Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2011 г. № 7-3-9-2011

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОДПУНКТА 1 ПУНКТА 1 ГЛАВЫ 2 ПОЛОЖЕНИЯ "О НАЗНАЧЕНИИ
И ВЫПЛАТЕ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ И ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
СЛОБОДО-ТУРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА", УТВЕРЖДЕННОГО
РЕШЕНИЕМ ДУМЫ СЛОБОДО-ТУРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОТ 29 МАЯ 2009 ГОДА № 104 В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ В.М. БОРМОТОВА

Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, М.Н. Обрубовой,
с участием М.Н. Шагина - представителя заявителя В.М. Бормотова, представителя Думы Слободо-Туринского муниципального района - председателя Думы Э.П. Заровнятных, Д.В. Ирзутова - представителя Главы Слободо-Туринского муниципального района,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 1 пункта 1 главы 2 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Слободо-Туринского муниципального района", утвержденного Решением Думы Слободо-Туринского муниципального района от 29 мая 2009 года № 104 "О новой редакции Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Слободо-Туринского муниципального района", с изменениями, внесенными Решением Думы от 27 октября 2010 года № 228 "О внесении изменений в Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Слободо-Туринского муниципального района, утвержденное Решением Думы Слободо-Туринского муниципального района от 29.05.2009 № 104".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Бормотова Владилена Михайловича. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые в запросе положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.Н. Обрубовой, объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин В.М. Бормотов с запросом о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 1 пункта 1 главы 2 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Слободо-Туринского муниципального района", утвержденного Решением Думы Слободо-Туринского муниципального района от 29 мая 2009 года № 104 "О новой редакции Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Слободо-Туринского муниципального района", с изменениями, внесенными Решением Думы от 27 октября 2010 года № 228 (далее - Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет).
Подпунктом 1 пункта 1 главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается "лицам, замещавшим муниципальные должности Главы Слободо-Туринского муниципального района, депутата Думы Слободо-Туринского муниципального района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и уволенным в связи с прекращением полномочий".
Бормотов В.М., являясь депутатом Слободо-Туринского районного Совета народных депутатов, Решением сессии районного Совета народных депутатов от 27 декабря 1979 года был избран заместителем председателя исполнительного комитета районного Совета народных депутатов и освобожден от занимаемой должности по собственному желанию 29 апреля 1987 года Решением исполнительного комитета Слободо-Туринского районного Совета народных депутатов.
По мнению заявителя, оспариваемая норма Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет нарушает конституционный принцип равноправия и социальной справедливости и не соответствует Уставу Свердловской области, поскольку не предусматривает права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должность заместителя председателя исполнительного комитета Слободо-Туринского районного Совета народных депутатов, которая фактически тождественна муниципальной должности депутата Думы Слободо-Туринского муниципального района, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе.
Гражданин В.М. Бормотов должности Главы Слободо-Туринского муниципального района не замещал, в связи с чем нормативные положения, регулирующие назначение и выплату пенсии за выслугу лет Главе муниципального района, в его деле не применены и применены быть не могли, в связи с чем не затрагивают его права (статья 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области").
Таким образом, предметом рассмотрения Уставным Судом Свердловской области в данном деле является подпункт 1 пункта 1 главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет в части установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную должность депутата Думы Слободо-Туринского муниципального района, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя. Поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения (статья 39).
Вопросы социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Подпункт 5 статьи 2 Закона Свердловской области от 26 декабря 2008 года № 146-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" закрепляет, что в уставах муниципальных образований за счет средств местного бюджета должно быть установлено предоставление депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления дополнительного пенсионного обеспечения с учетом периода исполнения своих полномочий. Порядок и условия предоставления такого пенсионного обеспечения определяются муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Уставом Слободо-Туринского муниципального района, принятого Решением Слободо-Туринской районной Думы от 20 мая 2005 года № 100, депутату Думы Слободо-Туринского муниципального района, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, предусмотрена гарантия в виде дополнительного пенсионного обеспечения с учетом периода исполнения им полномочий в порядке и на условиях, установленных муниципальными правовыми актами Думы Слободо-Туринского муниципального района.
Таким образом, Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет принято Думой Слободо-Туринского муниципального района в пределах ее полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
3. В соответствии с законодательством, действовавшим в период работы заявителя (Конституция РСФСР 1978 года, Закон СССР от 20 сентября 1972 года "О статусе народных депутатов в СССР", Закон РСФСР от 29 июля 1971 года "О районном Совете народных депутатов РСФСР"), принцип разделения властей в деятельности местных органов государственной власти и управления не применялся. Государственную власть осуществляли Советы народных депутатов, которые для выполнения своих исполнительно-распорядительных полномочий создавали исполнительные комитеты.
Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководили всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимали решения, обеспечивали их исполнение. Депутаты Советов народных депутатов всех уровней осуществляли свои полномочия "не порывая с производственной или служебной деятельностью" и безвозмездно. На время сессий Совета депутат освобождался от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.
В период между сессиями Совета исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов решали все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Советов. Исполнительные комитеты созывали сессии Советов, координировали работу постоянных комиссий Советов, оказывали депутатам содействие в осуществлении их полномочий, организовывали выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей, руководили подчиненными им органами управления. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняли свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.
Исполнительные комитеты Советов народных депутатов формировались из числа депутатов на сессии Совета в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов. Одна часть членов исполнительного комитета работала на постоянной основе, другая - без отрыва от производства. Избрание лица депутатом Совета народных депутатов являлось юридическим фактом, который позволял ему претендовать на выборную должность в исполнительном комитете Совета народных депутатов. Депутату районного Совета народных депутатов, освобожденному от работы вследствие избрания его на выборную должность в органе Совета, предоставлялась после окончания его полномочий по выборной должности прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же предприятии, в учреждении, организации. Кроме того, время работы депутата на выборной должности в исполнительном комитете Совета народных депутатов засчитывалось в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность.
С учетом правового статуса Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов В.М. Бормотов работал на "постоянной основе" заместителем председателя исполнительного комитета районного Совета народных депутатов, безвозмездно исполняя обязанности депутата этого Совета. В связи с чем должность, которую занимал заявитель, нельзя приравнять к муниципальной должности депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормативные положения подпункта 1 пункта 1 главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет не нарушает его право на пенсионное обеспечение и соответствует Уставу Свердловской области.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать подпункт 1 пункта 1 главы 2 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Слободо-Туринского муниципального района", утвержденного Решением Думы Слободо-Туринского муниципального района от 29 мая 2009 года № 104 "О новой редакции Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Слободо-Туринского муниципального района", с изменениями, внесенными Решением Думы от 27 октября 2010 года № 228 в части установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную должность депутата Думы Слободо-Туринского муниципального района, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, соответствующим Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".




Официальная публикация в СМИ:
"Областная газета", № 386-387, 22.10.2011


Постановление Уставного Суда Свердловской области от 17.10.2011 № 7-3-9-2011
"По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 1 пункта 1 главы 2 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Слободо-Туринского муниципального района", утвержденного Решением Думы Слободо-Туринского муниципального района от 29 мая 2009 года № 104 в связи с запросом В.М. Бормотова"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru