Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2011 г. по делу № 3-61/2011

Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего - судьи Михайлинского О.Н.,
при секретаре: Бухаровой Е.Н., с участием:
прокурора - Н.,
представителя Законодательного Собрания Красноярского края - З.,
представителя Губернатора Красноярского края - Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта "а" статьи 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции Закона Красноярского края от 19 октября 2006 года № 20-5192),

установил:

Ш. обратился в суд с заявлением, с учетом последующего уточнения, о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта "а" статьи 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции Закона Красноярского края от 19 октября 2006 года № 20-5192).
Заявитель мотивировал требования тем, что оспариваемая норма предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только нанимателям жилого помещения, не соответствует части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей равенство прав нанимателя и членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, и нарушает его право члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма на получение субсидий.
Заявитель Ш. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и заблаговременно, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил, в тексте заявления изложил просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Законодательного Собрания Красноярского края З. и представитель Губернатора Красноярского края Б. возражали против удовлетворения заявления, пояснили, что оспариваемая заявителем норма Закона Красноярского края не противоречит действующему федеральному законодательству, которым определен круг лиц, имеющих право на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поэтому требования Ш. полагали необоснованными.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд находит, что в удовлетворении заявления Ш. надлежит отказать по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.
Часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являющихся одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище.
В силу части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Как следует из части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (части 7 и 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 данных Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
По таким вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
17 декабря 2004 года Законодательным Собранием Красноярского края принят и 23 декабря 2004 года Губернатором Красноярского края подписан Закон Красноярского края № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Указанный Закон официально опубликован в печатных изданиях "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 36 от 28 декабря 2004 года и "Красноярский рабочий" № 4 от 15 января 2005 года, вступил в силу 08 января 2005 года.
19 октября 2006 года и 10 июля 2007 года Законодательным Собранием Красноярского края приняты соответственно Законы Красноярского края № 20-5192 и № 2-277, которыми внесены изменения в Закон Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", изложены в новой редакции статья 11 и абзац седьмой статьи 11 Закона.
Закон Красноярского края от 19 октября 2006 года № 20-5192 подписан Губернатором Красноярского края 31 октября 2006 года, официально опубликован в печатных изданиях "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 45 (138) от 07 ноября 2006 года и "Краевой вестник" № 112 от 03 ноября 2006 года, вступил в силу 14 ноября 2006 года.
Закон Красноярского края от 10 июля 2007 года № 2-277 подписан Губернатором Красноярского края 24 июля 2007 года, официально опубликован в печатных изданиях "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 36 (188) от 30 июля 2007 года и "Краевой вестник" № 68 от 27 июля 2007 года, вступил в силу 07 августа 2007 года.
Согласно статье 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции Законов Красноярского края от 19 октября 2006 года № 20-5192, от 10 июля 2007 года № 2-277), с учетом доходов граждан субсидии предоставляются: а) пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде; б) нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) членам жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома); д) иным гражданам - по решению комиссии. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в подпунктах "а" - "д" настоящей статьи, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Полномочия Законодательного Собрания Красноярского края по принятию законов края были закреплены в статьях 29 и 87 Устава Красноярского края от 29 февраля 1996 года № 8-252, и в настоящее время предусмотрены статьями 61 и 135 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.
Оспариваемая заявителем норма подпункта "а" статьи 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции Закона Красноярского края от 19 октября 2006 года № 20-5192), предусматривает, что с учетом доходов граждан субсидии предоставляются: пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Суд находит несостоятельными доводы заявителя о незаконности оспариваемой части нормативного правового акта, поскольку подпункт "а" статьи 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" не противоречит пункту 1 части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливающему, что право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Вместе с тем, не имеется оснований для выводов о дословном воспроизведении положений пункта 1 части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации в подпункте "а" статьи 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Доводы заявителя о противоречии оспариваемой нормы Закона Красноярского края положениям части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации нельзя признать обоснованными, так как подпункт "а" статьи 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" не устанавливает иного правового регулирования, отличного от установленного на федеральном уровне пунктом 1 части 2 статьи 159 Жилищного кодекса в части прав пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов на субсидии.
Таким образом, по делу установлено, что оспариваемый заявителем подпункт "а" статьи 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции Закона Красноярского края от 19 октября 2006 года № 20-5192) не противоречит действующему федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и не ограничивает право Ш. на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Поэтому в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Ш. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта "а" статьи 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции Закона Красноярского края от 19 октября 2006 года № 20-5192) - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Красноярский краевой суд.
Решение вступило в законную силу 13 июля 2011 года.

Председательствующий
О.Н.МИХАЙЛИНСКИЙ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Красноярского краевого суда от 28.04.2011 по делу № 3-61/2011
<Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим подпункта "а" статьи 11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 (ред. от 19.10.2006) "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru