ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 февраля 2011 г. № 18-р
(в ред. распоряжения
Правительства РК
от 19.10.2011 № 420-р)
В целях реализации на территории Республики Коми единой кадровой политики в соответствии со Стратегией
экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года:
1. Одобрить Концепцию
кадровой политики Республики Коми (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми, организациям всех форм собственности в Республике Коми при планировании и проведении мероприятий в области кадрового обеспечения руководствоваться Концепцией
.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Руководителя Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Опарину Л.О.
(п. 3 в ред. распоряжения
Правительства РК от 19.10.2011 № 420-р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
Одобрена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 1 февраля 2011 г. № 18-р
(приложение)
КОНЦЕПЦИЯ
КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
1. Общие положения
1.1. Анализ ситуации по формированию и использованию человеческих ресурсов в Республике Коми показывает, что обеспечение рабочими и управленческими кадрами реального сектора экономики и бюджетной сферы серьезно влияет на социально-экономическое развитие Республики Коми.
Негативные демографические процессы и отток населения из региона приводят к уменьшению численности трудовых ресурсов, увеличению их среднего возраста, сокращению численности работников в производственной сфере и увеличению ее в непроизводственной, что создает дополнительные риски для экономики в целом. Очевидно, что высокий уровень развития человеческого капитала и эффективные механизмы его использования - важнейшие предпосылки эффективного развития общества. "Необходимо обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые, конечно, подготовлены для участия в модернизации нашей экономики...", - отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое состоялось 31 августа 2010 года.
Вместе с тем на сегодняшний день в России отсутствует государственная кадровая политика как целостная система в сфере государственного управления воспроизводством и рациональным использованием кадрового потенциала общества.
Кадровая политика и кадровая работа в советский период носила чисто прикладной характер и касалась в основном решения конкретных вопросов подбора, расстановки и воспитания кадров аппарата партийных и советских органов, различных отраслей народного хозяйства. Попытки изменить такую ситуацию предпринимались в конце 80-х годов, но не получили необходимого развития. В России проблемами кадровой политики начали серьезно заниматься лишь в 1993 году, когда вышел ряд указов Президента Российской Федерации, был создан Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, советы по кадровой политике в субъектах Российской Федерации, были начаты теоретические проработки проблем кадровой политики.
При продолжающихся процессах государственного устройства и реформирования российского общества концепция кадровой политики Российской Федерации как стратегический документ в настоящее время отсутствует, хотя некоторые вопросы кадровой политики находят отражение в федеральных законах, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др.
В таких условиях непосредственными стратегами и организаторами работы по регулированию кадровых процессов в социальной и экономической сферах жизни выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Параллельно идет процесс практического решения ряда неотложных кадровых проблем, в ходе которого формируются отдельные компоненты государственной кадровой политики, делаются разработки теоретических основ кадровой политики. Указанные направления зачастую развиваются самостоятельно, не всегда взаимно обогащая, а нередко даже отрицая друг друга.
В Республике Коми с конца 90-х годов идет процесс формирования отдельных компонентов кадровой политики, отвечающей потребностям рынка труда.
На сегодняшний день в государственном управлении Республики Коми сложилась определенная система работы по регулированию кадровыми процессами в социальной и экономической сферах жизни, что позволило добиться позитивных изменений по ряду направлений.
Для дальнейшей реализации планов экономического и социального развития, обозначенных Стратегией
экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, необходим концептуальный документ, который бы определял правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы не только по вопросам развития человеческих ресурсов.
Концепция кадровой политики Республики Коми (далее - Концепция) разработана с целью повышения эффективности государственного управления развитием человеческих ресурсов в Республике Коми, удовлетворения потребности секторов экономики и социальной сферы в профессионально подготовленных кадрах.
Концепция отражает основополагающие подходы министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, организаций всех форм собственности в Республике Коми к развитию человеческих ресурсов в Республике Коми. Концепция включает определяющие принципы, приоритеты и основные механизмы по формированию, воспроизводству и развитию человеческих ресурсов, соответствующие Стратегии
экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45.
1.2. Основные термины и понятия Концепции:
1) кадровая политика - деятельность министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, организаций всех форм собственности в Республике Коми по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала государственных органов и органов местного самоуправления, различных секторов экономики и социальной сферы, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач;
2) объекты кадровой политики - процессы формирования, использования и развития кадрового потенциала организаций всех форм собственности в Республике Коми;
3) субъекты государственной кадровой политики - организации всех форм собственности, являющиеся носителями определенной законодательством компетенции в системе управления;
4) механизм обеспечения кадровой политики - комплекс мер по осуществлению цели и задач кадровой политики;
3) развитие внутрифирменного обучения, разработка и реализация корпоративных программ обучения;
4) повышение эффективности обучения через внедрение проектно-ориентированных программ и постпрограммное сопровождение лиц, прошедших обучение.
4.5. Приоритетным направлением кадровой политики в Республике Коми является обеспечение социальных гарантий в области заработной платы и доходов, создание благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения.
Складывающаяся демографическая динамика свидетельствует, что в ближайшие 10 - 15 лет будет обостряться проблема с обеспечением секторов экономики и социальной сферы трудовыми ресурсами. Выход из создавшейся ситуации - рост производительности труда за счет повышения профессионализма кадров и максимальное использование творческого и интеллектуального потенциала различных категорий населения. Это потребует продолжения работы по таким направлениям, как:
1) содействие занятости населения, в том числе с учетом специфических особенностей отдельных социально-демографических и профессионально-квалификационных категорий населения, а также высвобождаемых работников. Круг данных вопросов определяет Концепция
развития рынка труда в Республике Коми на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Республики Коми от 18 ноября 2010 г. № 513-р;
2) развитие социального партнерства в сфере труда;
3) регулирование трудовых отношений и иных связанных с ними отношений посредством заключения соглашений и коллективных договоров;
4) создание безопасных условий труда;
5) совершенствование государственной политики в области доходов населения;
6) разработка и реализация механизмов, направленных на развитие и использование профессионального, личностного, интеллектуального и творческого потенциала населения в реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Коми;
7) развитие взаимодействия органов государственного и муниципального управления с общественными организациями по их участию в решении конкретных общественно значимых проблем на уровне Республики Коми и отдельных территорий;
8) разработка и реализация корпоративных программ и других нормативных документов по работе с кадровым резервом, по стимулированию и мотивации персонала, по работе с молодыми специалистами.
Кроме того, необходимы меры, стимулирующие работодателей к реализации целостной кадровой политики, ориентированной на сохранение и развитие профессионального и творческого потенциала сотрудников. Этому будет содействовать, в частности, проведение республиканского конкурса на тему "Лучшая организация работы с персоналом" и сотрудничество с Кадровым клубом Республики Коми.
5. Механизмы обеспечения кадровой политики
Выполнению поставленных задач кадровой политики Республики Коми будут способствовать:
1) совершенствование и развитие нормативно-правовой базы Республики Коми в области кадровой политики;
2) разработка и реализация целевых республиканских, ведомственных и муниципальных программ по вопросам кадровой политики;
3) создание системы учета, планирования и развития трудовых ресурсов на основе проведения сравнительного анализа кадровых потребностей экономики Республики Коми и предложения сферы профессионального образования, прогнозирования потребности в профессиональной подготовке кадров на всех уровнях: федеральном, республиканском, муниципальном, отраслевом и непосредственно в организациях;
4) формирование государственного (республиканского) заказа (задания) на профессиональную подготовку кадров;
5) совершенствование технологий прогнозирования текущей и перспективной потребности организаций всех форм собственности в Республике Коми в кадрах;
6) реализация механизма согласования объемов и направлений подготовки кадров между работодателями, органами государственного управления, органами местного самоуправления в Республике Коми и образовательными учреждениями профессионального образования;
7) совершенствование образовательного процесса, обеспечивающего оптимальное взаимодействие сферы профессионального образования со сферой труда в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения кадров и гарантированного трудоустройства выпускников;
8) разработка и реализация мер в области профессиональной ориентации населения с целью повышения престижности востребованных на рынке труда профессий и специальностей, в том числе профессий и специальностей сферы материального производства;
9) формирование инструментов обеспечения соответствия спроса и предложения как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг;
10) развитие системы дополнительного профессионального образования, профессионального обучения взрослого населения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
11) реализация и совершенствование мер, направленных на повышение профессионализма руководителей и специалистов кадровых служб организаций;
12) содействие совершенствованию кадровой политики на уровне отдельных организаций и внутрифирменного обучения персонала;
13) повышение эффективности кадровых технологий, применяемых в организациях в Республике Коми, в системе государственной и муниципальной службы Республики Коми, с учетом российского и зарубежного опыта;
14) содействие созданию и функционированию консолидированных формирований в области кадрового менеджмента;
15) организация деятельности Межведомственной комиссии по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми, содействие деятельности комиссий по вопросам кадрового обеспечения на уровне муниципальных образований;
16) организация деятельности Коми региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
17) организация деятельности Комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Республики Коми;
18) информационное обеспечение кадровой политики в Республике Коми, подготовка и размещение в средствах массовой информации, в том числе в электронном виде, тематических информационных материалов по вопросам развития кадрового менеджмента, обеспечения экономики Республики Коми квалифицированными кадрами.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация основных положений, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит:
1) обеспечить координацию деятельности в области кадровой политики Республики Коми министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, организаций всех форм собственности в Республике Коми;
2) сформировать новые организационно-экономические механизмы управления в сфере сохранения, воспроизводства и развития кадрового потенциала экономики республики;
3) обеспечить соответствие предложения системы профессионального образования потребностям рынков труда городов и районов Республики Коми в соответствии с перспективами социально-экономического развития;
4) создать эффективную систему подготовки и переподготовки кадров в связи с ожидаемыми или происходящими переменами в технологиях, производстве, экономике;
5) увеличить число организаций в Республике Коми, реализующих эффективную кадровую политику;
6) улучшить качественные характеристики кадрового состава министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, организаций всех форм собственности в Республике Коми;
7) создать действенные стимулы руководителей и специалистов к добросовестному труду, проявлению инициативы и творчества, что является предпосылкой к осуществлению инноваций, эффективному использованию сложных технологий, машин, оборудования, выпуску наукоемкой продукции;
8) сформировать управленческий кадровый потенциал в различных сферах деятельности, соответствующий современным требованиям и задачам социально-экономического развития Республики Коми, в том числе за счет формирования управленческого резерва Республики Коми.