Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 28 апреля 2011 г. № 5-558/1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ВАРИАТИВНОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с программой перехода учреждений начального и среднего профессионального образования Кировской области на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения на 2010 - 2012 годы, утвержденной приказом департамента образования от 26.07.2010 № 5-546, приказываю:
1. Утвердить региональные требования к вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования Кировской области (далее - требования). Прилагаются.
2. Руководителям учреждений начального и среднего профессионального образования организовать разработку вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в соответствии с утвержденными требованиями.
3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

И.о. главы
департамента образования
Кировской области
А.М.ИЗМАЙЛОВ





Приложение
к приказу
департамента образования
Кировской области
от 28 апреля 2011 г. № 5-558/1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ВАРИАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования (далее - вариативная составляющая ОПОП НПО, СПО) установлена Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятий и структуры государственного стандарта" и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов НПО И СПО (далее - ФГОС), формируется на основе регионально-значимых требований рынка труда Кировской области и призвана обеспечить соответствие качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена требованиям предприятий - заказчиков кадров.

1. Общие положения

Вариативная составляющая обеспечивает расширение и (или) углубление подготовки выпускников учреждений НПО и СПО, определяемой содержанием обязательной части ОПОП, получение ими дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для повышения конкурентоспособности в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования с целью успешной интеграции в экономику и социум Кировской области.
1.1. Вариативная составляющая разрабатывается образовательными учреждениями на основе соответствующего ФГОС, не требует согласования на федеральном уровне и составляет от 20 до 30% объема времени, отведенного на циклы ОПОП.
1.2. Региональные требования (далее - региональные требования) формируются в дополнение к требованиям ФГОС с учетом стратегических задач социально-экономического развития Кировской области, особенностей технико-технологической среды и специфики социально-трудовых отношений.
1.3. Региональные требования к вариативной составляющей устанавливают дополнительные требования к образовательным результатам освоения ОПОП, структуре ОПОП, условиям реализации ОПОП и оцениванию качества ее освоения.
1.4. Задачи введения региональных требований:
- обеспечение единого методологического подхода к развитию содержания НПО и СПО в Кировской области;
- установление дополнительных требований к качеству образования выпускников учреждений НПО, СПО;
- обеспечение координации деятельности разработчиков ОПОП с целью предотвращения дублирования содержания образования, усиления возможностей организации сетевого взаимодействия (взаимообмена образовательными ресурсами);
- обеспечение нормативных оснований проектирования ОПОП разного уровня и направленности с учетом региональных требований к результатам довузовского профессионального образования;
- регулирование отношений субъектов в сфере образования Кировской области на этапах введения и реализации ФГОС;

- привлечение к внешней оценке образовательных результатов выпускников НПО, СПО работодателей региона;
- содействие гармонизации квалификационных требований работодателей и образовательных результатов системы довузовского профессионального образования;
- обеспечение организационно-содержательных оснований развития комплекса условий (кадровых, материально-технических, учебно-методических, информационных) реализации ОПОП;
- обеспечение преемственности профессиональных образовательных программ как основы непрерывного профессионального образования на территории области;
- усиление инвестиционной привлекательности региональной системы профессионального образования.

2. Региональные требования к образовательным результатам
освоения ОПОП в рамках вариативной составляющей

Дополнительные профессиональные компетенции выпускников учреждений НПО, СПО, имеющие региональную значимость, соответствуют приоритетным направлениям развития экономики Кировской области, определенным "Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года": сельское хозяйство, строительство, производство пищевых продуктов, машиностроение, сфера малого и среднего бизнеса.
2.1. Региональные требования к дополнительным регионально-значимым образовательным результатам включают в себя:
- умения и знания по организации предпринимательской деятельности по профилю полученной профессии (специальности);
- дополнительную общую компетенцию по планированию профессиональной карьеры выпускников;
- дополнительные профессиональные компетенции, связанные с освоением уникальных производственных технологий, предметов, средств труда, особенностями организации труда на передовых предприятиях области.
Регионально-значимые образовательные результаты обеспечат конкурентоспособность выпускников системы довузовского профессионального образования, построение ими профессиональной карьеры по модели "самозанятости", формирование персонального ресурса личности и эффективное поведение на региональном рынке труда, сокращение сроков профессионально-трудовой адаптации выпускников в условиях реального производства.

3. Региональные требования к структуре вариативной
составляющей ОПОП НПО, СПО

Дополнительные регионально-значимые образовательные результаты в рамках вариативной составляющей вводятся в циклы, разделы, модули структуры ОПОП.
3.1. В начале обучения - в дополнительные учебные дисциплины "Введение в профессию: общие компетенции профессионала" (общепрофессиональный цикл ОПОП НПО) и "Введение в специальность: общие компетенции профессионала" (общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОПОП СПО).
Учебные дисциплины направлены на овладение обучающимися общими компетенциями в условиях перехода "общеобразовательная школа - учреждение НПО, СПО", формирование основных способов работы с информацией, разрешение проблем и коммуникации, которые будут использованы для выполнения компетентностно-ориентированных заданий при освоении обучающимися общепрофессиональных дисциплин. Формирование и оценивание общих компетенций осуществляется в течение всего периода обучения, в том числе в ходе профессиональной (производственной) практики.
3.2. В рамках дополнительной учебной (общепрофессиональной) дисциплины "Основы предпринимательства" общепрофессионального цикла ОПОП НПО и профессионального цикла ОПОП СПО формируются умения и знания по организации предпринимательской деятельности, по планированию профессиональной карьеры и осуществлению трудоустройства.
Обязательным результатом освоения дисциплины "Основы предпринимательства" является разработка обучающимися бизнес-планов по профилю профессии (специальности) и публичная защита бизнес-планов с привлечением представителей бизнес-сообщества в качестве экспертов.
3.3. Профессиональные компетенции, связанные с производственными технологиями, предметами и средствами труда, особенностями организации труда на предприятиях области, формируются в рамках профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, программ практик, профессиональных и общепрофессиональных дисциплин обязательной части ОПОП в виде тем, разделов, учебных элементов, дополнительных фрагментов регионально-значимого содержания образования.
Разработка данных компетенций входит в сферу ответственности опорных учреждений НПО, СПО и ресурсных центров профессионального образования области.
3.4. Для получения дополнительного опыта профессиональной деятельности, необходимого для формирования дополнительных профессиональных компетенций и обеспечения готовности выпускников осуществлять профессионально-трудовые функции с учетом особенностей профессии (специальности), в структуру ОПОП в обязательном порядке вводится региональная профессиональная (производственная) практика, дополняющая учебную и производственную практику обязательной части ОПОП.
Дополнительная региональная практика организуется концентрированно или рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Часы региональной практики могут быть добавлены к производственной практике в составе обязательной составляющей ОПОП НПО, СПО. В этом случае в программы практики вводятся дополнительные виды профессионально-трудовой деятельности, обеспечивающие освоение обучающимися общих и дополнительных профессиональных компетенций с учетом особенностей профессии, и соответствующие формы оценки достигнутых образовательных результатов.

4. Региональные требования к условиям реализации
вариативной составляющей ОПОП НПО, СПО

Вариативная составляющая устанавливает дополнительные требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
4.1. Требования к кадровому обеспечению:
4.1.1. Педагогические кадры учреждений НПО и СПО должны владеть образовательными технологиями формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, а также технологиями оценивания компетентностных образовательных результатов.
4.2. Требования к учебно-методическому обеспечению:
4.2.1. В ресурсных центрах профессионального образования или опорных учреждениях профессионального образования формируются единые региональные банки данных (методические депозитарии), аккумулирующие учебно-методические комплексы, разработки и рекомендации, мультимедийные материалы, а также описания образовательных технологий реализации модульно-компетентностного подхода по профилю ресурса.
Пользование методическим депозитарием организуется в виде свободного доступа педагогов и мастеров производственного обучения профильных учреждений.
4.3. Требования к материально-техническому обеспечению:
4.3.1. Образовательные учреждения должны оптимально использовать, развивать и обновлять материально-техническую базу, привлекая ресурсы других образовательных учреждений (ресурсных центров профессионального образования), организаций, предприятий реального сектора экономики Кировской области.
Отсутствие или недостаточность кадровых, материально-технических, методических и других ресурсов не освобождает образовательные учреждения от обязанности обеспечения условий для достижения качества образования выпускников, соответствующего требованиям регионального рынка труда.
В этом случае образовательное учреждение организует сетевое взаимодействие при реализации ОПОП: компенсирует ресурсные дефициты кооперацией с соответствующими ресурсными центрами профессионального образования, использует оборудование и кадры работодателей и так далее.

5. Региональные требования к оцениванию качества освоения
вариативной составляющей ОПОП НПО, СПО

Оценка качества освоения вариативной составляющей включает текущий контроль образовательных результатов, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
5.1. Формы и процедуры текущего контроля, промежуточной аттестации по всем компонентам вариативной составляющей (учебным и общепрофессиональным дисциплинам, региональной практике) разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно с учетом требований компетентностного формата оцениваемых результатов.
5.2. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных компетенций, связанных с региональными производственными технологиями и другими особенностями предприятий Кировской области, производится в составе учебных дисциплин, профессиональных модулей.
5.3. Примерные контрольно-измерительные материалы для оценки вариативной составляющей (далее - КИМы) размещаются в открытом для обучающихся доступе: библиотеке (медиатеке), соответствующих кабинетах (лабораториях), на сайте образовательного учреждения.
В начале обучения по дополнительным учебным дисциплинам, а также в рамках вариативной составляющей региональной производственной практики обучающиеся знакомятся с регламентами и технологиями оценочных процедур.
5.4. КИМы разрабатываются с использованием технологий оценки компетентностных результатов образования и включаются в фонды оценочных средств по каждой ОПОП.
5.5. Фонды оценочных средств по промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. Для государственной (итоговой) аттестации - после положительного заключения работодателей.
5.6. Для оценки качества овладения обучающимися профессиональными компетенциями привлекаются внешние эксперты (представители работодателей, преподаватели профильных учреждений, преподаватели, не участвовавшие в обучении).
5.7. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление свидетельств, подтверждающих освоение обучающимися:
- знаний и умений по организации предпринимательской деятельности по профилю профессии, специальности (в рамках дисциплины "Основы предпринимательства");
- общих компетенций (в том числе "Планировать профессиональную карьеру, осуществлять трудоустройство").
5.8. В инструментарий оценки уровня освоения компетенций могут включаться портфолио выпускника, отчеты о достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, отзывы и характеристики с мест прохождения производственной практики.

6. Полномочия и ответственность образовательных учреждений
по разработке вариативной составляющей ОПОП НПО, СПО

Образовательные учреждения имеют право выбора нескольких вариантов ОПОП НПО, СПО для обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся (каждая ОПОП утверждается отдельно).
Вариативная составляющая разрабатывается в соответствии с требованиями к образовательным результатам, структуре и условиям ее реализации. Требования к результатам освоения рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебных и производственных практик, компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям формулируются образовательными учреждениями совместно с заказчиками кадров (работодателями) и другими социальными партнерами.
6.1. Полномочия и ответственность образовательных учреждений:
- разбивка учебных часов в пределах времени, отведенного на раздел "Вариативная часть циклов ОПОП" в соответствующем ФГОС НПО, СПО, по компонентам вариативной составляющей ОПОП;
- разработка рабочих учебных программ дисциплин "Введение в профессию: общие компетенции профессионала", "Основы предпринимательства", программ региональной производственной практики, дополнительных фрагментов содержания образования, отражающих регионально-значимые производственные технологии;
- включение в соответствующие программы обязательной части ОПОП дополнительных разделов (тем), направленных на формирование профессиональных компетенций, умений и знаний, отражающих регионально-значимые профессиональные функции, трудовые действия рабочего и специалиста среднего звена;
- включение дополнительных образовательных результатов в программы промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся (выпускников);
- формирование методического оснащения вариативной части ОПОП;
- разработка контрольно-измерительных материалов для оценки качества освоения вариативной составляющей ОПОП;
- ежегодное обновление вариативной части ОПОП с учетом динамики квалификационных требований работодателей региона, изменений в технико-технологическом оснащении предприятий (организаций), организационно-экономических механизмах, нормативно-правовом обеспечении местных рынков труда.
Региональные требования являются обязательными при реализации ОПОП НПО, СПО областными государственную образовательными учреждениями. Для федеральных государственных учреждений СПО, а также для негосударственных образовательных учреждений НПО, СПО данные требования являются примерными.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Приказ департамента образования Кировской области от 28.04.2011 № 5-558/1
"Об утверждении региональных требований к вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования Кировской области"

Приказ
Приложение. Региональные требования к вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования Кировской области
1. Общие положения
2. Региональные требования к образовательным результатам освоения ОПОП в рамках вариативной составляющей
3. Региональные требования к структуре вариативной составляющей ОПОП НПО, СПО
4. Региональные требования к условиям реализации вариативной составляющей ОПОП НПО, СПО
5. Региональные требования к оцениванию качества освоения вариативной составляющей ОПОП НПО, СПО
6. Полномочия и ответственность образовательных учреждений по разработке вариативной составляющей ОПОП НПО, СПО

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru