УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2011 г. по делу № 01-Р-2011
Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 февраля 2011 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Чувашского УФАС России А.А.Гаврилов;
члены Комиссии:
Ланская Г.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
рассмотрев дело № 01-Р-2011 по признакам нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе услуг по индивидуальному пошиву корсетов К., распространенной в газете "МК в Чебоксарах" от 14-21 декабря 2010 г.
в присутствии заявителя - гр. Ш. (П.),
установила:
В Чувашское УФАС России поступило заявление гр. Ш. (П.) о распространении рекламы с незаконным использованием ее фотографий, фамилии и имени, сведений о должности и месте работы, а также якобы ее слов об одобрении объекта рекламирования.
На 3-ей странице газеты "МК в Чебоксарах" от 14-21 декабря 2010 г. № 51 (718) размещена реклама "Корсет К." следующего содержания: "Корсет К. "Он заметно подчеркнул достоинства моей фигуры. Мне нравится, что мастер создает корсеты, учитывая особенности каждой клиентки. Кстати, корсет совсем незаметен под одеждой!" - телеведущая П. ("Россия 1"). Скидка 20%. Заказ корсетов К. по тел.: 8-903-066-48-53, 74-55-08. Скидка действует до 11 января 2011 г.". Реклама сопровождается фотографиями телеведущей с надписями "Мой обычный образ" и "Я в корсете".
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" определяет информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке как рекламу.
Рассматриваемая информация о предоставлении услуг по индивидуальному пошиву корсетов К. является рекламой, поскольку в ней содержатся все квалифицирующие признаки рекламы (распространена в средстве массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к перечисленным услугам, формированию или поддержанию интереса к ним и их продвижению на рынке).
В силу пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.
В своем заявлении гр. Ш. (П.) утверждает, что она не давала согласия на использование своих фотографий, сведений о фамилии и имени, месте работы и занимаемой должности, слов одобрения объекта рекламирования в рекламе корсетов К.
ИП Б. пояснила, что в декабре 2010 г. редакция журнала "Антенна - Телесемь. Чебоксары" предложила ей разместить рекламу корсетов К., производством которых она занимается. Рекламный модуль был произведен редакцией журнала "Антенна - Телесемь. Чебоксары" по предварительной договоренности с работодателем (филиалом ФГУП "ВГТРК" - ГТРК "Чувашия") телеведущей Ш. (П.). Съемки проходили в торговом центре "Мега-Молл" при личном участии телеведущей Ш. (П.), позировавшей перед фотокамерой без корсета. Фотография, использованная в рекламе, была доработана с помощью компьютерных средств обработки фотоснимков ("фотошоп").
Письменный договор между ИП Б. и телеведущей Ш. (П.) об использовании ее фотографий, фамилии и имени, сведений о должности и месте работы, слов об одобрении объекта рекламирования (корсетов К.) в рассматриваемой рекламе не заключался. Рекламный модуль, созданный с согласия и при личном участии в съемках телеведущей Ш. (П.) Л., был распространен в журнале "Антенна - Телесемь. Чебоксары" от 13-19 декабря 2010 г. и 27 декабря 2010 г. - 2 января 2011 г.
10.12.2010 ИП Б. поступило предложение о заключении на выгодных условиях договора на размещение рекламы корсетов в газете "МК в Чебоксарах". 12.12.2010 ИП Б. позвонила телеведущей Ш. (П.) для получения ее согласия на использование ранее созданного макета рекламы с участием телеведущей для распространения в газете "МК в Чебоксарах". В качестве оплаты был предложен пошив корсета. На что телеведущая Ш. (П.) ответила, что перезвонит ей на следующий день. 13.12.2010 ИП Б. занималась закупкой материалов. Вечером в телефонной книге своего сотового телефона она обнаружила пропущенные звонки Ш. (П.), поступившие в период с 15 час. 30 мин. до 16 час. 20 мин. и решила, что она согласна на продолжение использования макета рекламы для его распространения в дальнейшем. В тот же день на остановке общественного транспорта "Энергозапчасть" состоялась встреча менеджера газеты "МК в Чебоксарах" и ИП Б., в ходе которой был подписан договор на размещение рекламы в газете, переданы деньги за ее размещение. Были согласованы изменения в рекламном модуле с использованием фотоизображений телеведущей Ш. (П.), в частности, содержание рекламы дополнялось сведениями о фамилии, именем, указании места работы и занимаемой должности гр. Ш. (П.).
Позднее, перезвонив Ш. (П.), ИП Б. узнала, что телеведущая не может разрешить использовать рекламный модуль для размещения в газете "МК в Чебоксарах", поскольку согласно трудовому контракту она не имеет права принимать участие в рекламе без согласия работодателя. Однако ИП Б. уже не могла предпринять каких-либо действий, направленных на предотвращение распространения рассматриваемой рекламы, поскольку номер был уже сдан в печать. В следующем номере газеты "МК в Чебоксарах" от 21-28 декабря 2010 г. рекламный модуль был изменен, для его создания было использовано фотоизображение директора ООО "Издательский дом "Бизнес среда" Г.
В соответствии с абзацем 5 пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел определением от 24.01.2011 рассмотрение дела было отложено до 08 часов 15 минут 09 февраля 2011 г.
В заседание Комиссии после окончания в нем перерыва, связанного с отложением дела, ИП Б., не явилась, от нее по телефону поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, мотивированное болезнью ребенка.
Заявитель Ш. (П.) по существу рассматриваемого дела пояснила, что она не давала ИП Б. согласия на использование в рекламе корсетов К. своих фотографий, фамилии и имени, сведений о должности и месте работы, а также слов об одобрении объекта рекламирования, исходящих якобы от нее.
Действительно, 12.12.2010 ей позвонила ИП Б. по вопросу возможности использования макета рекламы с ее участием, созданного редакцией газеты "Антенна - Телесемь. Чебоксары", для последующего его распространения в газете "МК в Чебоксарах". Она ответила, что обдумает ее предложение и сообщит о своем решении на следующий день. В течение следующего дня заявитель Ш. (П.) неоднократно звонила ИП Б., но она на звонки не отвечала. Однако вечером ИП Б. перезвонила ей сама. Заявитель Ш. (П.) сообщила ей о своем несогласии на размещение рекламного модуля, произведенного для распространения в журнале "Антенна-Телесемь. Чебоксары", в газете "МК в Чебоксарах". Заявитель П. (Ш.) объяснила ИП Б., что ее участие в фотосъемках для создания рекламы "корсетов К." для размещения в журнале "Антенна-Телесемь. Чебоксары" происходило по поручению работодателя в рамках исполнения служебных обязанностей согласно трудовому договору, то есть было санкционировано работодателем, который состоит с ООО "Телесемь. Чебоксары" в договорных отношениях по оказанию различного рода услуг на условиях взаимозачета. Работодатель крайне отрицательно относится к участию в рекламных акциях своих сотрудников не согласованных с ним, за подобную рекламу ее могут лишить эфира. ИП Б. ответила, что уже не в силах ничего изменить, договор на размещение рекламы в газете "МК в Чебоксарах" уже подписан, деньги переданы, номер сдан в печать.
Заявитель Ш. (П.) настаивает на привлечении ИП Б. к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Подпункт 10 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускает использовать в рекламе упоминание о благоприятных отзывах конкретных лиц, которые якобы используют или использовали объект рекламирования, довольны его действием или качествами, а на самом деле эти лица не пользовались рекламируемым товаром и не могут судить о его потребительских свойствах, или даже негативно относятся к этому продукту. Кроме этого, нельзя использовать в рекламе фотоизображения конкретных лиц, их персональные данные без их согласия.
Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей. Поэтому использование в ней недостоверного источника информации, который благодаря своему авторитету или иным качествам способен стимулировать покупку, признается непозволительным для рекламодателей приемом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является лицо, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из представленного ООО "Издательский дом "Бизнес-Среда" договора от 13.12.2010 № 81, заключенного между ООО "Издательский дом "Бизнес-Среда" ("Исполнитель") и ИП Б. ("Заказчик") следует, что Исполнитель обязался оказать Заказчику услуги по производству и размещению рекламы Заказчика.
В рассматриваемом случае содержание рекламы определялось ИП Б., которая в силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является рекламодателем.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, приходит к выводу о том, что реклама ИП Б. (корсеты К.), распространенная в газете "МК в Чебоксарах" от 14-21 декабря 2010 г. № 51 (718), нарушает требования пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Б. (корсеты К.), распространенную в "МК в Чебоксарах" от 14-21 декабря 2010 г. № 51 (718), поскольку в ней нарушены требования части пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ИП Б. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с нераспространением ненадлежащей рекламы в настоящее время.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ
Члены
Г.Ю.ЛАНСКАЯ
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА