Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


 
ВОЛЖСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА САРАТОВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2011 года

Волжский районный суд г. Саратова в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Агарковой,
С участием прокурора М.В. Гречаника,
При секретаре Р.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании правового акта Саратовской городской Думы,

установил:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 3.5 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от <...>, в обоснование которого указал, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления <...> проведена проверка соответствия Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от <...> (далее по тексту Правила благоустройства). Текст Правил благоустройства опубликован <...> в <...>, спецвыпуск № (217) <...>. В соответствии с 3.5 Правил благоустройства на хозяйствующие субъекты (владельцев земельных участков) возлагается обязанность уборки территории, прилегающей непосредственно к земельному участку, при условии согласования с хозяйствующим субъектом конкретных границ прилегающей территории (ширина не более 5 метров и не включает проезжую часть), путем составления схематических карт прилегающей территории (далее схемы "прилегающих территорий). Считает, что указанный пункт Правил благоустройства противоречит положениям действующего законодательства, а именно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 71 Конституции Российской Федерации. Просит признать недействующим как несоответствующий Гражданскому кодексу Российской Федерации п. 3.5 Правил благоустройства.
Представитель Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры Гречаников М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель Саратовской городской Думы Ч., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, пояснив, что обязанность хозяйствующего субъекта по уборке прилегающей территории может возникнуть исключительно с согласия самого хозяйствующего субъекта посредством согласования схемы прилегающей территории, которая по своей сути является двусторонним соглашением.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решение Саратовской городской Думы от <...> "О Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" опубликовано в газете <...> от <...> № 77 (217).
Согласно ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Подпунктом 25 пункта 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности, к которому отнесены частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом "о" ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство.
Согласно п. 3.5 Правил благоустройства на хозяйствующие субъекты (владельцев земельных участков) возлагается обязанность уборки территории, прилегающей непосредственно к земельному участку, при условии согласования с хозяйствующим субъектом конкретных границ прилегающей территории (ширина не более 5 метров и не включает проезжую часть), путем составления схематических карт прилегающей территории (далее схемы "прилегающих территорий) (л.д. 11).
Наложение на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание объектов, бремени содержания имущества (территории), в отношении которого у последних отсутствуют какие-либо права, не может быть признано соответствующим вышеуказанным нормам законодательства.
Возложение бремени содержания объектов возможно при предоставлении соответствующих прав хозяйствующим субъектам на земельный участок.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Поскольку пункт 3.5 Правил благоустройства противоречит законодательству, то его следует признать недействующим с момента вступления в решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим п. 3.5 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от <...> в следующей части "На хозяйствующие субъекты (владельцев земельных участков) возлагается обязанность уборки территории, прилегающей непосредственно к земельному участку, при условии согласования с хозяйствующим субъектом конкретных границ прилегающей территории (ширина не более 5 метров и не включает проезжую часть), путем составления схематических карт прилегающей территории (далее схемы "прилегающих территорий)" со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
С.Н.АГАРКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23.06.2011 по делу № 33-3248/2011 данное решение оставлено без изменения.

Решение Волжского районного суда г. Саратова от 21.03.2011
<О признании недействующим пункта 3.5 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов">


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru