Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2011 г. по делу № А33-16377/2010

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 марта 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Агентства лесной отрасли Красноярского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
об оспаривании решения от 05.10.2010 № 143-16-10 и предписания от 05.10.2010 № 143-16-10,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Агентство государственного заказа Красноярского края,
Краевое государственное автономное учреждение "Красноярское управление лесами",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Здунова Д.В. на основании доверенности от 01.04.2010 № 111-Д,
от ответчика: Деревягиной О.Е. на основании доверенности от 11.01.2011,
от третьего лица: Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" Логинова Ф.В. на основании доверенности от 01.06.2010 № 280 (до перерыва),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Червяковой Н.А. (до перерыва), секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я. (после перерыва),

установил:

Агентство лесной отрасли Красноярского края (ОГРН 1072466002091) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ОГРН 1022402675965, ИНН 2466009115) об оспаривании решения от 05.10.2010 № 143-16-10 и предписания от 05.10.2010 № 143-16-10, относящегося к Агентству лесной отрасли Красноярского края.
Заявление принято к производству суда. Определением от 08.11.2010 возбуждено производство по делу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 15 час. 00 мин. 17.02.2011 до 13 час. 30 мин. 25.02.2011.
Публичное извещение о перерыве размещено на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http:www.arbitr.ru/grad/).
По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал 316.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Представитель Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" поддержал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства представители заявителя и ответчика заявили устные ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Заявленные ходатайства судом удовлетворены, дополнительные доказательства, представленные указанными лицами, приобщены к материалам дела.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Агентство лесной отрасли Красноярского края зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072466002091.
На основании заказов Агентства лесной отрасли Красноярского края уполномоченным органом - Агентством государственного заказа Красноярского края в 2009 году проведены открытые аукционы, в том числе N№ 173/09, 174/09, 257/09, 514/09, 518/09, 519/09 и 520/09, предметом которых являлось право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило обращение заместителя начальника по экономической безопасности ГУВД по Красноярскому краю от 19.02.2010 № 2044 о необходимости проведения аналитического исследования документов, в том числе документов по проведению аукционов в 2009 году для заключения государственных контрактов "На право выполнения комплекса работ по охране защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений" на предмет согласованности действий между Агентством лесной отрасли Красноярского края, Агентством государственного заказа Красноярского края и Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" (далее по тексту - КГАУ "Красноярсклес"), повлекших нарушение антимонопольного законодательства.
Анализ документов и сведений по проведению указанных аукционов позволил Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю сделать вывод о наличии в действиях Агентства лесной отрасли Красноярского края, Агентства государственного заказа Красноярского края и КГАУ "Красноярсклес" признаков нарушения, предусмотренного статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ), выразившегося в согласованных действиях, направленных на ограничение доступа на товарный рынок и устранения с него иных хозяйствующих субъектов.
По данному факту Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на основании приказа от 12.05.2010 № 210 возбуждено дело № 143-16-10.
В ходе проведения проверки антимонопольным органом проанализированы результаты торгов, проведенных в форме открытых аукционов (N№ 173/09, 174/09, 257/09, 514/09, 518/09, 519/09 и 520/09) на основании заказов, размещенных Агентством лесной отрасли Красноярского края.
Решением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 05.10.2010 № 143-16-10 (в редакции определения об исправлении опечатки по делу № 143-16-10 от 08.02.2011) Агентство государственного заказа Красноярского края, Агентство лесной отрасли Красноярского края и КГАУ "Красноярское управление лесами" признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в части совершения ограничивающих конкуренцию согласованных действий, выразившихся в отсутствии в аукционной документации на проведение открытого аукциона данных о местоположении лесных насаждений (участковое лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), в которых планировались рубки и работы; размещении заказа единым лотом для всей территории лесничества; допуске к участию в торгах на основании одной заявки на все лоты, не содержащей сведений декларативного характера; назначении четырех аукционов на конец года, а именно, на 30 декабря (аукционы N№ 514/09; 518/09; 519/09 и 520/09); участии в аукционе на основании недостоверной информации; отсутствии кворума; координации заказчиком торгов деятельности его участников; отказе от проведения аукциона в нарушение срока, установленного законом; снижении цены до нуля и признании аукционов несостоявшимися, повлекших ограничение доступа на товарный рынок и устранения с него хозяйствующих субъектов; Агентство лесной отрасли Красноярского края и КГАУ "Красноярсклес" в части заключения соглашений (государственного контракта) 21.09.2009.
Предписанием № 143-16-10 от 05.10.2010 Агентству лесной отрасли Красноярского края предписано совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с этой целью агентству надлежит:
- не допускать фактов размещения заказа единым лотом для всей территории лесничества, производить формирование лотов в пределах участковых лесничеств, лесных участков;
- не допускать фактов отсутствия в аукционной документации на проведение открытых аукционов данных о местоположении лесных насаждений (участковое лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), в которых планировались работы по охране, защите воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений;
- не допускать фактов отказа от проведения аукциона в нарушение срока, установленного законом;
- не допускать фактов координации заказчиком торгов деятельности его участников (при проведении аукциона вести какие-либо переговоры заказчику с участниками аукциона об участии либо отказе от участия);
- не допускать фактов заключения государственных контрактов на право выполнения комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений без проведения аукциона;
- не допускать фактов согласованных действий, если осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.


Как следует из материалов дела (в том числе протоколов рассмотрения заявок от 26.08.2009, от 10.09.2009 и от 24.12.2009), инициатором снижения цены до нуля по лотам N№ 8, 9 и 11 аукциона № 173/09; по лотам N№ 1, 2, 4 и 8 аукциона № 257/09 и по лотам N№ 3 и 6 аукциона № 514/09 являлось КГАУ "Красноярское управление лесами", в результате чего аукционы были признаны несостоявшимися со ссылкой на пункт 8.8 Положения от 11.01.2009 года № 05-п.
Вместе с тем Положение от 11.01.2009 года № 05-п не содержит пункт 8.8; следовательно, признание аукциона по данному основанию несостоявшимся не основано на нормах права.
Перечисленные протоколы рассмотрения заявок не содержат сведений о постепенном снижении цены контракта, указывают на снижение цены участником аукциона сразу на 100%, что свидетельствует о нарушении процедуры проведения аукциона.
6. Отказ от проведения аукциона № 174/09 в нарушение срока, установленного законом, по причине неправильного указания в аукционной документации сроков выполнения работ, отсутствия поступления средств (субвенций) из федерального бюджета, а также того, что суммы субвенций на финансирование указанных работ будут уменьшены на 50%.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ заказчик вправе отказаться от проведения открытого аукциона не позднее, чем за десять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 174/09 от 28.07.2009 по лотам N№ 1 - 6 и 9 пять участников аукциона допущены к участию в аукционе и признаны участниками размещения заказа.
В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии открытого аукциона № 174/09 от 04.08.2009 проведение указанного аукциона отменено.
Учитывая, что отказ от проведения аукциона в вышеприведенной ситуации фактически направлен за 1 день до проведения аукциона, данный отказ неправомерен.
Неправомерность отказа подтверждается также тем обстоятельством, что информационное письмо об уменьшении сумм субвенций на финансирование указанных работ на 50% направлено Агентству лесной отрасли Красноярского края за 5 месяцев до проведения аукциона. Кроме того, данным письмом рекомендовано в срок не позднее 20.02.2009 направить в Рослесхоз предложения с уточненными расчетами и обоснованиями расходов, что свидетельствует о том, что на момент проведения и размещения аукциона заказчик располагал сведениями о поступлении денежных средств и, следовательно, не вправе был принимать решение об отказе в проведении аукциона по указанному основанию.
7. Координация заказчиком торгов деятельности их участников.
Согласно части 6 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ при проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения аукцион может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела (в том числе объяснений индивидуального предпринимателя Антонова О.Ю., объяснений директора общества с ограниченной ответственностью "Сокол" Сковпень С.Л. от 07.05.2010), следует, что имели место переговоры заказчика с участниками аукциона об отказе со стороны участников от участия в аукционах.
Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспорено.
Вышеизложенные обстоятельства и представленные в их подтверждение доказательства свидетельствуют о том, что при осуществлении уполномоченным органом - Агентством государственного заказа Красноярского края функций по проведению аукционов по размещению государственных заказов, агентство лесной отрасли обеспечивает объемом работ и, соответственно, финансовыми ресурсами (средствами федерального бюджета) подведомственное ему предприятие КГАУ "Красноярсклес", а в свою очередь КГАУ "Красноярсклес" получает объем работ и, следовательно, доход на неконкурентной основе.
При рассмотрении дела антимонопольным органом установлено, что лес приобретался КГАУ "Красноярсклес" по аукционной минимальной цене, равной плате за заготовку древесины, определяемой в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации, а реализовывался по цене, превышающей аукционную, другим хозяйствующим субъектам, что предоставляло возможность КГАУ "Красноярсклес" получать значительную прибыль. Между КГАУ "Красноярсклес" и агентством лесной отрасли Красноярского края заключено 86 государственных контрактов, в рамках исполнения которых КГАУ "Красноярсклес" получено 93 537 631,55 руб. На основании государственных контрактов Агентством лесной отрасли Красноярского края были заключены 174 договора купли-продажи лесных насаждений, предметом которых являлись лесные насаждения для заготовки древесины на лесном участке в указанных границах. Покупатель КГАУ "Красноярсклес" по договорам должен был произвести заготовку древесины в определенном объеме. На основании каждого договора купли-продажи лесных насаждений директорами филиалов КГАУ "Красноярсклес" были заключены договоры купли-продажи у пня и безвозмездной разработки лесосеки с третьими лицами, предметом которых являлась передача древесины у пня и безвозмездная разработка лесосеки (трелевка, обрубка сучьев, раскряжевка, вывоз древесины, очистка лесосек от порубочных остатков). На момент рассмотрения дела все государственные контракты, заключенные сторонами исполнены в полном объеме (работы выполнены, денежные средства выплачены).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а не Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Учитывая изложенное, суд полагает, что действия Агентства лесной отрасли Красноярского края, КГАУ "Красноярсклес" и Агентства государственного заказа Красноярского края свидетельствуют о наличии согласованных действий, направленных на ограничение доступа на товарный рынок выполнения комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, правомерно квалифицированных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по части 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Кроме того, суд признает обоснованным вывод Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о наличии согласованных действий между Агентством лесной отрасли Красноярского края и КГАУ "Красноярсклес", запрещенных частью 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в части заключения соглашений 21.09.2009 без проведенных аукционов и без согласия с уполномоченным органом исполнительной власти.
Указанные контракты (N№ 79, 89, 87, 95, 93, 92, 85, 86, 88, 94, 90, 91, 84) заключены в нарушение Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 418, Приказа от 03.05.2006 № 124 Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации "Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)".
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
С целью реализации вышеуказанных функций согласно статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В оспариваемом решении антимонопольный орган указал заявителю на необходимость совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно, недопущение фактов размещения заказа единым для всей территории лесничества, формирование лотов в пределах участковых лесничеств, лесных участков; недопущение фактов отсутствия в аукционной документации на проведение открытых аукционов данных о местоположении лесных насаждений (участковое лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), в которых планировались работы по охране, защите воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений; недопущение фактов отказа от проведения аукциона в нарушение срока, установленного законом; недопущение фактов координации заказчиком торгов деятельности его участников; недопущение фактов заключения государственных контрактов на право выполнения комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений без проведения аукциона; недопущение фактов согласованных действий, если осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Аналогичные требования предъявлены заявителю в предписании № 143-16-10 от 05.10.2010.
Судом установлено, что указанные требования соответствуют закону, не нарушают права и интересы заявителя.
Вместе с тем суд полагает, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 143-16-10 от 05.10.2010 в части признания Агентства лесной отрасли Красноярского края нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" совершением ограничивающих конкуренцию согласованных действий с Агентством государственного заказа Красноярского края и Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами", выразившихся в назначении аукционов N№ 514/09, 518/09, 519/09, 520/09 на 30.12.2009, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя на основании следующего.
Как следует из материалов дела, четыре аукциона (N№ 514/09; 518/09; 519/09; 520/09) назначены на конец 2009 года, а именно, на 30 декабря. Указанный день являлся рабочим днем, не был предпраздничным. Местонахождение участников указанных аукционов (г. Красноярск, п. Большая Мурта, г. Шарыпово, г. Железногорск) позволяло им в течение одного дня явиться для участия в аукционе и вернуться обратно к месту нахождения.
Доказательства того, что иногородние участники в связи с назначением аукциона на 30 декабря 2009 года были поставлены в неравные условия с участником КГАУ "Красноярсклес", в материалах дела отсутствуют.
Суд полагает, что факт назначения даты проведения четырех аукционов на один день при отсутствии соответствующего запрета и установленного порядка назначения даты проведения аукционов не свидетельствует об ограничении конкуренции.
Поскольку приведенное обстоятельство в качестве согласованных действий, направленных на ограничение доступа на товарный рынок выполнения комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, изложено в резолютивной части оспариваемого решения, решение в указанной части противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При вышеуказанных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требование Агентства лесной отрасли Красноярского края удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 143-16-10 от 05.10.2010 в части признания Агентства лесной отрасли Красноярского края нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" совершением ограничивающих конкуренцию согласованных действий с Агентством государственного заказа Красноярского края и Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами", выразившихся в назначении аукционов N№ 514/09, 518/09, 519/09, 520/09 на 30.12.2009.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.03.2011 по делу № А33-16377/2010
<Размещение государственного заказа на выполнение комплекса работ по охране и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений единым лотом для всей территории лесничества, а также отсутствие в аукционной документации данных о местоположении лесных насаждений является нарушением Закона о защите конкуренции, поскольку создает преимущественные условия для участия в конкурсе только крупного хозяйствующего субъекта, имеющего мощную производственную базу, филиалы во всех лесничествах края и располагающего информацией о фактических объемах работ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru