Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2010 г. по делу № А33-4852/2010

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 20.10.2010.
В полном объеме решение изготовлено 26.10.2010.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шишкиной ИВ.,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России",
к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,
к Красноярскому краю в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, г. Красноярск,
Местная организация Общероссийской общественной организации РОСТО (ДОСААФ) Кировского района г. Красноярска,
о признании права собственности в силу приобретательной давности,
при участии:
от истца: Спевакин Д.Е. - представитель по доверенности от 21.09.2010, Тютюков Е.Г. - представитель по доверенности от 20.09.2010,
от ответчика - Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае - Чащина М.Г. - представитель по доверенности от 02.10.2009,
от ТУ Росимущества в Красноярском крае - Михеева И.А. - представитель по доверенности от 03.08.2010,
от Местной ОО РОСТО (ДОСААФ) Кировского района - Тютюков Е.Г. - председатель, приказ № 3817-к от 27.05.98,
Протокол настоящего судебного заседания вела судья Шишкина И.В.

установил:

Общероссийская общественная организация "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" обратилась в арбитражный суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании права собственности на недвижимое имущество - нежилое здание по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, 28-а в силу приобретательной давности.
Определением от 02.07.2010 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное заседание на 21.07.2010.
Определением от 21.07.2010 назначено судебное разбирательство на 16.08.2010.
По ходатайству истца на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 21.09.2010 произведена замена истца его правопреемником - Общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".
По ходатайству истца определением от 21.09.2010 в качестве соответчика привлечен Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Определением от 28.09.2010 судебное разбирательство отложено на 18.10.2010, к участию в деле по ходатайству истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено территориальное управление Росимущества в Красноярском крае.
Третье лицо - Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее ДМиЗО администрации г. Красноярска), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о проведении заседания в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проводится в отсутствие данного ответчика.
ДМиЗО администрации г. Красноярска представил отзыв на иск, в котором сообщил следующее: департамент считает требования истца необоснованными, поскольку спорное здание включено в реестр муниципальной собственности на основании Постановления администрации г. Красноярска № 69 от 08.12.99; поскольку объект числится в реестре муниципальной собственности, требования истца являются необоснованными; спорный объект находится в казне г. Красноярска, никому в пользование и во владение не передан.
Агентством по управлению государственным имуществом в Красноярском крае представлен отзыв на иск, в котором данный ответчик сообщает следующее: один лишь факт нахождения спорного имущества на балансе истца не является основанием для приобретения права собственности на имущество; спорное имущество имеет собственника, каковым является Красноярский край, на основании распоряжения КУГИ от 11.07.2000 № 07-711 спорное здание внесено в Реестр государственного Красноярского края как объект казны края; вышеуказанный приказ не оспорен до настоящего времени; с момента внесения в реестр государственной собственности здание третьим лицам во владение и (или) пользование не передавалось.
Для предоставления ТУ Росимущества ознакомиться с материалами дела судом объявлялся перерыв до 16 час. 20 мин. 20.10.2010.
После ознакомления с материалами дела ТУ Росимущества в Красноярском крае представлен отзыв на иск от 20.10.2010, в котором третье лицо сообщает следующее: исковые требования могут быть удовлетворены при наличии в деле доказательств добросовестного, открытого и непрерывного владения данным имуществом в течение 18 лет; спорное здание в реестре федерального имущества не учитывается.
Из данного отзыва с учетом факта отсутствия спорного имущества в реестре федерального имущества суд делает вывод об отсутствии спора о праве между истцом и ТУ Росимущества в отношении здания по ул. Павлова, 28-а.
Местная организация Общероссийской общественной организации РОСТО (ДОСААФ) Кировского района г. Красноярска в судебном заседании поддерживает доводы истца в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Постановлением Президиума Красноярского краевого комитета ДОСААФ от 27.04.91 принято решение об открытии при Кировском РК ДОСААФ ДЮСШ ДОСААФ по стрелковому спорту и о строительстве для ДОСААФ по стрелковому спорту нового помещения и 50-метрового тира в Кировском районе г. Красноярска.
Решением Исполкома Городского Совета депутатов трудящихся г. Красноярска № 396 от 18.09.73 принято решение об отведении детской спортивно-технической школе ДОСААФ земельного участка для строительства стрелкового тира ДЮСШ ДОСААФ площадью 0,2 га в Кировском районе по ул. Павлова, 28-А.
По Типовому акту № 561 от 22.10.73 Отделом коммунального хозяйства городского Совета депутатов трудящихся и школе стрелкового спорта ДЮСША предоставлен земельный участок площадью 0,2 га в Кировском районе в квартале 59 для возведения стрелкового тира сроком до 31.12.73. В дальнейшем сроки строительства неоднократно продлялись (окончательно до 01.09.80 г.).
24.10.73 ДОСААФ в качестве заказчика и РСУ-1 в качестве подрядчика согласовали Стройгенплан и 18.02.76 г. был заключен договор подряда на строительство тира стоимостью 120 тыс. рублей. В последующем с 1977 по 1981 года между Кировским ДОСААФ и РСУ № 1 заключались годовые подрядные договоры.
На основании акта приемки объекта в эксплуатацию от 16.02.81 стрелковый тир площадью 936 кв. м. был принят в эксплуатацию.
Постановлением правления Красноярского краевого совета РОСТО от 13.01.93 здание и имущество ДЮСТШ ОСТО по стрелковому спору передано с баланса Краевого совета РОСТО на баланс Кировского PC ОСТО; решено открыть ДЮСТШ по стрелковому спорту при Кировском PC ОСТО по адресу Павлова, 28-а (стрелковый тир).
Приказом администрации Кировского района г. Красноярска № 181 от 10.03.94 Кировская районная оборонно-спортивная техническая организация (свидетельство № 227 от 28.04.93 Управления юстиции Красноярского края) поставлено на учет в налоговую инспекцию Кировского района г. Красноярска.
Согласно письму Красноярского городского филиала КГПТИ и ОЗСС от 18.06.99 № 5671/18-6 по данным Красноярского городского филиала краевого государственного центра технической инвентаризации и оценки зданий, строений, сооружений на 31.12.98 строение (стрелковый тир) по ул. Павлова, 28а числился за детско-юношеской спортивно-технической школой ДОСААФ и профсоюзов на основании типового акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительство и дальнейшей эксплуатации № 561 от 22.10.73, акта приемки в эксплуатацию после кап. ремонта от 16.02.81.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.05.97 по делу № А33-560/97-с2 Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Красноярска, Комитету по физической культуре и спорту администрации г. Красноярска отказано в удовлетворении иска к Красноярскому краевому совету РОСТО и Отделу ОСТО Кировского района г. Красноярска о признании права муниципальной собственности и истребовании из чужого незаконного владения здания стрелкового типа по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, 28а. В решении сделаны выводы об отсутствии у данных истцов доказательств строительства стрелкового тира за счет государственных средств, правомерности отнесения здания к муниципальной собственности исходя из нормативных положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1.
Определением от 22.03.99 по делу № А33-1485/99с2 заявление РОСТО г. Москва об установлении юридического факта владения на праве собственности зданием стрелкового тира, расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, 28-А оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве (заявление привлеченного в качестве заинтересованного лица КУГИ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.05.99 по делу № А33-2594/99-с2 РОСТО г. Москва отказано в удовлетворении иска о признании права собственности на здание по ул. Павлова, 28 в связи с недоказанностью факта строительства за счет средств ДОСААФ (иск был заявлен на основании статьи 218 ГК Российской Федерации как на построенный за счет ДОСААФ объект недвижимого имущества). В решении сделан вывод о недоказанности РОСТО факта строительства стрелкового тира за счет средств ДОСААФ и недоказанности КУГИ фактического выделения средств государственными предприятиями для строительства данного объекта, а также перечисление на указанные цели средств управлением "Спортлото".
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.12.99 по делу № А33-3997/99-с2 отменено решение Арбитражного суда Красноярского края от 23.06.99 о признании за РОСТО (ДОСААФ) права собственности на здание по адресу ул. Павлова 28-А в силу приобретательной давности в связи с тем, что срок приобретательной давности не истек.
Письмом от 06.11.98 № 07-3250 Красноярский краевой комитет по управлению государственным имуществом обратился к Председателю КУМИ администрации г. Красноярска Беглюк Л.М. о принятии в муниципальную собственность здания тира по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, 28-а на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 приложение № 3.
Постановлением администрации г. Красноярска № 69 от 08.02.99 на основании обращения КУГИ, Постановления Верховного Совета № 3020-1 от 27.12.91 решено утвердить здание тира по ул. Павлова, 28-А в качестве объекта, предлагаемого к передаче в муниципальную собственность.
Распоряжением Краевого комитета по управлению государственным имуществом № 07-711р от 11.07.2000 здание стрелкового типа по ул. Павлова 28-А общей площадью 939 кв. м. признано объектом государственной казны Красноярского края, внесено в реестр государственного имущества Красноярского края.
Общероссийская общественная организация "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" (далее РОСТО (ДОСААФ), создана 25.09.91 и зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 21.11.2003, о чем выдано свидетельство № 3080.
Собственность РОСТО является единой и неделимой собственностью и используется в соответствии с действующим законодательством. РОСТО является собственником принадлежащего ей имущества в целом. Каждый отдельный член РОСТО не имеет права собственности на долю этого имущества.
Согласно технического паспорта на здание стрелковый тир, данное здание на основании акта на приемку в эксплуатацию после капитального ремонта от 16.02.81, типового акта от 22.10.73 г., решения Горсовета № 396 от 18.09.73 числится за Детско-юношеской спортивно-технической школой ДОСААФ. Общая площадь здания составляет 939.6 кв.м.
Как следует из искового заявления, в обоснование исковых требований истец ссылается на следующее:
- РОСТО, являясь правопреемником ДОСААФ, владело и пользовалось спорными объектами с момента их создания с 1981 года;
- право собственности на спорные объекты не зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- в силу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, РОСТО добросовестно, открыто и непрерывно владело спорными объектами в течение 15 лет, данный срок следует исчислять с 01.07.91 г.
По настоящему иску истец просит признать за ним право собственности на нежилое здание по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, 28-А на основании статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу приобретательной давности.
Оценив материалы дела, доводы искового заявления, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
Согласно пунктам 1.1., 3.5. Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (утв. Постановлением администрации г. Красноярска № 55/1 от 15.02.2005), Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. Департамент в пределах своей компетенции обеспечивает защиту имущественных прав собственника муниципального имущества при ведении дел в судах, арбитражных, третейских судах, осуществляя полномочия истца, ответчика либо третьего лица.
Таким образом, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска представляет в настоящем деле интересы муниципального образования г. Красноярск в силу названного Положения.
Согласно пунктам 1.1, 3.39 Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 № 70-п), Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - Агентство) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах управления государственной собственностью и земельных отношений (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), а также в области разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства экономики и регионального развития края. Представление интересов края в установленном порядке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах государственной власти края и иных государственных органах края, органах местного самоуправления, учреждениях, предприятиях и иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Агентства.
Истцом по данному делу является Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (сокращенно ДОСААФ России), являющееся правопреемником Общероссийской общественной организации "Российская оборотная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 № 973, решения IX внеочередного (преобразовательного) съезда РОСТО (ДОСААФ) о преобразовании, является правопреемником РОСТО (ДОСААФ) (пункт 1.2 устава организации).
Согласно пункту 13.3 устава ДОСААФ России от 17.12.2009 данное общество является собственником принадлежащего ему имущества в целом. Структурные подразделения (отделения) ДОСААФ России имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником - ДОСААФ России.
Согласно Постановлению Пленума ЦК ДОСААФ ССР от 02.12.89, Постановлению бюро Президиума ЦК ДОСААФ СССР от 15.10.91, Постановлению Пленума ЦК ДОСААФ СССР от 23.10.91 Центральный Совет ОСТО признан правопреемником ЦК ДОСААФ СССР, в том числе средств и имущества.
ДОСААФ преобразован в общественную организацию "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО" Постановлением Пленума Комитета ДОСААФ СССР № 7 от 23.01.91, протоколом бюро Президиума ЦК ДОСААФ № 2 от 15.10.91, Уставом РОСТО.
Согласно статье 102 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. профсоюзные и иные общественные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).
В силу статьи 103 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г собственностью профсоюзных и иных общественных организаций является имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Согласно статье 234 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имуществом (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.


Согласно пункту 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока приобретательной давности по соответствующим требованиям
Согласно пунктам 15, 16, 19, 20, 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества. По смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности. Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31.05.93 № 791 "Об имуществе организаций бывшего ДОСААФа СССР, находящихся на территории Российской Федерации" в связи с распадом ДОСААФа СССР и возникновением на его базе различных общественных организаций, не являющихся его правопреемником, а также в целях рационального использования оставшихся бюджетных фондов и экономии материальных ресурсов постановляю к федеральной собственности Российской Федерации были отнесены находящиеся на территории Российской Федерации и созданные за счет государственного бюджета, а также средств, образовавшихся за счет доходов от лотерей и других источников, здания, сооружения, материально-технические средства, оборудование и другое имущество бывшего ДОСААФа СССР, находящиеся на оперативном учете согласно табелям, утвержденным бывшим Министерством обороны СССР; Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и его территориальным агентствам на местах совместно с Министерством обороны Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о передаче на договорной основе учебных фондов и материальной базы бывшего ДОСААФа СССР общественным организациям, зарегистрированным в Российской Федерации, в уставах которых предусмотрена задача осуществления подготовки граждан по военно-учетным специальностям и военно-прикладным видам спорта, и в 2-месячный срок внести предложения в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.93 № 1042 "О мерах государственной поддержки деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации" Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом было поручено передать в оперативное управление Российской оборонной спортивно-технической организации в установленном порядке отнесенное к федеральной собственности имущество бывшего ДОСААФа СССР.
Указом Президента Российской Федерации от 09.04.94 № 1845 "О Российской оборонной спортивно-технической организации" был признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 31.05.93 № 791, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и его территориальным органам на местах совместно с Министерством обороны Российской Федерации было поручено закрепить в установленном порядке за Российской оборонной спортивно-технической организацией имущество, созданное за счет средств государства и переданное бывшему ДОСААФ СССР для выполнения задач по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и военно-прикладным видам спорта.
Распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 20.10.94 № 2541-р "Об имуществе бывшего ДОСААФ СССР", изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.09.94 № 1845 "О Российской оборонной спортивно-технической организации" Территориальным агентствам Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Министерством обороны Российской Федерации и его органами военного управления на территории Российской Федерации по согласованию с региональными Советами Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) на местах было предписано закрепить за юридическими лицами, входящими в состав РОСТО, на договорной основе в безвозмездное срочное пользование имущество бывшего ДОСААФ СССР, созданное за счет государственных средств.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 2284 от 24.12.94 "О Российской оборонной спортивно-технической организации" предписано Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и его территориальным органам на местах совместно с Министерством обороны Российской Федерации закрепить в установленном порядке за РОСТО имущество, созданное за счет средств государства и переданное бывшему ДОСААФ СССР для выполнения задач по подготовке граждан по военно-учетным специальностям.
В соответствии с данным Указом составлен перечень имущества бывшего ДОСААФ СССР, созданного за счет средств госбюджета.
Межведомственной комиссией, созданной в соответствии с вышеназванным Указом констатировано в заключении от 28.06.94, что имущество бывшего ДОСААФ СССР создавалось как за счет его собственных средств, так и за счет средств госбюджета имущества, переданного государством. Утвержден перечень имущества бывшего ДОСААФ СССР, созданного за счет средств госбюджета.
Из прилагаемого к данному заключению перечня следует, что на 01.01.94 в Красноярском краевом совете ДОСААФ балансовая стоимость имущества составляла 12 289, 60 млн. руб., в том числе создано за счет средств ДОСААФ на 12 289,60 млн. руб., за счет бюджета имущества не создавалось.
Спорный объект не числится в реестре федерального имущества, в отзыве на иск ТУ Росимущества по Красноярскому краю указало, что исковые требования могут быть удовлетворены при наличии документов о добросовестном, открытом и непрерывном владении спорным имуществом в течении 18 лет.
Из данных пояснений суд делает вывод об отсутствии спора о праве на данный объект между Российской Федерации и ДОСААФ России.
Ответчиками представлены доказательства того, что спорное здание числится в реестрах краевого государственного имущества и муниципального имущества.
В качестве основания для включения здания стрелкового тира в реестр краевой государственной собственности указано Распоряжение Краевого комитета по управлению государственным имуществом № 07-711р от 11.07.2000, которым здание стрелкового типа по ул. Павлова 28-А общей площадью 939 кв. м. признано объектом государственной казны Красноярского края, внесено в реестр государственного имущества Красноярского края. Распоряжение принято со ссылкой на решение арбитражного суда по делу № А33-3997/99-с2-Ф02-2273/99-с2, статьи 209, 214 ГК Российской Федерации.
В качестве оснований для включения здания стрелкового тира в реестр муниципального имущества указано Постановление администрации г. Красноярска № 69 от 08.02.99, принятое со ссылками на обращение КУГИ, Постановление Верховного Совета № 3020-1 от 27.12.91 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
Согласно статье 12 ГК Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Для реализации указанного способа защиты судом должна быть дана оценка такому акту на предмет его соответствия закону вне зависимости от того, заявлялось ли заинтересованным лицом требование о признании этого акта недействительным в порядке главы 24 АПК РФ.
Поэтому, если лицо, участвующее в деле, в обоснование своих требований или возражений ссылается на несоответствие ненормативного правового акта закону, суд вправе не применять такой акт, если он не противоречит закону, независимо от того, предъявлялось ли требование о признании этого акта недействительным.
Названный в Распоряжении Краевого комитета по управлению государственным имуществом № 07-711р от 11.07.2000 судебный акт по делу № А33-3997/99-с2-Ф02-2273/99-с2 принят Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (постановление от 10.12.99), данным постановлением отменено решение Арбитражного суда Красноярского края от 23.06.99 о признании за РОСТО (ДОСААФ) г. Москва права собственности на здание по ул. Павлова, 28-а в силу приобретательной давности. Решение отменено в связи с тем, что срок приобретательной давности не истек. В постановлении от 11.12.99 по делу № А33-3997/99-с2 не содержатся выводы о наличии оснований для отнесения спорного здания к собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края, в данном судебном акте сделан вывод о том, что в рамках указанного дела КУГИ и КУМИ не доказали факт строительства здания стрелкового тира по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, 28-а за счет государственных средств и факт нахождения здания в ведении органов государственной власти и управления края.
Доказательств передачи спорного здания из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктами 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Постановления Верховного Совета № 3020-1 от 27.12.91 не имеется.
В соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.91 к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов (п. 1 приложения № 3).
Доказательства нахождения здания стрелкового тира в ведении городского Совета депутатов на дату принятия данного Постановления суду не представлены.
Отсутствуют сведения о том, что спорный объект относится к объектам государственной собственности, находящейся ранее в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования, культуры и спорта.
Согласно п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента России от 18 марта 1992 г. № 114-рп, которым определен порядок передачи объектов в собственность субъектов РФ, муниципальную собственность в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии упомянутым выше Постановлением Верховного Совета России.
Спорное здание не может быть отнесено к собственности субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991, поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о возведении здания, за счет государственных средств.
Учитывая, что Распоряжение Краевого комитета по управлению государственным имуществом № 07-711р от 11.07.2000 и Постановление администрации г. Красноярска № 69 от 08.02.99, которыми спорный объект отнесен соответственно в краевой и муниципальной собственности, приняты в противоречии с Постановлением Верховного Совета № 3020-1 от 27.12.91, данные ненормативные акты не влекут правовых последствий в виде возникновения права краевой и муниципальной собственности.
Кроме того, Постановление администрации г. Красноярска № 69 от 08.02.99, распоряжение КУГИ № 07-711р от 11.07.2000 противоречит решению Арбитражного суда Красноярского края от 07.05.97 по делу № А33-560/97-с2, которым КУМИ администрации г. Красноярска отказано в признании права муниципальной собственности на здание стрелкового тира по ул. Павлова, 28а и истребовании его и Красноярского краевого совета РОСТО и Отдела РОСТО Кировского района г. Красноярска, а также постановлению Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.12.99 по делу № А33-3997/99-с2.
Судами в указанных судебных актах сделаны выводы о том, что спорный объект не является государственной собственностью и не относится к муниципальной собственности исходя из нормативных положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1.
В материалы настоящего дела ответчиками не представлены какие-либо новые доказательства, позволяющие суду сделать вывод о правомерности включения здания в реестр краевого и муниципального имущества.
РОСТО (ДОСААФ), не имея доказательств возникновения права собственности по иным, предусмотренным законом основаниям, более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владело как своим собственным зданием стрелкового тира по ул. Павлова, 28 в г. Красноярске, что подтверждается следующими документами:
- актом о передаче плана по труду в связи с приемом здания тира под охрану от 29.11.83 между Кировским РОВД и ДОСААФ; типовым договором об охране объектов подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел между ОВО при Кировском РОВД и Красноярским краевым комитетом РОСТО ДОСААФ от 01.01.85, актом о приеме в эксплуатацию охранной сигнализации от 14.01.83; актом приема в эксплуатацию охранной сигнализации от 18.06.81;
- договором от 04.01.95 между Кировским РК ДОСААФ и Оперативно-розыскным бюро при СибУВДТ на аренду стрелкового тира сроком на 6 месяцев; договором между Кировским РС РОСТО и Краевым ОМОН от 08.01.96 о предоставлении стрелкового тира для проведения учебных стрельб;
- договором от 01.01.96 между Кировским РОСТО и ОМОН при Сибирском УВД на транспорте о предоставлении здания стрелкового тира для проведения учебных стрельб и повышения уровня огневой подготовки личного состава; письмом Кировского райвоенкомата в адрес Кировского РОСТО о предоставлении стрелкового тира и учебных классов для проведения теоретических и практических занятий по огневой подготовке; актом выполненных работ от 30.04.96 между ОАО "Сибирьтелеком" и Кировским PC РОСТО на оказание услуг электросвязи;
- договором на теплоснабжение № 6134 от 20.07.98 между АО "Красноярскэнерго" и РОСТО; договором на теплоснабжение между АО "Красноярскэнерго" Энергосбыт и РОСТО от 26.12.98 № 6134; заключением государственного пожарного надзора № 53 от 15.07.98 на учебный класс по ул. Павлова, 28-А;
- договором от 25.01.2000 с ОМОН Сибирского РОВД о предоставлении тира для подготовки сотрудников ОМОН; счетами Энергосбыт ОАО "Красноярскэнерго" от августа, сентября октября 2000 года на оплату электроэнергии в адрес Кировского РОСТО ДОСААФ, квитанциями к приходным кассовым ордерам лоб оплате данных счетов; счетами Энергосбыта ОАО "Красноярскэнерго" за январь, февраль, ноябрь 2001 года на оплату электроэнергии, квитанциями об оплате; счетами Энергосбыта ОАО "Красноярскэнерго" от марта, апреля, мая, июня, ноября, декабря 2002 года на оплату электроэнергии, платежными документами об оплате электроэнергии за данные периода; актом сверки между Энергосбытом ОАО "Красноярскэнерго" и Кировской РОСТО ДОСААФ за период с 01.01.2003 по 01.07.2006 по платежам за электроэнергию; актами сверки между данными организациями за период с 01.10.2006 по 01.01.2007, за период с 01.01.2007 по 01.01.2008, с 01.01.2008 по 01.01.2009, с 01.01.2009 по 01.11.2009;
- платежными документами за 2000, 2001, 2002 об уплате налога на имущество; балансами расчетом с налоговой инспекцией по налогу на имущество по состоянию на 01.01.2004, 01.01.2005, 01.01.2006, 22.06.2006;
- путевыми листами на учебный автомобиль Кировской РО РОСТО по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, 28-а от 2000, 2002, 2003 года на обучение вождению инструкторами РОСТО;
- договором о совместной деятельности от 01.07.2001 с Ленинским РОСТО по обучению водителей по категориям В, ВС, Д, Е; договором с ОМОН Сибирского УВД на транспорте от 03.01.2002 о повышении боевой подготовки сотрудников ОМОН;
- договором о совместной деятельности от 10.01.2004 с учреждением Межшкольный комбинат № 3 с целью подготовки учащихся 10 - 11 классов по специальности "Автодело";
- санитарно-эпидемиологическим заключением от 02.03.2005 на предмет соответствия здания по ул. Павлова 28-а требованиям санитарных норм и правил с целью установления возможности ведения образовательной деятельности;
- договором № 142 от 28.03.2008 на оказание услуг по централизованной охране объекта и осуществление технического обслуживания технических средств охраны между ГУ "Отдел вневедомственной охраны при УВД по Ленинскому району г. Красноярска", ФГУП "Охрана России" и МО Кировского района РОСТО ДОСААФ; счетом ОАО "Сибирьтелеком" № 3471 от 01.12.2008 на оплату услуг местной электросвязи и междугородной электросвязи; актом № 1203 от 24.04.2008 проверки соблюдения требований пожарной безопасности здания по ул. Павлова 28-А;
договорами от 12.06.2009, от 12.05.2009, между муниципальными общеобразовательными школами и Кировским РОСТО "ДОСААФ" на организацию по адресу ул. Павлова, 28-а семинаров на тему "основы и правила стрельб из огнестрельного оружия"; поведение физкультурно-спортивных мероприятий, актом сверки с ОАО "Красноярскэнергосбыт" за период с 01.12.2009 по 31.12.2009 с Кировской РОСТО ДОСААФ;
- счетами ОАО "Красноярскэнергосбыт", датированными 2010 года и платежными документами датированными 2010 годом на оплату потребленной электроэнергии; актом выполненных работ от 30.06.2010 с ОАО "Сибирьтелеком" об оказании услуг по предоставлению в пользование телефонных номеров;
- договорами на оказание услуг автошколы датированными 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годами между МО РОСТО Кировского района и различными физическими лицами;
- паспортом автохозяйства по адресу ул. Павлова, 28-а Кировского РС РОСТО;
- лицензиями, выданными выданной Местной организации Кировского района г. Красноярска РОСТО ДОСААФ: от 08.10.98 Краевым учебно-производственным объединением профессионального образования; от 02.04.2002 Управлением начального профессионального образования администрации Красноярского края; от 28.04.2006 Управлением науки и профессионального образования администрации Красноярского края; от 03.06.2008 Службой по контролю в области образования администрации Красноярского края.
Из вышеуказанных документов следует, что спорные объекты используются ДОСААФ России как правопреемником РОСТО (в лице Местной организации РОСТО ДОСААФ Кировского района) исключительно для выполнения уставных задач, с целью проведения учебных стрельб, обучения вождению, проведения физкультурно-массовых мероприятий; РОСТО ДОСААФ несет расходы по содержанию здания в надлежащем техническом и санитарном, противопожарном состоянию, проводит лицензирование образовательной деятельности. За время, прошедшее с момента создания объекта, здание стрелкового тира из владения РОСТО не выбывало.
Право собственности в ЕГРП на здание по ул. Павлова 28-а в г. Красноярске ни за кем не зарегистрированы.
Суд полагает, что истец представленными документами доказал в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт открытого, непрерывного, добросовестного владения спорным имуществом как своим в течение срока приобретательной давности.
Каких-либо доказательств, ставящих под сомнение непрерывность, добросовестность, открытость владения имуществом правопредшественником истца, ответчики не представ или.
Суд исходит из того, что принцип состязательности заключается в том, что обязанность доказывания своих доводов и возражений лежит на каждом из лиц, участвующих в деле (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчики, не соглашаясь с позицией им требованиями истца, должны представлять доказательства, опровергающие доводы последнего.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Документы о том, что спорный объект передавался государством ДОСААФ в оперативное управление, хозяйственное ведение, на ином праве не представлены. Красноярский край либо муниципальное образование г. Красноярск не несли в течение срока приобретательной давности каких-либо расходов на содержание спорного имущества.
Ответчиками также не представлены доказательства, дающие основание полагать, что истец в течение длительного времени безвозмездно пользовался спорным недвижимым имуществом, зная о том, что это имущество являлось государственной собственностью, а соответственно владел этим имуществом не как своим собственным.
В силу статьи 90 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. исковая давность не распространялась на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозов и иных кооперативных и других общественных организаций или граждан.
С принятием Закона СССР от 06.03.90 № 1305-1 "О собственности в СССР" положения указанной нормы были отменены. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 названного Закона предусмотрено, что государство обеспечивает гражданам, организациям и другим собственникам равные условия защиты права собственности.
Согласно статье 78 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), устанавливается в три года, а по искам государственных организаций, колхозов и иных кооперативных и других общественных организаций друг к другу - один год.
В силу статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.94 № 52-ФЗ "О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 234 названного Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.95 и продолжается в момент введения в действие первой части указанного Кодекса, то есть правила Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретательной давности имеют обратную силу.
В связи с чем с момента вступления в силу Закона СССР от 06.03.90 № 1305-1 "О собственности в СССР", то есть с 01.07.90, к требованиям государственных организаций о возврате государственного имущества исковая давность применяется на общих основаниям - сроком в один год.
С учетом приведенных норм права течение срока приобретательной давности по настоящему делу для истца могло начаться с момента, когда собственник спорных зданий узнал или мог узнать о возникновении права на иск, но не ранее 01.07.91.
Пятнадцатилетний срок, установленный статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности в силу приобретательной давности для общественной организации к моменту подачи настоящего иска истек.
На основании вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Государственная пошлина по иску относится на истца согласно заявлению ДОСААФ России.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Иск удовлетворить.
Признать за Общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", г. Москва, ОГРН 1107799010010 право собственности на нежилое здание общей площадью 939,6 кв. м.по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, 28-А.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.В.ШИШКИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.10.2010 по делу № А33-4852/2010
<Владение истцом спорным нежилым помещением добросовестно, открыто и непрерывно как своим собственным зданием в течение срока приобретательной давности и использование его исключительно для выполнения уставных задач является основанием для признания за ним права собственности на данный объект недвижимости>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru