Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 9 сентября 2011 г. № 02-13/8073

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 сентября 2011 г. № 1135н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2008 Г.
№ 1751-ОД "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 1 МАРТА 2010 Г. № 2009-ОД,
ОТ 4 АВГУСТА 2011 Г. № 2222-ОД)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза Закона Волгоградской области от 25 октября 2008 г. № 1751-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы" (в редакции от 1 марта 2010 г. № 2009-ОД, от 4 августа 2011 г. № 2222-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 04.08.2011 № 2222-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 25 октября 2008 г. № 1751-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом определяется порядок реализации гражданами Российской Федерации права на участие в выборах депутатов Волгоградской областной Думы, проводимых на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения, направленные на установление порядка организации и проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 25.07.2011 № 263-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 25.07.2011 № 263-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 25.07.2011 № 263-ФЗ);
- Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 25.07.2011 № 263-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами "б" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте исследуемого Закона выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 2 статьи 59 исследуемого Закона установлено, что голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление (обращение) может быть подано (сделано) в любое время после сформирования участковой избирательной комиссии, но не позже чем за четыре часа до истечения времени голосования в день голосования.
Вместе с тем пунктом 5 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 25.07.2011 № 263-ФЗ) установлено, что заявления (устные обращения) могут быть поданы в участковую комиссию в любое время после формирования участковой комиссии, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного срока подачи заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, чем предусмотрено федеральным законодательством.
2. Пунктом 2 статьи 57 исследуемого Закона установлено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 35 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения окружной избирательной комиссией повторного голосования в одномандатном избирательном округе до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливаемый Законом период выдачи открепительных удостоверений не может составлять менее 30 дней и должен заканчиваться в день, предшествующий дню голосования.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении иного периода выдачи открепительных удостоверений, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Кроме того, в тексте исследуемого Закона выявлены нарушения правил законодательной техники, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 59 рассматриваемого Закона председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования.
Однако в соответствии с пунктом 6 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
Предлагаем дополнить пункт 5 статьи 59 исследуемого Закона словами "а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении".
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 исследуемого Закона одновременно со списками кандидатов в депутаты областной Думы, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам и (или) по единому избирательному округу, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в Избирательную комиссию Волгоградской области, в том числе и нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
В соответствии с пунктом 3 указанной выше статьи в избирательных документах используется наименование избирательного объединения, указанное в документе, подтверждающем факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2011 № 259-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" слова "подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц" заменены словами "о государственной регистрации избирательного объединения".
Предлагаем внести соответствующее изменение в пункты 2, 3 статьи 24 исследуемого Закона.
3. В соответствии с пунктом 5.1 статьи 55 рассматриваемого Закона для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Вместе с тем пунктом 7.1 статьи 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что для информирования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Предлагаем дополнить пункт 5.1 статьи 55 рассматриваемого Закона и далее по тексту словами "участников референдума".
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 29 октября 2008 г. № 200.
Законы Волгоградской области от 1 марта 2010 г. № 2009-ОД, от 4 августа 2011 г. № 2222-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 10 марта 2010 г. № 41, от 10 августа 2011 г. № 147.
Вывод: Правовая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 25 октября 2008 г. № 1751-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы" (в редакции от 1 марта 2010 г. № 2009-ОД, от 4 августа 2011 г. № 2222-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия федеральному законодательству; нарушения правил законодательной техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
II класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 08.09.2011 № 1135н
"На Закон Волгоградской области от 25 октября 2008 г. № 1751-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы" (в редакции от 1 марта 2010 г. № 2009-ОД, от 4 августа 2011 г. № 2222-ОД)"
(направлено письмом от 09.09.2011 № 02-13/8073)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru