ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 апреля 2011 г. № 04-бюджет
НА ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА
ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗА 2010 ГОД,
ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ФОРМЕ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ ДУМЫ ГОРОДА
ВЛАДИВОСТОКА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ
БЮДЖЕТА ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА ЗА 2010 ГОД"
Настоящее экспертное заключение подготовлено Контрольно-счетной палатой города Владивостока (далее - Контрольно-счетная палата) в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), статьей 37
муниципального правового акта города Владивостока от 11.03.2008 № 18-МПА "Положение о бюджетном процессе в городе Владивостоке", на основании представленного администрацией города Владивостока отчета об исполнении бюджета Владивостокского городского округа за 2010 год (далее - Отчет об исполнении бюджета) и с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности 15 главных администраторов средств бюджета Владивостокского городского округа - органов местного самоуправления.
При подготовке заключения использована информация, предоставленная инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока <1>
и отделением по Ленинскому и Первомайскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю <2>
, а также результаты проведенных Контрольно-счетной палатой контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий.
--------------------------------
<1> - Письмо от 16.03.2011 № 12-24/05659.
<2> - Письмо от 15.03.2011 № 2004-07-11/390.
Результаты внешней проверки годовой бюджетной
отчетности главных администраторов бюджетных средств
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 264.4 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с требованиями, установленными статьей 264 Бюджетного кодекса РФ и статьей 37 Положения о бюджетном процессе в городе Владивостоке Контрольно-счетной палатой для подготовки заключения на отчет об исполнении бюджета проведена проверка бюджетной отчетности 15 главных администраторов бюджетных средств Владивостокского городского округа за 2010 год.
Контрольно-счетной палатой проверены:
полнота предоставления бюджетной отчетности за 2010 год, ее соответствие требованиям Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н;
соблюдение контрольных соотношений взаимосвязанных показателей отчетности;
соответствие бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств муниципальному правовому акту
от 22.12.2009 № 207-МПА" "О бюджете Владивостокского городского округа на 2010 год" (в редакции от 22.12.2010 № 280-МПА), сводной бюджетной росписи и бюджетным росписям главных распорядителей бюджетных средств, предоставленным по запросу Контрольно-счетной палаты.
В ходе проверок неполноты и недостоверности Отчета об исполнении бюджета не установлено. В то же время отмечен ряд нарушений и недостатков в составлении бюджетной отчетности и ведении бюджетного учета главных администраторов бюджетных средств.
1. Общая характеристика исполнения бюджета за 2010 год
Первоначально бюджет Владивостокского городского округа (далее - бюджет города или городской бюджет) на 2010 год по доходам был утвержден <3> в сумме 8494639,47 тыс. рублей, по расходам - 9019504,47 тыс. рублей.
--------------------------------
<3> - Муниципальный правовой акт
от 22.12.2009 № 207-МПА "О бюджете Владивостокского городского округа на 2010 год" (далее - первоначальное решение о бюджете).
В течение 2010 года Думой города Владивостока принято 12 решений о внесении изменений в муниципальные правовые акты о бюджете города. Плановые назначения увеличены:
по доходам - на 4992030,01 тыс. рублей или на 58,8%, в том числе: налоговые и неналоговые доходы - на 1127404,09 тыс. рублей (на 21,5%), безвозмездные поступления - на 3864625,92 тыс. рублей (в 2,2 раза);
по расходам - на 5408993,88 тыс. рублей или на 60%.
В результате утвержденные на 2010 год показатели бюджета <4>
составили:
по доходам - 13486669,48 тыс. рублей, в том числе: налоговые и неналоговые доходы - 6376061,09 тыс. рублей, безвозмездные поступления - на 7110608,39 тыс. рублей;
по расходам - 14428498,35 тыс. рублей.
--------------------------------
<4> - Муниципальный правовой акт
от 22.12.2009 № 207-МПА "О бюджете Владивостокского городского округа на 2010 год" (в редакции от 22.12.2010 № 280-МПА) (далее - Решение о бюджете).
Выводы
1. Годовой отчет об исполнении бюджета представлен администрацией города Владивостока в Контрольно-счетную палату в сроки, установленные статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ и статьей 37
Положения о бюджетном процессе в городе Владивостоке, в объеме, предусмотренном указанным Положением.
2. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Положения
о бюджетном процессе в городе Владивостоке в Контрольно-счетную палату для проведения внешней проверки представлена годовая бюджетная отчетность 15 главных администраторов бюджетных средств - органов местного самоуправления.
В результате указанной проверки достоверность Отчета об исполнении бюджета Владивостокского городского округа за 2010 год подтверждена.
Проверкой соответствия показателей Отчета об исполнении бюджета показателям отчетов главных администраторов бюджетных средств, а также с информацией, предоставленной инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока и отделением по Ленинскому и Первомайскому районам города Владивостока управления Федерального казначейства по Приморскому краю, расхождений также не установлено.
3. В 2010 году бюджет города исполнен:
по доходам в сумме 13349924,46 тыс. рублей или 99% от бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью;
по расходам в сумме 11018192,99 тыс. рублей или на 76,4% от запланированного сводной бюджетной росписью;
с профицитом в сумме 2331731,47 тыс. рублей при запланированном дефиците в сумме 941828,87 тыс. рублей. Основной причиной сложившегося профицита бюджета является неисполнение расходов, запланированных за счет поступивших от бюджетов иных уровней субсидий.
4. В 2010 году по сравнению с 2009 годом доходная часть городского бюджета увеличились на 5804340,4 тыс. рублей или в 1,8 раза. Существенное влияние на поступление доходов оказало увеличение безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней, доля которых в общем объеме доходов увеличилась в 2,1 раза и составила 52,1% против 24,4% в 2009 году.
Несмотря на уменьшение в доходной части бюджета города доли налоговых и неналоговых доходов, объем поступлений налоговых доходов в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 450812,72 тыс. рублей или на 10,1%, неналоговых доходов - на 239029,46 тыс. рублей или на 19,6%.
5. План по налоговым доходам исполнен на 99,8%, в бюджет поступило 4934179,03 тыс. рублей. При этом всего на 1% не выполнены бюджетные назначения по налогу на доходы физических лиц, плановые показатели которого в течение года были откорректированы в сторону увеличения на 12,2%.
6. Неналоговые доходы исполнены в сумме 1457166,13 тыс. рублей или на 101,8% плановых назначений, в городской бюджет сверх плана поступило 25267,04 тыс. рублей.
6.1. В то же время не выполнены бюджетные назначения по следующим видам неналоговых доходов бюджета, администрируемых органами власти краевого и федерального уровня:
от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - план выполнен на 97,2%;
по платежам при пользовании природными ресурсами - на 93%;
от компенсации затрат, связанных с изъятием путем выкупа жилых и нежилых помещений, в связи со строительством объектов саммита АТЭС - на 92%.
6.2. Не обеспечено пополнение доходной части бюджета города в виде дивидендов по акциям, принадлежащим городскому округу, в том числе и по причине отсутствия во Владивостокском городском округе утвержденного порядка управления находящимися в муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ, а также порядка осуществления полномочий высшего органа управления обществ со 100% долей акций городского округа. План по поступлениям указанных дивидендов выполнен менее чем на 1%.
6.3. Имеются резервы по увеличению доходной части бюджета города в виде платежей от муниципальных унитарных предприятий за счет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, которые, по мнению Контрольно-счетной палаты, возможно мобилизовать как путем утверждения дифференцированного размера отчислений от прибыли, так и в результате обеспечения надлежащего контроля над деятельностью указанных предприятий.
7. От других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджет города поступило 6958579,30 тыс. рублей или 97,8% плана, недополучено 153162,99 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2011 не использовано 3166456,81 тыс. рублей межбюджетных трансфертов, в основном ввиду их позднего поступления. Не использованные в 2010 году субсидии в общей сумме 3029296,88 тыс. рублей включены в состав расходов бюджета города на 2011 год.
8. На протяжении трех последних лет приоритетным направлением расходов бюджета города остается социально-культурная сфера (2010 год - 44,9% от общего объема расходов бюджета, 2009 год - 51,1%, 2008 год - 50,6%). Незначительное снижение в 2010 году удельного веса расходов на социально-культурную сферу обусловлено реализацией мероприятий по развитию города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, осуществляемых за счет федерального и краевого бюджетов. В связи с чем в 2010 году на 8,3% увеличилась доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.
В абсолютной величине расходы на социально-культурную сферу, также как и по остальным направлениям в 2010 году, увеличены по сравнению с 2009 и 2008 годами.
9. Исполнение бюджета города по расходам в 2010 году составило 76,4% плана против 90,6% за 2009 год и 95,7% за 2008 год.
При этом в абсолютной величине в 2010 году исполнено на 3164661,0 тыс. рублей больше, чем в 2009 году, и на 4042088,0 тыс. рублей больше, чем в 2008 году, то есть в 2010 году исполнено 1,4 бюджета города за 2009 год и 1,6 бюджета города за 2008 год.
10. Уровень исполнения расходов городского бюджета в основном снижен в результате неисполнения в полном объеме капитальных вложений, осуществляемых за счет федерального и краевого бюджетов и связанных с подготовкой города Владивостока к саммиту АТЭС.
В то же время существуют и другие причины неисполнения плановых назначений по отдельным целевым статьям расходов бюджета города, в том числе:
1) невостребованность средств субсидий и субвенций, расходование которых производится исходя из фактической потребности;
2) экономия, сложившаяся по результатам проведенных конкурсов, аукционов либо при размещении муниципального заказа способом котировок;
3) поздние сроки заключения контрактов в связи с:
изменением сроков размещения заказов по требованию Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю из-за поступления жалоб на действия муниципального заказчика от лиц, в подавляющем большинстве не подававших заявки на участие в аукционе;
поздним доведением уведомлений о бюджетных ассигнованиях на ремонт дорог вышестоящим бюджетом и, следовательно, отсутствием возможности расходования их в полном объеме на предусмотренные цели в связи с наступлением отрицательных температур;
4) некачественное выполнение работ подрядчиками, вследствие чего администрацией города инициированы судебные иски о расторжении муниципальных контрактов;
5) несостоявшиеся в связи с отсутствием претендентов на участие конкурсы, аукционы.
11. Проверками, проведенными Контрольно-счетной палатой, выявлены недостатки в деятельности главных распорядителей бюджетных средств, а также подведомственных им предприятий и учреждений, повлекшие недопоступление средств в бюджет города, а также необоснованные и неэффективные расходы.
Указанное свидетельствует о необходимости повышения финансовой дисциплины всех участников бюджетного процесса, в связи с чем Контрольно-счетная палата предлагает принять меры по недопущению в ходе исполнения муниципального правового акта
"О бюджете Владивостокского городского округа на 2011 год" выявленных в 2010 году нарушений и недостатков.
Председатель Контрольно-счетной палаты
города Владивостока
А.В.ВОЛКОВА
Аудиторы Контрольно-счетной палаты
города Владивостока
Т.В.АЛЕКСЕЕВА
В.К.ПОХИЛ
Л.П.ЧЕРКАСОВА