Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2011 г. по делу № А33-3297/2011

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русь-27" (ИНН 2465005005, ОГРН 1022402475908)
к администрации города Красноярска (ИНН 2451000840), департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (ИНН 2466010657)
о признании недействительным Постановления "О приватизации нежилого помещения № 98 по пр-ту 60 лет Образования СССР, 18" от 08.02.2011 № 36,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Динор"
при участии:
представителя заявителя: Мироновой Л.В. на основании доверенности от 10.02.2011,
представителей департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска: Обединой Е.А. на основании доверенности от 11.01.2011 № 3, Лопатиной А.Ю. на основании доверенности от 24.12.2010 № 114,
представителей третьего лица: Тихоновой И.А. на основании доверенности от 10.03.2010, Непомнящего В.Н. на основании доверенности от 13.04.2011,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сницкой К.Э.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Русь-27" (далее - общество "Русь-27", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (далее - администрация города), департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее - департамент муниципального имущества) о признании недействительным Постановления "О приватизации нежилого помещения № 98 по пр-ту 60 лет Образования СССР, 18" от 08.02.2011 № 36.
Заявление принято к производству. Определением от 15.03.2011 возбуждено производство по делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Динор" (далее - общество "Динор").
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, пояснив, что ответчики, принимая оспариваемый акт, обязаны были учесть преимущественное право заявителя на приобретение арендуемого помещения. Кроме того, по мнению заявителя, ответчиками при приватизации спорного помещения не учтено, что часть нежилого помещения № 98 (лестничные клетки, лифты, машинное отделение, теплоузлы) является местами общего пользования и не может участвовать в гражданском обороте и быть предметом сделок.
Администрация города в судебное заседание не явилась, в ходе подготовки к судебному заседанию заявленные требования оспаривала.
Департамент муниципального имущества против удовлетворения заявленных требований возражает, считая, что спорное помещение не может быть реализовано в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ от 22.07.2008, т.к. площадь спорного помещения превышает 1000 кв. м, в связи с чем помещение реализовывалось на аукционе. На указанное помещение в 2007 г за муниципальным образованием г. Красноярск зарегистрировано право собственности, указанное право никем не оспорено, государственная регистрация недействительной не признана.
Третье лицо против удовлетворения требований возражало.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
05.05.1994 между комитетом по управлению муниципальным имуществом (арендодатель) и торговым предприятием "Русь" (арендатором, правопредшественником общества "Русь-27") был заключен договор аренды № 1317, согласно которому в аренду торговому предприятию переданы нежилые помещения общей площадью 2687, 98 кв. м. по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет СССР, 18, на срок с 01.04.1994 по 31.12.1997.
Согласно дополнению № 17 от 17.06.2004 к договору № 1317 от 05.05.1994, пункт 1.1. договора аренды изложен в новой редакции, согласно которой арендодатель в лице департамента недвижимости администрации г. Красноярска передает, а арендатор - общество "Русь-27" принимает в аренду нежилое помещение № 1 площадью 1459, 9 кв. м. (комнаты N№ 1-17; 25 - площадью 98 кв. м, 26-35) на первом этаже и подвальное помещение площадью 1143,7 кв. м, общей площадью 2603,6 кв. м. (реестровый № СТР06703), расположенное в 9-этажном доме по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 18, для использования под магазин.
Согласно дополнению № 18 от 21.05.2004 срок действия договора № 1317 от 05.05.1994 продлен до 31.12.2009. Дополнением № 19 от 04.11.2004 срок действия договора № 1317 от 05.05.1994 продлен до 31.12.2014. Дополнения к договору зарегистрированы Федеральной регистрационной службой по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам 16.05.2006.
Согласно дополнению № 21 от 24.11.2005 к договору № 1317 от 05.05.1994, пункт 1.1. договора аренды изложен в новой редакции, согласно которой арендодатель в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска передает, а арендатор - общество "Русь-27" принимает в аренду нежилое помещение № 98 площадью 1070,6 кв. м, в подвале; нежилое помещение № 99 площадью 1494,3 кв. м. на 1 этаже, общей площадью 2564,9 кв. м (реестровый № СТР06703), расположенное в 9-этажном жилом доме по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 18, для использования под магазин.
В соответствии с дополнениями № 22 от 25.01.2006, № 24 от 18.91.2007, № 25 от 18.10.2007, № 26 от 23.01.2008 к договору № 1317 от 05.05.1994 для арендатора установлена арендная плата за подвальное помещение № 98 площадью 1044 кв. м, лестничную клетку (помещения N№ 98, 99) площадью 40,9 кв. м, помещение № 99 встроенно-пристроенное площадью 1486,8 кв. м.
В соответствии с дополнением № 28 от 15.10.2009 к договору № 1317 от 05.05.1994 для арендатора установлена арендная плата за подвальное помещение № 98 площадью 1044 кв. м, лестничную клетку (помещение № 98 комн. 10, 37) площадью 29,1 кв. м, лестничную клетку (помещение № 99 комн. 16, 19) площадью 11,8 кв. м, помещение № 99 встроенно-пристроенное площадью 1482,4 кв. м.
В соответствии с дополнением № 29 от 05.02.2010 к договору № 1317 от 05.05.1994 для арендатора установлена арендная плата за подвальное помещение № 98 площадью 943,3 кв. м, помещение подвальное № 98 площадью 100,7 кв. м, лестничную клетку (помещение № 98 комн. 10, 37) площадью 29,1 кв. м, лестничную клетку (помещение № 99 комн. 16, 19) площадью 11,8 кв. м, помещение № 99 встроенно-пристроенное площадью 1383,7 кв. м, помещение № 99 встроенно-пристроенное площадью 98,7 кв. м.
Согласно выписке № 04:401/2007-77575 из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, выданной департаменту муниципального имущества на предмет регистрации прав по состоянию на 03.05.2007, и приложенным к ней поэтажному плану и экспликации, площадь помещения № 98, расположенного в подвале дома 18 по пр-ту 60 лет образования СССР, оставляет 1073,1 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 24 ЕЗ № 646031 01.08.2007 за муниципальным образованием г. Красноярск зарегистрировано право собственности на нежилое помещение общей площадью 1073,1 кв. м этаж -1, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр-т 60 лет Образования СССР, 18, пом. 98.
Постановлением администрации г. Красноярска от 08.02.2011 № 36 постановлено приватизировать нежилое помещение № 98 общей площадью 1073,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр-т 60 лет Образования СССР, 18, обремененное правом аренды до 31.12.2014, путем продажи на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене. По результатам аукциона 21.03.2011 заключен договор купли-продажи № 449 указанного помещения с обществом "Динор". Согласно свидетельству о государственной регистрации права 24ЕИ 996725, за обществом "Динор" 25.03.2011 зарегистрировано право собственности на нежилое помещение общей площадью 1073,1 кв. м. этаж подвал, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр-т 60 лет Образования СССР, д. 18, пом. 98.
Общество "Русь-27", считая, что Постановлением администрации г. Красноярска от 08.02.2011 № 36 нарушено его право преимущественного выкупа арендуемого помещения, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд считает, что ответчики по делу доказали законность оспариваемого Постановления, исходя из следующих оснований.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 10 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ) порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ установлены способы приватизации государственного и муниципального имущества, в т.ч. продажа государственного и муниципального имущества на аукционе.
В силу статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ в решении об условиях приватизации должны содержаться сведения о наименовании имущества, способе приватизации имущества, его нормативной цене и иные необходимые для приватизации имущества сведения.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ), регулируются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим имущество, предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении следующих условий:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества установлен в статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
Как следует из пояснений заявителя, общество "Русь-27" не обращалось в департамент муниципального с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого им нежилого помещения № 98 общей площадью 1073,1 кв. м, расположенного по адресу: пр-т 60 лет образования СССР, 18 в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.
Решением Красноярского городского Совета от 21.12.2004 № 4-69 утверждено Положение о порядке и условиях приватизации муниципального имущества в городе Красноярске, согласно пункту 2.1 которого планирование приватизации муниципального имущества осуществляется путем разработки и ежегодного утверждения прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом).
Согласно прогнозному плану (программе) приватизации муниципального имущества города Красноярска на 2011 - 2013 годы, утвержденному Решением Красноярского края городского Совета от 14.10.2010 № В-204, нежилое помещение 98 общей площадью 1073,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр-т 60 лет образования СССР, д. 18, включено в перечень недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, планируемого к приватизации в 2011 году. Начальная цена указанного помещения определена в размере 1613700 рублей.
Администрация города, реализуя предоставленное муниципальному образованию право распоряжения муниципальным имуществом, в порядке и на условиях Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества в городе Красноярске, утвержденного Решением Красноярского края городского Совета от 21.12.2004 № 4-69, Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Красноярска на 2011 - 2013 годы, издала Постановление от 08.02.2011 № 36 о приватизации нежилого помещения № 98 общей площадью 1073,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр-т 60 лет Образования СССР, 18 путем продажи на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене.
Суд считает несостоятельным довод заявителя о нарушении органом местного самоуправления требований статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, которой предусмотрена необходимость учета при реализации имущества по инициативе органа местного самоуправления преимущественного права арендатора - субъекта малого предпринимательства при принятии решения об условиях приватизации имущества.
Законом Красноярского края от 30.10.2008 № 7-2279 "Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на его приобретение" установлено предельное значение площади арендуемого недвижимого имущества для отчуждения имущества муниципальных образований путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства не более 1000 кв. м.
Площадь спорного помещения № 98 составляет 1073,1 кв. м, что превышает установленный Законом края предельный размер.
Следовательно, в отношении данного нежилого помещения не подлежит реализации преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, предусмотренное Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ. С учетом изложенного не имеет правового значения факт, относится ли общество "Русь-27" к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что органом местного самоуправления неправильно определена площадь помещения № 98, необоснованно введены в общую площадь помещения лестничные клетки, лифты, машинное отделение, теплоузлы.
Как следует из материалов дела, помещение № 98 сформировано в качестве самостоятельного помещения площадью 1073,1 кв. м и зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов капитального строительства в мае 2007 г, что подтверждается соответствующей выпиской. Согласно экспликации к указанной выписке, в помещение № 98 включены машинное отделение, лифт, лестничные клетки, теплоузел, электрощитовая. На указанное помещение зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием г. Красноярск в 2007 году. Указанное право никем не оспорено.
Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю 05.09.2010 составлено техническое заключение № О-038/2010-43 по нежилому помещению № 98, расположенному по адресу: г. Красноярск, пр-кт 60 лет образования СССР, № 18, согласно которому на основании технического паспорта, хранящегося в архиве технической инвентаризации, помещение № 98 по данным технической инвентаризации от 29.10.1982 и текущей инвентаризации от 03.05.2007 не является помещением общего пользования многоквартирного жилого дома. Находящиеся в помещении эл. щитовая, тепловой узел, машинные отделения и лестничные клетки предназначены для обслуживания нежилого помещения, расположенного на первом этаже.
При наличии доказательств формирования нежилого помещения в установленном порядке, учета данного помещения в Едином государственном реестре объектов капитального строительства и доказательств зарегистрированного права собственности на него в предмет доказывания по настоящему делу не входит установление обоснованности включения площадей машинного отделения, лифта, лестничных клеток, теплоузла, электрощитовой в общую площадь помещения № 98.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ установлен специальный способ защиты нарушенного права, согласно которому в случае продажи арендуемого имущества с нарушением преимущественного права на его приобретение субъект малого или среднего предпринимательства, в течение двух месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о таком нарушении в отношении арендуемого имущества, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке.
Пунктом 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 установлено, что надлежащими ответчиками по иску о переводе прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи недвижимого имущества, совершенному с нарушением права на приобретение, являются продавец и покупатель этого имущества.
Исходя из положений статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется определенными способами. Названные нормы содержат указание на возможность применения иных способов, предусмотренных законом. Учитывая, что на момент рассмотрения дела спорное нежилое помещение реализовано обществу "Динор" по договору купли-продажи, избранный истцом способ защиты права не приведет к быстрому и эффективному восстановлению оспариваемых прав и интересов заявителя.
На основании изложенного суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Русь-27" в признании недействительным Постановления Главы города от 08.02.2011 № 36 "О приватизации нежилого помещения № 98 по пр. 60 лет Образования СССР, 18".
Проверено на соответствие Федеральному закону "О приватизации государственного или муниципального имущества", Федеральному закону "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.06.2011 по делу № А33-3297/2011
<У арендатора муниципального нежилого помещения отсутствует преимущественное право, предусмотренное ФЗ от 22.07.2008 № 159-ФЗ, на приобретение арендуемого помещения в собственность, если площадь этого помещения превышает установленный законом края предельный размер. Данное помещение подлежит приватизации в общем порядке, установленном законодательством>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru