КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 17 июля 2009 г. № 162
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ
ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ
И МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и обеспечения финансирования стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, и в соответствии с наделенными полномочиями об установлении региональных стандартов медицинской помощи, определенными областным законом
№ 75-оз от 27 сентября 2005 года (в редакции от 16.02.2007) "О здравоохранении Ленинградской области", приказываю:
1. Утвердить Положение
о рабочей группе по разработке медицинских и медико-экономических стандартов в Ленинградской области согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Начальнику департамента по организации медицинской и лекарственной помощи населению Бурмистрову Г.В., начальнику планово-экономического отдела комитета по здравоохранению Ивановой И.В. обеспечить разработку и внедрение в учреждения здравоохранения региональных медицинских и медико-экономических стандартов первичной медико-санитарной и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета по здравоохранению Рязанова П.Н.
Председатель комитета
по здравоохранению
Ленинградской области
А.Ю.Окунев
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к приказу комитета
по здравоохранению
Ленинградской области
от 17.07.2009 № 162
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ
И МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Действующее в сфере здравоохранения законодательство определяет компетенцию уровней управления здравоохранением в области стандартизации медицинской помощи: в соответствии с Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан на федеральном уровне устанавливаются и вводятся в действие стандарты медицинской помощи; на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне обеспечивается практическое использование стандартов медицинской помощи, контроль выполнения их обязательных требований и установление медицинских и медико-экономических стандартов.
1.2. Региональные стандарты медицинской помощи устанавливаются на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
1.3. Целью настоящего Положения является установление единых требований к порядку разработки и утверждения региональных медицинских стандартов в системе здравоохранения Ленинградской области.
1.4. В соответствии с федеральным законодательством для каждого вида медицинской помощи устанавливаются региональные стандарты медицинской помощи при конкретных заболеваниях, которые включают перечень диагностических и лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их применения, перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз, перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения с указанием количества и частоты их использования (объем медицинской помощи).
1.5. Разработка и утверждение региональных медицинских стандартов должны соответствовать Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, другим федеральным нормативным правовым актам, Уставу
Ленинградской области, законам Ленинградской области, постановлениям и распоряжениям Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области, настоящему Положению, иным нормативно-правовым актам, регулирующим разработку и утверждение медицинских стандартов.
1.6. Основные принципы стандартизации при разработке региональных медицинских стандартов в Ленинградской области:
- принцип согласия (консенсуальности) - взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия при разработке и введении в действие региональных медицинского и медико-экономического стандартов;
- принцип единообразия - единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие региональных медицинского и медико-экономического стандартов, надзора и контроля за соблюдением требований медицинского и медико-экономического стандарта;
- принцип значимости - социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения нормативных документов в практическом здравоохранении;
- принцип актуальности - соответствие требованиям законодательства и нормативно-правовым актам Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки;
- принцип комплексности - согласование предъявляемых к объектам стандартизации требований между собой;
- принцип проверяемости - обеспечение возможности контроля заданных в нормативных документах требований объективными методами.
1.7. Критерии выборки заболеваний для разработки региональных медицинских стандартов в Ленинградской области:
│Лечебные │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────┴──────┼──────┴──────┼──────┴──────┤
│ │ обоснованно │ применение │ прочие │
│ │ │без оснований│ причины │
├───────────────────────────────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┤
│Выполненные услуги, не вошедшие│ │ │ │ │ │ │
│в стандарт │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Диагностические │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Лечебные │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤
│Дата заполнения │
│ │
│Подпись эксперта │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Анализу подвергаются также медицинские услуги, не заложенные в стандарт, однако фактически выполненные больному.
На втором этапе проводится углубленная экспертная оценка адекватности состоянию пациента фактически выполненных и заложенных в стандарте медицинских услуг. При этом такой экспертной оценке подвергаются карты, где расхождения по стандарту не менее 30% в выполнении услуг, 30% - в койко-днях и 50% - в стоимости лечения. В случае если таких карт обнаруживается больше 30% от репрезентативной выборки с данной нозологической формой (заболеванием), то медико-экономический стандарт считается несоответствующим действительной практике.
Все расхождения анализируются с точки зрения необходимости или, напротив, безосновательности выполнения составляющих стандарта (услуг, койко-дней, стоимости), необходимости или безосновательности включения новых услуг, увеличения или снижения длительности пребывания в стационаре и стоимости лечения.
Проверка соответствия регионального медико-экономического стандарта реальным условиям ЛПУ проводится в течение месяца, но срок может быть увеличен по решению рабочей группы.
По истечении срока апробации проводится заседание главных врачей пилотных учреждений здравоохранения. На нем составляется протокол апробации, в котором обязательно должно быть заключение о соответствии действительной практике апробированного регионального медико-экономического стандарта.
В случае соответствия проекта регионального медико-экономического стандарта действительной практике в проект регионального медико-экономического стандарта вносятся окончательные изменения и поправки рабочей группой и он передается для последующего согласования.
В случае несоответствия регионального медико-экономического стандарта действительной практике составляется протокол согласования, который направляется в рабочую группу для устранения замечаний, внесения изменений и поправок в региональный медико-экономический стандарт и при необходимости - для повторной экспертизы и(или) апробации.
5. Согласование проекта регионального медицинского стандарта
5.1. Согласование диагностических и медицинских услуг проекта регионального медицинского стандарта:
- перечень диагностических и лечебных услуг проекта регионального медицинского стандарта согласовывается с начальником отдела организации медицинской помощи взрослому населению и начальником отдела организации медицинской помощи женщинам и детям в комитете по здравоохранению Ленинградской области;
- в случае принятия перечня диагностических и лечебных услуг проекта регионального медицинского стандарта начальником отдела организации медицинской помощи взрослому населению и начальником отдела организации медицинской помощи женщинам и детям на проекте ставятся два грифа согласования;
- в случае несогласования перечня диагностических и лечебных услуг проекта регионального медицинского стандарта составляется протокол согласования регионального медицинского стандарта, который направляется для ознакомления рабочей группой;
- согласование диагностических и медицинских услуг проекта регионального медицинского стандарта проводится в течение трех рабочих дней.
5.2. Согласование фармакологической части проекта регионального медицинского стандарта:
- фармакологическая часть проекта регионального медицинского стандарта согласовывается с заместителем начальника департамента по организации медицинской и лекарственной помощи населению комитета по здравоохранению Ленинградской области;
- в случае принятия фармакологической части проекта регионального медицинского стандарта начальником департамента по организации медицинской и лекарственной помощи населению комитета по здравоохранению Ленинградской области на проекте ставится гриф согласования;
- в случае несогласования фармакологической части проекта регионального медицинского стандарта составляется протокол согласования регионального медико-экономического стандарта и направляется для ознакомления рабочей группой;
- согласование фармакологической части проекта регионального медицинского стандарта проводится в течение двух дней.
5.3. Согласование расчетной части проекта регионального медико-экономического стандарта:
- расчетная часть проекта регионального медико-экономического стандарта согласовывается с начальником планово-экономического отдела комитета по здравоохранению Ленинградской области;
- в случае принятия расчетной части проекта регионального медико-экономического стандарта начальником планово-экономического отдела комитета по здравоохранению Ленинградской области на проекте ставится гриф согласования;
- согласование расчетной части проекта регионального медико-экономического стандарта проводится в течение пяти дней.
Согласованный проект регионального медико-экономического стандарта направляется на утверждение.