Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2011 г. по делу № 3-20/2011

Сахалинский областной суд:
под председательством судьи Богомоловой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Купаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3.11.8 Положения о министерстве социальной защиты Сахалинской области, утвержденного постановлением Администрации Сахалинской области от 17 декабря 2009 года № 526-па, в части, не предусматривающей, что министерство социальной защиты Сахалинской области организует возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших (погибших) граждан, выплате социального пособия на погребение тех умерших граждан, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти,

установил:

17 декабря 2009 года Администрацией Сахалинской области принято постановление № 526-па "Об утверждении Положения о министерстве социальной защиты Сахалинской области", которое опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 25 декабря 2009 года № 236(3443) и вступило в силу с 1 января 2010 года.
Пунктом 3.11.8 Положения о министерстве социальной защиты Сахалинской области (далее - Положение) предусмотрено, что министерство социальной защиты Сахалинской области организует возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших (погибших граждан), выплате социального пособия на погребение умерших граждан, не работавших и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
16 июня 2011 года исполняющий обязанности прокурора Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу решения суда пункта 3.11.8 Положения в части слова "не работавших", сославшись на то, что предусмотренное данным пунктом основание возмещения министерством социальной защиты Сахалинской области стоимости услуг по погребению специализированным службам по вопросам похоронного дела не соответствует случаям, установленным пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
14 июля 2011 года прокурор Сахалинской области изменил заявленное требование: просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3.11.8 Положения о министерстве социальной защиты Сахалинской области, утвержденного постановлением Администрации Сахалинской области от 17 декабря 2009 года № 526-па, в части, не предусматривающей, что министерство социальной защиты Сахалинской области организует возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших (погибших) граждан, выплате социального пособия на погребение тех умерших граждан, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
В обоснование заявления прокурор указал на то, что из анализа федерального законодательства следует, что возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а также выплата органом социальной защиты населения социального пособия на погребение осуществляется в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. В этой связи, по мнению прокурора, оспариваемая норма Положения, предусматривая возмещение специализированным организациям расходов на погребение, а также выплату социального пособия на погребение только в случае, если умерший не работал, в отличие от федерального законодателя допускает возможность соответствующих расходов областного бюджета в связи с погребением более широкой категории лиц.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Еремина Ю.В. заявление с учетом измененных требований поддержала.
Представитель Правительства Сахалинской области и Министерства социальной защиты Сахалинской области Ткаченко Н.А. с заявлением прокурора согласился, не возражал против его удовлетворения. При этом отметил, что 13 июля 2011 года Правительством Сахалинской области принято постановление № 278 "О министерстве социальной защиты Сахалинской области", которым утверждено новое Положение об указанном органе исполнительной власти Сахалинской области и одновременно признано утратившим силу постановление администрации Сахалинской области от 17 декабря 2009 года № 526-па, содержащее противоречащие федеральному законодательству нормы в пункте 3.11.8 Положения. Также указал, что постановление № 278 еще не опубликовано, а после опубликования вступает в силу только с 1 октября 2011 года. Кроме того, обратил внимание на то, что постановлением Правительства Сахалинской области от 6 июня 2011 года № 211 признано утратившим силу постановление администрации Сахалинской области от 24 февраля 2005 года № 30-па "О возмещении расходов на погребение за счет средств областного бюджета", на основании которого были определены полномочия министерства социальной защиты Сахалинской области в постановлении от 17 декабря 2009 года № 526-па. В этой связи, считает, что оспариваемое прокурором положение является фактически недействующим и министерством социальной защиты Сахалинской области не применяется.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов о предоставлении материальной и иной помощи для погребения.
Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ, действующей с 1 января 2010 года) "О погребении и похоронном деле" (далее - ФЗ № 8) урегулированы отношения, связанные с погребением умерших, а также установлены гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, в том числе выплата социального пособия на погребение.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 9 ФЗ № 8 предусмотрено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Указанные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пунктом 3 статьи 9 ФЗ № 8 установлен порядок возмещения специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, источники финансирования указанных выплат (Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации), а также категории умерших, на погребение которых подлежит возмещению стоимость услуг из каждого источника финансирования.
В частности, из бюджетов субъектов Российской Федерации стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежит возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Статьей 10 ФЗ № 8 определен порядок выплаты социального пособия на погребение.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.
Пунктом 2 статьи 10 ФЗ № 8 определены органы, выплачивающие указанное пособие, источники финансирования, а также категории умерших, на погребение которых гражданам подлежат компенсации их расходы.
А именно, органом социальной защиты населения по месту жительства выплата социального пособия на погребение производится в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Следовательно, вышеуказанными нормами федерального закона с 1 января 2010 года предусмотрено возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, а также выплата органом социальной защиты гражданам социального пособия на погребение умерших, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в тех случаях, когда умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
До 1 января 2010 года вышеуказанные нормы ФЗ № 8 действовали в редакции Федерального закона от 12 января 1996 года, которые предусматривали возмещение специализированной службе стоимости соответствующих услуг и выплату социального пособия за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в пункте 3 статьи 9, пункте 2 статьи 10 ФЗ № 8 слова "не работал" заменены словами "не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти".
Таким образом, федеральный законодатель с 1 января 2010 года предусмотрел иное правовое регулирование данного вопроса, определяя эту категорию как умершие, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Устанавливая в пункте 3.11.8 Положения полномочия министерства социальной защиты Сахалинской области, исполнительный орган государственной власти Сахалинской области определяет категории умерших, на погребение которых министерство социальной защиты организует возмещение стоимости соответствующих услуг специализированным службам по вопросам похоронного дела и выплату социального пособия на погребение из средств бюджета Сахалинской области.
К их числу оспариваемое положение относит умерших граждан, которые не работали на день смерти, что не соответствует вышеуказанным положениям ФЗ № 8, а потому подлежит признанию недействующим в указанной части.
Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определен Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - ФЗ № 255).
На основании частей 1 - 5 статьи 2 указанного Федерального закона обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.
Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым (п. 5).
Из анализа приведенных положений следует, что круг лиц, не подпадающих под понятие застрахованных в рамках ФЗ № 255, а следовательно, на которых в случае их смерти подлежит возмещению в соответствии с требованиями федерального закона стоимость услуг на погребение специализированной службе и выплата соответствующего социального пособия за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, может включать в себя не только неработающих граждан, но и других субъектов.
В то же время "не работающие" и "не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" являются не только неравнозначными, но и несопоставимыми понятиями, поскольку неработающие граждане могут быть застрахованы (к примеру, члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера) и, наоборот, работающие граждане могут быть незастрахованы (члены крестьянских (фермерских) хозяйств и т.п.).
Соответственно, определить является ли понятие "не работающие" шире либо уже понятия "не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не представляется возможным.
В этой связи, суд не может согласиться с требованием прокурора о признании пункта 3.11.8 Положения недействующим в части, не предусматривающей, что министерство социальной защиты Сахалинской области организует возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших (погибших) граждан, выплате социального пособия на погребение тех умерших граждан, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
В данном случае в оспариваемой норме останется положение относительно категории умерших, которые не работали на день смерти, что по указанным выше основаниям будет противоречить требованиям федерального законодательства.
С учетом вышеприведенного обоснования суд признает пункт 3.11.8 Положения недействующим в той части, в которой он определяет в качестве категории умерших (погибших), на погребение которых Министерство социальной защиты Сахалинской области организует возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, выплате социального пособия на погребение тех умерших, которые не работали на день смерти.
При этом, суд признает его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемый пункт не содержит норм рекомендательного характера, определяет полномочия органа исполнительной власти Сахалинской области, применялся и порождал правовые последствия.
Ссылка представителя Правительства Сахалинской области и министерства социальной защиты Сахалинской области на то, что 13 июля 2011 года принято постановление Правительства Сахалинской области № 278, которым утверждено новое Положение об указанном органе исполнительной власти Сахалинской области и одновременно признано утратившим силу постановление администрации Сахалинской области от 17 декабря 2009 года № 526-па, не может быть принята во внимание, поскольку указанное постановление вступает в силу только с 1 октября 2011 года, в связи с чем оспариваемый пункт 3.11.8 Положения на момент рассмотрения дела действующий, порождает правовые последствия, а потому является предметом оспаривания в порядке нормоконтроля.
Признание утратившим силу постановления администрации Сахалинской области от 24 февраля 2005 года № 30-па "О возмещении расходов на погребение за счет средств областного бюджета", на основании которого определены полномочия министерства социальной защиты Сахалинской области в постановлении от 17 декабря 2009 года № 526-па, на что также сослался представитель заинтересованных лиц, не свидетельствует о том, что оспариваемое прокурором положение является фактически недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 3.11.8 Положения о министерстве социальной защиты Сахалинской области, утвержденного Администрацией Сахалинской области от 17 декабря 2009 года № 526-па, в той части, в которой он определяет в качестве категории умерших (погибших), на погребение которых министерство социальной защиты Сахалинской области организует возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, выплате социального пособия на погребение тех умерших, которые не работали на день смерти.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Сахалинского областного суда
Ю.А.Богомолова




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Сахалинского областного суда от 14.07.2011 по делу № 3-20/2011
<О признании недействующим пункта 3.11.8 Положения о Министерстве социальной защиты Сахалинской области, утвержденного Постановлением Администрации Сахалинской области от 17.12.2009 № 526-па, в части определения в качестве категории умерших (погибших), на погребение которых Министерство социальной защиты Сахалинской области организует возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, выплате социального пособия на погребение тех умерших, которые не работали на день смерти>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru