ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. № 560
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА"
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области
от 17.05.2011 № 361
, от 19.07.2011 № 545
,
от 08.09.2011 № 717
)
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Нижегородской области на 2010 - 2014 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы
в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области принять участие в реализации Программы
.
4. Признать утратившими силу:
постановление
Правительства Нижегородской области от 10 января 2007 года № 4 "Об утверждении областной целевой программы "Энергосбережение Нижегородской области на 2007 - 2010 годы";
постановление
Правительства Нижегородской области от 25 июня 2008 года № 250 "О внесении изменений в областную целевую программу "Энергосбережение Нижегородской области на 2007 - 2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 января 2007 года № 4";
постановление
Правительства Нижегородской области от 4 декабря 2008 года № 568 "О внесении изменений в областную целевую программу "Энергосбережение Нижегородской области на 2007 - 2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 января 2007 года № 4";
постановление
Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 306 "Об утверждении Концепции и разработке Программы энергосбережения Нижегородской области на 2005 - 2010 годы";
постановление
Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2009 года № 854 "О приостановлении действия областной целевой программы "Энергосбережение Нижегородской области на 2007 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 января 2007 года № 4".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Лебедева.
6. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор области
В.П.ШАНЦЕВ
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 31.08.2010 № 560
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ
ДО 2020 ГОДА"
(далее - программа)
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области
от 17.05.2011 № 361
, от 19.07.2011 № 545
,
от 08.09.2011 № 717
)
│ │мероприятия по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │энергосбережению │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │и повышению│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │энергетической │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │эффективности, в│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │том числе по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │замещению │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │бензина, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │используемого │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │транспортными │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │средствами в│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │качестве │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │моторного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │топлива, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │природным газом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─────┴─────────────────┴───────────┴────────┴───────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┘
--------------------------------
<*> - индикаторы достижения целей программы.
2.8. Показатели непосредственных результатов реализации программы
За счет реализации мероприятий программы обеспечивается достижение суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в размере 16974,88 млн руб. за весь срок реализации программы (в текущих ценах).
Реализация мероприятий по органам исполнительной власти приведет к:
- замене 99943 кв. м окон на новые энергоэффективные пластиковые стеклопакеты;
- реконструкции систем освещения с установкой 117874 штук новых энергоэффективных источников света;
- замене 10494 умывальников на новые энергоэффективные с датчиками движения;
- проведению энергетического обследования в 444 государственных организациях;
- установке 243 единиц автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов для регулирования подачи тепловой энергии на отопление зданий и горячее водоснабжение;
- проведению обучения 678 человек на курсах повышения квалификации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- модернизации 30 котельных с установкой нового вспомогательного оборудования;
- установке новых котельных общей тепловой мощностью 48 МВт.
2.9. Оценка эффективности реализации программы
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области от 08.09.2011 № 717)
(см. текст в предыдущей редакции
)
За счет реализации мероприятий программы обеспечивается достижение суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в размере 26221,1 млн руб. за весь срок реализации программы (в текущих ценах).
Окупаемость по задачам программы:
- общие затраты на реализацию мероприятий в органах исполнительной власти Нижегородской области составляют 1635100,95 тыс. руб. при экономии топливно-энергетических ресурсов и воды в денежном выражении в объеме 255284,7 тыс. руб. Таким образом, окупаемость реализации данных мероприятий составляет 0,16 руб./руб.;
- общие затраты на реализацию мероприятий в органах местного самоуправления составляют 4956758,15 тыс. руб. при экономии топливно-энергетических ресурсов и воды в денежном выражении в объеме 1239978,0 тыс. руб. Таким образом, окупаемость реализации данных мероприятий составляет 0,25 руб./руб.;
- общие затраты на реализацию мероприятий по остальным направлениям составляют 32018341,7 тыс. руб. при экономии топливно-энергетических ресурсов и воды в денежном выражении в объеме 15479617,8 тыс. руб. Таким образом, окупаемость реализации данных мероприятий составляет 0,48 руб./руб.
Учитывая методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов, а также экспертные оценки по ранжированию энергосберегающих проектов, к внедрению рекомендованы мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, имеющие срок окупаемости от 3,5 до 5 лет. Таким образом, затраты 2010 года окупятся не позднее 2015 года, а затраты 2014 года не позднее 2019 года.
2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию программы, и мероприятия по их снижению
Система мониторинга базового варианта процесса повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере предполагает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в энергопотреблении и выполнением программы.
Развитие процесса повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере в Нижегородской области подлежит реализации одновременно в двух основных направлениях. Первое - проведение энергосберегающих мероприятий (организационных, экономических и технических) для уже существующего энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования. Второе - использование исключительно энергоэффективных технологий на базе последних достижений науки и техники при внедрении нового энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном комплексе.
В первом направлении основной потенциал повышения эффективности работы уже существующего энергопотребляющего оборудования заключен в последовательной замене энергорасточительных технологий, внедрении различного рода энергосберегающих мероприятий (организационных, экономических и технических), разработанных на базе существующего опыта различных регионов Российской Федерации и зарубежного опыта, а также на базе последних достижений науки и техники. Большое значение в этом случае имеет повсеместная организация учета энергетических ресурсов, проведение энергетических обследований, организация научных исследований, направленных на принятие оптимальных решений при разработке организационных, экономических и технических энергосберегающих мероприятий с учетом специфики состояния и планов развития промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищно-коммунального комплекса, социальных программ Нижегородской области.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слова "хозяйстве" пропущено слово "на".
Во втором направлении необходима организация экспертизы и государственного контроля реализации проектов внедрения оборудования в промышленности, сельскохозяйственном производстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве предмет соответствия энергетических характеристик оборудования и схемных решений требованиям Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанные направления развития не противоречат друг другу. При реализации энергосберегающей политики уделять внимание в равной степени как одному, так и другому направлению.
Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию программы:
- низкое качество программно-целевого планирования и его увязки с тактическими задачами и показателями экономического и социального развития Нижегородской области;
- низкое качество разработки организационных, экономических и технических мероприятий программы;
- отставание нормативного правового регулирования выполнения программы на территории области от необходимых показателей;
- низкое качество мониторинга программы;
- неоптимальное управление бюджетными средствами;
- недостаточное финансирование из внебюджетных источников (собственные средства предприятий, внешние инвестиции, внебюджетные фонды);
- нехватка собственных бюджетных средств области и муниципальных образований для реализации проектов, предусмотренных программой, финансирование которых предполагается осуществлять за счет бюджета области и местных бюджетов;
- угроза растущего дефицита квалифицированных кадров;
- отставание развития человеческого капитала от потребного при реализации базового варианта программы.
Мониторинг реализации мероприятий программы в 2010 году позволит оценить реальность рисков и принять своевременные меры по их устранению.
1
2.10 . Порядок финансирования мероприятий, включенных в Программу,
для реализации которых требуются капитальные вложения
(введен постановлением
Правительства Нижегородской области от 08.09.2011 № 717)
Оплата денежных обязательств по объектам капитального строительства, включенным в Программу, являющимся после ввода в эксплуатацию государственной собственностью Нижегородской области, осуществляется государственными заказчиками в порядке, установленном законодательством для получателей средств областного бюджета, на основании заключенных ими в соответствии с законодательством государственных контрактов с исполнителями работ (услуг) с лицевых счетов, открытых в министерстве финансов Нижегородской области (далее - областное казначейство).
Для оплаты выполненных работ (услуг) государственный заказчик представляет в областное казначейство по каждому объекту следующие документы:
а) государственный контракт, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ (услуг) для нужд Нижегородской области на весь период строительства, а также иные договоры на выполнение работ (услуг), неразрывно связанных со строящимися объектами, в том числе договор об осуществлении строительного контроля в случаях, предусмотренных законодательством;
б) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в установленных законодательством случаях или (в случае, если проектная документация и результаты инженерных изысканий не подлежат государственной экспертизе) положительное заключение экспертизы сметной документации, осуществляемой уполномоченным органом;
в) справку о стоимости выполненных работ (услуг), акты сдачи-приемки выполненных работ (услуг) по формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики;
г) иные документы, установленные Правительством Российской Федерации и Правительством Нижегородской области.
При условии заключения государственным заказчиком государственного контракта с генеральным подрядчиком, который привлекает для выполнения работ (услуг) на объекте капитального строительства субподрядную организацию, оплата выполненных субподрядной организацией работ (услуг) осуществляется генеральным подрядчиком с его расчетного счета, открытого в кредитной организации на основании договора с субподрядной организацией.
Государственные заказчики и заказчики (застройщики) не имеют права использовать средства федерального бюджета, поступившие в бюджет Нижегородской области на софинансирование объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности, на оплату услуг строительного контроля.
Финансирование объектов капитального строительства, включенных в Программу, являющихся после ввода в эксплуатацию муниципальной собственностью, осуществляется министерством финансов Нижегородской области в порядке межбюджетных отношений под фактически выполненные работы (услуги) пропорционально доле финансирования областного бюджета, установленной Программой на текущий финансовый год.
Перечисление средств в бюджеты муниципальных образований на оплату авансовых платежей осуществляется в пределах сумм, указанных в соглашениях о совместных действиях по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, включенных в Программу, заключенных в соответствии с действующим законодательством, министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета в текущем финансовом году, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Для перечисления субсидий в бюджеты муниципальных образований на реализацию Программы министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области представляет в министерство финансов Нижегородской области:
а) соглашение о совместных действиях по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, включенных в Программу, заключенное с органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, в котором должно быть указано:
- целевое назначение субсидии;
- сумма предоставляемой субсидии;
- размер софинансирования за счет средств бюджета муниципального образования;
- порядок предоставления субсидии;
- условия и порядок приостановления предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления обязательств, предусмотренных соглашением;
- обязательство органа местного самоуправления о представлении отчетов о расходах местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии;
б) реестр на финансирование объекта капитального строительства по форме, установленной министерством финансов Нижегородской области.
2.11. Система организации контроля за исполнением программы
Контроль за исполнением программы осуществляет Правительство Нижегородской области.