Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2009 г. по делу № 33-1429/2009

Судья Стригунова Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.,
судей Кулешовой Е.А., Струковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Гусевский муниципальный район" на решение Гусевского городского суда Калининградской области от 20 марта 2009 года, которым заявление Гусевского городского прокурора об оспаривании в части постановления главы администрации (мэрии) муниципального образования "Гусевский городской округ" от 29 марта 2006 года № 355 удовлетворено: признан недействующим со дня принятия пункт 2 постановления главы администрации (мэрии) муниципального образования "Гусевский городской округ" от 29 марта 2006 года № 355 "О плате за наем жилого помещения и отчислениях на капитальный ремонт жилья в МО "Гусевский городской округ".
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителей администрации МО "Гусевский муниципальный район" - Воробьева А.В. и Козьякова В.В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Гусевский городской прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 2 постановления главы администрации (мэрии) муниципального образования "Гусевский городской округ" от 29 марта 2006 года № 355 "О плате за наем жилого помещения и отчислениях на капитальный ремонт жилья в МО "Гусевский городской округ", официально опубликованного 7 июня 2006 года и вступившего в силу с 1 мая 2006 года.
В обоснование заявления сослался на то, что пунктом 2 оспариваемого нормативного правового акта установлена для собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах базовая ставка отчислений на капитальный ремонт жилых домов в размере 3,30 руб. за 1 кв. м общей площади жилья в месяц, что, по мнению прокурора, противоречит федеральному законодательству, согласно которому плата за капитальный ремонт не может носить систематический характер и устанавливается только при наличии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о проведении капитального ремонта (ст.ст. 44, 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, п.п. 21, 29, 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), а обязанность по осуществлению капитального ремонта многоквартирного жилого дома может быть возложена на собственников жилых помещений в таком доме после исполнения бывшим наймодателем обязательств по проведению капитального ремонта дома, возникших до передачи квартир в собственность (ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Судом постановлено решение, изложенное выше.
В кассационной жалобе администрация МО "Гусевский муниципальный район" просит решение отменить вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права. Указывает, что в силу п. 2 ст. 154 ЖК РФ введенная пунктом 2 оспариваемого постановления органа местного самоуправления плата за капитальный ремонт многоквартирного дома является составной частью платы за жилое помещение, которая подлежит внесению ежемесячно (п. 1 ст. 155 ЖК РФ). Полагает, что право органа местного самоуправления на принятие нормативного правового акта о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, предусмотрена пунктом 3 ст. 156 ЖК РФ. Утверждает, что законом не запрещено установление размера отчислений на капитальный ремонт, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья, с учетом федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, который для Калининградской области установлен в размере 3,30 руб. в месяц за 1 кв. м общей площади жилья (постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 года № 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда, утв. приказом Минстроя РФ от 2 декабря 1996 года № 17-152). Считает, что по смыслу ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность бывшего наймодателя по производству капитального ремонта конкретного многоквартирного дома носит индивидуальный характер и не может учитываться при установлении платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых помещений. Обращает внимание на неправомерное признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня его принятия при том, что муниципальный контракт на управление многоквартирными жилыми домами был заключен в Гусевском городском округе в марте 2008 года, оспариваемое постановление принято до установления постановлением Правительства РФ № 75 от 06.02.2006 г. порядка проведения органом местного самоуправления конкурсов по выбору управляющих организаций, в связи с чем, по мнению администрации Гусевского муниципального района, плата за капитальный ремонт и ее размер, установленные оспариваемым постановлением, подлежали применению до выбора способа управления многоквартирными домами (до проведения открытого конкурса на управление).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Пунктом 2 постановления главы администрации (мэрии) муниципального образования "Гусевский городской округ" от 29 марта 2006 года № 355 "О плате за наем жилого помещения и отчислениях на капитальный ремонт жилья в МО "Гусевский городской округ" в названном муниципальном образовании введена оплата собственниками жилых помещений, приватизированных квартир расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме, при этом управляющим организациям, товариществам собственников жилья, собственникам помещений в многоквартирных домах, осуществляющим управление жилыми домами, предписано создать накопительные фонды средств на проведение своевременного и качественного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах (п.п. 2.1, 2.3); установлена базовая ставка отчислений на капитальный ремонт собственниками жилых помещений в 3,30 руб. на 1 кв. м общей площади жилья в месяц (п.п. 2.2); учет средств, внесенных собственниками жилых помещений, постановлено осуществлять по каждому дому раздельно и использовать такие средства только на проведение капитального ремонта данного дома, а также предусмотрена возможность временного отвлечения средств на капитальный ремонт других домов при условии обязательного возврата отвлекаемых средств (п.п. 2.4); постановлено, что в отдельных многоквартирных домах по решению товарищества собственников жилья, решению общего собрания собственников помещений могут устанавливаться ставки отчислений на капитальный ремонт иные, чем определенные настоящим постановлением, при этом ставки могут быть ниже ставок, установленных настоящим постановлением, только по условии, если они достаточны для проведения планового капитального ремонта жилого дома (п.п. 2.5).
Указанное постановление органа местного самоуправления адресовано неопределенному кругу лиц, носит нормативный характер и официально опубликовано, то есть является действующим нормативным правовым актом.
На основании ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
На основании общих норм, содержащихся в Жилищном кодексе Российской Федерации, собственники жилых помещений обязаны своевременно и полностью вносить плату на жилое помещение и коммунальные услуги (ч.ч. 1, 2 ст. 153); плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 154); плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ч. 1 ст. 155).
Вместе с тем, из приведенных положений закона не вытекает, что орган местного самоуправления вправе принимать нормативный правовой акт, устанавливающий единые ставки отчислений на капитальный ремонт для всех собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования.
С 1 марта 2005 года плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ); собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Указанное положение не зависит от реализуемого способа управления многоквартирным домом и не содержит конкретного перечня требований, отсылая к предписаниям действующего законодательства, в частности, к Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
На основании п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества, включающее в себя капитальный ремонт, зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
В силу ч. 2 ст. 158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Таким образом, размер платы за услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме должен устанавливаться дифференцированно в зависимости, в частности, от потребительских качеств жилья и комплекса оказываемых услуг, при этом действующее с 1 марта 2005 года жилищное законодательство относит решение вопросов организации капитального ремонта многоквартирного дома (включая установление размера оплаты за услуги и работы по капитальному ремонту) к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и не предусматривает возможность регулирования отношений в связи с капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Установление размера платы за капитальный ремонт органом местного самоуправления возможно как исключение в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, ст. 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). При этом осуществление капитального ремонта может быть одним из условий проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, а обязательства по проведению капитального ремонта и его оплате возникнут между собственниками помещений многоквартирного дома и выбранной органом местного самоуправления управляющей организацией на основании договора управления (ч. 5 ст. 161 ЖК РФ), а не нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Кроме того, размер платы за капитальный ремонт может устанавливаться органом местного самоуправления в случае, указанном в ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, - если собственники помещений в многоквартирном доме на их общей собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт.
Из приведенных положений закона вытекает, что в такой ситуации размер платы за капитальный ремонт может быть установлен ненормативным правовым актом органа местного самоуправления.
С учетом изложенного коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по установлению базовой ставки отчислений на капитальный ремонт, единой для собственников помещений всех многоквартирных домов, расположенных в границах муниципального образования, в связи с чем считает правильным решение суда о признании нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.
При таких обстоятельствах коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Гусевского городского суда Калининградской области от 20 марта 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Калининградского областного суда от 20.05.2009 по делу № 33-1429/2009
<Об оставлении без изменения решения Гусевского городского суда Калининградской области от 20.05.2009, которым был признан недействующим пункт 2 Постановления главы администрации Гусевского городского округа от 29.03.2006 № 355 "О плате за наем жилого помещения и отчислениях на капитальный ремонт жилья в МО "Гусевский городской округ">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru