Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2011 г. по делу № А60-15565/2011

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего И.В. Евдокимова, судей Е.Г. Италмасовой, Н.Г. Филипповой при ведении протокола судебного секретарем А.С. Рубцовой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральская недвижимость-СВ" (далее - Заявитель)
к Главе Администрации г. Екатеринбурга (далее - Ответчик)
о признании нормативного правового акта недействующим в части
при участии в судебном заседании
от Заявителя: А.И. Сергеева, доверенность от 24.03.11
от Ответчика: Е.В. Давыдова, доверенность от 12.07.11
От сторон поступили ходатайства о приобщении к делу отзыва и копий документов. Ходатайства удовлетворены.

Заявитель просит признать недействующим постановление Ответчика от 04.03.09 № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", в части включения в Перечень отдельно стоящего здания общей площадью 103 кв. м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шефская, 20 литер "Т" (далее - Объект-1) и нежилого помещения площадью 91,1 кв. м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральских Рабочих, 25, литер "А" (далее - Объект-2).
Ответчик заявленные требования не признал, представил отзыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

Ответчиком 04.03.09 принято постановление № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург". Данное постановление опубликовано в газете "Вечерний Екатеринбург" № 48 от 17.03.09.
В утвержденный указанным постановлением перечень муниципального имущества включены указанные выше объекты, арендуемые Заявителем.
Факт нахождения объектов в муниципальной собственности сторонами не оспаривается.
Как следует из материалов дела, Объект-1 является зданием и арендуется Заявителем на основании договора от 13.11.97 № 62530002 как торговое и складское.
Объект-2 арендуется Заявителем на основании договора от 01.07.02 № 6800000. Согласно договору аренды помещение является встроенным в жилом доме и используется для салона красоты.
17.02.09 и позже, 16.10.09, 15.10.10 Заявитель обращался в орган местного самоуправления (Ответчику) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.08 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) с заявлением о реализации преимущественного права приобретения арендуемых объектов в собственность (приватизации).
Однако Заявителю было отказано по мотиву включения объектов в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства - ст. 18 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 209).
Из содержания ст. 18 ФЗ № 209 следует, что критерием для включения в соответствующие перечни имущества является намерение использовать его в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом суд отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, каким способом, помимо заключенного договора аренды, орган местного самоуправления предполагает использование объектов в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в период до 31.12.12.
Как следует из объяснений представителей, с момента включения объектов в спорный Перечень, каких-либо изменений условий аренды с точки зрения экономической поддержки хозяйствующего субъекта не произошло.
Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для включения объектов в Перечень возлагается на Ответчика, а таких доказательств не представлено, оспариваемые положения нормативного правового акта (то есть включение в перечень объектов 1 и 2) не соответствует критериям, установленным ст. 18 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Кроме того, включение объектов в Перечень является незаконным также по следующим основаниям.
В силу п.п. 5 п. 1 ст. 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.05 № 8/1, определение порядка управления и распоряжения имуществом относится к исключительной компетенции Екатеринбургской городской Думы.
Таким образом, перечень имущества, утвержденный постановлением Главы города Екатеринбурга от 04.03.09 № 521, должен соответствовать решению Екатеринбургской городской Думы от 17.02.09 № 12/72 (далее - Решение Думы), и в данный перечень могло быть включено имущество, соответствующее критериям, установленным этим нормативным актом.
Как отмечено выше, Объект-2 является встроенным помещением и используется для размещения салона красоты.
Согласно п. 7 указанного Решения Думы, в редакции (17.02.09), действовавшей на момент обращения Заявителя в орган местного самоуправления с заявлением о приватизации (17.02.09) встроенные помещения, и помещения, используемые под салоны красоты, не подлежали включению в перечень.
Кроме того, включению в перечень подлежали "высвобождаемые" нежилые помещения.
Однако доказательств того, что занимаемое Заявителем помещение (Объект-2) на момент обращения высвобождалось, суду не представлено.
Относительно Объекта-1, суд отмечает, что по критерию вида деятельности субъекта малого предпринимательства (арендатора-Заявителя) указанный объект также не подлежит включению в перечень, поскольку Ответчиком не доказан факт осуществления Заявителем торговой и складской деятельности.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду абзац 2 подпункта 3 пункта 7 и абзац 8 подпункта 3 пункта 7 Решения Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 № 12/72 "Об утверждении Положения "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", а не подпункт 1 пункта 7 и подпункт 7 пункта 7.

При этом, в Решении Думы сказано не о торговой деятельности вообще, а конкретно о розничной торговле продуктами питания, хозяйственными товарами, книгами, канцелярскими товарами и комиссионной торговле (п.п. 1 п. 7 решения Думы), а также не о складской деятельности вообще, а о размещении складов продовольственных и фармацевтических товаров (п.п. 7 п. 7 Решения Думы).
Суд не принимает ссылку Ответчика по данному вопросу на договор аренды, поскольку в нем указано целевое использование помещения (торговое, складское), а не вид деятельности субъекта малого предпринимательства, о чем говорится в Решении Думы.
Суд полагает, что деление недвижимого имущества по видам предпринимательской деятельности не может рассматриваться в качестве самостоятельного критерия, а применяется исключительно в совокупности с одним из двух вышеуказанных критериев (отдельно стоящие здания, строения и высвобождаемые).
Суд также отмечает, что Заявитель впервые обратился с заявлением о признании за ним преимущественного права на выкуп до утверждения и опубликования Перечня.
При таких обстоятельствах включение данного имущества в Перечень подлежит оценке как совершение органами местного самоуправления действий, имеющих своей целью исключительно воспрепятствование реализации предпринимателем как субъектом малого предпринимательства права на приобретение арендуемого имущества.
В данном случае действия по включению спорного имущества в Перечень не отвечают целям и задачам ФЗ № 159, одной из которых является оказание адресной государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимости.
Указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.09 № 134, согласно которому суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования закона органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
Кроме того, пунктом 8 Решения Думы предусмотрено проведение Комитетом анализа сведений об объектах, находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", с целью определения возможности и необходимости передачи объектов во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также возможности их использования субъектами малого и среднего предпринимательства.
Однако Ответчиком не представлено доказательств проведения указанного анализа, в том числе в отношении спорных объектов.
При этом суд отмечает, что пунктом 4 Решения Думы предусмотрена возможность внесения постановлением Главы Екатеринбурга изменений в перечень (включение и исключение объектов).
Поскольку постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.09 № 521 не соответствует в оспариваемой части требованиям решения Екатеринбургской городской Думы от 17.02.09 № 12/72, включение спорных объектов в перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", является незаконным.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, признается способом защиты гражданских прав.
Незаконным включением в указанный перечень арендуемого недвижимого имущества нарушается установленное федеральным законом право Заявителя на приобретение этого имущества в собственность.
При таких обстоятельствах, требования Заявителя подлежат удовлетворению.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке распределения судебных расходов с Ответчика подлежат взысканию в пользу Заявителя расходы по государственной пошлине в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействующим постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.09 № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", в части включения в Перечень отдельно стоящего здания общей площадью 103 кв. м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шефская, 20, литер "Т" и нежилого помещения площадью 91,1 кв. м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральских Рабочих, 25, литер "А", как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.07 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и решению Екатеринбургской городской Думы от 17.02.09 № 12/72.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Администрации г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уральская недвижимость-СВ" 2000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины (платежное поручение от 22.04.11 № 325).
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
И.В.ЕВДОКИМОВ

Судьи
Н.Г.ФИЛИППОВА
Е.Г.ИТАЛМАСОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2011 по делу № А60-15565/2011
О признании недействующим Постановления Главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в части включения в Перечень объектов недвижимости, переданных заявителю по договору аренды.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru