Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 г. № 74-Г11-16

г. Москва 29 июня 2011 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим п. 11 Правил предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 января 2011 г. № 19 "О Правилах предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" по кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с указанным выше заявлением ссылаясь на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит подп. "в" п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1069, подп. "в" п. 4 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 79.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение просит в кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия), ссылаясь на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что имеются основания для отмены судебного постановления с прекращением производства по делу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 79 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства.
В качестве одного из условий предоставления субсидии субъекту Российской Федерации подп. "в" п. 4 этих Правил называет наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на поддержку племенного животноводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий, не превышающие 15 рабочих дней.
Аналогичные условия относительно срока рассмотрения документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, предусмотрены подп. "в" п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1069.
Установлено, что 21 января 2011 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 19 "О Правилах предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости" 29 января 2011 г., № 6.
Пунктом 1 документа утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства (далее - Правила).
Правила устанавливают категории и критерии отбора получателей, цели и условия, порядок предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по следующим направлениям: растениеводство, северное оленеводство, табунное коневодство, племенное животноводство (п. 1).
Закреплено, что Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в течение пяти рабочих дней рассматривает правильность оформления документов, установленных данными Правилами и представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидии, в случае ненадлежащего оформления возвращает их на доработку с указанием даты возврата (п. 11). Срок рассмотрения конкурсных заявок составляет до десяти календарных дней после окончания срока приема документов (п. 3.1 приложения к Правилам).
Указанные условия предоставляют возможность участнику конкурсного отбора внести изменения в свою конкурсную заявку до истечения установленного срока подачи конкурсных заявок.
Таким образом, установленные оспариваемым актом Республики Саха (Якутия) сроки рассмотрения документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий, не превышают 15 рабочих дней, что соответствует федеральным нормам.
В соответствии с п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону илу другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, разрешая дело, правомерно высказал суждение о том, что не противоречит требованиям федерального законодательства установленный Правилами более короткий срок рассмотрения документов, однако не применил закон, подлежащий применений к спорному правоотношению.
Единственным и достаточным основанием для удовлетворения требования прокурора суд посчитал то, что содержание оспариваемого пункта акта республики не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, с чем нельзя согласиться по следующим основаниям.
Во-первых, суд в решении не привел какого-либо обоснования своего вывода, нарушив требования ст. 198 ГПК РФ.
Во-вторых, данный вывод суда является ошибочным. Правительством Республики Саха (Якутия) осуществлено нормативное правовое регулирование, содержащее ясные для понимания и исполнения положения, касающиеся срока рассмотрения представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями документов для получения субсидии.
Нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права названо п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ в качестве основания для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
В заседании Судебной коллегии установлено, что в оспариваемой прокурором части документ прекратил свое действие.
27 мая 2011 г. Правительством Республики Саха (Якутия) выпущено постановление № 236, которым внесено изменение в п. 11 Правил, изложенный в следующей редакции: "Срок рассмотрения Министерством документов, представленных получателями субсидии для перечисления субсидии, составляет 15 рабочих дней". Акт официально опубликован в издании "Якутские ведомости" от 1 июня 2011 г., № 34, и вступил в действие.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По смыслу закона, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция отражена и в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Поскольку оспариваемая норма регионального постановления прекратила свое действие и нарушения чьих-либо прав и свобод не влечет, имеются предусмотренные абз. 2 ст. 220 ГПК РФ основания для прекращения производства по делу.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь ст. 360, п. 4 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 г. отменить, производство по данному делу прекратить.




Официальная публикация в СМИ:
"Якутские ведомости", № 51, 03.08.2011


Определение Верховного Суда РФ от 29.06.2011 № 74-Г11-16
<О прекращении производства по делу о признании недействующим п. 11 Правил предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.01.2011 № 19>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru