Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2010 г. по делу № А31-5659/2010

Резолютивная часть решения объявлена 7 декабря 2010 года
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2010 года
Судья Арбитражного суда Костромской области Иванов Евгений Вячеславович,
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва - секретарем Арутюнян Т.Г., после перерыва - помощником судьи Коротаевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ООО "Агропродукт", Костромская область, с. Павино к Департаменту лесного хозяйства Костромской области о взыскании излишне уплаченной арендной платы
при участии: Смирнова С.А. доверенность от 01.01.2010, Курбанов В.Б., генеральный директор,
от ответчика: не явился (извещен),

установил следующее:

ООО "Агропродукт", Костромская область, с. Павино обратилось в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Костромской области о взыскании излишне уплаченной арендной платы в сумме 786410 руб. 80 коп.
В судебном заседании были объявлены перерывы с 01.12.2010 по 06.12.2010 и с 06.12.2010 по 07.12.2010.
Представители истца представили суду уточненные исковые требования, в которых просят взыскать с ответчика излишне уплаченную арендную плату в сумме 786410 руб. 80 коп., и дополнительные документы.
Суд в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял к рассмотрению уточненные требования истца.
Представители истца уточненные требования поддержали.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, направил в суд отзыв, в котором уточненные требования истца не признает, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
На основании части 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором аренды лесного участка № 1 от 10 декабря 2006 г. истцу, ООО "Агропродукт", были переданы в аренду лесные участки общей площадью 2877 га. Срок действия договора - 10 лет. Арендодателем по договору выступает ОГУ "Костромское управление лесами".
В соответствии с условиями договора арендатор взял на себя обязательство по внесению арендной платы, расчет которой производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений установленной Правительством Российской Федерации с применением регионального коэффициента.
Как указал истец в иске, ставки арендной платы, рассчитанные за 2008 год, не являются законно установленными, так как не соответствуют ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений установленной Правительством Российской Федерации. А именно, выбор разряда такс произведен не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 22 мая 2007 года - без учета расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт). Установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды а также установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с договором аренды лесного участка № 106 от 12 ноября 2008 г., арендодателем по которому выступает уже Департамент лесного хозяйства Костромской области, истцу были переданы в аренду те же лесные участки общей площадью 2877 га, которое являлись предметом договора № 1 от 10 декабря 2006 г. Срок действия указанного договора - с 10 декабря 2006 года по 10 декабря 2016 года.
При этом, как пояснил истец, платежи по первому договору (от 10 декабря 2006 г.) в 2008 г. производились им в адрес ответчика, Департамента лесного хозяйства Костромской области, что следует из представленных им платежных поручений. В обоснование производства оплат в адрес ответчика по договору от 10 декабря 2006 г. истцом представлен расчет арендной платы на 2008 г., составленный директором (главным лесничим) ОГУ "Павинское лесничество" (правопреемником первоначального арендодателя - ОГУ "Костромское управление лесами"). Указанный расчет содержит реквизиты получателя платежа - УФК МФ по Костромской области (Департамент лесного хозяйства по Костромской области).
Таким образом, суд считает установленным, что ответчиком арендная плата получалась от истца в рамках правоотношений, возникших по договору № 1 от 10 декабря 2006 г. Впоследствии обязанность по внесению арендной платы в пользу ответчика была продублирована в договоре аренды лесного участка № 106 от 12 ноября 2008 г. Сам ответчик, как это следует из его отзывов, факт получения арендных платежей в 2008 г. в указанном истцом размере (1939966 рублей) по существу не отрицает.
При этом истец полагает, что часть этих платежей была начислена незаконно и подлежит возврату. До настоящего момента возврат излишне уплаченной арендной платы за 2008 год не произведен, в связи с чем истец обратился в суд с иском о взыскании излишне уплаченной арендной платы, указав правовым основанием своих требований положения статьи 1102 ГК РФ (неосновательное обогащение).
Суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На основании части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, в данном случае цены по договорам аренды устанавливаются уполномоченными органами (являются регулируемыми), поэтому (с учетом того обстоятельства, что предметом договора является участок лесного фонда Российской Федерации) к спорным отношениям подлежит применению постановление Правительства от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В то же время согласно расчету размера арендной платы, являвшемуся приложением к договору № 1 от 10 декабря 2006 г., арендная плата рассчитывалась по областным ставкам с учетом повышающего коэффициента; согласно пункту 6 договора № 106 от 12.11.2008 расчет арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации с применением регионального коэффициента 1,6 (действующего на момент проведения конкурса) и повышающего коэффициента 1,25.
Суд считает, что истец обоснованно определил размер подлежащей уплате арендной плате за пользование участками лесного фонда в 2008 году в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 310 в размере 1153555,2 рубля. Расчет истца ответчиком по существу не оспорен.
Таким образом, судом установлено, что факт переплаты истцом в 2008 году арендных платежей, то есть факт неосновательного (без оснований, установленных законом или договором) обогащения ответчика за счет истца имел место.
Доводы ответчика о том, что истец, требуя арендную плату за период 2008 года, применяет заключенный с Департаментом лесного хозяйства договор № 106 к правоотношениям, возникшим до его заключения, судом проверены и отклонены.
Согласно пункту 25 договора аренды лесного участка № 106 от 12.11.2008 срок действия договора установлен с 10 декабря 2006 года по 9 декабря 2010 года. При этом, как установлено выше, ответчик получал от истца арендные платежи в рамках ранее заключенного договора № 1 от 10 декабря 2006 г.
В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Закона Костромской области от 03.12.2007 № 233-4-ЗКО "Об областном бюджете на 2008 год" Департамент лесного хозяйства Костромской области является администратором доходов областного бюджета Костромской области.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании излишне уплаченной арендной платы в сумме 786410 руб. 80 коп. подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 168-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Взыскать с Департамента лесного хозяйства Костромской области, г. Кострома в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт", Костромская область, с. Павино 786410 руб. 80 коп. излишне уплаченных арендных платежей, а также 18728 руб. 22 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
2. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия или в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Костромской области.

Судья
Е.В.ИВАНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 13.12.2010 по делу № А31-5659/2010
Исковые требования о взыскании излишне внесенных арендных платежей удовлетворены, поскольку факт внесения обществом в спорный период платежей департаменту лесного хозяйства доказан, расчет арендной платы произведен вопреки требованиям законодательства.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru