НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2011 г. по делу № 2-1372/2011
Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Иванова В.В., при секретаре Т., с участием заявителя, представителя командующего войсками <...> регионального командования внутренних войск МВД России (далее - <...> ВВ МВД России) и центральной жилищной комиссии названного командования - майора юстиции Б., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего управления <...> ВВ МВД России полковника Ж. об оспаривании действий командующего войсками и решения центральной жилищной комиссии <...> ВВ МВД России, сопряженных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В ходе рассмотрения дела по существу военный суд
установил:
Ж. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения в судебном заседании своих требований, просил признать незаконным решение центральной жилищной комиссии <...> ВВ МВД России об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях и включении в списки очередников, а также действия командующего названного командования по утверждению данного решения, обязав коллегиальный орган устранить допущенное нарушение.
В суде заявитель отказался от требования о возложении на командующего <...> ВВ МВД России обязанности о включении его и членов его семьи в список военнослужащих Управления, нуждающихся в жилых помещениях, сославшись, что данное воинское должностное лицо не наделено такими полномочиями. Определением суда производство по делу в данной части было прекращено.
Оставшиеся требования Ж. поддержал и пояснил, что в настоящий момент он проживает по адресу: <...>. Общая площадь квартиры - 67,8 кв. м. На регистрационном учете по данному адресу состоят шесть человек: он, его супруга, две дочери, внук и внучка. Следовательно, на каждого члена семьи приходится по 11,3 кв. м., то есть менее учетной нормы установленной в настоящее время в городе Новосибирске. Однако жилищная комиссия, сославшись на обеспеченность его семьи по состоянию на 2000 год жильем по установленным нормам, отказала ему в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, а командующий утвердил данное решение.
Воинское должностное лицо и председатель коллегиального органа, чьи действия обжалуются, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не прибыли, о причинах неявки не сообщили.
Их же представитель майор юстиции Б., действующий на основании доверенностей, требования не признал и просил отказать в удовлетворении заявления. При этом он пояснил, что Ж. в жилищную комиссию были представлены документы, как подтверждающие общую жилую площадь квартиры, в которой он проживает, так и количество зарегистрированных в ней в настоящее время лиц - шесть человек.
Кроме того, он указал, что Директива заместителя Министра внутренних дел - командующего внутренними войсками МВД России от 09.06.1994 года № Д-18, на которую имеется ссылка в протоколе жилищной комиссии, отменена приказом названного Главнокомандующего № 522 от 07 ноября 2007 года.
Выслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Из справки ЖЭУ от 14 марта 2011 года следует, что в вышеуказанной квартире общей площадью 67,8 кв. м. зарегистрирован состав семьи: Ж.О.А., его жена - Ж.Т.А., две его дочери, а также внук 20.11.2010 г. р. и внучка 27.01.2011 г. р.
Информацией МУП "Городское бюро технической инвентаризации" и свидетельствами о государственной регистрации права собственности подтверждается, что общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, составляет 67,8 кв. м.
Согласно выписки из протокола № заседания центральной жилищной комиссии управления <...> ВВ МВД России от 08 июня 2011 года, утвержденного командующим названного командования, Ж. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и включении его в список очередников военнослужащих <...> ВВ МВД России, нуждающихся в жилых помещениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
В обоснование данного решения указывается, что Ж. был обеспечен в городе Хабаровске квартирой общей площадью 45,2 кв. м. на состав семьи три человека, которая была продана в 2000 году. В городе Новосибирске, куда Ж. прибыл для прохождения военной службы, была приобретена трехкомнатная квартира общей площадью 67,8 кв. м. по адресу: <...> в долях (заявитель и его жена по 1/6, две дочери по 1/3) из чего, со ссылкой на п. 7
Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений в Новосибирской области, утвержденных 20 декабря 1984 года, делается вывод, что Ж. и члены его семьи были обеспечены в этот период жильем по установленным социальным нормам.
Оценивая оспариваемый заявителем отказ жилищной комиссии, суд исходит из следующего.
В силу статьи 40 Конституции России малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Статьей 39 Федерального закона от 06.02.1997 № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 того же Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, признаются, в том числе, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 5 статьи 50 ЖК РФ определено, что учетная норма, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.
Решением
городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 года № 94 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из анализа вышеизложенного следует, что в настоящее время на каждого зарегистрированного в вышеназванной квартире члена семьи приходится по 11,3 кв. м. (67,8 кв. м.: 6 чел.) общей площади жилого помещения, то есть ниже учетной нормы, установленной в данном населенном пункте.
В то же время из протокола жилищной комиссии усматривается, что данные обстоятельства не исследовались при принятии оспариваемого заявителем решения, а коллегиальный орган ограничился лишь констатацией факта обеспечения по установленным нормам жильем семьи заявителя по состоянию на 2000 год.
Следовательно, ссылка в решении жилищной комиссии на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, как на основание в отказе заявителю в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является необоснованной.
Не влияет на данный вывод суда и ссылка в протоколе жилищной комиссии на отмененную в 2007 году Директиву заместителя Министра внутренних дел - командующего внутренними войсками МВД России от 09.06.1994 года № Д-18 и на пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливающий, что право на обеспечение жилым помещением при увольнении с военной службы по определенным основаниям и перемене при этом места жительства предоставляется военнослужащим только один раз.
При таких обстоятельствах суд находит решение центральной жилищной комиссии <...> ВВ МВД России об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включении в списки очередников, а также действия командующего <...> ВВ МВД России, сопряженные с утверждением данного решения, неправомерными.
Таким образом, заявление Ж. суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как усматривается из квитанции Сбербанка России от 03 августа 2011 года, Ж. была уплачена государственная пошлина при подаче заявления в размере двухсот рублей, которая в соответствии со статьей 98 ГПК РФ подлежит взысканию со стороны воинского должностного лица и коллегиального органа.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Ж. признать обоснованным.
Решение центральной жилищной комиссии <...> регионального командования внутренних войск МВД России от 08 июня 2011 года об отказе в принятии Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также действия командующего войсками Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России по утверждению данного решения - признать неправомерными.
Обязать центральную жилищную комиссию <...> регионального командования внутренних войск МВД России отменить свое решение от 08 июня 2011 года об отказе в принятии Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Взыскать с Управления <...> регионального командования внутренних войск МВД России в пользу Ж., понесенные им судебные расходы в размере двухсот рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий по делу
В.В.ИВАНОВ