского сельского совета Благовещенского района Алтайского края; Администрации Нижнекучукского сельского совета Благовещенского района Алтайского края и обязать устранить допущенные нарушения в десятидневный срок путем принятия к исполнению постановлений.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 21.07.2011 по делу № А03-11365/2010 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 № 07АП-550/11 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.11.2010 по делу № А03-11365/2010
<Заявление о признании незаконным отказа в принятии к исполнению постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов удовлетворено правомерно, поскольку правоотношения возникли до вступления в силу норм законодательства, которыми установлен судебный порядок обращения взыскания на средства бюджетной системы РФ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru