Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2010 года

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шалагиной Л.А.,
с участием прокурора Демидова Д.С.,
при секретаре З.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Райжилуправление" о признании недействующим подпункта 3 пункта 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Райжилуправление" (далее по тексту - заявитель, ООО "Райжилуправление") обратилось в суд с заявлением о признании недействующим подпункта 3 пункта 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - постановление № 84, оспариваемое постановление), мотивируя свои требования тем, что оспариваемым постановлением внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - постановление № 109), в результате которых подпункт 5 пункта 4 постановления № 109 имеет следующую редакцию:
"4. Рекомендовать муниципальным образованиям Удмуртской Республики, соответствующим условиям части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и имеющим право претендовать на финансовую поддержку за счет средств Фонда:
5) включать в муниципальную программу только многоквартирные дома, находящиеся в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных либо иных специализированных потребительских кооперативов, не оспариваемая в судебном порядке задолженность которых за потребленные коммунальные ресурсы не превышает трех месяцев либо которые выполняют согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок погашения указанной задолженности".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду далее по тексту - Закон № 185-ФЗ, а не 183-ФЗ.

Заявитель полагает, что постановление № 84 в оспариваемой им части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, поскольку часть 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Закон № 183-ФЗ) раскрывает Перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - Фонд), в указанной статье не предусмотрено право высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на введение и установление дополнительных условий, критериев предоставления финансовой поддержки за счет средств федерального Фонда.
В соответствии с подпунктом 1, б) пункта 4 постановления № 109 муниципальным образованиям Удмуртской Республики, соответствующим условиям части 1 статьи 14 Закона № 185-ФЗ и имеющим право претендовать на финансовую поддержку за счет средств Фонда рекомендовано руководствоваться при рассмотрении заявок условиями включения многоквартирного дома в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Удмуртской Республике, установленными Порядком, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 настоящего постановления.
Пунктом 3 Порядка включения многоквартирных домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Удмуртской Республики (приложение 2) (далее по тексту - Порядок включения) предусмотрено, что для включения многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов программы должны соблюдаться следующие условия:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме осуществлен выбор и реализован выбранный способ управления многоквартирным домом: зарегистрировано товарищество собственников жилья (жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив) либо выбрана управляющая организация и заключен договор управления многоквартирным домом;
2) общим собранием членов товариществ собственников жилья (жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива) либо общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений управляющей организацией, приняты решения:
а) об участии в муниципальной программе;
б) о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья (жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива) либо собственников помещений в многоквартирном доме;
в) о видах и стоимости работ по капитальному ремонту;
многоквартирный дом должен быть включен в муниципальную программу.
Для включения многоквартирного дома в резервный список Программы должны соблюдаться условия, перечисленные в подпунктах 1 и 2 пункта 3 настоящего Порядка включения, и многоквартирный дом должен быть включен в резервный список муниципальной программы (пункт 4 Порядка включения).
Таким образом, в "Условиях включения многоквартирного дома в Программу", установленных приложением 2 постановления № 109, отсутствует какое-либо указание на наличие, либо отсутствие какой-либо задолженности управляющих компаний, либо ТСЖ или специализированных кооперативов перед энергоснабжающими организациями, в связи с чем заявитель полагает, что постановление № 84 в оспариваемой заявителем части, противоречит "Условиям включения многоквартирного дома в Программу", которые установлены этим же постановлением № 109.
Формулировка оспариваемого пункта постановления № 84 связывает возможность вступления в Федеральную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов с наличием "не оспариваемой" в судебном порядке задолженностью управляющей компании, ТСЖ либо специализированного потребительского кооператива перед ресурсоснабжающими организациями, из чего заявитель делает вывод, что наличие судебного спора о задолженности за потребленные энергоресурсы между управляющей компанией, ТСЖ либо специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающей организацией делает невозможным вступление многоквартирного дома в федеральную программу по капитальному ремонту, в чем заявитель усматривает ущемление его права на судебную защиту, предусмотренное статьей 46 Конституции РФ, поскольку наличие спора о задолженности за потребленные коммунальные ресурсы, не означает автоматического удовлетворения судом требований энергоснабжающих организаций.
Статья 1 Закона № 185-ФЗ предусматривает, что Федеральный закон издан в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом. Принятие оспариваемой нормы права противоречит вышеуказанным целям.
Оспариваемый пункт постановления № 84 нарушает право заявителя на беспрепятственное управление многоквартирными домами, незаконно возлагает на заявителя дополнительные обязанности, создает неравные условия для участников гражданского оборота, создает дополнительные условия для управляющих компаний, ухудшающие положения последних, что не предусмотрено Закона № 185-ФЗ, заявитель полагает, что оспариваемый пункт являет собой пролоббированное энергоснабжающими компаниями незаконное условие вхождения в программу по капитальному ремонту многоквартирных домов.
При этом заявитель просил признать недействующим подпункт 3 пункта 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части дополнения пункта 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" подпунктом 5, имеющим следующее содержание: "включать в муниципальную программу только многоквартирные дома, находящиеся в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных либо иных специализированных потребительских кооперативов, не оспариваемая в судебном порядке задолженность которых за потребленные коммунальные ресурсы не превышает трех месяцев либо которые выполняют согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок погашения указанной задолженности".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее по тексту - Минстрой УР).
В судебном заседании представители заявителя Ш.И.Ш. и А.И.Ш., действующие основании доверенностей, на удовлетворении заявления настаивали, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Дополнительно пояснили, что утверждение Правительства УР о том, что оспариваемое заявителем положение является рекомендуемым для муниципальных образований дополнительным условием, установленным в соответствии с частью 4.1 статьи 15 Федерального закона № 185-ФЗ, не соответствует действительности и фактически складывающимся отношениями между муниципальным образованием и управляющей компанией, поскольку использование в конструкции оспариваемого подпункта нормативного правового акта Правительства УР слова "только" говорит об императивном характере оспариваемого положения.
Не выдерживает никакой критики и довод Правительства УР о том, что данная рекомендация направлена на защиту прав и интересов граждан, вовремя оплачивающих потребленные коммунальные услуги, от нецелевого использования средств, выделяемых из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Если управляющая компания, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный либо иной специализированный потребительский кооператив имеет большую просроченную задолженность и не предпринимает шаги по ее сокращению или погашению, нарушаются права граждан добросовестных плательщиков.
Какой-либо связи между оплатой гражданами услуг ЖКХ, долгами Управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями и нецелевым использованием денежных выделяемых из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства нет. Оспариваемый пункт являет собой пролоббированное энергоснабжающими компаниями незаконное условие вхождения в программу по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Программа предназначена для ремонта только общедомового имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о ремонте каких-либо коммуникаций, находящихся в зоне ответственности ресурсоснабжающих организаций ни Федеральный закон № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года, ни постановление Правительства УР от 19 мая 2008 года № 109, ни постановление Администрации г. Ижевска от 17 апреля 2009 года № 302 не содержат какого-либо упоминания.
Таким образом Правительство УР, прикрываясь защитой интересов добропорядочных граждан, попросту обеспечивает урегулирование дебиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций.
Представитель Правительства УР - У.Р.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято Правительством УР с соблюдением установленного порядка принятия нормативного правового акта, с соблюдением процедуры, установленной Регламентом Правительства УР, в соответствии с компетенцией Правительства УР, в форме, в которой Правительство УР вправе принимать нормативные правовые акты.
Оспариваемый нормативный правовой акт был введен в действие в соответствие с установленными правилами, постановление Правительства УР от 15 марта 2010 года № 84 было опубликовано в газете "Удмуртская правда" от 23.03.2010 года (спецвыпуск № 33).
Оспариваемое постановление Правительства УР не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в соответствии с частью 4.1 статьи 15 Закона № 185-ФЗ - высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, которые должны учитываться при подготовке соответствующих муниципальных адресных программ, в связи с чем оспариваемое заявителем положение является рекомендуемым для муниципальных образований дополнительным условием, установленным в соответствии с частью 4.1 статьи 15 Федерального закона № 185-ФЗ.
Оспариваемое постановление Правительства УР не затрагивает права и законные интересы заявителя, поскольку не порождает никаких правовых последствий для заявителя в силу того, что не возлагает на него какие-либо обязанности, не создает иных препятствий для осуществления заявителем его прав и свобод.
Представитель Минстроя УР - Т.А.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, поддержала позицию представителя Правительства УР.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора полагавшего, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и свободы заявителя, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
19 мая 2008 года Правительством УР принято постановление № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Проект постановления Правительства УР "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" внесен Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики УР.
Согласно пояснительной записке, данный проект уточняет условия и критерии оценки заявок на включение многоквартирных домов в муниципальную программу и предоставление субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также перечень документов, представляемых товариществами собственников жилья (жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами) либо управляющими организациями в орган местного самоуправления.
Постановление № 84 принято на заседании Президиума Правительство УР 15 марта 2010 года, на котором присутствовали:
- Председатель Правительства УР - П.Ю.С.,
- заместитель Председателя Правительства УР - Б.И.И.,
- заместитель Председателя Правительства УР - Б.В.В.,
- заместитель Председателя Правительства УР - В.В.С.,
- Руководитель Администрации Президента и Правительства УР - Г.А.П.,
- министр имущественных отношений УР З.Р.Ш.,
- министр строительства, архитектуры и жилищной политики УР - Х.А.Г.
Постановление № 84 подписано Председателем Правительства УР - П.Ю.С.
23 марта 2010 года постановление № 84 опубликовано в газете "Удмуртская правда" (спецвыпуск 33), которая в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики от 02 марта 2001 года № 6-РЗ является одним из республиканских периодических печатных изданий, осуществляющих публикацию нормативных правовых актов, принятых Правительством УР.
29 марта 2010 года постановление № 84 включено в федеральный регистр нормативных актов субъектов Российской Федерации с присвоением номера государственной регистрации: RU180002010001100.
ООО "Райжилуправление" является действующим юридическим лицом с юридическим адресом: <...>, одним из видов деятельности которого является управление эксплуатации жилым фондом.
Письмами от 23 июня 2010 года № 1299/10-77, от 23 июня 2010 года № 1297/10-07, от 23 июня 2010 года № 1298/10-07, от 23 июня 2010 года № 1301/10-07, от 28 июня 2010 года № 1319/10-07, от 28 июня 2010 года № 1320/10-07, от 28 июня 2010 года № 1321/10-07, от 02 июля 2010 года № 1368/10-07, от 08 июля 2010 года № 1425/10-07 Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска предложило ООО "Райжилуправление" для решения вопроса о включении многоквартирных домов в ведомственную муниципальную адресную программу, согласно Закону № 185-ФЗ, предоставить справки от ресурсоснабжающих организаций об отсутствии задолженности, неоспариваемой в судебном порядке, за потребленные коммунальные ресурсы более 3 месяцев, либо исполнения, согласованного с ресурсоснабжающей организацией, порядка погашения указанной задолженности.
Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ - гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Применительно к названной норме права, основанием для признания нормативного правового акта недействительным (недействующим) полностью или в части является совокупность двух условий: несоответствие нормативного правового акта закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и интересов заявителя.
Согласно пункту 17 постановления Пленума ВС РФ № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ (далее по тексту - Закон № 184-ФЗ) - полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра) ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.


Согласно статье 2 Закона № 184-ФЗ - систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 Закона № 184-ФЗ).
В силу подпункта з) пункта 2 статьи 21 Закона № 184-ФЗ - высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1 Закона № 184-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 52 Конституции Удмуртской Республики - Правительство Удмуртской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики на территории Удмуртской Республики.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон УР № 6-РЗ принят 02.03.2001, а не 20.02.2002.

Согласно подпункту 10) пункта 2 статьи 54 Конституции УР и пункту 28 части 3 статьи 12 Закона Удмуртской Республики от 20 февраля 2002 года № 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" (далее по тексту - Закон № 6-РЗ) - Правительство Удмуртской Республики осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Удмуртской Республики и законами Удмуртской Республики, издает постановления и распоряжения а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ - жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации - по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.
Согласно подпункту 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.
21 июля 2007 года принят Закон № 185-ФЗ, который в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона № 185-ФЗ).
Статьей 14 Закона № 185-ФЗ определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Пунктом 10 части 1 статьи 14 Закона № 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 данного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Закона № 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 данного Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок утверждения региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее по тексту - Программа), ее содержание, виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также условия включения многоквартирных домов в муниципальную или региональную адресную программу регламентированы статьей 15 Закона № 185-ФЗ.
Во исполнение Закона № 185-ФЗ, в целях разработки региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Удмуртской Республике 19 мая 2008 года Правительством УР было принято постановление № 109, которым был утвержден "Порядок включения многоквартирных домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Удмуртской Республике".
Пунктом 4.1 статьи 15 Закона № 185-ФЗ высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного для субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из смысла указанной нормы Закона № 185-ФЗ следует, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации имеет право устанавливать иные, не предусмотренные федеральным законом, условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в целях рационального расходования лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного для субъекта Российской Федерации.
15 марта 2010 года Правительством УР принято постановление № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", подпункт 3 пункта 1 которого оспаривается заявителем и в результате принятия которого в результате которых подпункт 5 пункта 4 постановления № 109 приобрел следующую редакцию:
"4. Рекомендовать муниципальным образованиям Удмуртской Республики, соответствующим условиям части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и имеющим право претендовать на финансовую поддержку за счет средств Фонда:
5) включать в муниципальную программу только многоквартирные дома, находящиеся в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных либо иных специализированных потребительских кооперативов, не оспариваемая в судебном порядке задолженность которых за потребленные коммунальные ресурсы не превышает трех месяцев либо которые выполняют согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок погашения указанной задолженности".
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление № 84 в части оспариваемой заявителем, принято Правительством УР принято в пределах его полномочий на издание нормативных правовых актов и в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно статье 13 Закона № 6-РЗ - Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, указами Президента Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, при этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики.
Порядок принятия актов Правительства Удмуртской Республики устанавливается Правительством Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, указами Президента Удмуртской Республики.
Постановления и распоряжения Правительства Удмуртской Республики подписываются Президентом Удмуртской Республики либо по его поручению Председателем Правительства Удмуртской Республики.
Постановления Правительства Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. Официальное опубликование осуществляется не позднее десяти дней со дня принятия постановления Правительства Удмуртской Республики в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете "Известия Удмуртской Республики", газете "Удмуртская правда", газете "Удмурт дунне" и Собрании законодательства Удмуртской Республики.
В соответствии со статьей 19 Закона № 6-РЗ - постоянно действующим органом Правительства Удмуртской Республики является Президиум Правительства Удмуртской Республики.
В состав Президиума Правительства Удмуртской Республики входят по должности Председатель Правительства Удмуртской Республики, заместители Председателя Правительства Удмуртской Республики, министр финансов Удмуртской Республики, Руководитель Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Президент Удмуртской Республики вправе включить в состав Президиума Правительства Удмуртской Республики и других членов Правительства Удмуртской Республики.
Порядок внесения на рассмотрение Правительства проектов постановлений Правительства, их согласования и принятия, определяется Регламентом Правительства Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительство УР от 24 января 2003 года № 100 (далее по тексту - Регламент).
Согласно пунктам 5, 6 Регламента - Правительство УР издает постановления и распоряжения (далее по тексту - акты Правительства УР), при этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.
Правом внесения на рассмотрение Правительства и Президиума Правительства проекта акта Правительства обладают Президент, Председатель Правительства, Руководитель Администрации, заместители Председателя Правительства, руководители исполнительных органов государственной власти, структурных подразделений Администрации, администрации муниципальных образований, территориальные органы федеральных органов государственной власти и федеральных государственных органов (пункт 7 Регламента).
В силу пункта 14 Регламента - Заседание Президиума Правительства правомочно при участии в нем более половины от общего числа членов Президиума Правительства.
Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства.
Решения Президиума Правительства оформляются актами Правительства.
Заседания Президиума Правительства оформляются протоколом.
Проанализировав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят при соблюдении установленных порядка и процедуры принятия нормативного правового акта, имеет форму (вид), в которой Правительство УР вправе принимать нормативные правовые акты.
Были соблюдены предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, поскольку полный текст оспариваемого постановления опубликован на русском языке в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых Правительством УР, имеется решение о государственной регистрации оспариваемого постановления, которое принято уполномоченным органом в установленном порядке.
Заявитель полагает, что постановление № 84 в оспариваемой им части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, а именно статье 14 Закона № 185-ФЗ, поскольку часть 1 статьи 14 Закона № 183-ФЗ, устанавливающая перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, не предусматривает право высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на введение и установление дополнительных условий, критериев предоставления финансовой поддержки за счет средств федерального Фонда.
Данный довод заявителя суд полагает несостоятельным по следующим основаниям.
Как уже отмечалось судом ранее, право высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на введение и установление дополнительных условий включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотрено пунктом 4.1 статьи 15 Закона № 185-ФЗ.
Кроме того, статья 14 Закона № 185-ФЗ, на которую ссылается заявитель, определяет перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда, при обязательном выполнении которых, муниципальные образования, претендующие на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, могут получить указанную финансовую поддержку.
То есть данная норма регулирует правоотношения между муниципальными образованиями и некоммерческой организаций - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по вопросу предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда, и не устанавливает каких-либо условий для включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а направлена на стимулирование субъектов Российской Федерации на принятие срочных мер по реализации концепции жилищной реформы.
Заявитель так же полагает, что постановление № 84 в оспариваемой им части, противоречит условиям включения многоквартирного дома в Программу, которые установлены этим же постановлением № 109 в приложении 2, поскольку в условиях включения многоквартирного дома в Программу, отсутствует какое-либо указание на наличие, либо отсутствие какой-либо задолженности управляющих компаний, либо ТСЖ или специализированных кооперативов перед энергоснабжающими организациями.
Суд считает данный довод несостоятельным поскольку в силу части 1 статьи 251 и части 2 статьи 253 ГПК РФ основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью или в части является только его противоречие федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Право суда осуществлять в порядке нормоконтроля проверку соответствия одних положений нормативного правового акта другим положениям этого же нормативного правового акта данными процессуальными нормами не предусмотрено.
Заявитель указывал также, что оспариваемый акт противоречит части 1 статьи 46 Конституции РФ и статьям 1 и 421 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем указанные нормы спорных отношений не регулируют и не могут явиться основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что содержание постановления № 84 в части, оспариваемой заявителем, не противоречит нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу.
Права, свободы и законные интересы заявителя ООО "Райжилуправление" суд полагает ненарушенными, поскольку ООО "Райжилуправление", действующее в интересах собственников помещений многоквартирного дома, не лишено возможности предоставить в Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска справки от ресурсоснабжающих организаций об отсутствии задолженности, неоспариваемой в судебном порядке, за потребленные коммунальные ресурсы более 3 месяцев, либо исполнения, согласованного с ресурсоснабжающей организацией, порядка погашения указанной задолженности для последующего разрешения вопроса о включении многоквартирных жилых домов, находящихся под управлением ООО "Райжилуправление" в ведомственную муниципальную адресную программу.
Доводы заявителя о том, что оспариваемым нормативным актом Правительство УР нарушается права ООО "Райжилуправление", поскольку в случае невключения многоквартирных домов в ведомственную муниципальную адресную программу и неполучения финансовой поддержки в рамках ведомственной муниципальной адресной программы, у ООО "Райжилуправление" возникнет обязанность изыскивать дополнительные средства на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Райжилуправление", в связи с чем у последнего возникнут убытки, а также о том, что в этом случае собственники помещений в многоквартирном доме могут обратиться в суд с исками о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением управляющей компанией обязательств, принятых на себя по договору управления жилым домом, что так же повлечет возникновение убытков для ООО "Райжилуправление", суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм жилищного законодательства следует, что управляющая компания не несет расходов по содержанию имущества собственников дома, заключивших с ней договор управления многоквартирным домом, а выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порученные ей собственниками дома, а также по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома.
Ни один из действующих нормативных правовых актов не содержит положений, возлагающих на управляющие компании обязанность нести за свой счет издержки, связанные с содержанием общего имущества собственников многоквартирного дома.
Невключение в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, находящегося в ведении управляющей компании, не может влиять на осуществление этой компанией предпринимательской деятельности и ограничивать ее каким-либо образом.
Кроме того, из положений Закона № 185-ФЗ, постановления № 109 не следует, что во всех случаях обращения управляющих компаний с заявками о включении многоквартирных домов в ведомственную муниципальную адресную программу у уполномоченных органов возникает обязанность принимать только положительные решения по данным вопросам.
Это следует, в том числе, и из содержания пункта 4 постановления № 109, согласно которому муниципальным образованиям УР, имеющим право претендовать на финансовую поддержку за счет средств Фонда предоставлено право осуществлять отбор многоквартирных домов на основе заявок управляющих организаций на включение многоквартирного дома в муниципальную программу и предоставление субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, при этом в целях обеспечения конкурентных условий использовать при рассмотрении заявок (отборе многоквартирных домов для включения в муниципальную программу) принцип ранжирования заявок по сумме баллов, присваиваемых каждой заявке при ее оценке, в соответствии с Порядком включения.
Доводы заявителя, касающиеся причин и целей принятия оспариваемого постановления судом отклоняются, поскольку в силу положений пункта 18 постановления Пленума ВС РФ № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" - суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ - суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта закону либо другому нормативному правовому акту, а также о нарушении прав и свобод заявителя или создания препятствий к их осуществлению оспариваемым нормативным правовым актом в ходе судебного следствия не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований, заявленных ООО "Райжилуправление".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Райжилуправление" о признании недействующим подпункта 3 пункта 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 23 августа 2010 года.

Председательствующий судья
ШАЛАГИНА Л.А.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 24.11.2010 № 43-Г10-8 данное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 12.08.2010
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим подпункта 3 пункта 1 постановления Правительства УР от 15.03.2010 № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru