Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2011 г. № 3127

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2010 ГОДУ

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области" в 2010 году, представленную в областную Думу заместителем Губернатора Тюменской области, руководителем аппарата Губернатора Тюменской области Т.Ю. Костаревой (письмо от 16.08.2011 № 31/10624Д/11-4522), решение комитета областной Думы по социальной политике, в целях реализации раздела 1 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы четвертого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области" в 2010 году принять к сведению (прилагается).
2. Отметить положительную работу Правительства Тюменской области по реализации указанного Закона.
3. Рекомендовать Правительству Тюменской области:
1) продолжить проведение мероприятий по эффективному исполнению Закона Тюменской области "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области";
2) усилить работу по следующим направлениям:
- реализация мероприятий, направленных на повышение уровня материально-технического обеспечения организаций здравоохранения Тюменской области;
- обеспечение квалифицированными кадрами учреждений здравоохранения;
- обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи населению Тюменской области;
- пропаганда здорового образа жизни.
4. Направить настоящее постановление в Правительство Тюменской области.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по социальной политике (Столяров В.А.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 22.09.2011 № 3127

ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2010 ГОДУ

(представлена в областную Думу заместителем Губернатора
Тюменской области, руководителем аппарата Губернатора
Тюменской области Т.Ю. Костаревой 16.08.2011)

Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 333 "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области № 333) регулирует отношения в сфере здравоохранения.
В целях реализации Закона Тюменской области № 333 Правительством Тюменской области приняты:
1) постановление от 30.12.2010 № 394-п "О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно";
2) постановление от 27.02.2010 № 43-п (в ред. от 17.12.2010) "О предельных размерах оптовых и предельных размерах розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов";
3) постановление от 30.08.2010 № 240-п (в ред. от 22.11.2010) "Об утверждении Порядка расчета тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения Тюменской области";
4) распоряжение от 28.12.2010 № 2081-рп (в ред. от 11.04.2011) "Об организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в Тюменской области в 2011 году".
Реализация Закона Тюменской области № 333 осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития здравоохранения Тюменской области" на 2010 - 2012 годы и областной целевой программы "Сотрудничество".
В 2010 году на осуществление мероприятий по организации медицинской помощи населению в рамках данных программ направлено 12758059 тыс. рублей.
По состоянию на 31.12.2010 в Тюменской области сформировано три медицинских округа с межтерриториальными центрами в городах Ишиме, Тобольске, Заводоуковске.
С целью повышения качества медицинского обслуживания населения в 2010 году проведена системная работа по внедрению клиентоориентированных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений:
1) в регистратурах амбулаторно-поликлинических учреждений были установлены многоканальные телефоны;
2) на сайтах органов управления и учреждений здравоохранения Тюменской области систематически размещались информация о режиме работы медицинских учреждений, расписание приемов специалистов, графики работы лабораторной службы, диагностических кабинетов;
3) созданы кабинеты доврачебного приема льготной категории граждан;
4) ежемесячно обеспечивалась работа телефонов "горячей линии" по вопросам организации оказания медицинской помощи;
5) в ежемесячном режиме проводились встречи руководителей лечебно-профилактических учреждений с населением, проживающим на территории обслуживания;
6) систематически проводилось анонимное анкетирование пациентов;
7) разработаны технологические карты: "работа регистратуры", "организация работы кабинета приема льготной категории граждан", "создание комфортных условий для пребывания пациентов в лечебно-профилактических учреждениях", "диспетчеризация регистратуры", "оказание медицинской и социальной помощи на дому (патронаж)";
8) организовано обучение медицинских регистраторов амбулаторно-поликлинических учреждений Тюменской области по теме "Развитие клиентоориентированных технологий в лечебно-профилактическом учреждении".
По состоянию на 31.12.2010 в структуре учреждений здравоохранения Тюменской области работало 12 отделений и 24 кабинета профилактики, в состав которых входили кабинеты доврачебного приема, флюорографии, санитарно-гигиенического обучения, прививочный, смотровые (мужской, женский), кабинет тонометрии и др.
В отделениях (кабинетах) профилактики оказывались следующие услуги: проведение бесед и лекций для населения, организация работы "школ здоровья", распространение среди населения профилактической литературы, проведение онко- и кардиоскринингов населения, координация деятельности по проведению профилактических осмотров, проведение доврачебных осмотров в рамках работы смотровых кабинетов.
В 2010 году в учреждениях здравоохранения Тюменской области прошли профилактические осмотры 461931 человек.
"Школы здоровья" функционировали в 50 учреждениях здравоохранения Тюменской области. В 2010 году в них обучено 55646 человек, в том числе в школе артериальной гипертонии - 19121 человек.
С 01.12.2009 по 31.12.2010 в Тюменской области на базе лечебно-профилактических учреждений функционировало 13 центров здоровья для взрослых. В 2010 году данные центры дооснащены стоматологическими установками.
В декабре 2010 года состоялось открытие трех центров здоровья для детей в городах Тюмени, Тобольске, Ишиме.
В целях обеспечения выездной работы центров здоровья, развернутых в городах Тобольске, Ишиме и Тюменском районе, в 2010 году за счет средств областного бюджета были приобретены три мобильных центра здоровья.
В 2010 году в таких центрах прошли комплексное обследование 76944 жителя Тюменской области, в том числе 4314 детей. Для всех обследованных составлены индивидуальные планы сохранения и укрепления здоровья, даны рекомендации по формированию здорового образа жизни. Информация о работе центров здоровья размещалась на официальном портале органов государственной власти Тюменской области.
Для популяризации здорового образа жизни и профилактики различных заболеваний широко использовались возможности радио, печатных СМИ и телевидения. В течение 2010 года велась активная работа по обеспечению информационно-методического сопровождения темы, связанной с пропагандой здорового образа жизни.
В течение 2010 года по вопросам мер профилактики и формирования здорового образа жизни было обучено 1089 медицинских работников, 1679 студентов высших и средних учебных заведений, 279 педагогов и вожатых. Автономной некоммерческой организацией "Медицинский информационно-аналитический центр Тюменской области" было издано 25 наименований печатной продукции по вопросам здорового образа жизни и профилактики общим тиражом 161400 экземпляров. Кроме того, организовано и проведено 171 теле-, 170 радиопередач, подготовлено 28 публикаций в прессе, 939 кино-, видеодемонстраций, 605 пресс-конференций и 7 "круглых столов".
Массовую санитарно-просветительскую работу осуществляли 11 учреждений здравоохранения путем проведения телепередач общим количеством 278, радиопередач - 773, подготовки публикаций в прессе - 534. Киновидеодемонстрации на профилактические темы осуществляли 18 учреждений здравоохранения, "круглые столы" были организованы и проведены в 14 лечебно-профилактических учреждениях, организованы конкурсы и викторины в 11 учреждениях здравоохранения, налажена работа "телефонов доверия" в 12 учреждениях здравоохранения. Массовые мероприятия были проведены в 29 учреждениях здравоохранения.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области в сфере здравоохранения в тесном взаимодействии с Институтом здоровья семьи (г. Москва) осуществлял мероприятия по формированию политики борьбы с табакокурением в Тюменской области.
В 2010 году уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере здравоохранения была утверждена стратегия по поддержке государственной политики противодействия потреблению табака до 2015 года.
С целью улучшения здоровья населения, раннего выявления и профилактики заболеваний у мужчин трудоспособного возраста Правительством Тюменской области было принято решение о проведении в Тюменской области дополнительной диспансеризации мужчин 35 - 55 лет. Диспансеризация мужчин проходила с 2006 года в рамках территориальной программы обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Тюменской области. За 5 лет реализации указанной программы дополнительные осмотры прошли 271186 мужчин в возрасте 35 - 55 лет, в 2010 году - 15374 человека.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2010 году дополнительную диспансеризацию прошли 31105 работающих граждан. По ее результатам для пациентов из группы риска, а также для лиц с выявленной патологией были проведены "школы здоровья".
В целях повышения мотивации населения к ведению здорового образа жизни всем работающим гражданам по итогам диспансеризации были выданы "паспорта здоровья" с результатами обследования.
Одним из путей повышения эффективности системы здравоохранения является развитие стационарозамещающих форм медицинской помощи (дневных стационаров на базе амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, стационаров на дому).
В 2010 году в Тюменской области в лечебно-профилактических учреждениях было организовано 2630 койко-мест (с учетом сменности). Медицинскую помощь в дневном стационаре получили 91972 человека. Дневные стационары на базе амбулаторно-поликлинических учреждений являются самой массовой формой оказания медицинской помощи среди всех видов стационарозамещающих технологий.
За период с 2006 по 2010 год число имеющихся мест в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях увеличилось на 93,1%, обеспеченность населения койко-местами в дневных стационарах - на 51,5%.
В Тюменской области был реализован комплекс мероприятий по охране материнства и детства, снижению материнской, младенческой и детской смертности. В 2010 году на данные цели было направлено 95144 тыс. рублей.
В Тюменской области действует трехуровневая система перинатальной помощи и централизация родов, обеспечивающая рациональное перемещение потоков пациентов с учетом их потребности в специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. Сформирована сеть перинатальных центров, охватывающая всю территорию Тюменской области, представленная областным перинатальным центром в городе Тюмени и межрайонными перинатальными центрами в городах Ишиме и Тобольске.
Во всех учреждениях родовспоможения Тюменской области внедрены семейно ориентированные технологии: организованы индивидуальные родовые, созданы условия для совместного пребывания матери и ребенка, поощряется участие членов семьи в оказании поддержки женщине во время родов и в послеродовом периоде. Отделения реанимации новорожденных оснащены высокотехнологичным оборудованием. Применяется методика неинвазивной респираторной поддержки и высокочастотной искусственной вентиляции легких. Практикуется выездная форма работы кардиохирургов и нейрохирургов - оперативные вмешательства новорожденным при необходимости выполняются в условиях родильного дома. Организована система профилактики и диагностики ретинопатии недоношенных детей.
В 2010 году в программе "Родовой сертификат" участвовали 36 учреждений здравоохранения Тюменской области, оказывающих помощь женщинам в период беременности, родов и в последовом периоде, и 38 учреждений здравоохранения, осуществляющих диспансерное (профилактическое) наблюдение детей первого года жизни. Реализация программы "Родовой сертификат" позволила улучшить качество медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также повысить заработную плату медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи. Выросли показатели ранней постановки на учет по беременности (до 12 недель), охвата беременных женщин пренатальным скринингом, среднего количества посещений беременными женских консультаций.


В медицинских центрах Тюменской области получили лечение с применением вспомогательных репродуктивных технологий 508 семейных пар. Внедрение семейно ориентированных технологий позволило улучшить качество медицинской помощи женщинам и детям, повысить удовлетворенность населения медицинскими услугами.
В Тюменской области оказывалась медико-генетическая помощь, приоритетом являлась профилактика врожденной и наследственной патологии. В целях ранней внутриутробной диагностики врожденных и наследственных заболеваний проводился биохимический и ультразвуковой скрининг беременных. Охват трехкратным ультразвуковым скринингом являлся полным, сывороточным скринингом беременных в 2010 году - 81%.
С проведением в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" массового обследования новорожденных на наследственные заболевания, такие как адреногенитальный синдром, галактоземия и муковисцидоз, появилась возможность своевременно выявлять тяжелые наследственные заболевания, а, следовательно, принимать меры по предупреждению инвалидизации детей раннего возраста. В ходе осуществления неонатального скрининга в 2010 году обследованы на фенилкетонурию 20732 новорожденных, врожденный гипотиреоз - 13708, адреногенитальный синдром - 12412, на муковисцидоз - 16092, на галактоземию - 16092 новорожденных. В результате скрининга выявлено 5 детей с врожденным гипотиреозом, 1 с адреногенитальным синдромом и 1 больной фенилкетонурией.
С 2009 года проводился аудиологический скрининг детей первого года жизни, который позволил своевременно провести диагностику нарушений слуха у ребенка и последующую реабилитацию тугоухости, тем самым сохранить нормальное качество жизни у детей, вовремя получивших высокопрофессиональную и высокотехнологичную медицинскую помощь.
За 2010 год в учреждениях родовспоможения (1-й этап скрининга) обследовано на выявление нарушений слуха 17914 детей. Выявлены подозрения на нарушение слуха у 524 детей. Данные дети повторно обследованы в детской поликлинике в возрасте 1 месяца. В сурдологопедическое отделение ГЛПУ "Тюменская областная клиническая больница" для углубленного диагностического обследования (2-й этап скрининга) направлен 141 ребенок, из них нарушение слуха выявлено у 3 детей.
Медицинскую помощь детскому населению оказывали 58 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, из них 3 самостоятельных медицинских учреждения педиатрического профиля.
Обеспеченность детского населения койко-местами (включая специализированные койко-места для детей) составила 49,3 на 10000 человек детского населения. Обеспеченность койко-местами педиатрического профиля - 24,9 на 10000 человек детского населения.
Специализированная амбулаторно-поликлиническая помощь детям оказывалась профильными специалистами Центра охраны здоровья детей ГЛПУ "Тюменская областная клиническая больница", где осуществляли консультационный прием детские врачи по 18 специальностям, функционировали "школы здоровья" для детей и родителей. По медицинским показаниям дети были госпитализированы в стационары соответствующего профиля для проведения диагностики и лечения (число специализированных койко-мест составило 52% от объема коечного фонда для детей).
Специализированная стационарная помощь детям оказывалась на базе многопрофильных больниц Тюменской области.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывалась в специализированных областных лечебных учреждениях и федеральных центрах. В Тюменской области развивались такие направления, как детская кардиохирургия, нейрохирургия, урология, коррекция врожденных пороков желудочно-кишечного тракта, выхаживание недоношенных новорожденных с низкой массой тела при рождении. Всего в течение 2010 года в областных медицинских учреждениях прооперировано 880 детей раннего возраста с врожденными пороками развития.
Ежегодно плановые объемы высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских учреждениях по профилю "педиатрия" выполнялись полностью.
В 2010 году для оказания высокотехнологичной медицинской помощи было направлено в федеральные учреждения 437 детей, в областные учреждения здравоохранения по федеральным квотам - 94 ребенка.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" проводилась диспансеризация детей-сирот. В 2010 году было осмотрено 1693 ребенка (100% от запланированного количества).
В целях профилактики детской инвалидности в Тюменской области реализовывалась межведомственная программа по обеспечению медико-социальной помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии и здоровье "Первый шаг" на 2010 - 2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Тюменской области № 1570-рп от 03.11.2009.
На базе ГЛПУ Тюменской области "Перинатальный центр" была организована работа кабинета для детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации. На базе реабилитационных центров в городах Тюмени, Тобольске, Ишиме были созданы службы ранней помощи. Всего в 2010 году медико-социальным сопровождением в данных службах было охвачено 568 семей, имеющих детей с нарушениями развития.
Специализированным учреждением, оказывающим реабилитационную помощь детям, являлся ГЛПУ ТО "Центр восстановительного лечения для детей с психоневрологической патологией "Надежда", реабилитационная помощь детям осуществлялась также в территориальных поликлиниках.
В целях улучшения доступности медицинской помощи детям с психоневрологической патологией в 2010 году были приняты региональные стандарты оказания реабилитационной медицинской помощи детям с патологией речи и заболеваниями костно-мышечной системы. В рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи комплексное реабилитационное лечение детей с патологией речи, в том числе детей-инвалидов, включающее занятия с психологом и логопедом, осуществлялось на базе дневных стационаров крупных детских поликлиник.
Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях осуществлялись в соответствии с межведомственным планом мероприятий по охране здоровья детей в образовательных учреждениях, утвержденным решением Совета по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и демографической политике от 24.12.2008.
Программы "Здоровье" были разработаны и реализованы во всех образовательных учреждениях. Также реализовывалась областная программа "Совершенствование организации школьного питания в образовательных учреждениях Тюменской области" на 2009 - 2011 годы. В рамках внедрения новых санитарных правил и норм в общеобразовательных учреждениях при подготовке пищи была проведена работа по витаминизации и обогащению готовых блюд. В ходе реализации областной программы "Совершенствование организации школьного питания в образовательных учреждениях" на 15% снизилась доля учащихся, страдающих заболеваниями, обусловленными качеством питания.
В Тюменской области разработан и внедрен алгоритм увеличения активности детей в общеобразовательных учреждениях. С целью внедрения его в образовательные программы и учебные планы специалистами ГЛПУ ТО "Областной врачебно-физкультурный диспансер" проводилась методическая помощь по организации системы физического воспитания в образовательных учреждениях и контролю за данным процессом.
ГЛПУ ТО "Областной офтальмологический диспансер" был реализован пилотный проект "Комплексная система профилактики и оздоровления учащихся с функциональными нарушениями зрения на базе медицинского и компьютерного кабинета школы" в средних школах № 40, № 91, № 63. Осмотрено 2150 школьников, выявлено с патологией органов зрения и пролечено 26% школьников. Эффективность проведенного лечения составила 95%.
Специалистами ГЛПУ ТО "Областной наркологический диспансер" проводилась информационно-просветительская работа по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения.
Завершена работа по лицензированию медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений Тюменской области, все 194 общеобразовательные школы Тюменской области получили лицензию на медицинскую деятельность.
В 2010 году на базе санатория "Большой Тараскуль" получили лечение за счет областного бюджета 320 детей, на базе санатория-профилактория "Ласточка" - 31 ребенок (по путевкам совместного пребывания "Мать и дитя"), 12 детей из числа коренных малочисленных народов Севера получили санаторное лечение в центре восстановительной медицины и реабилитации "Снежинка", в санаториях федерального значения - 73 ребенка.
В 2010 году продолжали реализовываться меры социальной поддержки путем возмещения расходов на обеспечение детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания, возмещения расходов на оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения в отношении:
1) многодетных семей, имеющих среднедушевой доход, не превышающий 3500 рублей, в части оплаты 100% стоимости лекарственных средств, приобретаемых для детей в возрасте до 6 лет;
2) семей, имеющих среднедушевой доход, не превышающий 3500 рублей, в части оплаты 100% стоимости лекарственных средств, приобретаемых для детей в возрасте до 3 лет;
3) детей, страдающих отдельными категориями заболеваний, в части оплаты 100% стоимости лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для лечения этих заболеваний.
В Тюменской области прослеживалась положительная тенденция в изменении демографической ситуации.
Начиная с 2007 года в области регистрировался положительный естественный прирост населения. В 2010 году положительные демографические тенденции сохранились. Младенческая смертность продолжала снижаться, в 2010 году показатель составил 6,1 на 1000 родившихся живыми (в 2009 году - 6,8). Материнская смертность в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года снизилась в 2 раза. В 2010 году показатель материнской смертности составил 4,7 на 100 тысяч родившихся живыми детей (в 2009 году - 9,6).
В составе службы скорой медицинской помощи Тюменской области функционировали 3 станции и 19 отделений скорой медицинской помощи при областных больницах. Для оказания медицинской помощи населению было развернуто 106 бригад скорой медицинской помощи. В городах Тюмени, Ишиме и Тобольске были организованы бригады интенсивной терапии. Психиатрические бригады скорой медицинской помощи были организованы в городах Тюмени и Ишиме.
Парк санитарного автотранспорта службы насчитывает 140 единиц. Все автомобили были оснащены лечебно-диагностическим оборудованием и медикаментами в соответствии с отраслевыми стандартами. Диспетчерские службы всех станций скорой медицинской помощи были оснащены автоматизированными системами приема и обработки вызовов.
В течение 2010 года производилось плановое переоснащение автопарка скорой медицинской помощи.
В 2010 году в городе Тюмени продолжилось развитие технологии системного тромболизиса на догоспитальном этапе.
Специализированная медицинская помощь населению Тюменской области оказывалась диспансерами, осуществляющими как амбулаторное, так и стационарное обслуживание пациентов. Кроме того, в государственных лечебно-профилактических учреждениях функционировала сеть кабинетов для оказания кардиологической, эндокринологической, офтальмологической и другой узкоспециализированной медицинской помощи. Работу данных кабинетов координировали соответствующие диспансеры.
Высокотехнологичная медицинская помощь жителям Тюменской области оказывалась в областных и федеральных специализированных медицинских учреждениях. В Тюменской области 3 учреждения здравоохранения: ГЛПУ "Тюменская областная клиническая больница", ГЛПУ ТО "Областная клиническая больница № 2", ГЛПУ ТО "Областной противотуберкулезный диспансер"), - имели лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению Тюменской области.
В Тюменской области оказывались практически все виды высокотехнологичной специализированной медицинской помощи по профилям: кардиохирургия, в том числе детская; нейрохирургия; эндоскопическая и малоинвазивная хирургия; рентгенохирургические методы диагностики и лечения; артроскопия и эндохирургия суставов; хирургия сосудов и микрохирургия; эндопротезирование крупных суставов; экстракорпоральные методы детоксикации; вспомогательные репродуктивные технологии.
Наиболее востребованными у населения направлениями медицинской помощи в течение многих лет были сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, эндопротезирование, нейрохирургия, педиатрия, офтальмология, онкология. В Тюменской области велось активное внедрение новых уникальных технологий в области кардиохирургии, вертебрологии, эндопротезирования суставов, онкологии.
В 2010 году было завершено строительство Федерального центра нейрохирургии в Тюмени, открытие которого позволило повысить доступность для жителей области инновационных методов лечения нейрохирургических заболеваний как у взрослых, так и у детей.
В целях профилактики инфекционных заболеваний в 2010 году продолжена активная иммунизация населения в соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.06.2001 № 229 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
В рамках национального календаря профилактических прививок в 2010 году за счет средств федерального бюджета в Тюменскую область поступили вакцины на общую сумму 87974 тыс. рублей.
Ежегодно из средств областного бюджета закупались иммунобиологические препараты для иммунизации населения по эпидемиологическим показаниям (против гепатита "А", гриппа, клещевого энцефалита, туляремии, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и других). За счет средств областного бюджета были приобретены инактивированные вакцины для детей с неврологической патологией и ослабленным иммунитетом. В 2010 году на приобретение вакцин для детей с ослабленным иммунитетом из областного бюджета было выделено 57937 тыс. рублей.
В Тюменской области велась активная информационная кампания с целью разъяснения необходимости и пропаганды вакцинопрофилактики, к информированию населения привлекались ведущие региональные средства массовой информации.
В результате проведенных мероприятий по вакцинации населения, разъяснению целей и пропаганде вакцинопрофилактики в области не зарегистрировано случаев заболевания дифтерией, полиомиелитом, эпидемическим паротитом.
На 31.12.2010 в Тюменской области было утверждено 938 региональных стандартов, в том числе 409 стандартов оказания первичной медико-санитарной и 526 стандартов оказания специализированной помощи. Вся информация о региональных стандартах была размещена в сети Интернет и доступна врачам Тюменской области.
В государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения Тюменской области в 2010 году работало 26020 человек, из них 4333 врача, 10990 средних медицинских работников.
С целью решения проблемы дефицита кадров в сельской местности в Тюменской области ежегодно, начиная с 2002 года, проводился целевой набор студентов в ГОУ ВПО "Тюменская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития Российской Федерации" в рамках квот, выделенных Минздравсоцразвития Российской Федерации. Специалисты, обучающиеся на "целевых" местах, по окончании обучения направлялись на работу в лечебно-профилактические учреждения сельских населенных пунктов Тюменской области.
Также с целью укомплектования лечебных учреждений врачами за счет средств федерального и областного бюджета было организовано обучение специалистов по программам последипломного обучения (интернатура и ординатура). С лицами, направленными на обучение, заключались четырехсторонние и пятисторонние договоры, которые обязывали специалистов по завершении обучения отрабатывать не менее 3 лет в лечебном учреждении по полученной специальности, а глав муниципальных образований - обеспечить специалистов социальным пакетом, в том числе жильем.
Ежегодно в практическое здравоохранение прибывало около 160 молодых специалистов-врачей, в том числе около 50 человек - в сельские населенные пункты Тюменской области. По состоянию на 01.01.2011 в учреждениях здравоохранения работало 1697 молодых специалистов (к молодым специалистам относятся специалисты в возрасте до 30 лет, имеющие высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, в течение трех лет после окончания учебного заведения), в том числе 628 врачей и 1069 средних медицинских работников.
Кроме того, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере здравоохранения проводилась целенаправленная работа по подготовке среднего медицинского персонала для лечебно-профилактических учреждений Тюменской области. Подготовка специалистов со средним медицинским образованием для учреждений здравоохранения Тюменской области осуществлялась в четырех автономных образовательных учреждениях: тобольском им. Володи Солдатова, тюменском, ялуторовском, ишимском медицинских колледжах.
Ежегодно на обучение медицинских работников из средств областного бюджета выделялось более 18 миллионов рублей.
Принимаемые меры позволили снизить дефицит медицинских кадров и укомплектовать учреждения здравоохранения, в том числе сельские, наиболее востребованными специалистами и повысить доступность медицинской помощи для населения Тюменской области.
В рамках реализации переданных Российской Федерацией полномочий по контролю за соблюдением качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения в 2010 году уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области проведены 15 плановых и 84 внеплановых проверки по контролю за соблюдением качества оказываемой медицинской помощи и ее соответствием установленным федеральным (региональным) стандартам, в том числе по контролю работы с обращениями граждан (по результатам контрольных мероприятий вынесено 37 предписаний об устранении выявленных нарушений).
Разработана система мер по контролю за проведением экспертизы временной нетрудоспособности, изучению удовлетворенности пациентов качеством лечебного процесса, была проанализирована работа врачебных комиссий медицинских учреждений, эффективность работы профильных служб.
За 2010 год проведено 97 внеплановых ведомственных проверок организации экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях. По результатам контрольных мероприятий вынесено 47 предписаний об устранении выявленных нарушений, в учреждениях должностным лицам вынесено 34 замечания, 12 выговоров, 2 сотрудника уволены.
В течение 2010 года проведено 3 заседания клинико-экспертной комиссии по разбору случаев летального исхода при организации и оказании медицинской помощи, имевших место в лечебно-профилактических учреждениях Тюменской области.
В рамках государственных гарантий по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан и лиц, страдающих некоторыми хроническими заболеваниями, реализован комплекс мероприятий по обеспечению граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Из федерального бюджета были своевременно направлены средства на реализацию данных мероприятий.
По состоянию на 01.12.2010 региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержал персональные данные на 128686 человек. Численность граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в 2010 году по сравнению с аналогичным показателем 2009 года возросла на 3864 человека. В течение 2010 года обратились за первичной медико-санитарной помощью, дополнительной бесплатной медицинской помощью и социальной услугой по обеспечению необходимыми лекарственными средствами 52619 человек, которым была оказана государственная социальная помощь в виде предоставления бесплатных лекарств на одного обратившегося в размере 12792 рубля (2009 год - 10109 рублей).
В 2010 году по сравнению с 2009 годом удельный вес отечественных аналогов в закупке лекарств для льготников возрос до 41% (по количеству упаковок). Государственное регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства позволило снизить среднюю стоимость льготного рецепта до 572 рублей (2009 год - 623 руб.).
В еженедельном режиме осуществлялся многоуровневый мониторинг состояния лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Особое внимание уделялось показателю количества выписанных и обеспеченных рецептов льготным категориям граждан. Системный контроль в программном модуле "Интерин ДЛО" позволил сохранять этот показатель на уровне 99,7% от количества выписанных и обслуженных рецептов.
Для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей было организовано обеспечение пациентов дорогостоящими лекарственными средствами.
В 2010 году в регистр больных по высокозатратным нозологиям заболеваний включен 531 человек. Количество пациентов, получающих лечение дорогостоящими лекарствами, возросло с 2008 года в 1,7 раза, или на 220 человек. В связи с ростом числа больных, получающих дорогостоящие лекарства, проведением их диспансеризации, постоянным патронажем увеличилось количество выписанных и обеспеченных рецептов. За 2010 год отпущено лекарств по 4259 рецептам (аналогичный период 2009 года - 3715 рецептов). Средняя стоимость лекарств по рецепту составила 53112 рублей.
В соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 № 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" за счет средств областного бюджета предоставлялись меры социальной поддержки в форме возмещения стоимости лекарств и изделий медицинского назначения 94914 гражданам. В 2010 году за медицинской помощью и получением лекарственных средств по рецепту врача бесплатно обратилось 60234 человека.
Для обеспечения доступности медицинской и лекарственной помощи в систему дополнительного лекарственного обеспечения включено 53 учреждения здравоохранения, 106 аптек и аптечных пунктов осуществляют отпуск льготных лекарственных средств.
Выписку льготных рецептов осуществляли 2342 врача и фельдшера. Для удобства пациентов в поликлиниках города Тюмени осуществлялась выписка рецептов в кабинете доврачебного приема льготных категорий граждан, рецепты оформлялись в программном модуле информационной системы "Интерин ДЛО". В отдаленных сельских населенных пунктах была организована выписка и доставка льготных лекарственных препаратов медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов. Для граждан старше трудоспособного возраста и с ограниченной мобильностью осуществлялась выписка льготных рецептов на дому на курс лечения сроком до трех месяцев.
Доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, являются дополнительным источником финансирования учреждений. Платные медицинские услуги предоставляются лечебно-профилактическими учреждениями сверх объемов, доведенных планом-заданием на выполнение части территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Тюменской области на соответствующий год. Удельный вес доходов от платных услуг в общем объеме финансирования учреждений здравоохранения (областной, муниципальный бюджет, средства территориального фонда обязательного медицинского страхования) за 2010 год составил 9,8%.
Медицинская помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в медицинских организациях, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, выполняющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования.
Действующая в Тюменской области территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи обеспечивает одноканальное финансирование оплаты медицинской помощи из средств фонда обязательного медицинского страхования.
В территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области в 2010 году перечислено 6294580 тыс. рублей, в том числе:
4329190 тыс. рублей - на страхование неработающего населения области, предоставление дополнительных видов и объемов бесплатной медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
748738 тыс. рублей - на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению (в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье"). В 2010 году высокотехнологичную и дорогостоящую специализированную медицинскую помощь получили более 18 тыс. жителей области. Сроки ожидания на получение данного вида помощи сократились с двух лет до двух с половиной месяцев;
560439 тыс. рублей - на организацию специализированной медицинской помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе 543756 тыс. рублей - на оказание медицинской помощи и 16683 тыс. рублей - на оплату проезда к месту лечения и обратно жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в рамках реализации областной целевой программы "Сотрудничество"). За 2010 год в учреждениях здравоохранения Тюменской области прошли лечение 17894 пациента из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;
389931 тыс. рублей - на оказание мер социальной поддержки льготным категориям граждан в части обеспечения их льготными лекарственными средствами, молочными смесями и зубо-глазо-слухопротезированием;
92663 тыс. рублей - на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу ФАПов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи (в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье");
157533 тыс. рублей - на финансовое обеспечение по оказанию дополнительной медицинской помощи медицинским работникам участковой службы (в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье");
15939 тыс. рублей - на проведение мероприятий по диспансеризации государственных гражданских и муниципальных служащих.
В рамках укрепления и эффективного использования материально-технической базы отрасли были выделены средства областного бюджета на проведение капитального ремонта учреждений здравоохранения Тюменской области. В 2010 году продолжено оснащение специализированных лечебно-профилактических учреждений Тюменской области современным медицинским и технологическим оборудованием, оборудованием для осуществления противопожарной безопасности.
В рамках проведения мероприятий по развитию службы крови за счет средств федерального бюджета осуществлена поставка двухсот единиц оборудования (аппараты для плазмофереза и цитоплазмофереза, анализатор биохимический, рефрижераторные центрифуги, аппараты для замораживания и подогрева компонентов крови, кресла донорские, система приборов для проведения скрининга донорской крови и ее продуктов).
Осуществлялись мероприятия по предупреждению заболеваний социального характера, снижению заболеваемости и смертности населения от болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний, внешних причин, по снижению социально значимых заболеваний и "управляемых" инфекций по эпидпоказаниям.
В рамках областной программы "Сотрудничество" осуществлялось строительство онкологического центра в городе Ханты-Мансийске, лечебного корпуса оздоровительно-реабилитационного центра "Большой Тараскуль", федерального центра нейрохирургии в городе Тюмени, окружного кардиологического диспансера в городе Сургуте, ГЛПУ ТО "Перинатальный центр" в городе Тюмени и др. объектов.
В рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития здравоохранения Тюменской области" осуществлялось строительство станции скорой медицинской помощи областного онкологического диспансера в городе Тюмени, патологоанатомического корпуса ГЛПУ ТО "Областная больница № 3" в городе Тобольске, строительство и реконструкция коммунальных систем в ГЛПУ ТО "Областная клиническая больница № 2" в городе Тюмени и др. объектов.




Официальная публикация в СМИ:
Документ опубликован не был


Постановление Тюменской областной Думы от 22.09.2011 № 3127
"Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области" в 2010 году"

Постановление
Приложение. Информация о реализации Закона Тюменской области "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области" в 2010 году

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru