Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2011 г. по делу № 3-88/2011

Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре У.
С участием представителя закрытого акционерного общества "Красноярский завод минераловатных изделий "МИНВАТА" - З.,
представителя Правительства Красноярского края - П.,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Д.,
прокурора отдела прокуратуры Красноярского края - Краснопеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Красноярский завод минераловатных изделий "МИНВАТА" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 года № 250-п, в части

установил:

ЗАО "Красноярский завод минераловатных изделий "МИНВАТА" (ЗАО "МИНВАТА") обратилось в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента принятия строки 61004 таблицы 54 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска" приложения № 1 к Постановлению Правительства Красноярского края "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" от 19.12.2008 года № 250-п, определяющей удельный показатель кадастровой стоимости 5 250,17 рубля за кв. м и кадастровую стоимость 153 898 233,21 рубля земельного участка площадью 29 313 кв. м. с кадастровым номером 24:50:0400388:0034, расположенного в г. Красноярске, которым ЗАО "МИНВАТА" владеет на правах аренды.
Заявленные требования мотивированы тем, что определение кадастровой стоимости арендуемого заявителем земельного участка произведено исходя из вида разрешенного использования земельных участков, закрепленного пунктом 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 39 от 15 февраля 2007 года, тогда как применению подлежал вид разрешенного использования земельных участков, закрепленный пунктом 1.2.9 Методических указаний.
Указанное повлекло необоснованное завышение кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем, что нарушает права ЗАО "МИНВАТА" в сфере уплаты арендных платежей, размер которых определяется с учетом такой стоимости.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, проанализировав оспариваемые положения и нормы федерального законодательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
На основании пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года (с последующими изменениями), утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 4 которых государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
В соответствии с пунктом 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение, в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего, происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 5 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края в 2007 - 2008 годах производились Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля", имеющим соответствующую лицензию на проведение оценочной деятельности, на основании государственного контракта, заключенного с Агентством по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости рассмотрело представленный Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края и не установило каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель, о чем указано в акте проверки.
19 декабря 2008 года было принято Постановление Правительства Красноярского края № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", которым были утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края.
Указанное Постановление опубликовано 20 декабря 2008 года в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края", № 67 (288)/1-44, вступило в силу 1 января 2009 года.
Оспариваемое Постановление принято в пределах компетенции Правительства Красноярского края и надлежащим образом обнародовано.
Изложенные выше обстоятельства, касающиеся соблюдения порядка принятия и опубликования оспариваемого Постановления, установлены вступившим в законную силу решением Красноярского краевого суда от 29 декабря 2009 года.
Строкой 61004 таблицы 54 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска" приложения № 1 к Постановлению Правительства края № 250-п был закреплен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка заявителя в размере 3 933,99 рубля и его кадастровая стоимость - 115 317 048,87 рубля.
Указанные показатели были утверждены Постановлением Правительства края № 250-п на основании и в соответствии с данными, содержащимися в отчете об определении кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем, составленном ФГУП ФКЦ "Земля" 28 ноября 2008 года.
Следует отметить, что, в силу пунктов 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может утвердить лишь те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
С 1 января 2010 года вступило в силу Постановление Правительства Красноярского края № 651-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", принятое 15.12.2009 года, которым, в частности, были внесены изменения в строку 61004 таблицы 54 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска", и для земельного участка заявителя, установлен новый удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5 250,17 рубля и кадастровая стоимость - 153 898 233,21 рубля.
В ходе рассмотрения дела, суду не было представлено каких-либо доказательств того, что изменение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем, было произведено в рамках процедуры, предусмотренной Административным регламентом для устранения несоответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ сведений о кадастровой стоимости земельных участков, сведениям, ранее представленным на утверждение (пункты 11.2 - 11.6 Административного регламента), либо в результате исправления кадастровой ошибки путем нового расчета кадастровой стоимости земельного участка, произведенного исполнителем по государственной кадастровой оценке земель исходя из вида разрешенного использования и в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту.
Из представленных Управлением Росреестра по Красноярскому краю выписок из отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем, следует, что удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 3 933,99 рубля, был определен в соответствии с отчетом, составленным ФГУП ФКЦ "Земля" 28 ноября 2008 года, представлен на утверждение Управлением Росреестра по Красноярскому краю и утвержден Постановлением Правительства края № 250-п от 19.12.2008 года, следовательно, противоречие между представленными на утверждение данными о кадастровой стоимости земельного участка и данными, утвержденными Правительством края, отсутствовало, сведений о выявлении в отношении земельного участка, арендуемого заявителем, кадастровой ошибки, также не имеется.
Таким образом, суд находит, что увеличение с 1 января 2010 года размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого ЗАО "МИНВАТА", закрепленного в строке 61004 таблицы 54 приложения № 1 к Постановлению Правительства Красноярского края от 19.12.2008 года № 250-п, до 5 250,17 рубля, по сравнению с прежним размером удельного показателя кадастровой стоимости, произведено произвольно, без надлежащего экономического и правового обоснования, следовательно, противоречит приведенным выше положениям Административного регламента.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Разрешая вопрос о времени, с которого подлежит признанию недействующей и не подлежащей применению оспариваемая часть Постановления Правительства края № 250-п в нынешней редакции, суд учитывает, что она нарушает права заявителя со дня вступления в силу - 01.01.2010 года, ранее в отношении заявителя не применялась, в связи с чем, считает необходимым признать ее недействующей с этой даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с 1 января 2010 года строку 61004 таблицы 54 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска" приложения № 1 к Постановлению Правительства Красноярского края "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" от 19.12.2008 года № 250-п.
Резолютивную часть решения суда опубликовать в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы /кассационного представления/ через Красноярский краевой суд.

Председательствующий
И.Н.ЗИНЧЕНКО

Судья
Красноярского краевого суда
И.Н.ЗИНЧЕНКО




Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 35(476), 18.07.2011 (извлечение)


Решение Красноярского краевого суда от 20.06.2011 по делу № 3-88/2011
<О признании недействующей строки 61004 таблицы 54 приложения № 1 к Постановлению Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru