Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2011 г. по делу № 3-94/2011

В составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Я.
с участием прокурора: Джаналиевой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 октября 2011 года гражданское дело по заявлению П. о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению пункта 2.1 Положения "О порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Волгоградской области", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649 (ред. от 23.12.2010) в части слов "получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",

установил:

П. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству пункта 2.1 Положения "О порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Волгоградской области", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649 (ред. от 23.12.2010) в части слов "получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В обоснование требований указал, что оспариваемый нормативный правовой акт в оговоренной части противоречит федеральному законодательству, а именно статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
В судебном заседании П. и его представитель В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали, пояснив, что оспариваемая норма ставит новое, дополнительное условие присвоения этого звания - установление (назначение) пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При обращении заявителя в ГКУ "Ц" (Волгоградская область) в присвоении звания "Ветеран труда" ему было отказано, несмотря на то, что он получает пенсию по выслуге лет и награжден медалями МВД России "За отличие в службе" 3-х степеней, имеет требуемый стаж работы. Заявителю было разъяснено, что он вправе получить указанное звание только по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Это, по мнению П. и его представителя, противоречит конституционным принципам социальной защиты, подлежащим соблюдению субъектами Российской Федерации при осуществлении правового регулирования мер социальной поддержки лиц, имеющих статус ветеранов труда.
Представитель Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания и доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем Волгоградский областной суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 2 ст. 252 ГПК РФ.
Представитель Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области Х., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснив, что в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона РФ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации в лице Главы Администрации Волгоградской области был вправе определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Обжалуемый акт, по мнению представителя Управления, принят в соответствии с компетенцией субъекта РФ - Волгоградской области, уполномоченным на это органом, и не противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, указала, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт распространяет свое действие на заявителя по настоящему делу, поскольку, действительно, по достижении пенсионного возраста, установленного Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ему (П.) может быть присвоено звание "Ветерана труда".
Выслушав заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица - Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Джаналиевой Э.Р., полагавшей заявленные требования обоснованным, Волгоградский областной суд находит требования П. подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд полагает, что П. вправе оспаривать в судебном порядке нормативный правовой акт, утвержденный постановлением Главы Администрации Волгоградской области, поскольку он регулирует правовые отношения с участием заявителя.
Так, в силу ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение трудовой пенсии по старости производится на условиях достижения возраста 60 лет для мужчин и наличия не менее пяти лет страхового стажа.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) указанных лиц определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Отказывая П. в присвоении звания "Ветерана труда" ГКУ "Ц" (Волгоградская область) сослался только на то обстоятельство, что заявитель не является получателем трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что до службы в органах внутренних дел П. работал в качестве электромонтера в "В" (с 29.07.1985 г. по 22.10.1985 г., с 15.06.1989 г. по 26.11.1990 г.).
Таким образом, имеются правовые основания для включения в страховой стаж заявителю периодов прохождения службы в органах внутренних дел. Следовательно, единственным препятствием для присвоения звания "Ветеран труда" с учетом требований оспариваемого нормативного правового акта П. является то обстоятельство, что П. не является лицом, получающим трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что 5 июля 2005 года Главой Администрации Волгоградской области было принято постановление № 649 "О порядке подтверждения статуса ветерана труда на территории Волгоградской области". Постановление опубликовано 15.07.2005 года в газете "Волгоградская правда" (№ 128) и вступило в силу с указанного времени. В настоящее время постановление действует в редакции постановления Главы Администрации Волгоградской обл. от 23.12.2010 № 1948.
Из раздела I Положения "О порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Волгоградской области", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649 в действующей редакции следует, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Волгоградской области, независимо от прекращения ими трудовой деятельности:
а) награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения лица, указанные в разделе 1 настоящего Положения, получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подают в центры социальной защиты населения по месту жительства заявление на имя руководителя Центра социальной защиты населения с приложением документов, подтверждающих основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах". Исходя из положений названного Федерального закона признание лица ветераном труда не ставится в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.
Между тем, оспариваемое положение постановления Главы Администрации Волгоградской области, предусматривающее в качестве одного из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" установление (назначение) лицу трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ограничивает (сужает) по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", и противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает правовой акт недействующим полностью или в части в том случае, если данный акт или его часть противоречит федеральному закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление П. удовлетворить.
Признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункта 2.1 Положения "О порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Волгоградской области", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649 (ред. от 23.12.2010) в части слов "получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Волгоградского областного суда от 06.10.2011 по делу № 3-94/2011
<О признании недействующим пункта 2.1 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649 (ред. от 23.12.2010) в части слов "получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru