Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2011 г. по делу № А36-1619/2011

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2011 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тетеревой И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Алтабавой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ассоциации охранных структур группы компании "Кречет"
о признании незаконным решение ИФНС России по Советскому району г. Липецка от 24.02.2011 г. № 839 "Об отказе в возмещении полностью 42 758 руб. суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению";
об обязании ИФНС России по Советскому району г. Липецка возместить из бюджета Ассоциации охранных структур группы компании "Кречет" 43 216 руб. в виде налога на добавленную стоимость,
при участии:
от заявителя: Проскурин В.А. - представитель (доверенность от 14.06.2011 г.),
от ИФНС: Кириличева С.А.,- заместитель начальника правового отдела (доверенность <...>),

установил:

Ассоциация охранных структур группы компаний "Кречет" (далее - заявитель, Организация, АОС ГК "Кречет") обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решение ИФНС России по Советскому району г. Липецка от 24.02.2011 г. № 839 "Об отказе в возмещении полностью 42 758 руб. суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению"; об обязании Управление Федерального казначейства по Липецкой области возместить из бюджета АОС ГК "Кречет" 43 216 руб. в виде налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании 04.07.2011 г. представитель АОС ГК "Кречет" заявил об отказе от требований в отношении УФК по Липецкой области. В порядке ст. 49 АПК РФ уточнил предмет требований, просил признать незаконным решение ИФНС России по Советскому району г. Липецка от 24.02.2011 г. № 839 "Об отказе в возмещении полностью 42 758 руб. суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению"; обязать ИФНС России по Советскому району г. Липецка возместить АОС ГК "Кречет" за счет казны РФ 43 216 руб. в виде налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 г.
Суд принял к рассмотрению уточненные требования заявителя, принял отказ АОС ГК "Кречет" от заявленных требований к УФК по Липецкой области, определением от 04.07.2011 г. прекратил производство по делу в отношении указанного лица.
В настоящем судебном заседании представитель АОС ГК "Кречет" заявленные требования поддержал.
Настаивая на удовлетворении требований, заявитель указывает следующее.
19 июня 2009 г. между АОС ГК "Кречет" и ООО "Каркаде" был заключен договор лизинга № 2437/2009 на приобретение имущественных прав на автомобиль TOYOTA LAND CRUISER-200. Имущественные права на автомашину приобретены для операций, облагаемых НДС. С целью получения возмещения НДС в налоговый орган были поданы декларации за 2 - 4 кварталы 2009 г., 1 - 2 кварталы 2010 г. По представленным декларациям была проведена камеральная проверка, НДС в заявленных суммах был возмещен. 18 октября 2010 г. АОС ГК "Кречет" представила в ИФНС России по Советскому району г. Липецка декларацию по НДС за 3 квартал 2010 г., в которой заявлено к возмещению по счетам-фактурам 110792 от 19.07.2010 г., № Л0004340 от 15.08.2010 г., № 125653 от 19.08.2010 г., № 140504 от 19.09.2010 г., всего к вычету - 43 216 руб. Налоговым органом по результатам камеральной проверки было принято решение № 839 от 24.02.2011 г. об отказе в возмещении 42 758 руб. Заявитель полагает, что указанное решение Инспекции незаконно, нарушает его права и законные интересы, Инспекцией не учтено, что автомобиль приобретался для осуществления предпринимательской деятельности, все условия для применения вычета, предусмотренные НК РФ, соблюдены (см. л.д. 3 - 16 т. 1, 1 - 5 т. 2, 87 - 100 т. 2, 123 - 125 т. 2, а также пояснения от 13.09.2011 г. № 20).
Представитель ИФНС против требований заявителя возразил, пояснив при этом, что вычет НДС в декларации за 3 квартал 2010 г. в сумме 42 758 руб. заявлен неправомерно, поскольку АОС ГК "Кречет" является некоммерческой организацией, а некоммерческая организация не может являться лизингополучателем, НДС, уплаченный поставщикам при приобретении за счет целевых средств товаров (имущества, работ, услуг), к вычету не принимается, приобретенный товар будет использоваться для осуществления некоммерческой (уставной) деятельности, которая не связана с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), суммы "входного" НДС должны быть включены ассоциациями и союзами в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ (см. л.д. 14 - 16 т. 1, 102 - 107 т. 2, отзыв от 20.09.2011 г. № 14-07/09554).
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Свидетельством от 30.01.2008 г. на л.д. 121 т. 1 подтверждается регистрация Ассоциации охранных структур группы компаний "Кречет" в качестве некоммерческой организации.
Ассоциация охранных структур группы компаний "Кречет" (далее - Ассоциация, АОС ГК "Кречет") зарегистрирована в качестве юридического лица с 29.01.2008 г., поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Советскому району г. Липецка (см. свидетельство серии 48 № 001184002 и свидетельство серии 48 № 001094776 л.д. 122 - 123 т. 1).
18 октября 2010 г. Ассоциация представила в ИФНС России по Советскому району г. Липецка налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2010 г., к вычету заявлен НДС в сумме 43 216 руб., в том числе 42 758 руб. - вычет по автомобилю.
По результатам камеральной проверки составлен акт № 14400 от 18.01.2011 г., решением от 24.02.2011 г. № 839 с учетом материалов проверки и рассмотренных возражений, АОС ГК "Кречет" отказано в возмещении НДС в сумме 43 216 руб. УФНС России по Липецкой области решением от 29.04.2011 г. выводы ИФНС России по Советскому району, изложенные в решении № 839 от 24.02.2011 г., признала обоснованными (см. л.д. 40 - 80 т. 1).
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа АОС ГК "Кречет" в возмещении спорной суммы НДС.
Как следует из материалов дела между ООО "Каркаде" (Лизингодатель) и АОС ГК "Кречет" (Лизингополучатель) 19 июня 2009 г. заключен договор лизинга № 2437/2009 (л.д. 20 - 23 т. 1). В соответствии с п. 1.1 указанного договора Лизингодатель посредством заключения договора купли-продажи обязуется приобрести в собственность у выбранного Лизингополучателем Продавца ООО "Центр-Липецк" имущество, указанное в спецификации (раздел 2 договора) предмета лизинга, которое обязуется предоставить Лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с правом последующего приобретения права собственности.
Из Спецификации (раздел 2 договора № 2437/2009 от 19.06.2009 г.) следует, что предметом лизинга является легковой автомобиль иностранного производства TOYOTA LAND CRUISER-200, 2008 года выпуска.
Приобретенный автомобиль ООО "Каркаде" передало АОС ГК "Кречет" по акту приема-передачи от 29.06.2009 г. (см. л.д. 23 т. 1).
По условиям договора лизинга Лизингополучатель уплачивает лизинговые платежи в размере и в сроки, предусмотренные графиком платежей.
НДС, предъявленный Лизингодателем в составе лизинговых платежей за июль - сентябрь 2010 г. АОС ГК "Кречет" включило в состав налоговых вычетов. Согласно представленной декларации НДС к вычету по счетам-фактурам 110792 от 19.07.2010 г., № ТЛ0004340 от 15.08.2010 г., № 125653 от 19.08.2010 г., № 140504 от 19.09.2010 г. составил 43216 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Причем, в общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Следовательно, в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация данных услуг является объектом налогообложения, а уплаченные в составе лизинговых платежей суммы НДС подлежат вычету на основании статьей 171 и 172 НК РФ.
Поскольку глава Налогового кодекса Российской Федерации не содержит особенностей для лизинговых операций, поэтому применение налоговых вычетов производится в общем порядке.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
В соответствии с п. п. 2 ст. 169 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Положения части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагают на налоговый орган обязанность по доказыванию факта налогового правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе налоговой проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении налогоплательщиком вменяемого ему налогового правонарушения.
Из акта камеральной проверки от 18.01.2011 г. № 14400 усматривается, что основанием для отказа в налоговым вычете явился вывод ИФНС о невозможности некоммерческой организации быть лизингополучателем, отсутствие ведения раздельного учета, отсутствие доказательств использования автомобиля в предпринимательской деятельности (см. л.д. 45 - 50 т. 1).
В силу положений ст. ст. 121, п. 3 ст. 48, ст. 49, п. 3 ст. 50 ГК РФ АОС ГК "Кречет" является юридическим лицо, обладающим полной право и дееспособностью.
В соответствии с п. 1.4 Устава, Ассоциация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (см. л.д. 124 - 132 т. 1).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 29.10.1998 имеет номер 164-ФЗ, а не 64-ФЗ.

При этом ни положения Устава Ассоциации, ни нормы ГК РФ, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 29.10.1998 г. № 64-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" не содержат запрета Ассоциаций вступать в договорные отношения, в том числе заключать договоры лизинга в качестве лизингополучателя. Выводы ИФНС в этой части и изложенные акте проверки, заявленные в ходе судебного разбирательства, являются неправомерными противоречащими действующему законодательству.
Рассматривая позицию ИФНС об отсутствии ведения раздельного учета АОС ГК "Кречет", суд установил следующее.
В пункте 4 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции: учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 данной статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Таким образом, налогоплательщик, осуществляющий как облагаемые, так и не облагаемые налогом операции, для подтверждения права на получение налогового вычета одновременно с условиями, предусмотренными в статьях 169, 171 и 172 Кодекса, должен доказать, что он надлежащим образом ведет раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления указанных операций.
Положения НК РФ не обязывают налогоплательщика закреплять способы ведения раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом операций непосредственно в учетной политике для целей бухгалтерского либо налогового учета. Фактическое ведение раздельного учета таких операций налогоплательщик вправе подтвердить любыми способами, в том числе с помощью первичных документов, регистров бухгалтерского учета, иных самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета.
В ходе рассмотрения спора, судом установлено и материалами дела подтверждено, что имеющиеся в деле первичные документы и регистры бухгалтерского учета позволяли определить прямое отношение налогооблагаемых операций и операций, не облагаемых НДС (см. приказ об учетной политике от 29.12.2009 г. № 9, Положение об учетной политике на 2010 г., журнал проводок по счету 76.5, 51, карточка счета 19, карточка счета 68.2). Судом установлено, что Ассоциация в проверяемом периоде осуществляла операции облагаемые налогом на добавленную стоимость, в том числе оказывало консультационные услуги ООО "Рамо", с оказанных услуг исчислен и уплачен НДС, исчислен и уплачен налог на прибыль. Указанное обстоятельство также зафиксировано в акте камеральной проверки, не оспаривается ИФНС (см. л.д. 48 т. 1).
Доказательств отсутствия ведения налогоплательщиком раздельного учета налоговый орган вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представил, в оспариваемом решении отсутствует указание на то, каким образом налоговый орган выявил отсутствие ведения раздельного учета.
В связи с вышеизложенным довод ИФНС об отсутствии в Ассоциации ведения раздельного учета и в связи с этим неправомерности заявленного вычета, признается судом неправомерным, противоречащим фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения спора по существу.
Суд признает документально подтвержденным факт использования АОС ГК "Кречет" полученного в лизинг автомобиля TOYOTA LAND CRUISER-200 в своей деятельности для осуществления операций, облагаемых НДС.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.03.2009 г. № 13708/08 следует, что налоговое законодательство связывает право на применение налогового вычета с характером операции, для осуществления которой приобретаются товары (работы услуги), - является она или нет объектом обложения налогом на добавленную стоимость, а не с характером деятельности налогоплательщика.
В силу положений п. 1.5 Устава АОС ГК "Кречет" не преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Ассоциация может по решению своих органов управления осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Прибыль, полученная от осуществления такой предпринимательской деятельности, не подлежит распределению между членами Ассоциации и направляется на реализацию уставных целей и задач в соответствии с решениями органов управления Ассоциации.
Разделом 2 Устава АОС ГК "Кречет" предусмотрено, что Ассоциация имеет право оказывать, в том числе и консультационные услуги.
По договору об оказании юридических услуг от 01.09.2010 г. № 01/09-10 АОС ГК "Кречет" оказывает юридические услуги ООО "РАМО", материалами дела также подтвержден факт оплаты услуг по данному договору, исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС (см. л.д. 113 - 118, выписка по операциям на счете организации за период с 01.10.2009 г. по 01.01.2010 г., акт камеральной проверки от 18.01.2011 г.).
Путевыми листами на л.д. 126 - 132 т. 2, журналом заданий на л.д. 133 - 135 т. 2, отчетами на л.д. 136 - 138 подтверждается, что автомобиль TOYOTA LAND CRUISER-200 использовался Ассоциацией в целях надлежащего исполнения обязательств по договору на оказание юридических услуг.
Таким образом, документально подтвержденным является факт совершения АОС ГК "Кречет" хозяйственных операций, облагаемых НДС с использованием автомобиля TOYOTA LAND CRUISER-200, приобретенного по договору лизинга от 19.06.2009 г. № 2437/2009.
Исследовав и оценив доказательства по делу, суд пришел к выводу, что АОС ГК "Кречет" выполнило предусмотренные статьями 171 - 172 НК РФ условия для предъявления к вычету суммы НДС, заявленной в декларации за 3 квартал 2010 года.
По правильности исчисления суммы НДС, заявленной к вычету по декларации за 3 квартал 2010 г. спора между сторонами не имеется.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что требования АОС ГК "Кречет" являются обоснованными, подлежат удовлетворению, решение ИФНС России по Советскому району г. Липецка об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость от 24.02.2011 г. следует признать незаконным, налоговый орган обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ассоциации охранных структур группы компании "Кречет" путем принятия решения о возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 43 216 руб. (заявленного по декларации за 3 квартал 2010 г.).
Понесенные заявителем издержки в виде уплаченной государственной пошлины (п/п. № 21 от 17.05.2011 г.) подлежат взысканию с ИФНС в пользу Ассоциации охранных структур группы компании "Кречет".
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным (не соответствующим НК РФ) решение Инспекции ФНС России по Советскому району г. Липецка от 24.02.2011 г. № 839 "Об отказе в возмещении полностью 42 758 руб. суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Обязать Инспекцию ФНС России по Советскому району г. Липецка устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ассоциации охранных структур группы компании "Кречет" путем принятия в десятидневный срок решения о возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 43 216 руб.
Взыскать с Инспекции ИФНС России по Советскому району г. Липецка в пользу Ассоциации охранных структур группы компании "Кречет" 4000 руб. - расходы по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента изготовления в полном объеме и в этот срок может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья
И.В.ТЕТЕРЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.09.2011 по делу № А36-1619/2011
<Заявление о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению по договору лизинга, удовлетворено, поскольку действующее законодательство не содержит запрета некоммерческой организации вступать в договорные отношения, в том числе заключать договоры лизинга в качестве лизингополучателя>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru