Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2010 г. по делу № А66-2367/2010

(резолютивная часть решения объявлена 01.07.2010)
Арбитражный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Балакина Ю.П., судей Белова О.В., Басовой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем А., при участии представителей: заявителя - И., ответчика - П.А., третьих лиц - Ш., П.Б., прокуратуры Тверской области - Филипповой В.М., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "О", Калининский район, п. Орша
к Совету депутатов муниципального образования городского поселения "Поселок Орша" Калининского района Тверской области
третьи лица: РЭК Тверской области, Администрация муниципального образования городского поселения "Поселок Орша", Калининский район Тверской области
с участием прокуратуры Тверской области
о признании недействующим пункта 1 в части приложения 1 решения Совета депутатов муниципального образования городского поселения "Поселок Орша" Калининского района Тверской области от 19.01.2010 № 1 "Об утверждении нормативов и тарифов по оплате коммунальных и жилищных услуг для населения городского поселения "Поселок Орша" на 2010 год",

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Совета депутатов муниципального образования городского поселения "Поселок Орша" Калининского района Тверской области от 19.01.2010 имеет № 1, а не № 210.

Общество с ограниченной ответственностью "О" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействующим пункта 1 в части приложения 1 решения Совета депутатов муниципального образования городского поселения "Поселок Орша" Калининского района Тверской области (далее - ответчик) от 19.01.2010 № 210 "Об утверждении нормативов и тарифов по оплате коммунальных и жилищных услуг для населения городского поселения "Поселок Орша" на 2010 год" как несоответствующим статьям 3 и 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и пункту 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.
В обоснование заявленных требований (с учетом уточнения - т. 2 л. д. 1) Общество указало, что при определении спорного тарифа на 2010 год для Общества, как вновь созданной (в 2007 году) организации, необходимо исходить из его экономически обоснованных затрат на водоснабжение и водоотведение, однако данные, представленные Обществом в декабре 2009 году для утверждения тарифа на водоснабжение и водоотведение ответчиком не анализировались, экономическое обоснование не проводилось, в 2010 году Обществом будет получен убыток, следовательно, оспариваемое в части решение должно быть признано недействующим.
Представитель ответчика и Администрации муниципального образования городского поселения "Поселок Орша" пояснил суду, что тарифы на водоснабжение и водоотведение установлены по предельному индексу в соответствии с Приказом РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса", из которого следует, что повышение тарифов на водоснабжение и водоотведение в городском поселении "Поселок Орша" по сравнению с 2009 годом не предусмотрено, то есть сохранен тариф 2009 года (10,90 руб./куб. метр на водоснабжение и 17,06 руб./куб. метр на водоотведение).
Представитель РЭК Тверской области поддержал доводы ответчика, также пояснил, что тарифы на водоснабжение и водоотведение приняты оспариваемым решением прежде всего для населения сельского поселения, неспособного, исходя из уровня доходов, оплачивать тарифы в полном объеме, обратил внимание на то, что заявитель не оспаривал тарифы, установленные в 2007, 2008 и 2009 годах.
Прокуратура Тверской области полагает, что заявление Общества не подлежит удовлетворению, так как тарифы установлены в соответствии с Приказом РЭК Тверской области № 192-нп от 25.12.2009.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав материалы дела, заслушав в ходе судебного разбирательства доводы участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Оспариваемое решение является нормативным правовыми актом, поскольку устанавливает правовые нормы, обязательные не только для заявителя, но и для потребителей услуг систем водоснабжения, то есть для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение (услуги по водоснабжению оказываются в течение 2010 года неограниченному кругу лиц и обязанных их оплачивать), действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения (между Обществом и конкретными потребителями его услуг по водоснабжению.
В статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. При этом согласно пункту 2 статьи 43 Закона № 131-ФЗ устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Согласно пункту 7 статьи 37 Устава муниципального образования городского поселения "Поселок Орша" официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных актов, в трехдневный срок со дня подписания, на информационных стендах городского поселения, размещенных в администрации городского поселения, где они должны находиться не менее 10 календарных дней со дня официального обнародования. Участвующие в деле лица не оспаривают, что решение от 19.01.2010 № 1 обнародовано и вступило в силу в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 154-ФЗ), статьей 47 Закона № 131-ФЗ и статьей 37 Устава МО.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса регламентированы Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
Правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением в этой области, включая надбавки, согласно пункту 2 статьи 4 данного Федерального закона осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, каковым является на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 Федеральная служба по тарифам.
В соответствии с письмом от 22.10.2009 № НБ-7488/5 в отношении регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса ФСТ России обратило внимание, что согласно положениям Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления.
Поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации не принято решение об установлении на 2010 год предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации, предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления до утверждения закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год, исходя из объемов производимых организациями товаров и услуг с учетом утвержденных в установленном порядке инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ).
Постановлением Администрации Тверской области от 03.04.2007 № 101-па "Об утверждении положения о региональной энергетической комиссии Тверской области" установлено, что областным исполнительным органом государственной власти Тверской области является Региональная энергетическая комиссия Тверской области (РЭК).
Приказом РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод по городским округам, городским и сельским поселениям на 2010 год, в том числе по городскому поселению "Поселок Орша" предельный индекс составил 100% (приложение № 1).
Согласно статье 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов относится: осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей; установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования; опубликование информации о тарифах коммунального комплекса; привлечение соответствующих организаций для проведения проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Исходя из статьи 29 Устава муниципального образования городского поселения "Поселок Орша" муниципального образования в компетенцию Совета депутатов входит издание нормативных правовых актов местных налогов и сборов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение от 10.03.2010 имеет № 17, а не № 18.

Как видно из материалов дела услуги водоснабжения и водоотведения потребителям до заявителя оказывало ООО Обслуживающая компания "С". С 01.10.2007 услуги водоснабжения и водоотведения потребителям оказываются заявителем по тарифам, устанавливаемым ответчиком в соответствии с предельным индексами, установленными РЭК Тверской области (на 2008 год - 100%, то есть на уровне 2007 года - на водоснабжение 10,09 руб./куб. метр, на водоотведение 15,80 руб./куб. метр; в 2009 году - 108%, на водоснабжение 10,90 руб./куб. метр, на водоотведение 17,06 руб./куб. метр). Материалы для установления тарифов на коммунальные услуги заявителем были сданы ответчику 09.12.2009 по которым предлагалось установить тарифы на водоснабжение в размере 20 руб./куб. метр, на водоотведение в размере 20,80 руб./куб. метр. После рассмотрения ответчиком представленных документов Заявителю было рекомендовано провести их независимую экспертизу. Оспариваемое в части решение принято 19 января 2010, в соответствии с которым были установлены тарифы по оплате коммунальных услуг для населения городского поселения "Поселок Орша" с 01 января 2010 года на уровне 2009 года, в соответствии с Приказом РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп, в размере 10,90 руб./куб. метр на водоснабжение и 17,06 руб./куб. метр на водоотведение. Независимая экспертиза документов была проведена только в феврале 2010 года. По результатам рассмотрения представленных материалов и экспертного отчета решением от 10 марта 2010 года № 18 ответчик тарифы на коммунальные услуги в части водоснабжения и водоотведения на 2010 год оставил на уровне утвержденных оспариваемым в части решением, о чем сообщено заявителю.
В силу подпункта 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года, расходов организаций, учитываемых при регулировании тарифов.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ к общим принципам регулирования тарифов и надбавок относит достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса. Подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) предусмотрено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 ЖК РФ, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
В случае если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов (пункт 6 статьи 6 Закона № 184-ФЗ).
При приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период (пункт 6.1 статьи 6 Закона № 184-ФЗ).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение и надбавки к тарифам должны удовлетворять критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливаемым органами регулирования в пределах их полномочий.
Согласно пункту 31 указанных Основ, предельные тарифы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются на период регулирования продолжительностью не менее 3 лет отдельно на каждый год в течение периода регулирования. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются в размере не выше максимального предельного тарифа и не ниже минимального предельного тарифа.
С учетом анализа Федерального закона № 210-ФЗ, Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, а также Правил регулирования тарифов, надбавок, предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, суд пришел к следующим выводам.
В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.
Установление тарифа на водоснабжение и водоотведение для организации носит индивидуальный характер и зависит от экономически обоснованных затрат на эти услуги.
При установлении тарифов, надбавок к тарифам регулирующим органом должны быть учтены финансовые потребности организаций коммунального комплекса (расходы) при реализации ими соответствующих товаров, услуг.
Установление завышенных тарифов по категориям потребителей нарушает предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ принцип достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, так как тем самым орган местного самоуправления с целью снижения расходов местного бюджета перекладывает груз финансового субсидирования населения на прочих потребителей, не относящихся к данной категории. Прочие потребители осуществляют платежи за услуги водоснабжения и водоотведения исходя из заведомо завышенного тарифа по отношению к экономически обоснованному, осуществляя при этом субсидирование населения за жилищно-коммунальные услуги (перекрестное субсидирование).
Таким образом, поскольку установить тариф на водоснабжение и водоотведение выше действовавшего в 2009 году Совет депутатов не вправе в силу Приказа РЭК от 25.12.2009 № 192-нп, Заявителю на 2010 год утвержден тариф на водоснабжение в размере 10,90 руб./куб. метр, на водоотведение 17,06 руб./куб. метр.
При этом суд считает необходимым отметить, что материалы для утверждения тарифов на 2010 год вместе с производственной программой в нарушение пункта 3 статьи 9 Закона № 210-ФЗ и пункта 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 заявителем представлены ответчику на рассмотрение только 09.12.2009. Также суд обращает внимание на то, что Общество оказывало коммунальные услуги населению по установленным Советом депутатов тарифам с 01.10.2007. Установленные тарифы за 2007, 2008 и 2009 годы Обществом не оспаривались, что свидетельствует об их обоснованности.
Довод Общества о возникновении у него убытков в случае применения указанных тарифов не имеет правового значения. Письма Федеральной службы по тарифам от 06.02.2006 № СН-503/12 и от 08.09.2006 № СН-4251/5, на которые ссылается заявитель в подтверждение своих доводов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ими даются разъяснения по вопросу применения приказов, не относящихся к настоящему делу.
Статьи 41 и 65 АПК РФ возлагают обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения соответствующего акта на орган, его вынесший. Одновременно, каждая из сторон должна подтвердить те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В результате оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о том, что тарифы на водоснабжение и водоотведение, утвержденные Обществу, являются экономически обоснованными. Доказательств обратного Общество не представило.
Руководствуясь статьями 110, 191 - 196 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.
Признать соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, пункт 1 в части приложения 1 решения Совета депутатов муниципального образования городского поселения "Поселок Орша" Калининского района Тверской области от 19.01.2010 № 1 "Об утверждении нормативов и тарифов по оплате коммунальных и жилищных услуг для населения городского поселения "Поселок Орша" на 2010 год".
Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Председательствующий
Ю.П.БАЛАКИН

Судьи
О.А.БАСОВА
О.В.БЕЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Тверской области от 08.07.2010 по делу № А66-2367/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 в части приложения 1 решения Совета депутатов муниципального образования городского поселения "Поселок Орша" Калининского района Тверской области от 19.01.2010 № 1 "Об утверждении нормативов и тарифов по оплате коммунальных и жилищных услуг для населения городского поселения "Поселок Орша" на 2010 год">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru