| |
Региональное законодательство / Новгородская область Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2011 по делу № А44-325/2011 данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ от 17 июня 2011 г. по делу № А44-325/2011
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 17 июня 2010 года. Арбитражный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Федоровой А.Е., судей Лариной И.Г., Нестеровой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой Е.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: некоммерческого образовательного учреждения "С" к Администрации Великого Новгорода третье лицо: открытое акционерное общество "И"
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 25.12.2009 № 1081 в Постановление Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 № 93 внесены изменения, в соответствии с которыми название Постановления следует читать "Об утверждении документации по планировке территорий - проекта "План красных линий территорий общего пользования и линейных объектов Великого Новгорода".
о признании недействующим в части постановления Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 года № 93 "Об утверждении градостроительной документации - проекта "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода" при участии от заявителя: - Ф. - представителя по доверенности <...>, Т. - заместителя директора, от ответчика: С. по доверенности <...>, Р. по доверенности <...>, от третьего лица: - Б. представителя по доверенности <...>
установил:
некоммерческое образовательное учреждение "С" (далее - НОУ "С", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация) о признании недействующим постановления Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 года № 93 "Об утверждении градостроительной документации - проекта "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода". В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв для представления лицами, участвующими в деле, дополнительных доказательств. В судебном заседании представители заявителя в порядке статьи 49 АПК РФ уточнили заявленные требования, просили признать недействующим постановление Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 года № 93 "Об утверждении градостроительной документации - проекта "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода" в части утверждения красных линий, проходящих по земельному участку с кадастровым номером 53:23:73:00500068, общей площадью 1275 кв. м, расположенному по адресу: Великий Новгород, ул. Балтийская, д. 1, как не соответствующее ст. 29 Конституции Российской Федерации, Градостроительному Кодексу Российской Федерации, пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 4 статьи 7 Устава Великого Новгорода. Уточненные требования представители заявителя поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что спорное постановление в части, которую заявитель просит признать недействующей, существенно нарушает права заявителя и противоречит вышеупомянутым нормам законодательства. В связи с тем, что план красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода не был опубликован в установленном порядке заявитель был лишен возможности получения достоверной информации о том, что данный земельный участок находится в границах земель общего пользования, в результате чего заявителем получено разрешение на строительство объекта недвижимости - здания лодочной станции с причалом, расположенного на спорном земельном участке. Здание было построено заявителем и на него 30.03.2010 года получено свидетельство о праве собственности. Также представители заявителя пояснили, что на официальном сайте Администрации в сети Интернет в 2007 году был размещен план красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода, согласно которому спорный земельный участок не входил в границы территории общего пользования, при получении разрешения на строительство заявитель не был поставлен в известность о том, что спорный земельный участок находится в границах территории общего пользования, что также подтверждается ответом Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода от 02.06.2010 года № 5003 на запрос Комитета по управлению государственным имуществом области. На обращение заявителя 26.05.2010 года в комитет по управлению государственным имуществом о предоставлении НОУ "С" в собственность спорного земельного участка, ему было отказано в предоставлении данного земельного участка в собственность, в том числе и в связи с тем, что данный земельный участок находится в границах территорий общего пользования. Отказ мотивирован тем, что при подготовке заключения о спорном земельном участке Комитет архитектуры и градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода руководствовался планом красных линий, в котором была допущена техническая ошибка и, соответственно, спорный земельный участок входит в границы территории общего пользования. По выявленной технической ошибке Комитетом архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода Комитету по управлению государственным имуществом области направлено письмо от 21.12.2010 года № 5310 о признании недействительным заключения о земельном участке по ул. Балтийской. Данные обстоятельства выяснены в ходе рассмотрения Арбитражным судом Новгородской области дела А44-3993/2010 по заявлению НОУ "С" об обжаловании приказа Комитета по управлению государственным имуществом области от 19.07.2010 года № 1554 об отказе в приватизации спорного земельного участка. Таким образом, заявитель считает, что он лишен возможности в полной мере пользоваться принадлежащим ему на праве собственности недвижимым имуществом, расположенном на спорном земельном участке, и вынужден платить арендную плату, которая во много раз превышает земельный налог. При этом заявитель полагает, что в случае опубликования плана красных линий в установленном законом порядке, НОУ "С" не стал бы строить здание лодочной станции с причалом на данном земельном участке и, соответственно, не понес значительные расходы на строительство и арендную плату. В судебном заседании представители Администрации требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и объяснениях по делу, указав, что сам План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода, утвержденный Постановлением Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 года № 93, не опубликован по причине его больших размеров. Оригинал плана красных линий хранится только в электронном виде в архиве Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода. В бумажном варианте план красных линий отсутствует. В период с 2004 года по настоящее время план красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода претерпевал множество изменений, которые публиковались в установленном порядке вместе со схемами, однако в отношении спорного земельного участка, который находится в квартале № 5 Великого Новгорода, никаких изменений не вносилось. В апреле 2004 года в соответствии с пунктом 16 Положения о порядке проведения общественных обсуждений (слушаний) намечаемой градостроительной деятельности на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 26.06.2003 года № 568, проведены общественные обсуждения. Информация о времени и месте общественных слушаний размещена в газете "Новгород" от 08.04.2004 года. В соответствии с пунктом 19 вышеупомянутого положения велись протоколы № 04-2 от 22.04.2004 года и № 04-3 от 23.04.2004 года, оригиналы указанных протоколов не сохранились. Схема, утвержденная на общественных слушаниях, была обнародована, однако в настоящее время не сохранилась и не может быть представлена суду на обозрение, при этом с момента утверждения схемы и до ее опубликования не исключена вероятность внесения в данную схему изменений. В обоснование своей позиции представители Администрации сослались на то, что оригиналы протоколов общественных слушаний обозревались в рамках арбитражного дела А44-786/2008. По определению суда представили распечатки на бумажном носителе с электронного варианта плана красных линий по состоянию на 2004, 2008 и 2011 годы, письменные объяснениями по делу, постановления Администрации Великого Новгорода № 163 от 03.08.2007 года, № 165 от 27.05.2008 года, № 3731 от 20.08.2010 года о внесении изменений в документацию по планировке территорий - проект "План красных линий территорий общего пользования и линейных объектов Великого Новгорода", указав, что техническая ошибка была допущена в связи с внесением в 2007 году изменений в проект "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода" в микрорайоне 5 Деревяницкого жилого района города, в результате которых красные линии в квартале 5 Великого Новгорода были ошибочно убраны в электронном варианте плана красных линий. Администрация считает, что при согласовании разрешения на строительство заявитель должен был знать о том, что данный участок находится в границах территорий общего пользования, поскольку из плана спорного земельного участка, имеющегося в землеустроительном деле по состоянию на 2007 год, следует, что спорный земельный участок находился в границах территорий общего пользования. Кроме того представители Администрации считают, что оспариваемое постановление и "План красных линий и магистралей Великого Новгорода" не нарушают прав и законных интересов заявителя, так как заявитель имел возможность обратиться в Администрацию Великого Новгорода и ознакомиться с планом красных линий. Представитель ОАО "И" (далее - "И"), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, пояснил, что "И" в 2003 году выполнял работы по корректировке градостроительной документации на красные линии улиц и магистралей Великого Новгорода по договору № 374 от 14.04.2003 года, заключенному с Администрацией Великого Новгорода в соответствии с утвержденной сметой. По состоянию на 2004 год красная линия проходила через спорный земельный участок, что подтверждается выкопировкой из плана красных линий 2004 года. По состоянию на 2008 год красные линий на спорном участке отсутствуют, в связи с допущенной технической ошибкой. В судебном заседании суд обозрел оригиналы документов, представленных Администрацией, в том числе землеустроительное дело спорного земельного участка, а также "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода", размещенный на официальном сайте Администрации в сети Интернет по состоянию на 2008 год, согласно которому спорный земельный участок находится за пределами красных линий. Заслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, выслушав прения, реплики, суд находит уточненные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению. Как следует из материалов дела, НОУ "С" согласно договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, № 1190-з от 30.04.2009 года, заключенному на основании приказа комитета по управлению государственным имуществом от 30.04.2009 года № 762 "О предоставлении в аренду НОУ "С" земельного участка по ул. Балтийская, для завершения строительства лодочной спасательной станции", принял во временное владение и пользование на условиях аренды, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 53:23:73:00500068, общей площадью 1275 кв. м, расположенный в зоне рекреации Р.-Р. 4 (зона природных ландшафтов) по адресу: Великий Новгород, ул. Балтийская (л. д. 46 - 50). После завершения строительства НОУ "С" зарегистрировал право собственности на здание лодочной станции с причалом, нежилое, 1-этажное, общей площадью 166,4 кв. м, инв. № <...>, расположенное по адресу: <...>, о чем 30.03.2010 года выдано свидетельство о государственной регистрации права № <...> (л. д. 45). Заявитель 26.05.2010 года обратился в Комитет по управлению государственным имуществом области (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 53:23:73:00500068, общей площадью 1275 кв. м, на котором расположен спорный объект недвижимости. Приказом Комитета от 19.07.2010 года № 1554 заявителю отказано в приватизации спорного земельного участка. Приказ Комитета об отказе в приватизации спорного земельного участка обжалован заявителем в арбитражный суд, возбуждено дело А44-3993/2010, в ходе рассмотрения которого выявлено, что заключение Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов от 17.06.2010 года № 2297 о том, что спорный земельный участок не входит в границы территории общего пользования и не зарезервирован для муниципальных нужд признано недействительным в связи с технической ошибкой, выдано заключение от 21.12.2010 года № 5310 о том, что спорный земельный участок входит в границы территории общего пользования (л. д. 37, 38), данное заключение направлено в Комитет по управлению государственным имуществом, а также представлено суду. Заявитель, считая, что вышеуказанные обстоятельства возникли в связи с тем, что Администрацией в установленном порядке не был опубликован "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода", утвержденный постановлением Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 года № 93, что нарушило права заявителя на получение информации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Согласно статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Такая же норма содержится в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, вступившем в законную силу с 01.01.2006 года. Согласно пункту 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Из содержания частей 4, 5 статьи 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. В соответствии со статьей 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нормативный акт государственного органа местного самоуправления может быть признан судом несоответствующим закону или иному правовому акту и нарушающим гражданские и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Согласно пункту 6 статьи 194 АПК РФ на орган, принявший оспариваемые нормативные акты, возлагается обязанность доказывания соответствия этих актов федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия. Администрацией Великого Новгорода 21.05.2004 года принято постановление № 93 "Об утверждении градостроительной документации - проекта "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода", согласно которому спорный земельный участок находится в границах территорий общего пользования. Исходя из смысла и содержания статьей 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Устава Великого Новгорода, утвержденного решением Новгородской городской Думы 23.04.1998 года № 368, а также из анализа содержания вышеупомянутого постановления, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление обладает признаками нормативного акта, поскольку представляет собой официальный документ, принятый органом местного самоуправления в определенной законом форме и в соответствии с полномочиями, закрепленными за органом местного самоуправления, содержит в себе правовые нормы, рассчитано на неоднократное применение и касается неопределенного круга лиц. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Пунктом 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Согласно пункту 4 статьи 7 Устава Великого Новгорода правовые акты органов местного самоуправления Великого Новгорода, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в издании, определяемом решением Думы Великого Новгорода. Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 12 статьи 1, а не пункт 12 статьи 12.
При этом территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц Исходя из положения части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду части 2 - 6 статьи 42, а не части 2 - 6.
Части 2 - 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства. Указанные нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по проектировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы проезды линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку. Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 года № 18-30. Согласно пункту 1 Инструкции, данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке. При этом проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации (пункт 4.1 Инструкции).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункты 1, 4 пункта 3.2.1, а не подпункт 1.4.
Согласно подпункту 1.4 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года № 150 проект планировки - градостроительная документация, разрабатывается для частей территорий поселений и включает: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения; план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории. На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (подпункт 6 пункта 3.2.1 Инструкции). На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны вышеперечисленные элементы (подпункт 7 пункта 3.2.1 Инструкции). Из анализа указанных норм права следует, что план красных линий является неотъемлемой частью градостроительной документации по планировке территории. Согласно пункту 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что план красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода в первоначальном виде не был опубликован в установленном порядке, опубликован только текст постановления. Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Доводы Администрации о том, что схема, утвержденная на общественных слушаниях, была обнародована, в связи с чем, заявитель имел возможность ознакомится с ней, а также имел возможность обратиться в Администрацию для ознакомления с планом красных линий в электронном виде, судом отклоняются, поскольку Администрацией не представлено суду доказательств того, что план красных линий с момента обнародования его на общественных слушаниях до момента утверждения его оспариваемым постановлением не претерпел каких-либо изменений. Оригиналов протоколов и схемы, на которые ссылается Администрация, суду на обозрение не представлено и в материалах дела А44-786/2008 указанные документы отсутствуют. Кроме того, из представленных в материалы дела выкопировок из плана красных линий по состоянию на 2004, 2008 и 2011 год видно, что в 2004 году красная линия проходила через спорный земельный участок, в 2008 году отсутствовала, по состоянию на 2011 год проходит по границе спорного участка. При обозрении судом плана красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода, размещенного на официальном сайте Администрации в сети Интернет по состоянию на 2008 год, установлено, что спорный земельный участок находится за пределами красных линий. Доказательств опубликования информации о допущенной в 2007 году технической ошибке, выразившейся в необоснованном удалении красных линий в квартале № 5 Великого Новгорода из плана, а также доказательств опубликования сведений об устранении допущенной ошибки суду не представлено. В связи с тем, что доказательств опубликования в первоначальном виде проекта - "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода", утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 года № 93 "Об утверждении градостроительной документации - проекта "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода", суду не представлено, суд полагает, что указанное Постановление не соответствует статье 29 Конституции Российской Федерации, статье 46 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 4 статьи 7 Устава Великого Новгорода. Также суд полагает, что Постановление Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 года № 93 в оспариваемой части нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи со следующим. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Таким образом, прохождение красной линии через названный земельный участок определяет в дальнейшем статус земельного участка, поскольку земли общего пользования не подлежат приватизации. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 53:23:73:00500068, общая площадь составляет 1275 кв. м, расположен в зоне рекреации Р.-Р. 4 (зона природных ландшафтов). Приказом Комитета по управлению государственным имуществом от 30.04.2009 года № 762 "О предоставлении в аренду НОУ "С" земельного участка по ул. Балтийская, для завершения строительства лодочной спасательной станции" указанный земельный участок предоставлен заявителю на праве аренды. При этом, исходя из содержания приказа и договора аренды № 1190-з от 30.04.2009 года, каких либо обременений по данному участку не установлено и в последующем не устанавливалось. В связи с тем, что наличие красных линий на спорном земельном участке исключает право общества на приватизацию указанного земельного участка, а также учитывая, что заявитель изъявил желание приватизировать спорный земельный участок и обратился в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, данный вопрос имеет существенное значение. Ссылка в договоре аренды на распространение на спорный земельный участок иных ограничений (обременений) установленных законодательством Российской Федерации свидетельствует о том, что данные ограничения (обременения) должны быть установлены в строго определенном порядке, предусмотренным для принятия нормативных актов. Обнародование проекта плана красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода на общественных обсуждениях не является способом опубликования, предусмотренным статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Доводы Администрации о том, что заявитель, при согласовании разрешения на строительство, должен был знать о том, что данный участок находится в границах территорий общего пользования, опровергаются также действиями уполномоченных лиц Комитета по управлению государственным имуществом области и Администрации Великого Новгорода, направленными на выдачу разрешения на строительство спорного объекта недвижимости, заключение договора аренды спорного земельного участка, составление актов муниципального контроля, выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию без указания на то, что спорный земельный участок находится в границах территорий общего пользования. Кроме того, заявитель на момент получения разрешения на строительство и разрешения на ввод спорного объекта недвижимости, воспользовался своим правом на получение информации о спорном земельном участке, размещенной в порядке статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети "Интернет". Таким образом, суд считает, что оспариваемое постановление также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно право в полной мере пользоваться принадлежащим ему на праве собственности недвижимым имуществом. В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Оценив в совокупности, письменные материалы дела, объяснения лиц, участвующих в деле по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, что представленные документы противоречат друг другу и Администрацией не представлено доказательств опубликования плана красных линий в первоначальном варианте, в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого постановления вышеупомянутым нормам закона, имеющим высшую юридическую силу, а также нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, полагает уточненные требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на ответчика в полном объеме. Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 191 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление некоммерческого образовательного учреждения "С" к Администрации Великого Новгорода о признании недействующим в части Постановления Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 года № 93 "Об утверждении градостроительной документации - проекта "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода" удовлетворить. Признать недействующим постановление Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 года № 93 "Об утверждении градостроительной документации - проекта "План красных линий улиц и магистралей Великого Новгорода" в части утверждения красных линий, проходящих по земельному участку с кадастровым номером 53:23:73:00500068, общей площадью 1275 кв. м, расположенному по адресу: Великий Новгород, ул. Балтийская, д. 1, как не соответствующее статье 29 Конституции Российской Федерации, статье 46 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 4 статьи 7 Устава Великого Новгорода. Взыскать с Администрации Великого Новгорода в пользу некоммерческого образовательного учреждения "С" 2000,00 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине. Возвратить некоммерческому образовательному учреждению "С" из федерального бюджета 2000,00 руб. излишне уплаченной государственной пошлины платежным поручением <...>. Выдать исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины. Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий судья А.Е.ФЕДОРОВА
Судьи И.Г.ЛАРИНА И.В.НЕСТЕРОВА
Официальная публикация в СМИ: публикаций не найдено
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2011 по делу № А44-325/2011 данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
Решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.06.2011 по делу № А44-325/2011 О признании недействующим постановления Администрации Великого Новгорода от 21.05.2004 № 93 "Об утверждении документации по планировке территорий - проекта "План красных линий территорий общего пользования и линейных объектов Великого Новгорода" в части утверждения красных линий, проходящих по земельному участку с кадастровым номером 53:23:73:00500068, общей площадью 1275 кв. м, расположенному по адресу: Великий Новгород, ул. Балтийская, д. 1.
| | |
|