Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
2 июня 2011 г. № 08р

    Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2011 года
    Решение изготовлено в полном объеме 2 июня 2011 года          г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,
рассмотрев дело № 08р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в журнале "Т" № 9-10 (21-22) за ноябрь - декабрь 2010 года рекламы медицинских услуг, оказываемых Студией перманентного макияжа "<...>", без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <...>,
заинтересованного лица ООО "И" - представителей ООО "И" - <...>,
эксперта - представителя Управления Росздравнадзора по Тамбовской области <...>, установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля соблюдения участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале "Т" № 9-10 (21-22) за ноябрь - декабрь 2010 года на странице 28 размещалась реклама Студии перманентного макияжа "<...>" (адрес). В перечне услуг, оказываемых Студией, указывалась услуга по перманентному макияжу глаз.
Услуги перманентного макияжа в Студии "<...>" по адресу: <...> оказывает ИП <...> (договор субаренды № 38-03 от 01.03.2011, заключенный с ООО "М").
Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом (вх. № 1454 от 28.02.2010) сообщило, что в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 12.07.2004) и Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 № 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги", а также в соответствии с письмом Минздрава от 09.04.2002 № 2510/3336-02-25 "О видах деятельности", процедура перманентного макияжа относится к медицинским услугам и подлежит лицензированию.
Таким образом, вышеуказанная реклама относится к рекламе медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Рассматриваемая реклама распространялась без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
По факту распространения рекламы медицинской услуги - перманентного макияжа в журнале "Т" № 9-10 (21-22) за ноябрь - декабрь 2010 года без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, возбуждено настоящее дело.
В качестве эксперта привлечено Управление Росздравнадзора по Тамбовской области.
ИП <...> на рассмотрении дела 31.03.2011 заявила, что лицензии на перманентный макияж у нее не имеется, поскольку эта деятельность не лицензируется и представила письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 24.04.2007 (исх. № 03-8192/07), в котором указано, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17 "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 004-93 (ОКВЭД), работы и услуги по перманентному макияжу не относятся к медицинской деятельности и не подлежит лицензированию.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено.
Управление Росздравнадзора по Тамбовской области представило в Тамбовское УФ АС России пояснения (исх. № И68-01.07-144/11-1 от 20.04.2011) в которых указало, что в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, к простым медицинским услугам отнесена услуга под кодом А 17.31.002 "Дермапигментация (перманентный татуаж)". Письмо Минздрава РФ от 09.04.2002 № 2510/3336-02-25 "О видах деятельности" поясняет, что татуаж (перманентный макияж) - это инвазивная процедура, которая относится к медицинской деятельности.
На рассмотрении дела 23 мая 2011 года ИП <...> заявила, что согласно "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 004-93 (ОКВЭД) и "Общероссийскому классификатору услуг населению" ОК 002-93 (ОКУН) услуги по проведению татуажа являются бытовыми и лицензированию не подлежат.
Представитель Управления Росздравнадзора по Тамбовской области <...> пояснила, что отнесение видов деятельности к медицинским регламентируется не Общероссийскими классификаторами ОКВЭД и ОКУН, а Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности". В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, утвержденным Постановлением Правительство Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", к медицинской деятельности относятся такие виды деятельности, как косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая).
Представитель ООО "И" <...> сообщила, что в рекламу Студии перманентного макияжа "<...>" внесено предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Проанализировав материалы дела, выслушав пояснения ИП <...>, представителей ООО "И", представителя эксперта - Управления Росздравнадзора по Тамбовской области Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Услуги перманентного макияжа относятся с медицинским видам деятельности по следующим основаниям.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (исх. № 03-8192/07 от 24.04.2007), на которое ссылается ИП <...>, указано, что работы и услуги по перманентному макияжу не относятся к медицинской деятельности в соответствии "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 004-93 (ОКВЭД).
В настоящее время действует "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 029-2001 (ОКВЭД), который предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2001 код 93.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты" относится к классу 93 "Предоставление персональных услуг" и включает: мытье волос, подравнивание и стрижку, укладку, окрашивание, подкрашивание, завивку, распрямление волос и аналогичные работы, выполняемые для мужчин и женщин, а также бритье и подравнивание бород; косметический массаж лица, маникюр, педикюр, макияж. Вместе с тем подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", код 85.14 "Прочая деятельность по охране здоровья" включает косметологические услуги без деления на терапевтические и хирургические, а также без деления их на лечебные и косметические.
В "Общероссийским классификаторе услуг населению" ОК 002-93 (ОКУН) в подразделе 019300 8 "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения" раздела 010000 "Бытовые услуги" под кодом 019338 5 указаны услуги по проведению татуажа, пилинга, пирсинга, эпиляции, татуировке".
Таким образом, классификаторы ОКВЭД и ОКУН дают право осуществлять деятельность по перманентному макияжу в парикмахерских и салонах красоты, но не устанавливают, что данные услуги являются медицинскими.
Письмом Министерства экономического развития РФ от 24.09.2009 № Д05-4535 "Об определении вида экономической деятельности в отношении услуг по проведению массажа лица и шеи, татуажа, эпиляции, пилинга, пирсинга, педикюра, а также необходимости получения лицензии для осуществления указанных услуг", которое является более поздним документом по сравнению с письмом исх. № 03-8192/07 от 24.04.2007, разъяснено, что общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКУН, ОКДП) в первую очередь применяются для целей статистики. Применение общероссийских классификаторов для целей лицензирования косметических и косметологических услуг неправомочно, поскольку не регламентировано Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".
В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, утвержденным Постановлением Правительство Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", к медицинской деятельности относятся такие виды деятельности, как косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая).
Услуга под кодом А 17.31.002 "Дермапигментация (перманентный татуаж)" в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, отнесена к простым медицинским услугам.
Письмо Минздрава РФ от 09.04.2002 № 2510/3336-02-25 "О видах деятельности" поясняет, что татуаж - это инвазивная процедура, которая относится к медицинской деятельности.
Таким образом, согласно действующим нормативным актам в сфере здравоохранения услуги перманентного являются медицинскими. С учетом изложенного, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, -не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Поскольку журнал "Т" не предназначен для медицинских и фармацевтических работников, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
В вышеуказанной рекламе отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несет рекламодатель, рекламораспространитель или рекламопроизводитель в зависимости от того, по чьей вине произошло нарушение законодательства.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> рекламораспространителем и рекламопроизводителем - ООО "И" (договор на оказание услуг по изготовлению и размещению рекламы № 2095 от 31.12.2010).
В соответствии с пунктом 4.1 договора на оказание услуг по изготовлению и размещению рекламы № 2095 от 31.12.2010 предоставленная Заказчиком (ИП <...>) информация должна соответствовать требованиям действующего законодательства РФ. В случае представления Заказчиком недостоверных сведений Исполнитель (ООО "И") ответственности не несет. Пунктом 4.2 договора установлено, что в случае, если предоставляемые Заказчиком материалы содержат рекламу деятельности, требующей в соответствии с действующим законодательством специального разрешения (лицензии), в этих материалах должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего лицензию. В этом случае Заказчик обязан предоставить Исполнителю надлежаще заверенную копию соответствующей лицензии.
Поскольку, у ИП <...> отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности, она не была предоставлена.
Согласно п. 6.2 вышеуказанного договора Заказчик несет полную ответственность за содержание и достоверность рекламной информации, предоставленной Исполнителю для размещения.
Таким образом, на основании статьи 38 Закона "О рекламе" и в соответствии с договором на оказание услуг по изготовлению и размещению рекламы № 2095 от 31.12.2010, ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несет рекламодатель - ИП <...>.
Нарушение устранено до окончания производства по данному делу.
На рассмотрение дела в качестве доказательства устранения нарушения представлен следующий номер журнала "Т" за февраль - март 2011 года № 1-2 (23-24), в котором реклама Студии перманентного макияжа "<...>" сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу Студии перманентного макияжа "<...>" в журнале "Тамбовский женский журнал" № 9-10 (21-22) за ноябрь - декабрь 2010 года, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФ АС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <...>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
Т.Л.Чибисова
Т.В.Заботнова




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Тамбовского УФАС РФ от 02.06.2010 № 08р
<О нарушении законодательства о рекламе>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru