ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА КОВРОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2010 г. № 952
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО
КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ КОВРОВСКОГО РАЙОНА
В соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 03.08.1996 № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 24.03.1997 № 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановляю:
1. Утвердить Порядок
организации работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ковровского района в мирное и военное время (приложение № 1) и порядок
отбора и доставки проб, подлежащих исследованию, в учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ковровского района (приложение № 2).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора МУ "ГО и МТО" Ковровского района В.Н. Зонина.
Глава Ковровского района
А.В.КЛЮШЕНКОВ
Приложение № 1
к постановлению
главы Ковровского района
от 04.10.2010 № 952
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ КОВРОВСКОГО РАЙОНА В МИРНОЕ
И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
1. Общие положения
Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ковровского района (далее - СНЛК) осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данной организации вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала военных действий) информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и других радиоактивных веществ (далее - РВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также отравляющих веществ (далее - ОВ) и биологических средств (далее - БС); о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается организациями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в МУ "ГО и МТО" Ковровского района по линии ЕДДС.
МУ "ГО и МТО" Ковровского района, получив информацию от организации СНЛК, передает ее в Главное управление МЧС России по Владимирской области по линии дежурно-диспетчерской службы.
Передача информации осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о сроках и формах обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также формами Табеля срочных донесений МЧС России.
МУ "ГО и МТО" Ковровского района и вышестоящим организациям разрешается по подчиненности устанавливать для каждой организации СНЛК и закреплять соответствующей инструкцией состав и конкретные формы представления информации.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается организациями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в МУ "ГО и МТО" Ковровского района.
Передача экстренной информации осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее двух часов с момента уведомления о чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более четырех часов (если сроки подобных сообщений не установлены отдельно).
2. Организация наблюдения и лабораторного контроля
1. СНЛК Ковровского района включает расположенные на территории района учреждения ниже перечисленных министерств, ведомств, организаций:
филиал федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области по Ковровскому и Камешковскому районам";
Ковровский районный отдел филиала ФГУ "Российский сельскохозяйственный центр" по Владимирской области (д. Ручей);
"Станция по борьбе с болезнями животных" в Ковровском районе;
ФБУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области (пост РХН);
9. В условиях военного времени наиболее вероятно выделение возбудителей инфекционных заболеваний из таких объектов внешней среды, как остатки (следы) бактериологических (биологических) боеприпасов, воздух в момент прохождения аэрозольного облака или в местах возможного застоя (не менее 20 - 50 литров), смывы с различных поверхностей, строений, транспорта, растительности по ходу выпадения аэрозольного облака.
Пробы почвы необходимо брать только в непосредственной близости (в радиусе до 5 м) от мест предполагаемого разрыва бактериологических боеприпасов, на глубине до 3 - 4 мм.
Пробы воды из открытых водоисточников (колодец, пруд, озеро, река) следует брать в местах возможного оседания и застоя аэрозоля с поверхности воды и придонных слоев.
Пробы пищевых продуктов, пищевого сырья и фуража на индикацию отбирают только при наличии прямых показаний об их заражении (хранение в негерметичных складах и упаковках в зоне выпадения бактериального облака, при взрыве бактериологических боеприпасов в районе склада, появление заболевших людей (животных) в связи с употреблением продуктов (фуража), подозрение на диверсионное заражение.
Сбор членистоногих и отлов грызунов производится вблизи обнаружения контейнеров или в местах их скопления.
У людей, находившихся в зоне распространения бактериальных аэрозолей без средств защиты, производят смывы с верхних дыхательных путей (зева, носоглотки) и открытых участков кожи (не позднее 2 - 4 часов), а у животных, находившихся на пастбищах или открытых вагонах, - смывы с кожного покрова, состриги волос и шерсти.
Обязательному забору подлежит материал от больных людей и животных с подозрением на инфекционное заболевание. Первые инфекционные больные являются важнейшим объектом клинико-лабораторных исследований.
10. Для установления вида примененного возбудителя (индикации) пробы из очага бактериологического заражения направляются в головные лаборатории, за которыми закреплены соответствующие административные территории.
11. При возникновении локальных очагов диверсионного характера обследованию подлежат все объекты, подозреваемые в заражении БС. При аэрозольном заражении БС больших территорий, одновременно нескольких районов, закрепленных за одной головной лабораторией, на исследование направляется не более 3 - 5 проб из каждого района, города.
12. В случае возникновения чрезвычайной ситуации мирного времени, связанной с действием агентов бактериальной (вирусной) природы, токсинов, - эпидемии (эпизоотии) - пробы из очага заболевания направляются в головные лаборатории, за которыми закреплены соответствующие административные территории.
13. Объектовые лаборатории, службы торговли и питания направляют пробы в головные лаборатории только по согласованию с территориальными филиалами федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии"
14. После установления вида возбудителя лабораторный контроль осуществляется филиалами федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии", ветеринарными и объектовыми лабораториями.
15. В качестве одной из мер профилактики чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени проводится санитарная экспертиза. Основными объектами санитарной экспертизы на РВ, ОВ, АХОВ и БС являются источники централизованного водоснабжения, продовольствие, пищевое сырье и выпускаемая продукция предприятий пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности, а также запасы, хранящиеся на складах государственных и материальных ресурсов Министерства торговли и районных потребительских обществ.
16. Отбор проб продовольствия и пищевого сырья на санитарную экспертизу осуществляется при наличии прямых показаний. Особое внимание уделяется исследованию продуктов питания, широко используемых населением: хлебопродуктов (муки, круп, хлебобулочных изделий и т.д.), молока, овощей, мяса и рыбы. До начала отбора проб выясняют места и условия пребывания продуктов (пищевого сырья) в период заражения территорий, производят осмотр и санитарно-гигиеническую оценку склада (хранилища) на предмет герметичности, категории и целостности упаковки продовольствия и пищевого сырья.
17. В зависимости от условий хранения продовольствие и пищевое сырье разделяют на три группы:
первая - хранящееся в безусловно герметичных хранилищах и таре высшей категории;
вторая - хранящееся в хранилищах, герметичность которых неполная, а категория тары вызывает сомнение;
третья - явно зараженное продовольствие и пищевое сырье.
18. Продовольствие и пищевое сырье первой группы не подлежит санитарной экспертизе, второй группы - подлежит первоочередному лабораторному контролю, третьей группы - санитарная экспертиза проводится после обеззараживания и специальной обработки.
К третьей группе относят и продовольствие, находящееся в магазинах и на предприятиях общественного питания.
19. Независимо от характера исследуемого продукта (пищевого сырья) все пробы должны быть достаточно представительными - характеризовать уровни загрязнения однородной партии, однородной упаковки и т.д.
20. При заражении (загрязнении) больших территорий РВ, ОВ, АХОВ и БС водоснабжение осуществляется из сохранившихся закрытых водоисточников (водопроводов, герметизированных артскважин и правильно оборудованных шахтных колодцев) после проведения обеззараживания их наземной части и окружающей территории.
Лабораторному контролю подлежат только водопроводы и артскважины, герметичность которых неполная или вызывает сомнения. Остальные водоисточники (открытые водозаборы, негерметизированные артскважины и шахтные колодцы) считаются зараженными, подлежат обеззараживанию с последующим проведением санитарной экспертизы.
21. Отобранные пробы помещаются в биксы или укладочные ящики. Для сохранения жизнедеятельности возбудителей пробы сохраняются и транспортируются до начала лабораторной обработки на холоде (термосы со смесью соли и льда, изотермические ящики, холодильники). Качество упаковки и транспортировки проб должны исключить рассеивание (распространение) инфекции и обеспечить безопасность для окружающих.
22. На отобранные пробы составляются направления и донесения со схемой - планом места отбора проб.
Доставленные в лабораторию пробы сдаются под расписку.
23. При отборе и доставке проб в лаборатории необходимо соблюдать меры предосторожности, регламентирующие работу с РВ, ОВ, АХОВ и возбудителями особо опасных инфекций.
Личному составу групп (звеньев) разведки проводится экстренная профилактика.
По окончании отбора проб обязательна дезинфекция (дегазация) укладок, защитной одежды и обуви, личного состава разведгрупп (звеньев) с последующим проведением санитарной обработки.
Средства защиты снимаются при выходе с зараженной местности после проведения частичной специальной обработки, а в случае действий на местности, зараженной ОВ типа "Зарин", - после того, как будет установлено отсутствие опасности поражения парами этих веществ.
Для частичной специальной обработки используется индивидуальный противохимический пакет (ИПП), а для экстренной профилактики - индивидуальная аптечка (АИ-2).
При действии на местности, зараженной РВ, производится контроль облучения.