Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2011 г. № 365

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2011 г.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 182 от 15.04.2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО "И" <...> (далее - ОАО "И") части 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в направлении оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрической сети № 3128/10-ЮЭС от 08.12.2010, содержащего условия об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, а также в установлении платы за технологическое присоединение в размере, превышающем предельный размер платы за осуществление технологического присоединения, предусмотренный нормами действующего федерального законодательства РФ для льготных категорий заявителей (включая граждан), в результате которой ущемляются права граждан на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств к распределительным электрическим сетям электросетевых организаций и на получение электроснабжение в бытовых целях,

установила:

В Иркутское УФАС России поступило заявление № ИК/41-300 от 15.03.2011 (вх. № 1997 от 17.03.2011) от ОГУЭП "О" <...> о признаках нарушения ОАО "И" <...> антимонопольного законодательства.
В ходе проведенного Иркутским УФАС России антимонопольного расследования и изучения документов, представленных ОГУЭП "О" и ОАО "И" по данному заявлению, установлено следующее.
1. 16.11.2010 в адрес ОГУЭП "О" поступила заявка от гр-на М.С.Я. на технологическое присоединение к электрической сети объекта (энергопринимающего устройства) - жилого дома, расположенного по адресу: <...>, запрашиваемой максимальной мощностью энергопринимающего устройства - 15 кВт, уровень напряжения указан - 0,38 кВ (вх. № 644 от 16.11.2010). В связи с тем, что по указанному данным заявителем по адресу на питающем центре ОГУЭП "О" (яч. 10 ПС "М", ТП-160 кВА) максимальный уровень напряжения установлен 2100 кВт (ранее присоединенная в данной точке присоединения мощность), сетевая организация обратилась с заявкой в смежную (вышестоящую) сетевую организацию - ОАО "И" в лице филиала "Ю" - для увеличения отбора разрешенной мощности от ВЛ-10 кВ ПС "М" оп. 92//1 в целях подключения жилого дома заявителя гр-на М.С.Я. (заявляемый характер нагрузки - бытовой), т.е. обратилась в интересах указанного гражданина (вх. № 8324 от 26.11.2010).
14.12.2010 в адрес ОГУЭП "О" от ОАО "И" ("Ю") поступили договор № 3128/10-ЮЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 08.12.2010 и технические условия на увеличение отбора мощности с 2100 кВт до 2115 кВт. В данном договоре размер платы за технологическое присоединение указан в размере 6239,84 руб. (общая стоимость платы за техприсоединение - 93597,60 руб.) в соответствии с п. 7 Приложения к приказу Службы по тарифам Иркутской области № 4-спр от 08.02.2010 (пп. 3.1 и 3.2 договора).
28.12.2010 ОГУЭП "О", рассмотрев направленный ОАО "И" ("Ю") договор об осуществлении технологического присоединения, подготовило и отправило в адрес ОАО "И" протокол разногласий вместе с пояснительным письмом (исх. № ИК/01-02224 от 28.12.2010), указав, что согласно приказу Службы по тарифам Иркутской области № 4-спр от 08.02.2010, а также Методическим указаниям по расчету платы за технологическое присоединение, утвержденным Приказом ФСТ РФ от 21.08.2009 № 201-э/1, сетевые организации не вправе взимать с заявителей за присоединение объектов электросетевого хозяйства мощностью до 15 кВт включительно, принадлежащих им на праве собственности и используемых для коммунально-бытовых нужд, плату в размере, превышающем 550 руб. (включая НДС).
Кроме того, в данном письме ОГУЭП "О" сообщило, что в установленной приказом Службы по тарифам Иркутской области № 112-спр от 24.12.2009 плате для предприятия не предусмотрена компенсация выпадающего дохода, связанного с оплатой увеличения максимальной мощности, необходимой для присоединения льготной категории заявителей с присоединенной мощностью до 15 кВт включительно.
03.02.2011 в адрес ОГУЭП "О" поступило письмо от ОАО "И" (исх. № 42 от 27.01.2011; вх. № ВК/170 от 03.02.2011), поясняющее позицию вышестоящей сетевой организации по установлению размера платы за технологическое присоединение по договору № 3128/10-ЮЭС от 08.12.2010. Вместе с указанным письмом в адрес ОГУЭП "О" направлен согласительный протокол от 24.01.2011 к договору № 3128/10-ЮЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 08.12.2010, в котором вышестоящая сетевая организация настаивает на принятии пунктов договора в своей редакции (в редакции Исполнителя).
2. Согласно п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 (зарег. в Минюсте РФ 31.01.2008 № 11067) (далее - Регламент), при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на признаки нарушения ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает наличие (отсутствие) доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано такое заявление, материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Процедура установления доминирующего положения определена Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5 (зарег. в Минюсте 23.05.2007 № 9541).
В п. 3.26 Регламента указано, что при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 (зарег. в Минюсте 02.08.2010 № 18026) (далее - Порядок).
Исходя из положений, указанных в п. 1.4 Порядка, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
К сфере деятельности субъектов естественной монополии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
ОАО "И" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах Иркутской области в пределах инженерных сетевых коммуникаций хозяйствующего субъекта с долей более 50% (приказ Иркутского УФАС России от 20.07.2009 № 7-р), а также включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" (Приказ № 169-э от 17.07.2008 (внесение изменений 11.08.2009 № 315-э)).
3. Проанализировав позицию и доводы ОАО "И" и ОГУЭП "О", изложенные в письменных документах, Иркутское УФАС России усматривает признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части нарушения законодательства об электроэнергетике, о ценообразовании в электроэнергетике и об условиях недискриминационного доступа к услугам электроснабжения по следующим положениям.
В соответствии с п. 7 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в ред. от 24.09.2010) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", Правила устанавливают начальный этап технологического присоединения: подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
В случаях строительства или реконструкции электрических сетей в части увеличения максимальной мощности, необходимой для присоединения льготных категорий заявителей с мощностью до 15 кВт включительно, со стороны сетевой организации, ОГУЭП "О", как сетевая организация, принимая во внимание положения пп. 41 и 42 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004, направляет заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в вышестоящую по уровню напряжения сетевую организацию, а именно в ОАО "И".
В ответ на направленные заявки на технологическое присоединение ОАО "И" предоставляет оферты договоров технологического присоединения энергопринимающих устройств, содержащие плату за технологические присоединения не для льготных категорий заявителей (в том числе граждан), а именно, плату за технологическое присоединение в размере - 6239,84 руб./кВт, включая НДС, что в случае присоединения частного жилого дома с запрашиваемым уровнем нагрузки - 15 кВт составит - 93597,60 руб., включая НДС.
Согласно п. 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, требования ОАО "И" в отношении размера платы за осуществление технологического присоединения бытового потребителя (жилой дом) с запрашиваемым уровнем нагрузки 15 кВт (включительно) в размере - 93597,60 руб., т.е. значительно превышающем размер платы, установленный нормами федерального законодательства РФ - 550 руб., являются неправомерными и незаконными.
Кроме того, приказом Службы по тарифам Иркутской области № 214-спр от 28.12.2010 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии" с 1 января 2011 года для ОГУЭП "О" не предусмотрена компенсация выпадающего дохода, связанного с оплатой увеличения максимальной мощности, необходимой для присоединения льготной категории заявителей с присоединяемой мощностью до 15 кВт включительно.
Также в соответствии с п. 11.1 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 № 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", для заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), а также для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не устанавливается.
В соответствии с п. 14 Методических указаний заявитель (без конкретизации, кто именно: юридическое или физическое лицо), подающий заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), оплачивает работы, указанные в пункте 12 Методических указаний, в объеме, не превышающем 550 рублей, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке и реализуемой в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил установлена обязательность заключения для сетевой организации договора на осуществление технологического присоединения. Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 8 Правил).
Согласно пункту 9 Правил в заявке указываются сведения в зависимости от конкретных условий и прилагаются документы, указанные в статье 10 Правил.
В соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике, пунктом 17 Правил, пунктом 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2004 № 109, пунктом 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам, тариф на 2010 год на технологическое присоединение к электрическим сетям установлен в размере не более 550 рублей за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, а также расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О применении арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из положений статьи 10 ГК РФ, статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение к распределительным сетям в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции от 25.12.2008) и части 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861), предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
В силу положений законодательства, регулирующего отношения по установлению тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям, единственным полномочным органом в сфере установления тарифов является Федеральная служба по тарифам и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
Службой по тарифам Иркутской области установлен и введен в действие размер платы за технологическое присоединение к сетям ОГУЭП "О" на 2010 год в размере 550 руб. (включая НДС) - до 15 кВт включительно при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (Приказ № 112-спр от 24.12.2009). Приказ от 24.12.2009 иных условий, необходимых для применения указанной платы к лицам, обращающимся за технологическим присоединением данных энергопринимающих устройств, кроме объема присоединяемой мощности и расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую подана заявка, не устанавливает.
Проанализировав фактические обстоятельства данного дела, а также действия ОАО "И" (в лице филиала "Ю"), Иркутское УФАС России усматривает в действиях ОАО "И" признаки нарушения пп. 16, 17, 41 Правил технологического присоединения (постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 24.09.2010) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"), а также нарушило пп. 14, 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2009 г. № 201-э/1 (т.к. на период подачи ОГУЭП "О" в ОАО "И" рассматриваемой в настоящем деле заявки (вх. № 8324 от 26.11.2010) на технологическое присоединение действовал именно этот нормативно-правовой акт), пп. 14, 11.1 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 № 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (вступили в силу с 09.01.2011 и действуют по настоящее время), что повлекло за собой нарушение и ущемление прав и законных интересов ГУЭП "О", как электросетевой организации, выступающей в интересах льготных потребителей своих услуг по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям.
4. По разъяснениям ФАС РФ "По вопросу определения сроков технологического присоединения к электрическим сетям", в соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:
- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
- 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
- 1 год - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;
- 2 года - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.
Применение второго предложения абзаца 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" должно осуществляться с учетом указанных выше положений статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правил технологического присоединения.
ОАО "И" ("Ю") направило ОГУЭП "О" договор № 3128/10-ЮЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 08.12.2010 и технические условия на увеличение отбора мощности с 2100 кВт до 2115 кВт. В соответствии с п. 2.1.1 данного договора исполнитель (ЮЭС ОАО "И") обязуется в течение 24 месяцев с даты заключения договора выполнить мероприятия, предусмотренные п. 1 Прилагаемых Технических условий № 3128/10-ЮЭС.
Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 16 Правил технологического присоединения и может содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган вправе выдать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Например:
- о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
- о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
- о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
- о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
- о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
- о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.
В случае, если по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства будет установлен факт его нарушения, выражающийся в установлении сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения с нарушением Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правил технологического присоединения, антимонопольный орган вправе выдать сетевой организации предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в договор об осуществлении технологического присоединения.
Пункт 2.1.1 вышеуказанного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям содержит условие об осуществлении технологического присоединения с существенным нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей (вместо 6 месяцев указано 24 месяца с даты заключения договора).
Поэтому в действиях ОАО "И" усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в направлении оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрической сети № 3128/10-ЮЭС от 08.12.2010, содержащего условия об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, а также в установлении платы за технологическое присоединение в размере, превышающем предельный размер платы за осуществление технологического присоединения, предусмотренный нормами действующего федерального законодательства РФ для льготных категорий заявителей (включая, граждан), в результате которой ущемляются права граждан на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств к распределительным электрическим сетям электросетевых организаций и на получение электроснабжение в бытовых целях.


Правила технологического присоединения регулируют отношения между хозяйствующими субъектами, физическими лицами, возникающие на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Соответственно, указанные Правила распространяются на отношения, связанные с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, защитой конкуренции.
В силу части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе (пункт 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).
ОАО "И", направляя оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрической сети № 3128/10-ЮЭС от 08.12.2010, устанавливающую плату за технологическое присоединение (при наличии уже имеющегося технологического присоединения между ОАО "И" и ОГУЭП "О") для нижестоящей сетевой организации (ОГУЭП "О"), которая обратилась в интересах льготной категории заявителей (граждан, у которых имеются энергопринимающие устройства), а также содержащую условия об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения (24 месяца вместо 6 месяцев), результатом которого является ущемление прав как ОГУЭП "О" в части излишне оплаченных денежных средств ОАО "И" (в размере 93597,60 руб.), так и гражданина М.С.Я. в части осуществления технологического присоединения своего энергопринимающего устройства к распределительным электрическим сетям ОГУЭП "О" и на получение электрической энергии в бытовых целях.
9. Проект договора № 3128/10-ЮЭС от 08.12.2010, направленный ОАО "И" в адрес ОГУЭП "О" подписан со стороны ОАО "И" директором филиала ОАО "И" "Ю" Ч.В.И. (приказ по личному составу № 100-к от 04.05.2010 о заключении трудового договора с гр-ном Ч.В.И. на срок с 05.05.2010 по 04.05.2011).
На основании данного приказа с гражданином РФ Ч.В.И. заключен трудовой договор № 9 от 05.05.2010 об осуществлении им полномочий директора филиала ОАО "И" "Ю" в соответствии с внутренними документами ОАО "И" (п. 3.4 договора). Ч.В.И. выдана доверенность № юр-210 от 02.11.2010 (срок действия до 04.05.2011), где указано, что генеральный директор ОАО "И" К.Б.Н. уполномочивает директора филиала ОАО "И" "Ю" Ч.В.И. осуществлять руководство текущей деятельностью филиала, в том числе заключать от имени ОАО "И" договоры на технологическое присоединение.
В настоящее время с гр-н Ч.В.И. назначен на должность директора филиала ОАО "И" "Ю" с 05.05.2011 по 04.05.2012 (на основании приказа № 111-к по личному составу от 05.05.2011), и с ним заключен трудовой договор № 10 от 05.05.2011, где указано о том, что полномочия директора филиала ОАО "И" "Ю" определяются внутренними документами ОАО "И". Ч.В.И. выдана доверенность № юр-91 от 05.05.2011 (срок действия до 04.05.2012), где указано, что генеральный директор ОАО "И" К.Б.Н. уполномочивает директора филиала ОАО "И" "Ю" Ч.В.И. осуществлять руководство текущей деятельностью филиала, в том числе заключать от имени ОАО "И" договоры на технологическое присоединение (п. 8 доверенности).
Службой по тарифам Иркутской области установлена плата за технологическое присоединение только при наличии энергопринимающего устройства у потребителей.
Следовательно, в действиях (бездействии) должностного лица ОАО "И" - директора филиала ОАО "И" "Ю" Ч.В.И. присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства в части подписания оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрической сети № 3128/10-ЮЭС от 08.12.2010, устанавливающую плату за технологическое присоединение (при наличии уже имеющегося технологического присоединения между ОАО "И" и ОГУЭП "О") для нижестоящей сетевой организации (ОГУЭП "О"), которая обратилась в интересах льготной категории заявителей (граждан, у которых имеются энергопринимающие устройства), а также содержащую условия об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения (24 месяца вместо 6 месяцев).
На основании изложенного Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о том, что действия ОАО "И", занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "И", выразившихся в навязывании (включения) платы за технологическое присоединение к сетям ОАО "И" для ОГУЭП "О", обратившегося в интересах гр-на М.С.Я., путем направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрической сети № 3128/10-ЮЭС от 08.12.2010, устанавливающую плату за технологическое присоединение (при наличии уже имеющегося технологического присоединения между ОАО "И" и ОГУЭП "О") для нижестоящей сетевой организации (ОГУЭП "О"), которая обратилась в интересах льготной категории заявителей (граждан, у которых имеются энергопринимающие устройства), а также, содержащую условия об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения (24 месяца вместо 6 месяцев), результатом которого является ущемление прав как ОГУЭП "О", в части излишне оплаченных денежных средств ОАО "И" (в размере 93597,60 руб.), так и гражданина М.С.Я., в части осуществления технологического присоединения своего энергопринимающего устройства к распределительным электрическим сетям ОГУЭП "О" и на получение электрической энергии в бытовых целях, нарушают положения п. 3 и п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ОАО "И" <...> нарушившим пункты 3 и 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в навязывании (включению) платы за технологическое присоединение к сетям ОАО "И" для ОГУЭП "О", обратившегося в интересах гр-на М.С.Я., путем направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрической сети № 3128/10-ЮЭС от 08.12.2010, устанавливающую плату за технологическое присоединение (при наличии уже имеющегося технологического присоединения между ОАО "И" и ОГУЭП "О") для нижестоящей сетевой организации (ОГУЭП "О"), которая обратилась в интересах льготной категории заявителей (граждан, у которых имеются энергопринимающие устройства), а также содержащую условия об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения (24 месяца вместо 6 месяцев), результатом которого является ущемление прав как ОГУЭП "О" в части излишне оплаченных денежных средств ОАО "И" (в размере 93597,60 руб.), так и гражданина М.С.Я. в части осуществления технологического присоединения своего энергопринимающего устройства к распределительным электрическим сетям ОГУЭП "О" и на получение электрической энергии в бытовых целях.
2. Выдать ОАО "И" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем рассмотрения заявки по существу.
3. Копии решения и предписания направить в адрес ОАО "И".
4. Копию решения направить в адрес ОГУЭП "О", Службы по тарифам Иркутской области.
5. Материалы дела № 182 передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ОАО "И" по ст. 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 мая 2011 г. № 131

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 365 от 26 мая 2011 г. по делу № 182 от 15.04.2011 о нарушении ОАО "И" <...> пп. 3 и 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции"

предписывает:

ОАО "И" в срок до 30.12.2011 не допускать нарушений пунктов 3 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "И", выразившихся в навязывании (включения) платы за технологическое присоединение к сетям ОАО "И" для ОГУЭП "О", обратившегося в интересах потребителей, путем направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрической сети, устанавливающую плату за технологическое присоединение (при наличии уже имеющегося технологического присоединения между ОАО "И" и ОГУЭП "О") для нижестоящей сетевой организации (ОГУЭП "О"), которая обратилась в интересах льготной категории заявителей (потребителей, у которых имеются энергопринимающие устройства), а также содержащую условия об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения (24 месяца вместо 6 месяцев), результатом которого является ущемление прав как ОГУЭП "О", а именно:
1. ОАО "И" в 30-дневный срок с момента получения настоящего предписания, в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, обратиться в Службу по тарифам Иркутской области за установлением размера платы за переток мощности электрической энергии между вышестоящей сетевой организацией (ОАО "И") и сетевой организацией (ОГУЭП "О"), которой обратился гражданин за технологическим присоединением к электрическим сетям до 15 кВт включительно.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Иркутское УФАС России не позднее пяти рабочих дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Иркутской области от 26.05.2011 № 365
<О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

Решение
Предписание УФАС по Иркутской области от 26.05.2011 № 131

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru