ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2011 г. по делу № 3-94/2011
В составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Я.
с участием прокурора: Джаналиевой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 октября 2011 года гражданское дело по заявлению П. о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению пункта 2.1
Положения "О порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Волгоградской области", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649 (ред. от 23.12.2010) в части слов "получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
установил:
П. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству пункта 2.1
Положения "О порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Волгоградской области", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649 (ред. от 23.12.2010) в части слов "получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В обоснование требований указал, что оспариваемый нормативный правовой акт в оговоренной части противоречит федеральному законодательству, а именно статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
В судебном заседании П. и его представитель В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали, пояснив, что оспариваемая норма ставит новое, дополнительное условие присвоения этого звания - установление (назначение) пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При обращении заявителя в ГКУ "Ц" (Волгоградская область) в присвоении звания "Ветеран труда" ему было отказано, несмотря на то, что он получает пенсию по выслуге лет и награжден медалями МВД России "За отличие в службе" 3-х степеней, имеет требуемый стаж работы. Заявителю было разъяснено, что он вправе получить указанное звание только по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Это, по мнению П. и его представителя, противоречит конституционным принципам социальной защиты, подлежащим соблюдению субъектами Российской Федерации при осуществлении правового регулирования мер социальной поддержки лиц, имеющих статус ветеранов труда.
Представитель Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания и доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем Волгоградский областной суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 2 ст. 252 ГПК РФ.
Представитель Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области Х., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснив, что в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона РФ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации в лице Главы Администрации Волгоградской области был вправе определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Обжалуемый акт, по мнению представителя Управления, принят в соответствии с компетенцией субъекта РФ - Волгоградской области, уполномоченным на это органом, и не противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, указала, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт распространяет свое действие на заявителя по настоящему делу, поскольку, действительно, по достижении пенсионного возраста, установленного Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ему (П.) может быть присвоено звание "Ветерана труда".
Выслушав заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица - Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Джаналиевой Э.Р., полагавшей заявленные требования обоснованным, Волгоградский областной суд находит требования П. подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд полагает, что П. вправе оспаривать в судебном порядке нормативный правовой акт, утвержденный постановлением Главы Администрации Волгоградской области, поскольку он регулирует правовые отношения с участием заявителя.
Так, в силу ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение трудовой пенсии по старости производится на условиях достижения возраста 60 лет для мужчин и наличия не менее пяти лет страхового стажа.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) указанных лиц определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Отказывая П. в присвоении звания "Ветерана труда" ГКУ "Ц" (Волгоградская область) сослался только на то обстоятельство, что заявитель не является получателем трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что до службы в органах внутренних дел П. работал в качестве электромонтера в "В" (с 29.07.1985 г. по 22.10.1985 г., с 15.06.1989 г. по 26.11.1990 г.).
Таким образом, имеются правовые основания для включения в страховой стаж заявителю периодов прохождения службы в органах внутренних дел. Следовательно, единственным препятствием для присвоения звания "Ветеран труда" с учетом требований оспариваемого нормативного правового акта П. является то обстоятельство, что П. не является лицом, получающим трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что 5 июля 2005 года Главой Администрации Волгоградской области было принято постановление
№ 649 "О порядке подтверждения статуса ветерана труда на территории Волгоградской области". Постановление
опубликовано 15.07.2005 года в газете "Волгоградская правда" (№ 128) и вступило в силу с указанного времени. В настоящее время постановление
действует в редакции постановления
Главы Администрации Волгоградской обл. от 23.12.2010 № 1948.
Из раздела I
Положения "О порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Волгоградской области", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649 в действующей редакции следует, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Волгоградской области, независимо от прекращения ими трудовой деятельности:
а) награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 2.1
Положения лица, указанные в разделе 1
настоящего Положения, получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подают в центры социальной защиты населения по месту жительства заявление на имя руководителя Центра социальной защиты населения с приложением документов, подтверждающих основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах". Исходя из положений названного Федерального закона признание лица ветераном труда не ставится в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.
Между тем, оспариваемое положение постановления
Главы Администрации Волгоградской области, предусматривающее в качестве одного из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" установление (назначение) лицу трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ограничивает (сужает) по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", и противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает правовой акт недействующим полностью или в части в том случае, если данный акт или его часть противоречит федеральному закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление П. удовлетворить.
Признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункта 2.1
Положения "О порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Волгоградской области", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649 (ред. от 23.12.2010) в части слов "получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Судья
И.Г.КУБАСОВ