Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2011 г. по делу № А12-5653/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2011
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Пономарев А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО" (ИНН 7702354081, ОГРН 1037702027670), общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" (ОГРН 1023402969138, ИНН 344037936)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1063444056048)
о признании недействительным приказа
при участии в судебном заседании:
от ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" - Л., доверенность <...>;
от ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" - Л., доверенность от 28.03.2011 г. б/н;
от ответчика - Г. доверенность <...>.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительным приказа № 548 от 13.12.2010 г. и обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения группы лиц в составе ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО", и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В порядке ст. 49 АПК РФ заявители уточнили требования и просили суд признать недействительным приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 13.12.2010 № 548 в части внесения изменений по группе лиц "ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" в Реестр хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара в размере более чем 35%, путем изменения названия товара с "розничный рынок авиакеросина" на "авиатопливообеспечения воздушных судов". В остальной части редакция требований прежняя.
Заявители считают, что оспариваемый приказ от 13.12.2010 № 548 не соответствует требованиям законодательства, нарушает их законные права интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Определение продуктовых и географических границ товарного рынка и, как следствие, расчет доли, занимаемой на нем заявителями, были произведены Управлением с нарушением статей 4, 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220.
Суд восстановил заявителям срок на обращение в суд по правилам ст. 198 АПК РФ, с учетом незначительного периода его пропуска.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, Управление) с требованиями заявителя не согласилось и просило суд в их удовлетворении отказать. Считает, что оснований для признания оспариваемого приказа незаконным не имеется. Подробно возражения изложены в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области был издан приказ от 13.12.2010 № 548 "Об изменении в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов".
Согласно данному приказу в Реестр были внесены изменения по группе лиц ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" (далее - Заявители, хозяйствующие субъекты) в части продуктовых границ товарного рынка - с "розничный рынок авиакеросина" на "авиатопливообеспечение воздушных судов".
Указанный ненормативный правовой акт антимонопольного органа был направлен Заявителям сопроводительным письмом от 13.12.2010 № 05-15/7188, из которого следует, что Волгоградским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг авиатопливообеспечения воздушных судов, по результатам которого был составлен аналитический отчет от 03.12.2010 г. № 930.
Управление, основываясь на данных, полученных в результате проведенного анализа, пришло к выводу, что группа лиц в составе ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" является единственным поставщиком услуги по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропорту города Волгоград и занимает долю на рынке 100%.
Одновременно антимонопольный орган отказал Заявителям в исключении сведений об ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" из Реестра хозяйствующих субъектов и приказом от 13.12.2010 № 548 внес изменения в данный Реестр в части продуктовых границ.
Не согласившись с приказом от 13.12.2010 № 548 об изменении в Реестре ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" оспорили его.
Удовлетворяя требования Заявителей, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") на антимонопольный орган возложена функция по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, установлен правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 (далее - Правила № 896).
В пункте 8 Правил № 896 предусмотрено, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ.
Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который подготавливается, в том числе, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства или по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе, и является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр (пункт 8, подпункт "а" пункта 13 Правил № 896). Сроки и последовательность действий территориальных органов антимонопольной службы при осуществлении полномочий по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товар более чем 35% определены Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке, определенного товара более чем 35%, утвержденного приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 6 (далее - Административный регламент № 6).
Исполнение государственной функции по ведению Реестра осуществляется антимонопольным органом, в том числе, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок № 220).
Как следует из пункта 3.6. Административного регламента № 6 основанием для начала действий по включению хозяйствующего субъекта в Реестр является аналитический отчет, подлежащий проверке антимонопольным органом на соответствие Порядку проведения анализа.
Согласно пунктам 1.1 и 1.3 Порядка № 220 в случаях, требующих анализа состояния конкуренции на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, в том числе при формировании Реестра, антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке, который включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, на соответствующем товарном рынке; составление аналитического отчета.
Согласно п. 11.1 Порядка № 220 по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа.
Как следует из приказа от 13.12.2010 № 548, Заявители включены Реестр по рынку по продуктовым границам "авиатопливообеспечение воздушных судов". Антимонопольный орган неправомерно определил продуктовые границы товарного рынка как "авиатопливообеспечение воздушных судов" по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 4 данной статьи, товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В силу ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" группой лиц признается совокупность физических или юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, предусмотренным данной статьей.
При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов в целях формирования Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов или занимающих доминирующее положение, антимонопольный орган в силу п. 8 ст. 5 Закона "О защите конкуренции" дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Как следует из аналитического отчета УФАС временной интервал исследования рынка определен антимонопольным органом с 01.01.2009 по 31.12.2009. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании подтвердил, что предварительное определение продуктовых границ проводилось УФАС на основании условий договоров, заключенных Заявителями, которые действовали в рассматриваемом периоде.
Судом были исследованы условия стандартных договоров, заключенных между ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и приобретателями, между ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" и приобретателями, и условия договора, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" от 09.04.2009 № НП/594-3. Исходя из условий договоров между Заявителями и приобретателями, последние являются покупателями авиационного керосина, реализация которого осуществляется путем передачи в тару покупателя (заправка воздушного судна). Услуга "авиатопливообеспечение воздушных судов" не является предметом данных договоров, оплата по которым также происходит за реализацию товара - авиационного керосина и иных технических жидкостей.
В то же время предметом договора, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград", является авиатопливообеспечение воздушных судов авиационным керосином, находящимся в собственности ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО".
Вместе с тем основополагающим выводом антимонопольного органа при квалификации положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на конкретном рынке в качестве доминирующего является вывод о наличии у него возможности действовать независимо от конкурентов, способности оказывать влияние в одностороннем порядке на общие условия обращения товара. Суд принимает во внимание п. 1.1 Порядка № 220, согласно которому анализ состояния конкуренции проводится антимонопольным органом в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе, при формировании Реестра хозяйствующих субъектов.
Представленные антимонопольным органом доказательства не свидетельствуют о доминирующем положении группы лиц в составе ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" в определенных УФАС границах.
При принятии приказа от 13.12.2010 № 548 Волгоградским УФАС России не была дана оценка указанным выше обстоятельствам, а именно, возможности влияния Заявителей на товарный рынок "авиатопливообеспечение воздушных судов" применительно к тому, что в Реестр хозяйствующих субъектов включены не юридические лица в отдельности, а группа лиц в составе ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград". Антимонопольный орган не доказал суду экономической и законодательной возможностей объединения рассматриваемых хозяйствующих субъектов в одну группу в целях включения в Реестр относительно определенных УФАС продуктовых границ.
В силу положений Закона "О защите конкуренции" хозяйствующие субъекты, действующие на товарном рынке и составляющие группу лиц, применительно к целям данного Федерального закона рассматриваются как один хозяйствующий субъект.
В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
В п. 3.7 Административного регламента № 6 прямо указано, что при проведении процедуры по включению в Реестр хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц. Включенную в Реестр, аналитический отчет должен содержать мотивированное и документально подтвержденное заключение о том, что хозяйствующий субъект осуществляет хозяйственную деятельность на одном товарном рынке с другими хозяйствующими субъектами, входящими в указанную группу лиц.
Судом установлено, на территории аэропорта города Волгоград авиакомпаниями приобретается товар - авиационный керосин. Продавцами авиационного керосина являются ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград".
Передача товара - авиационного керосина осуществляется путем заправки воздушного судна представителями ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград".
Таким образом, ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" не могут быть включены в Реестр в составе группы по продуктовым границам "авиатопливообеспечение воздушных судов" поскольку как единый хозяйствующий субъект не осуществляют указанной деятельности в границах аэропорта города Волгоград.
Из оспариваемого приказа, письма от 13.12.2010 № 05-15/7188 не следует, в силу каких правовых норм ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" образуют одну группу лиц в целях включения в Реестр, действуют на одном товарном рынке (совпадение географических и продуктовых границ).
Ограничение антимонопольным органом географических границ исследуемого рынка только границами аэропорта города Волгограда суд также считает не соответствующим выявленным фактическим обстоятельствам и действующему законодательству о конкуренции.
Из системного анализа положений ст. 4 Закона "О защите конкуренции" и пункта 4.1 Порядка № 220 следует, что определение географических границ товарного рынка основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами.
Авиакомпании систематически (по расписанию), выполняя полет по заданному маршруту в целях оптимизации расходов, имеют возможность планировать заранее и ставить цель заправиться (дозаправиться) авиационным керосином именно в аэропорту "Гумрак", предварительно проведя мониторинг цен и в аэропорту вылета. В этой связи, информация о стоимости авиационного керосина и услуг по заправке воздушных судов доводится до сведения авиаперевозчиков посредством регистрации продавцами стоимости авиационного керосина и услуги по заправке в Центре расписания и тарифов (далее - ЦРТ) Транспортной Клиринговой Палаты.
Вопрос о неправомерности определения географических границ товарного рынка и их ограничения территорией аэропорта "Гумрак" был предметом рассмотрения Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-5065/2009.
Арбитражный суд Волгоградской области при рассмотрении данного дела на основе системного анализа положений статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ и п. 4.1 Порядка № 220 пришел к выводу, что для целей определения географических границ товарного рынка имеет значение наличие у приобретателя экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобрести товар в границах определенной территории, и отсутствие такой возможности либо целесообразности за ее пределами.
Представленные УФАС в материалы дела ответы авиаперевозчиков подтверждают, что рынок аэропорта города Волгограда не свободен от иных аэропортов, поскольку вопрос о необходимости приобретения топлива при совершении рейса в/из аэропорта города Волгограда решается капитаном воздушного судна в зависимости от погодных условий, коммерческой загрузки, технических характеристик воздушного судна.
В соответствии с п. 6.3 Порядка № 220 доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем товарного рынка.
Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым и географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Из представленных в материалах дела документов не усматривается, что Заявители как группа лиц на территории аэропорта города Волгограда оказывают услуги по "авиатопливообеспечению воздушных судов" - определение УФАС доли группы в размере 100% является неправомерным. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах требования заявителей признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу Заявителей пропорционально.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 176 АПК РФ суд

решил:

Признать недействительным приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 13.12.2010 № 548 в части внесения изменений по группе лиц ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" в Реестр хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара в размере более чем 35%, путем изменения названия товара с "розничный рынок авиакерасина" на "авиатопливообеспечения воздушных судов"
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области исключить общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей пропорционально.
Решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья
ПОНОМАРЕВ А.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Примечание к документу

Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 25.07.2011 по делу № А12-5653/2011
<Из системного анализа положений статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пункта 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220, следует, что для целей определения географических границ товарного рынка имеет значение наличие у приобретателя экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобрести товар в границах определенной территории и отсутствие такой возможности либо целесообразности за ее пределами>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru