Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2010 г. по делу № 106-АМЗ-2010

Резолютивная часть оглашена 9 ноября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2010 года

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 106-АМЗ-2010 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Борисова В.А. - руководителя управления (председатель Комиссии);
Винокуровой Н.Ю. - начальника отдела товарных, финансовых рынков (член Комиссии);
Смирновой Е.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных, финансовых рынков (член Комиссии);
Колбиной Л.П. - заведующей юридическим сектором Национального банка ЧР (член Комиссии);
при участии в заседании представителей:
ООО "Б.Б."
З. (доверенность <...>),
Н. (доверенность <...>),
ООО "К."
Ж. (доверенность б/н от 10.09.2010),
ООО "Б.Т."
С. (доверенность <...>),
ООО "Д."
П. (доверенность б/н от 22.06.2010)
ООО "И.", ООО "Т.", ЗАО "Э." надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела на заседание не явились. ООО "Б.", ЗАО "П.", ООО "С.", ООО "Агентство независимой оценки "А.", ЗАО "А." и ООО "О." представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
рассмотрев дело № 106-АМЗ-2010 по признакам нарушения ООО "Б.Б." <...>, ООО "К." <...>, ООО "Б.Т." <...>, ООО "Д." <...>, ЗАО "А." <...>, ООО "Б." <...>, ООО "О." <...>, ООО "И." <...>, ЗАО "П." <...>, ООО "Т." <...>, ЗАО "Э." <...>, ООО "С." <...>, ООО "Агентство независимой оценки "А." <...> по признакам нарушения пункта 3 и пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими банками и оценочными компания (оценщиками), при осуществлении ими своей деятельности путем достижения соглашения о сотрудничестве провело анализ представленных документов и материалов.
ООО "Б.Б." представлены материалы из которых следует, что партнерами банка являются следующие оценочные компании: ООО "К.", ООО "Б.Т.", ООО "Д.", ЗАО "А.", ООО "Б.", ООО "О.", ООО "И.", ЗАО "П.", ООО "Т.", ЗАО "Э.", ООО "С.", ООО "Агентство независимой оценки "А.". В представленном перечне оценщиков - партнеров ООО "Б.Б." нет оценочных компаний расположенных на территории Чувашской Республики. В запрашиваемый УФАС по Чувашской Республике период с 01.01.2009 г. по 01.04.2010 г., ООО "Б.Б." не осуществлялась выдача кредитов на территории Чувашской Республики с использованием отчетов об оценке имущества.
Соглашения с оценщиками банком заключаются в трехстороннем порядке между оценщиком, банком и потенциальным заемщиком при оценке имущества для целей залога. В банке разработано "Положение о сотрудничестве с оценочными компаниями в ООО "Б.Б.", утвержденное Приказом № 267-2 от 15.05.2009, пункт 4 абзац 10 которого содержит требование: "гражданская ответственность должна быть застрахована в размере среднего предоставляемого банком кредитного продукта в сегменте корпоративного кредитования, где предполагается сотрудничество с Оценочной компанией. Для целей оценки имущества, гражданская ответственность Оценочных компаний, находящихся за пределами Москвы и Московской области должна быть застрахована на сумму не менее 5 000 000 рублей, Оценочных компаний, находящихся в Москве и Московской области, на сумму не менее 50 000 000 рублей" и прочие требования к страхованию гражданской ответственности. Абзац 9 п. 6.2 данного Положения о выборе оценочных компаний изложен следующим образом: "Выбор оценочной компании для выполнения работ по оценке имущества, результаты которой служат основаниями принятия соответствующих решений банка, должен быть согласован с банком (недопустимым является назначение оценщика клиентским менеджером), соответствовать требованиям установленным группой Барклайс в части не противоречащей законодательству РФ". П. 8 о порядке проведения оценки предусматривает: "при возникновении необходимости привлечения оценочной компании, Банк рекомендует клиенту провести оценку в одной из компаний прошедших проверку на соответствие с требованиями банка указанными в настоящем положении, и которая получила статус партера банка.
Оценка производится оценочной компанией на основании и в соответствии с условиями договора на оказание услуг по оценке (далее Договор) заключенного между оценочной компанией, клиентом/заказчиком и банком...
Отчет об оценке составляется в двух экземплярах, которые в бумажном виде передаются в банк".
В требованиях указанных документов содержатся признаки нарушения положений антимонопольного законодательства, а именно п. 3, 8 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции", выражающееся в заключении соглашений с оценочными компаниями, приводящими к разделу рынка по продавцам и созданию препятствий доступу на товарный рынок и приводящие к ограничению конкуренции.
По вышеуказанным фактам Чувашское УФАС России возбудило настоящее дело.
На заседании комиссии были заслушаны доводы ответчиков по делу.
Представители Банка на заседании Комиссии пояснили, что Общество с ограниченной ответственностью "Б.Б." осуществляет свою кредитную деятельность в рамках действующего законодательства Российской Федерации, требований Центрального банка РФ, а также в соответствии с внутренними документами Банка.
В целях повышения выполнения требований Центрального банка РФ, эффективности работы с залогами, принимаемыми ООО "Б.Б." в качестве обеспечения предоставленных банком кредитов, и минимизации кредитных рисков отчеты об оценке выполняются выбранными и привлеченными банком оценщиками. Проведение оценщиком оценки имущества, предлагаемого банку в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитной сделке, а также взаимодействие банка, оценщика и клиента в ходе выполнения оценки имущества, регулируются трехсторонним Договором на проведение оценки, заключаемым между клиентом (заказчиком), Банком и оценщиком (исполнителем).
Банк не является непосредственно заказчиком отчета об оценке. Тем не менее, при оценке для целей кредитования банк является фактическим потребителем отчета и использует результаты оценки для принятия решения. Поэтому банк может выступать третьей стороной договора на проведение оценки в качестве созаказчика отчета. В этом случае банк участвует в формировании задания на оценку и приемке отчета.
При принятии в качестве залога имущества залогодателя, Банк несет определенные риски и, проводя выбор оценщиков банк заботится о том, чтобы в результате оценки была определена справедливая стоимость имущества заемщика, а отчет был выполнен квалифицированным оценщиком в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Банк при рассмотрении заявки клиента на предоставление кредита информирует его об условиях кредитования, в том числе о необходимости оценки имущества, предлагаемого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитной сделке, независимым оценщиком. Банк рекомендует своим клиентам и заемщикам обращаться к оценщикам-партнерам банка с целью обеспечения требуемого качества оценки и снижения временных издержек. Клиент из предложенного перечня оценщиков, самостоятельно выбирает оценщика для оценки имущества, предлагаемого к передаче банку в залог в качестве обеспечения по кредиту. В период с 01.01.2009 по 01.09.2010 в филиале банка в г. Чебоксары на территории Чувашской Республики не совершались сделки по выдаче кредитов с принятием в залоговое обеспечение активов заемщиков (залогодателей), составление отчета об оценке которой производилась независимым оценщиком соответственно, не принималось решений об отказе в выдаче кредитов по причине непредоставления отчетов об оценке. За указанный период филиалом банка осуществлена 1 сделка по выдаче кредита с оценкой активов залогодателя силами специалистов банка исходя из балансовой стоимости и без привлечения оценщиков. ООО "Б.Б." не имеет при филиале банка в г. Чебоксары оценщиков-партнеров, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики.
Согласно рекомендациям Ассоциации Российских Банков, согласованным Федеральной антимонопольной службой России 6 мая 2009 года, как и согласно Положению о сотрудничестве с оценочными компаниями в ООО "Б.Б." введенному Приказом № 267-2 от 15.05.2009 г. Председателя Правления С.М.Радченова, банк являлся третьей стороной договора на проведение оценки в качестве созаказчика отчета.
В настоящее время банком введено в действие "Положение о сотрудничестве с оценочными компаниями в ООО "Б.Б." в новой редакции, утвержденное Приказом № 397 от 17.09.2010 г. Председателя Правления Н.В.Цехомского, приведенное в соответствие с Рекомендациями по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками, разработанными Ассоциацией Российских Банков от 06.05.2009 г. о чем информированы оценщики-партнеры банка. Согласно данного Положения трехсторонние договора заключаются только в случае, если заказчиком отчета об оценке активов выступает ООО "Б.Б.", клиент по таким договорам привлекается только в целях предоставления доступа к предмету оценки и предоставления необходимых документов на предмет оценки.
Представители оценочных компаний на заседании Комиссии поддержали доводы, изложенные в ранее предоставленных письмах.
Представитель ООО "К." сообщил, что в июле 2009 г. общество получило письмо с предложением о возможности сотрудничества от ООО "Б.Б." в сфере оказания услуг по оценке различного вида имущества. ООО "К." направило в ООО "Б.Б." копии уставных документов Общества и запрошенную информацию
В то же время общество не получало каких-либо документов или сообщений от ООО "Б.Б." о том, что оно является его партнером, общество не было ознакомлено с внутренним документом Банка о сотрудничестве с оценочными компаниями. ООО "К." не заключало каких-либо соглашений или договоров с ООО "Б.Б.".
В течение четвертого квартала 2009, общество получало от Банка несколько запросов о стоимости и сроках оказания услуг по оценке определенного портфеля объектов, однако по итогам переговоров с Банком каких-либо договоров об оказании услуг по оценке или иных соглашений или договоренностей заключено не было, и общество не принимало участия в оценке.
Представитель ООО "Б.Т." пояснил, в силу ст. 9 Закона об оценочной деятельности основанием для проведения оценки является договор, заключенный с заказчиком. Между обществом и ООО "Б.Б." заключены два договора (соглашения). По каждому договору Банк выступал непосредственным заказчиком услуг, то есть действовал своей волей и в своем интересе.

Представитель ООО "Б.Т." заявил, что все договоры заключены в г. Москва. Стороны договора осуществляют свою деятельность по исполнению договоров вне территории Чувашской Республики и каких-либо иных причин считать Чувашскую Республику территорией действия соглашений также не имеется. В соответствии с пп. 4.1.6 Положения "О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" утвержденного Приказом ФАС РФ от 15.12.2006 № 324, УФАС Чувашской Республики не уполномочено осуществлять контроль за соответствием антимонопольному законодательству соглашений, действующих на неподведомственной ему территории.
Действия Общества по оказанию оценочных услуг, осуществляемые в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, Законом об оценочной деятельности, и отсутствие четких признаков, указывающих на нарушение антимонопольного законодательства, не дает оснований считать деятельность общества, осуществляемую в полном соответствии с конституционным принципом свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ), недобросовестной, выходящей за пределы осуществления предоставленных прав и ограничивающей конкуренцию.
Представитель ООО "Д." сообщил, что общество не предоставляло никаких услуг ООО "Б.Б." на территории Чувашской Республики - Чувашии, и не заключало никаких соглашений с ООО "Б.Б." в отношении предоставления услуг на территории Чувашской Республики - Чувашии, в том числе предусматривающих проведение согласованной политики или действий, направленных на устранение с рынка или на ограничение доступа на рынок компаний, предоставляющих аналогичные услуги.
В ответ на предложение ООО "Б.Б." о возможном сотрудничестве, ООО "Д." представило в банк запрошенный пакет документов, необходимый для оценки ООО "Б.Б." возможности сотрудничества с ООО "Д." в отношении проведения оценки имущества. ООО "Д." было проведено 2 оценки для ООО "Б.Б.", где заказчиком отчетов выступал сам банк.
Представитель "Д." также сообщил, что при поступлении со стороны Банка предложения о рассмотрении возможности сотрудничества ООО "Д." не было ознакомлено с внутренними документами банка по работе с потенциальными заемщиками и не принимало на себя никаких обязательств, определяющих порядок работы с клиентами банка. Вопрос о соблюдении банком его внутренних документов, определение кредитной политики банка, а так же законодательства Российской Федерации в целом, относится исключительно к его компетенции и осуществляется под его ответственность. ООО "Д." не располагало и не располагает на настоящий момент ни информацией в отношении сотрудничества с другими компаниями, ни стоимостью услуг каждой из компаний, предоставляющих услуги по оценке имущества.
ЗАО "А." представлено информационное письмо, что основной вид экономической деятельности общества - оценочная деятельность. Клиентами компании являются и юридические и физические лица, цели оценки тех или иных объектов права определяются в рамках договора на оказание оценочных услуг. При заключении договоров о проведении оценки обществом не ставится задача мониторинга фактического использования результатов оценки, в том числе и при оценке имущества как предмета залога. Методика такой оценки общепринята и не требует уточнения от конкретной кредитной организации. В рамках своей деятельности ЗАО "А." руководствуется принципом независимости, что исключает какие-либо действия или бездействия со стороны компании, а также возможность заключения каких-либо соглашений с другими хозяйствующими субъектами, которые бы ограничивали конкуренцию.
Компании ООО "И.", ООО "Т.", ЗАО "Э.", ООО "О.", ЗАО "П.", ООО "С." и ООО "Агентство независимой оценки "А." по рассматриваемому делу также представили объяснения об аккредитации при банке в качестве партнеров по оценке имущества потенциальных залогодателей. Как разъяснено указанными компаниями, оценочные компании получили предложения о возможности сотрудничества от ООО "Б.Б." по оказанию услуг по оценке и перечень необходимых для этого документов, которые были представлены в банк. При этом каких-либо соглашений или договоров с ООО "Б.Б." не было заключено, также договоров об оказании услуг по оценке и иных договоров или договоренностей заключено не было, и компании не принимали участие в оценке активов для использования при кредитовании в ООО "Б.Б.".
По представленным данным ООО "Консалтинговая компания "Б." имеет один договора на оказание услуг по независимой оценке с ООО "Б.Б.". Данный договор подписан на общих и равных для всех заказчиков условиях, в результате предложения ЗАО "Консалтинговая компания "Б." наилучших условий по запросу котировок со стороны "Б.Б.".
Изучив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы ответчиков, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к разделу товарного рынка по территориальному принципу, по составу продавцов и покупателей.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Закона запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Из имеющихся материалов дела следует, что ООО "Б.Б." в настоящее время на территории Чувашской Республики не имеет оценочных компаний выбранных банком для выполнении работ по оценке залогового имущества. В то же время, банком выбраны в качестве оценщиков-партнеров 12 оценочных компаний, расположенные в разных регионах Российской Федерации: ООО "К.", ООО "Б.Т.", ООО "Д.", ЗАО "А.", ООО "Б.", ООО "О.", ООО "И.", ЗАО "П.", ООО "Т.", ЗАО "Э.", ООО "С.", ООО "Агентство независимой оценки "А.".
Рекомендации Ассоциации Российских Банков от 06.05.2009 г. предусматривают, что партнерские отношения с конкретными оценщиками не должны ограничивать прав и возможностей заемщиков по работе с другими оценщиками. Для оценки своих активов потенциальный заемщик вправе обратиться к любому оценщику, соответствующему требованиям законодательства Российской Федерации.
Приказом № 267-2 от 15 мая 2009 г. утверждено Положение о сотрудничестве с оценочными компаниями в ООО "Б.Б.", которое определяет порядок анализа оценочных компаний. Анализ оценочных компаний проводится в 4 этапа:
- первым этап является сбор информации о наличии оценочных компаний соответствующих требованиям банка в регионах присутствия банка, офисов и филиалов банка;
- на втором этапе отправляются предложения и проводятся переговоры с потенциальными партнерами оценочными компаниями о представлении, в случае согласия сотрудничества, направления письменной заявки на участие в процедуре анализа оценочных компаний;
- на третьем этапе проводится анкетирование оценщиков и представление обезличенных отчетов об оценке по результатам анализа которых составляется список оценочных компаний для сотрудничества с ООО "Б.Б.";
- четвертый этап предполагает сбор и анализ документов устанавливающих правоспособность оценочной компании по итогам которого готовится заключение относительно деловой репутации оценочной компании, Оценщиков, и должностных лиц компании, и в случае положительного заключения оценочная компания приобретает статус партнера банка и вносится в реестр оценочных компаний-партеров банка.
Оценочные компании, не вошедшие в число приглашенных организаций для сотрудничества с банком, вправе обратиться в банк на участие в прохождении процедуры анализа оценочных компаний, предусмотренным данным Положением.
В последующем ежегодно ответственными структурными подразделениями банка проводится мониторинг соответствия статуса оценочной компании-партнера требованиям банка, для чего запрашиваются и анализируются соответствующие сведения и документы. В случае наличия негативной информации оценочная компания может быть исключена из перечня компаний-партнеров банка.
Положение содержит пункт 8 "О порядке проведения оценки" и предусматривает: "при возникновении необходимости привлечения оценочной компании, Банк рекомендует клиенту провести оценку в одной из компаний прошедших проверку на соответствие с требованиями банка указанными в настоящем положении, и которая получила статус партера банка.
Оценка производится оценочной компанией на основании и в соответствии с условиями договора на оказание услуг по оценке (далее Договор) заключенного между оценочной компанией, клиентом/заказчиком и банком...
Отчет об оценке составляется в двух экземплярах, которые в бумажном виде передаются в банк".
Абзац 9 п. 6.2 данного Положения о выборе оценочных компаний изложен следующим образом: "Выбор оценочной компании для выполнения работ по оценке имущества, результаты которой служат основаниями принятия соответствующих решений банка, должен быть согласован с банком (недопустимым является назначение оценщика клиентским менеджером), соответствовать требованиям установленным группой Барклайс в части не противоречащей законодательству РФ".
Помимо установленного Федеральным законом "Об оценочной деятельности" № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. об обязательном страховании ответственности оценщика (размер страховой суммы обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности не может быть менее чем триста тысяч рублей) рекомендациями Ассоциации Российских Банков от 06.05.2009 г. предусматривается необходимость оценщиком застраховать свою ответственность в размере суммы, не превышающей размер среднего предоставляемого банком кредитного продукта в сегменте кредитования, где предполагается сотрудничество с оценщиком.
В требованиях, изложенных ООО "Б.Б." к оценочным компаниям Положением о выборе оценочных компаний, установлено: для целей оценки имущества, гражданская ответственность Оценочных компаний, находящихся за пределами Москвы и Московской области должна быть застрахована на сумму не менее 5 000 000 рублей, Оценочных компаний, находящихся в Москве и Московской области, на сумму не менее 50 000 000 рублей..." и прочие требования минимальной страховки по видам имущества. Требования банка в данном случае не указывают размер среднего предоставляемого банком кредитного продукта в сегменте кредитования, где предполагается сотрудничество с оценщиком, и следовательно, не соответствуют (завышены) установленным законодательством и Рекомендациям к страхованию гражданской ответственности оценочной компании.
Указанные требования банка ограничивают доступ оценочных компаний на рынок оценочных услуг клиентов банка.
В соответствии с Положением оценочные компании оказывают услуги по оценке заказчикам (потенциальным залогодателям банка) на основе трехсторонне подписанных договоров на оценку (банк-заказчик-оценщик) и согласно сформированного банком задания на оценку (приложение 1 к договору). Согласно подписываемых типовых трехсторонних договоров на оценку (приложение 7 к Положению о сотрудничестве с оценочными компаниями в ООО "Б.Б."), происходит согласованное подписание порядка сроков проведения оценки и установление стоимости оценки (пункт 6 договора) с условием полной предоплаты оказываемых услуг заказчиком отчета об оценке.
В период действия Положения о сотрудничестве с оценочными компаниями в ООО "Б.Б." утвержденного Приказом № 267-2 от 15 мая 2009 г. договора на оказание услуг по оценке были заключены с оценочными компаниями ООО "Б.Т.", ООО "Б.". С остальными оценочными компаниями-партнерами ни соглашения о сотрудничестве ни договора об оценке не заключались, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения пунктов 3, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях оценочных компаний: ООО "К.", ООО "Д.", ЗАО "А.", ООО "О.", ООО "И.", ЗАО "П.", ООО "Т.", ЗАО "Э.", ООО "С.", ООО "Агентство независимой оценки "А.".
Учитывая вышесказанное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Б.Б.", ООО "Б.Т.", ООО "Б." нарушения пункта 3 и 8 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" в части заключения соглашений, которые привели к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) и созданию препятствия доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
2. В процессе рассмотрения настоящего дела ООО "Б.Б." предпринял меры по устранению выявленного нарушения. Банком введено в действие Положение о сотрудничестве с оценочными компаниями в ООО "Б.Б.", утвержденное Приказом № 397 от 17.09.2010 г., за подписью Председателя Правления Н.В.Цехомского. Данное Положение предполагает заключение 2-х стороннего договора на оценку между потенциальным залогодателем банка и оценщиком без участия банка. 3-х сторонний договор заключается только при проведении оценки, когда банк является непосредственным заказчиком отчета об оценке. Предусмотренные ранее действовавшим Положением завышенные требования о размере страхового полиса гражданской ответственности к аккредитуемым при банке оценщикам пересмотрены и приведены в соответствие с рекомендациями Ассоциации Российских Банков от 06.05.2009 г. (в размере, не превышающем, размер среднего предоставляемого банком кредитного продукта в сегменте кредитования, где предполагается сотрудничество с оценщиком).
Пункт 6.2 вновь принятого Положения изложен в следующей редакции "Выбор оценочных компаний для целей оценки активов потенциального клиента при принятии решения о выдаче кредита определяется клиентом по собственному усмотрению. Банк может рекомендовать определенную оценочную компанию-партнера банка, исходя из суммы кредитных ресурсов, запрошенных клиентом банка, а также вида предполагаемого в залог имущества и специализации оценочных компаний.
Выбор оценочных компаний для иных целей определяется по усмотрению банка, исходя из установленных данным положением критериев".
Пункт 8 вновь принятого Положения о порядке проведения оценки предусматривает: "при возникновении необходимости привлечения оценочной компании, банк рекомендует клиенту провести оценку в одной из компаний прошедших проверку на соответствие с требованиями банка указанными в настоящем положении, и которая получила статус партера банка.
После выбора клиентом оценочной компании специалист банка перед заключением договора о проведении оценки проводит согласование с клиентом/заказчиком и оценочной компанией задания на оценку (приложение 1 к договору).
Отчет об оценке составляется в двух экземплярах, которые в бумажном виде передаются в банк...
В случае несогласия клиента оценка производится в любой оценочной компании по усмотрению Клиента. Отсутствие оценщика в перечне партнеров не может являться основанием для отказа от рассмотрения такого отчета.
При этом банк вправе проверить такую компанию на соответствие требованиям, установленным разделом 4 настоящего положения".
Кроме изложенного, ООО "Б.Б." издан приказ № 439 от 22.10.2010 г. за подписью Председателя Правления Цехомского Н.В. о доведении до всех сотрудников, осуществляющих консультирование потенциальных клиентов/клиентов банка при кредитовании, информации о необходимости информирования клиентов о возможности осуществлять независимую оценку имущества, передаваемого в залог банку, в любой оценочной компании, отвечающей требованиям действующего законодательства.
Банком также разработана Инструкция "О порядке предоставления физическим лицам ипотечных жилищных кредитов", утвержденная Приказом № 391 от 14.09.2010 г. за подписью Председателя Правления Цехомского Н.В. В данной инструкции содержится пункт 11.4 "Консультирование Заемщика относительно требований Банка к Предмету залога, оценке и страхованию" в соответствии с которым: "в ходе консультации Заемщик информируется сотрудниками банка о порядке взаимодействия со страховыми и оценочными компаниями (в т.ч. о возможности Заемщика аккредитовать страховую или оценочную компанию, не входящую в перечень аккредитованных банком страховых и оценочных компаний (порядок аккредитации изложен на сайте банка)".
Банком предоставлены копии указанных документов в Управление ФАС по Чувашской Республике.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о добровольном устранении ООО "Б.Б." нарушений пунктов 3, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". До момента вынесения решения по делу ответчики по делу предприняли действия по устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Комиссия пришла к выводу, что предпринятые ООО "Б.Б." действия по добровольному устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства достаточны для устранения нарушений и их последствий, в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия

решила:

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение по делу № 106-АМЗ-2010 в отношении ООО "К.", ООО "Д.", ЗАО "А.", ООО "О.", ООО "И.", ЗАО "П.", ООО "Т.", ЗАО "Э.", ООО "С.", ООО "Агентство независимой оценки "А." в связи с отсутствием нарушения пунктов 3, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать нарушившими ООО "Б.Б.", ООО "Б.Т.", ООО "Б." пункты 3, 8 части 1 статьи 11 Закона в части заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, которые привели к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), создание препятствия доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" производство по делу № 106-АМЗ-2010 в отношении ООО "Б.Б.", ООО "Б.Т.", ООО "Б.", прекратить в связи с добровольным устранением нарушений пункта 3, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ООО "Б.Б.".

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель комиссии
В.А.БОРИСОВ

Члены Комиссии:
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Е.Г.СМИРНОВА
Л.П.КОЛБИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Чувашского УФАС РФ от 22.11.2010 по делу № 106-АМЗ-2010
<Об отсутствии нарушений законодательства в области защиты конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru