Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2011 г. № 33-2879/2011

Судья Олейникова И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,
при секретаре Яркиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Череповецкого городского суда от 12 мая 2011 года, которым исковые требования прокурора города Череповца удовлетворены частично.
ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязано выслать инвалиду И. направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации - опорного кронштейна для ванны.
В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Р., действующей по доверенности Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., поддержавшей доводы кассационного представления прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Череповца, действуя в интересах И., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) о возложении обязанности выдачи направления на получение технических средств реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что И. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Индивидуальной программой реабилитации инвалида № <...> от 10 февраля 2011 года предусмотрено обеспечение И. техническими средствами реабилитации: кресло-коляска комнатная, кресло-коляска прогулочная, кресло-стул с санитарным оснащением, противопролежная подушка, ходунки шагающие, опорный кронштейн для ванны и туалета - 2 штуки, поручни - 2 штуки.
21 февраля 2011 года в адрес ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации направлено уведомление № 597/1 о необходимости обеспечения И. техническими средствами реабилитации.
Поставив И. на учет, ответчик выслал инвалиду направления: на получение кресла-коляски комнатной с противопролежной подушкой, ходунков и поручней. Направления на получение либо изготовление кресла-коляски прогулочной, кресла-стула с санитарным оснащением и опорных кронштейнов для ванны и туалета И. не были получены. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выслать инвалиду И. направление на получение либо на изготовление технических средств реабилитации, указанных в индивидуальной программе инвалида, но не полученных ею.
В ходе судебного разбирательства спора прокурор, участвовавший в деле, заявил об отказе от иска в части требований о возложении на ответчика обязанности выслать И. направление на получение кресла-коляски прогулочной и кресла-стула с санитарным оснащением, указав, что направления на получение названных технических средств реабилитации направлены в адрес И.
Определением суда от 12 мая 2011 года производство по делу в части требований прокурора о возложении на ответчика обязанности выслать И. направление на получение кресла-коляски прогулочной и кресла-стула с санитарным оснащением прекращено.
В остальной части прокурор, участвовавший в деле, исковые требования поддержал.
Истец И. в судебное заседание не явилась.
Представитель ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Р. с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что И., являясь инвалидом 2 группы по общему заболеванию, имеет право на обеспечение средствами для социальной реабилитации. В соответствии с установленным порядком ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации направлено уведомление № 597/1 о постановке И. на учет по обеспечению техническими средствами. ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключены контракты на поставку кресел для инвалидов, однако поставленные по указанным контрактам изделия не соответствовали техническим характеристикам, заявленным в контрактах. В настоящее время по контрактам изделия приняты и осуществляется их выдача инвалидам. 28 марта и 3 мая 2011 года ответчиком в адрес И. высланы направления на получение части технических средств реабилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида. В выдаче направления на получение опорного кронштейна для ванны И. не было отказано. В связи с тем, что порядок обеспечения техническими средствами реабилитации предполагает заключение государственного контракта, такое направление будет выдано истцу после проведения аукциона, который должен состояться в июне 2011 года. Требование о выдаче направления на получение опорного кронштейна для туалета И. не заявлялось.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на необходимость соблюдения процедуры заключения государственного контракта, отсутствие нарушения прав инвалида на получение технических средств реабилитации.
В кассационном представлении прокурор, участвовавший в деле, просит изменить решение суда, обязав ответчика выслать И. направление на получение либо на изготовление опорного кронштейна для туалета в связи с тем, что в заявлении, поданном ответчику 21 февраля 2011 года Р. в интересах истицы, содержалась просьба об обеспечении инвалида техническим средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации И., в которую входит данное техническое средство реабилитации.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы ответчика и представления прокурора, пришла к следующему.
Государством в силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел 3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240). На указанные цели Фонду социального страхования Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1 ст. 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11).
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240.
В силу пунктов 4 и 5 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.
При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность инвалида или лица, представляющего его интересы, программа реабилитации (заключение) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида.
Уполномоченный орган Фонда социального страхования Российской Федерации рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Как видно из материалов дела, И. <...> года рождения является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Индивидуальной программой реабилитации № <...> от 10 февраля 2011 года предусмотрено обеспечение И. техническими средствами реабилитации: кресло-коляска комнатная, кресло-коляска прогулочная, кресло-стул с санитарным оснащением, противопролежная подушка, ходунки шагающие, опорный кронштейн для ванны и туалета - 2 штуки, поручни - 2 штуки.
21 февраля 2011 года в адрес ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации И. направлено уведомление о необходимости обеспечения ее техническими средствами реабилитации в соответствии с вышеназванной программой.
Поставив И. на учет, ответчик 28 марта 2011 года выслал инвалиду направления: на получение кресла-коляски комнатной с противопролежной подушкой, ходунков и поручней. Направления на получение кресла-коляски прогулочной, кресла-стула с санитарным оснащением и опорных кронштейнов для ванны и туалета И. не были получены, что послужило основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.
3 мая 2011 года ответчик направил И. направления на получение кресла-коляски прогулочной с ручным приводом от обода колес и кресла-стула с санитарным оснащением пассивного типа. Направления на получение опорных кронштейнов для ванны и туалета ответчиком инвалиду не выданы.
Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к выводу о возложении на Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности выдачи И. направления лишь на получение опорного кронштейна для ванны, указав на то, что нет оснований для возложения на него обязанности выдачи инвалиду направления на получение опорного кронштейна для туалета в виду того, что в заявлении И. такой просьбы не содержится.
Такой вывод суда нельзя признать правильным, поскольку в заявлении И., представленном на листе дела 8, содержится просьба инвалида об обеспечении ее техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой № <...> от 10 февраля 2011 года, предусматривающей необходимость проведения реабилитационных мероприятий, в том числе с применением технического средства в виде опорного кронштейна для туалета. Отсутствие этого технического средства реабилитации при ежедневной необходимости его использования послужило основанием для защиты прокурором нарушенных прав инвалида.
При таком положении решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении иска подлежит отмене с вынесением нового решения о возложении на ответчика обязанности выдачи И. направления на получение либо изготовление опорного кронштейна для туалета, так как обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, истребования и исследования иных доказательств по делу не требуется.
Доводы жалобы Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации являются ошибочными, поскольку механизм реализации гарантий обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации закреплен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, нарушение которых в безусловном порядке влечет за собой нарушение прав лица, ограниченного в возможности осуществлять самообслуживание и самостоятельно передвигаться.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, удовлетворить.
Решение Череповецкого городского суда от 12 мая 2011 года в части отказа прокурору города Череповца в удовлетворении иска отменить.
Принять в этой части новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выслать инвалиду И. направление на получение либо изготовление технического средства реабилитации - опорного кронштейна для туалета.
В остальном решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Н.КОРОЛЬ

Судьи
В.Н.БЕЛЯКОВА
Л.И.БИЛЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Вологодского областного суда от 22.06.2011 № 33-2879/2011
<Решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении иска подлежит отмене с вынесением нового решения о возложении на ответчика обязанности выдачи инвалиду направления на получение либо изготовление опорного кронштейна для туалета, поскольку отсутствие этого технического средства реабилитации нарушает права лица, ограниченного в возможности осуществлять самообслуживание и самостоятельно передвигаться>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru