Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2011 г. по делу № А62-1634/2011

Резолютивная часть решения оглашена 1 июля 2011 года.
Мотивированный текст решения изготовлен 8 июля 2011 года.
Арбитражный суд Смоленской области в составе:
председательствующего: судьи Печориной В.А.
судей: Бажановой Е.Г., Пузаненкова Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Недялко М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
первого заместителя прокурора Смоленской области (ИНН 6730017030, ОГРН 1036758306419)
к Смоленскому городскому совету (ИНН 6730028095, ОГРН 1026701446342)
о признании недействующим пункта 5.6.1 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета 30.06.2006 № 314
3-е лицо: Администрация г. Смоленска (ИНН 6730012070, ОГРН 1026701449719)
при участии
от заявителя: Павленко Н.В. - прокурор отдела (служебное удостоверение);
от ответчика: Делюкина Е.В. - представитель (доверенность от 05.10.2010 № И-1315).
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом

установил:

Первый заместитель прокурора Смоленской области (далее по тексту - Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 5.6.1 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета 30.06.2006 № 314.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 16.05.2011 по ходатайству Смоленского городского Совета к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Смоленска.
Администрация города о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем в силу положений пункта 4 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом в отсутствие ее представителя.
Как следует из материалов дела, решением Смоленского городского Совета от 30 июня 2006 № 314 (опубликовано в издании "Смоленские городские известия", № 5, 14.07.2006) утвержден Порядок выдачи разрешений на установку рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска (далее по тексту - Порядок).
Подпунктом 5.6.1 Порядка предусмотрено, что рекламораспространитель обязан демонтировать рекламную конструкцию по истечении срока действия разрешения в 5-дневный срок. В случае невыполнения данного требования наступают последствия, предусмотренные пунктом 5.7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 5.7 Порядка в случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания Управления архитектуры и градостроительства Администрации города (далее по тексту - УАиГ) за исключением случаев, предусмотренных в подпункте 5.7.1 настоящего Порядка. Демонтаж производится владельцем рекламной конструкции или собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, в течение 7 дней после получения предписания. С момента получения предписания (уведомления) владельцем рекламной конструкции или собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция о демонтаже рекламной конструкции, запрещается распространение наружной рекламы в любых ее видах и формах, а также использование рекламной конструкции для целей, связанных с распространением наружной.
В случае неисполнения вышеуказанными лицами предписания УАиГ наступают последствия предусмотренные подпунктом 5.7.3 Порядка, в частности, силами Администрации города Смоленска производится демонтаж рекламной конструкции.
По мнению заявителя, подпункт 5.6.1 Порядка в части, устанавливающей в случае невыполнения рекламораспространителем обязанности по демонтажу рекламной конструкции наступление последствий, предусмотренных п. 5.7 Порядка, предусматривающем в подпункте 5.7.3 демонтаж рекламной конструкции силами Администрации города Смоленска без судебного решения, противоречит требованиям статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал предъявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении, представитель ответчика требования не признал, мотивы своих возражений изложил в отзыве на заявление.
Администрацией города правовая позиция по рассматриваемому судом делу не выражена.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает, что предъявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
Частью 22 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Согласно частям 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая указанные положения, а также системное толкование частей 10, 21 и 22 статьи 19 Закона о рекламе суд соглашается с доводом заявителя о том, что федеральным законодателем для демонтажа рекламных конструкций, изначально установленных правомерно (в случае истечения срока действия разрешения на установку рекламной конструкции, его аннулирования, признания недействительным), предусмотрена исключительно судебная процедура.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16.11.2010 № 8263/10.
На основании изложенного, подпункт 5.6.1 Порядка в части, устанавливающей в случае невыполнения рекламораспространителем обязанности по демонтажу рекламной конструкции по истечении срока действия разрешения наступление последствий, предусмотренных пунктом 5.7 Порядка, предусматривающем в подпункте 5.7.3 демонтаж рекламной конструкции силами Администрации города Смоленска без судебного решения, принят представительным органом местного самоуправления с превышением компетенции, установленной федеральным законом, затрагивает права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать не соответствующим положениям статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и недействующим пункт 5.6.1 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 30 июня 2006 года № 314, в части, предусматривающей в случае невыполнения рекламораспространителем обязанности по демонтажу рекламной конструкции наступление последствий, предусмотренных пунктом 5.7 Порядка, допускающим право демонтажа рекламной конструкции Администрацией города Смоленска без судебного решения.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск). Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий
В.А.ПЕЧОРИНА

Судьи
Е.Г.БАЖАНОВА
Ю.А.ПУЗАНЕНКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.07.2011 № А62-1634/2011
<О признании недействующим пункта 5.6.1 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета 30.06.2006 № 314 в части, предусматривающей в случае невыполнения рекламораспространителем обязанности по демонтажу рекламной конструкции наступление последствий, предусмотренных п. 5.7 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска, допускающим право демонтажа рекламной конструкции Администрацией города Смоленска без судебного решения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru