Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2011 г. по делу № 3-86/2011

В составе председательствующего судьи Кубасова И.Г.
при секретаре Я.
с участием прокурора Нугаева Р.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 октября 2011 года гражданское дело по заявлению главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 04.12.2006 № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями",

установил:

Глава Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 04.12.2006 № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в части передачи из муниципальной собственности Даниловского района в собственность Плотниковского сельского поселения:
1). имущества, предназначенного для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, а именно: скотомогильника № 1, площадью 30 кв. м., инвентарный номер 101030380053; скотомогильника № 2, площадью 30 кв. м., инвентарный номер 101030380054; скотомогильника № 3, площадью 0,4 га, инвентарный номер 101030380055; скотомогильника № 4, площадью 0,3 га, инвентарный номер 101030380056 (п. п. 7 - 10 раздела XII приложения № 10);
2). имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадки № 1 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380048; площадки № 2 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380049; площадки № 3 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380050; площадки № 4 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380051; площадки № 5 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380052; поля ассенизации площадью 1,5 га, инвентарный номер 101030380057 (п. п. 1 - 6 раздела XIII приложения № 10);
3). имущества, предназначенного для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: плотины пруда Поповский, инвентарный номер 101030380017; плотины пруда Черновский, инвентарный номер 101030380018; плотины пруда Бирючий, инвентарный номер 101030380019; плотины пруда Ломовский, инвентарный номер 101030380020; плотины пруда Осиновый, инвентарный номер 101030380021; плотины пруда Заплавский, инвентарный номер 101030380022; плотины пруда Зенкин, инвентарный номер 101030380023; плотины пруда Новый, инвентарный номер 101030380024; плотины пруда Новейший, инвентарный номер 101030380025; плотины пруда Хуторский, инвентарный номер 101030380026; плотины пруда Голый, инвентарный номер 101030380027; плотины пруда Денисов, инвентарный номер 101030380028; плотины пруда Шаповаловский, инвентарный номер 101030380029; плотины пруда Начальный, инвентарный номер 101030380030; плотины пруда Безымянный-16, инвентарный номер 101030380031; плотины пруда Безымянный-17, инвентарный номер 101030380032; плотины пруда Пекин, инвентарный номер 101030380033; плотины пруда Петрушкин, инвентарный номер 101030380034; плотины № 1, инвентарный номер 101030380042; плотины пруда № 2, инвентарный номер 101030380043, плотина № 3, инвентарный номер 101030380044; плотина № 4, инвентарный номер 101030380045; плотины № 5, инвентарный номер 101030380046; плотины № 6, инвентарный номер 101030380047 (п. п. 1 - 18 раздела XX приложения № 10).
В обоснование требований заявитель указал, что переданные в собственность сельского поселения скотомогильники являются имуществом, необходимым для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Однако, в силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В заявлении, направленном в суд, кроме того, указано, что переданные в собственность Даниловского сельского поселения гидротехнические сооружения-плотины предназначены для предотвращения эрозии почвы.
Однако, по мнению заявителя, указанное имущество не может находиться в собственности сельского поселения, поскольку статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не установлено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предотвращения эрозии почвы.
Пунктом 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Земли, на которых находятся 18 плотин, переданных в собственность Плотниковского сельского поселения, являются землями не прошедшими государственного разграничения. Таким образом, в силу положений части 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ, эти земли являются собственностью государства РФ. Поскольку плотины созданы как имущество, предназначенное для борьбы с эрозией почвы, они могут находиться в собственности Российской Федерации, как собственника земель, не прошедших государственного разграничения.
Передача из муниципальной собственности Даниловского района в собственность Плотниковского сельского поселения указанного имущества произведена в нарушение требований Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Переданные в муниципальную собственность объекты с наименованием "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га" фактически не существуют, поскольку на их месте находятся объекты "свалка".
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, в действительности существующий объект "свалка" должен находиться в собственности Котовского муниципального района, поскольку именно названное муниципальное образование в силу федерального законодательства должно нести ответственность за содержание такого рода объектов.
Ассенизационное поле предназначено для утилизации и обезвреживании жидких бытовых отходов. Вместе с тем, пунктом 9 части 3 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, может находиться в собственности муниципальных районов, но не в собственности сельского поселения.
Заявитель, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания и доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем Волгоградский областной суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 2 ст. 252 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области А., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал, привел доводы о том, что оспариваемые заявителем положения регионального нормативного правового акта требованиям федерального законодательства не противоречат.
Представители Волгоградской областной Думы Б. и Х., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований, в обоснование своей позиции указали следующее.
В силу п.п. 12 п. 2 и п.п. 9 п. 3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, могут находиться в собственности муниципальных образований. Поскольку переданные Плотниковскому сельскому поселению в муниципальную собственность "площадки для временного хранения твердых бытовых отходов" по своему функциональному назначению являются именно площадками, а не свалками, следовательно, оспариваемый Закон Волгоградской области в части передачи имущества предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора принят в полном соответствии с федеральным и областным законодательством.
Что касается передачи в собственность сельского поселения такого имущества как скотомогильники (п. п. 7 - 10 раздела XII приложения № 10 оспариваемого Закона Волгоградской области), то с учетом требований п.п. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. По мнению представителей Волгоградской областной Думы скотомогильники являются имуществом, предназначенным именно для организации благоустройства и озеленения территории поселения.
Также считают, что доводы заявителя о противоречии федеральному законодательству Закона Волгоградской области в части передачи в собственность сельского поселения 18 плотин основаны на неверном толковании закона.
Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственником гидротехнического сооружения, в том числе плотины, могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 10 января 1996 года № 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Вместе с тем, заявителем не представлены суду доказательства, подтверждающие функциональное назначение 18 плотин, переданных в собственность сельского поселения. Указанное имущество вместе с остальными плотинами, передача которых в собственность сельского поселения не оспаривается, были переданы Даниловскому сельскому поселению в качестве имущества, предназначенного для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, оспариваемый Закон Волгоградской области в указанной части принят в полном соответствии с федеральным законодательством.
Кроме того, до принятия оспариваемого Закона области каких-либо разногласий в части согласования спорного объекта имущества между муниципальными образованиями Даниловский муниципальный район и Плотниковское сельское поселение Волгоградской области не возникло, в связи с чем заявитель в настоящее время не вправе оспаривать в указанной части положения Закона Волгоградской области от 04.12.2006 № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Представитель Главы Администрации Волгоградской области Г. возражал против удовлетворения требований главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области по основаниям, изложенным представителями Волгоградской областной Думы.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Нугаева Р.К. полагавшим заявленные требования обоснованными, за исключением требований о признании Закона Волгоградской области от 04.12.2006 № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в части передачи в собственность Плотниковского сельского поселения 18 гидротехнических сооружений - плотин, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. № 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".
Частью 11. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства 21.11.2006 года Волгоградская областная Дума приняла, а 4.12.2006 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Указанный Закон опубликован в издании "Волгоградская правда", № 229, 8.12.2006 (спецвыпуск 6) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Статьей 1 Закона области № 1358-ОД были утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Даниловского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение 10 к Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Даниловского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Даниловского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Даниловским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Плотниковского сельского поселения.
Согласно пунктам 7, 8, 9, 10 раздела XII приложения № 10 к Закону Волгоградской области от 21 ноября 2006 года № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями", в собственность муниципального образования Плотниковское сельское поселение передано имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, поименованное как: скотомогильник № 1; площадью 30 кв. м., инвентарный номер 101030380053; скотомогильник № 2; площадью 30 кв. м., инвентарный номер 101030380054; скотомогильник № 3; площадью 0,4 га, инвентарный номер 101030380055; скотомогильник № 4; площадью 0,3 га, инвентарный номер 101030380056, расположенное в х. Плотников, х. Бобры, с. Заплавка Даниловского района Волгоградской области.
Вместе с тем, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что передача указанных объектов в собственность сельского поселения противоречит требованиям Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в силу следующего.
Так, согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.


Согласно п. п. 1 - 6 раздела XIII приложения № 10 к Закону Волгоградской области от 21 ноября 2006 года № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Плотниковского сельского поселения, кроме того, было передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, имеющее в Законе области наименование: площадка № 1 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380048; площадка № 2 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380049; площадка № 3 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380050; площадка № 4 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380051; площадка № 5 для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, инвентарный номер 101030380052; поле ассенизации площадью 1,5 га, инвентарный номер 101030380057.
Указанное имущество расположено в х. Плотников-1, х. Бобры, с. Заплавка Даниловского района Волгоградской области.
В судебном заседании стороны не оспаривали того факта, что объекты, переданные Плотниковскому сельскому поселению в муниципальную собственность под наименованием "площадки для временного хранения твердых бытовых отходов" являются отведенным местом для складирования отходов производства и потребления населения Плотниковского сельского поселения, и фактически выполняют функцию свалок.
Отходы, размещенные на "свалках", хранятся на них постоянно (более 6 лет), в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон "Об отходах..." определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. Вместе с тем, Закон об отходах не разделяет объекты размещения отходов на временные и постоянные, но привязывает их к цели последующего обращения с отходами. То есть по смыслу законодательства объектами размещения отходов могут быть только такие специализированные объекты, в которых отходы содержатся в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Вместе с тем, суду не было представлено доказательств того, что муниципальное образование Плотниковское сельское поселение Волгоградской области занимается и вправе заниматься размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" такая обязанность на муниципальное образование - Плотниковское сельское поселение Волгоградской области не возложена.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что переданные Плотниковскому сельскому поселению в муниципальную собственность 5 площадок для временного хранения твердых бытовых отходов, а также поле ассенизации, которое фактически представляет собой площадку для временного хранения жидких отходов, по своему функциональному назначению являются "свалками".
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) к вопросам местного значения поселения отнесены лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В судебном заседании 4 октября 2011 года глава администрации Плотниковского сельского поселения Даниловского района Волгоградской области пояснил, что названный орган местного самоуправления надлежащим образом исполняет свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которые собираются со специально оборудованных контейнерных площадок, расположенных в жилых кварталах поселения, и вывозятся на свалки, расположенную в пределах Даниловского муниципального района, поскольку иное место для временного хранения либо утилизации и переработки отходов производства Даниловским муниципальным районом Волгоградской области не определено.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что передача названных объектов в муниципальную собственность Плотниковского сельского поселения является незаконной и противоречит приведенному выше федеральному законодательству.
Доводы представителей заинтересованных лиц (Волгоградской областной Думы и Администрации Волгоградской области) о том, что в собственность заявителя имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не передавалось, не свидетельствуют о необоснованности заявленных требований.
Из материалов дела следует, что в собственность Плотниковского сельского поселения Даниловского района Волгоградской области фактически были переданы объекты, предназначенные для постоянного хранения твердых и жидких бытовых отходов. Однако в силу приведенного действующего федерального законодательства обязанностью муниципального образования на уровне поселения является исключительно деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителей заинтересованных лиц о том, что поле ассенизации площадью 1,5 га передано в собственность Плотниковского сельского поселения правомерно, поскольку должно использоваться им для выполнения возложенных на него функций по водоотведению при предоставлении коммунальных услуг жителям поселения.
Судом установлено и не оспаривается никем из лиц участвующих в деле, что часть домов в Плотниковском сельском поселении имеют выгребную канализацию, то есть стоки жидких бытовых отходов из них накапливаются в специально оборудованных резервуарах - выгребах (используются для одного или нескольких домов), из которых откачиваются специальной техникой и вывозятся на места захоронения жидких бытовых отходов (поля ассенизации).
Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого помещения только по присоединенной сети. В силу п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, под канализационной сетью понимается система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод; под водоотведением понимается технологических процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения; под централизованной системой коммунальной канализации - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. Таким образом, очистка выгребов при выгребной канализации не является услугой по водоотведению, поскольку для ее осуществления используется иной технологический процесс, без использования сети, конечной точкой которой являются очистные сооружения.
Услуга по вывозу жидких бытовых отходов является жилищной услугой, что подтверждается пп. д п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, и п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатацию жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, согласно которым предприятия по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза жидких и твердых бытовых отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
При этом к полномочиям сельского поселения относится исключительно вывоз жидких бытовых отходов в места их захоронения (поля ассенизации), а не их дальнейшая переработка и утилизация.
Поскольку размещение отходов и их содержание на специализированных объектах возможно только в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, что является обязанностью муниципального района, предоставление спорных имущественных объектов в собственность сельского поселения является неправомерным.
Согласно пунктам 1 - 18 раздела XX приложения № 10 к Закону Волгоградской области от 21 ноября 2006 года № 1358-ОД "О разграничении имущества..." в собственность муниципального образования - Плотниковское сельское поселение передано имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: плотина пруда Поповский, инвентарный номер 101030380017; плотина пруда Черновский, инвентарный номер 101030380018; плотина пруда Бирючий, инвентарный номер 101030380019; плотина пруда Ломовский, инвентарный номер 101030380020; плотина пруда Осиновый, инвентарный номер 101030380021; плотина пруда Заплавский, инвентарный номер 101030380022; плотина пруда Зенкин, инвентарный номер 101030380023; плотина пруда Новый, инвентарный номер 101030380024; плотина пруда Новейший, инвентарный номер 101030380025; плотина пруда Хуторский, инвентарный номер 101030380026; плотина пруда Голый, инвентарный номер 101030380027; плотина пруда Денисов, инвентарный номер 101030380028; плотина пруда Шаповаловский, инвентарный номер 101030380029; плотина пруда Начальный, инвентарный номер 101030380030; плотина пруда Безымянный-16, инвентарный номер 101030380031; плотина пруда Безымянный-17, инвентарный номер 101030380032; плотина пруда Пекин, инвентарный номер 101030380033; плотина пруда Петрушкин, инвентарный номер 101030380034; плотина № 1, инвентарный номер 101030380042; плотина пруда № 2, инвентарный номер 101030380043; плотина № 3, инвентарный номер 101030380044; плотина № 4, инвентарный номер 101030380045; плотина № 5, инвентарный номер 101030380046; плотина № 6, инвентарный номер 101030380047, расположенные в х. Плотников-1, х. Бобры, с. Заплавка Даниловского района Волгоградской области.
Передача указанного имущества в собственность сельского поселения полностью соответствует требованиям федерального законодательства и не противоречит ему, а доводы заявителя в названной части связаны с неправильным толкованием действующего законодательства и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Так, согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п.п. 3 пункта 1 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Статья 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" устанавливает, что гидротехническими сооружениями являются "плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели... а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов". При этом, собственником гидротехнического сооружения может быть как Российская Федерация и субъект Российской Федерации, так и муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющей право владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 10 января 1996 года № 4-ФЗ "О мелиорации земель", мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
Согласно ст. 16 указанного Закона, органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель:
- владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях;
- координацию и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.
Следовательно, право муниципальной собственности на объекты мелиоративных систем и гидротехнических сооружений по своей правовой природе аналогично содержанию права государственной собственности.
Как усматривается из материалов дела, указанное имущество (28 плотин), расположено на территории муниципального образования Плотниковского сельского поселения.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона Волгоградской области от 22 декабря 2004 года № 973-ОД "Об установлении границ и наделении статусом Даниловского района и муниципальных образований в его составе" в состав Даниловского района образовано сельское поселение Плотниковское - в границах согласно и (приложение 12), в состав которого входят хутора Плотников 1-й, Бобры и село Заплавка, с административным центром - хутор Плотников 1-й.
Таким образом, суд приходит к выводу, что организация и осуществление мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Доводы заявителя о том, что переданные в собственность сельского поселения гидротехнические сооружения не предназначены для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а предназначены для предотвращения эрозии почвы, являются голословными и не подтверждены какими-либо доказательствами.
Таким образом, судом не установлено наличие противоречия оспариваемой части Закона области федеральному законодательству и, соответственно, нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 04.12.2006 № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" удовлетворить частично.
Признать не соответствующими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу пункты 7, 8, 9 и 10 раздела XII "Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения", пункты 1, 2, 3, 4, 5 и 6 раздела XIII "Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора" приложения 10 Закона Волгоградской области от 04.12.2006 № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Волгоградского областного суда от 05.10.2011 по делу № 3-86/2011
<О признании недействующими пунктов 7 - 10 раздела XII, пунктов 1 - 6 раздела XIII приложения 10 к Закону Волгоградской области от 04.12.2006 № 1358-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Даниловский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru