Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2010 г. по делу № А33-13190/2010

Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 октября 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "АЛПИ"
к Службе по контролю в сфере природопользования по Красноярскому краю
об оспаривании постановления от 30.07.2010 № 483-07/Э о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
ответчика: Сташкевич Е.А. на основании доверенности от 06.07.2010, Манько О.М. на основании доверенности от 01.10.2010,
при ведении протокола судебного заседания судьей Шайхутдиновым Е.М.,

установил:

открытое акционерное общество "Алпи" (далее: заявитель, ОАО "АЛПИ") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее: ответчик, административный орган) об оспаривании постановления от 30.07.2010 № 483-07/Э о назначении административного наказания.
Заявление принято к производству суда. Определением от 07.09.2010 возбуждено производство по делу.
Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ОАО "АЛПИ" зарегистрировано в ЕРГЮЛ в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1062404003980.
Из материалов дела следует, что в административный орган поступило телефонное сообщение о факте расположения вблизи автодороги "Красноярск-Солонцы" твердых бытовых отходов.
28.05.2010 административным органом на основании приказа от 28.05.2010 № 264,ОС О проведении внеплановой проверки произведено обследование земельного участка, составлен акт проверки от 28.05.2010 № О-264/в, отразивший следующие обстоятельства:
- земельный участок расположен с правой стороны от автодороги "Красноярск-Солонцы" (первый километр), не огорожен, границы не обозначены; ширина участка около 200 м., длина - около 1000 м.;
- на территории участка имеются места скопления твердых бытовых отходов (отходы цемента, бетона, пластмассовые бутылки, бытовой мусор, зола, шины автомобильные отработанные и т.д.);
- на момент обследования установить лицо, осуществляющее вывоз отходов, не представилось возможным.
По результатам осмотра вынесено определение от 28.05.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования направлены запросы, в том числе в администрацию Емельяновского района Красноярского края, установлено, что вышеуказанный земельный участок общей площадью 303 001 кв. м. имеет кадастровый номер 24:11:0290109:18, передан по договору аренды от 19.03.2009 № 353 ОАО "АЛПИ" для строительства торгового комплекса (адрес объекта: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, пр. Котельникова, участок № 9А).
Усмотрев в действиях ОАО "АЛПИ" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), государственный инспектор отдела природных ресурсов Манько О.М. составила протокол об административном правонарушении от 27.07.2010 № О-264/в.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 30.07.2010 № 483-07/Э ОАО "АЛПИ" назначено административное наказание, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Указанное постановление оспорено ОАО "АЛПИ" в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 28.3, статьи 23.29 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 производится органами, осуществляющими государственный экологический контроль.
Пунктом 1.1 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, установлено что Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в областях охраны окружающей среды, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, лесных отношений, экологической экспертизы, в сфере регулирования отношений недропользования.
Приказом службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 04.10.2010 № 664-ос утвержден перечень должностных службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, осуществляющих государственный экологический контроль, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (опубликован 11.10.2010 в газете "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 49 (420)), в соответствии с которым составлять протоколы вправе государственные инспекторы отдела природных ресурсов службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, одновременно являющиеся государственными инспекторами Красноярского края по охране природы (пункт 3).
В соответствии с пунктом 9 частью 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль, вправе государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.
Из представленных в материалы дела документов следует, что протокол об административном правонарушении от 27.07.2010 № О-264/в составлен и постановление о назначении административного наказания от 30.07.2010 № 483-07/Э вынесено государственным инспектором отдела природных ресурсов Манько О.М. в пределах предоставленных ей полномочий.
Протокол об административном правонарушении от 27.07.2010 № О-264/в составлен в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом законный представитель ОАО "АЛПИ" (конкурсный управляющий Качин С.В.) о времени и месте составления протокола извещен телеграммой № 989/00502105, полученной, согласно уведомлению о вручении, уполномоченным лицом 23.07.2010.
Дело об административном правонарушении рассмотрено также в отсутствие законного представителя или защитника ОАО "АЛПИ" 30.07.2010, при этом в соответствии с положениями статей 25.1, 25.4 КоАП РФ заявитель о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен телеграммами N№ 652/06330, 989/0440369, полученными, согласно уведомлениям о вручении, уполномоченными лицами 27.07.2010.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения предполагает совершение лицом действий (бездействий) по обращению с отходами с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Из текста протокола об административном правонарушении, постановления от 30.07.2010 № 483-07/Э о назначении административного наказания следует, что заявителю вменено:
- осуществление деятельности без соблюдения мероприятий по предотвращению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также без мероприятий по охране почвенного покрова (последний абзац страницы 4 постановления);
- допущение несанкционированного размещения отходов на принадлежащем ОАО "АЛПИ" земельном участке (абзац 2 страницы 6).
Вместе с тем, правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статья 1 названного Федерального закона содержит определения:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Приведенные положения обусловливают возможность отнесения к обращению с отходами деятельности, характеризующееся наличием у лица цели (намерения) каким-либо образом использовать отходы, предполагающей осуществление лицом каких-либо операций с отходами.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.12.2009 (дело А33-3360/2009) ОАО "АЛПИ" признано несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство.
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 15.07.2010 № 2271 право аренды ОАО "АЛПИ" земельного участка общей площадью 303 001 кв. м. с кадастровым номером 24:11:0290109:18 прекращено в связи с нарушением порядка и сроков внесения арендной платы за землю более двух раз.
В ходе административного расследования доказательств транспортировки или размещения на земельном участке вышеуказанных отходов непосредственно ОАО "АЛПИ", административным органом не получено.
При этом сам факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290109:18 отходов производства и потребления не подтверждается документами, составленными в соответствии с главой 27 КоАП РФ.
В частности из акта проверки от 28.05.2010 следует, что соответствующий осмотр проводился без извещения ОАО "АЛПИ", без привлечения понятых.
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения административным органом не доказано.
Более того, вменяемые действия (бездействия) заявителя, выразившиеся в:
- осуществление деятельности без соблюдения мероприятий по предотвращению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также без мероприятий по охране почвенного покрова;
- допущении несанкционированного размещения отходов на принадлежащем ОАО "АЛПИ" земельном участке,
- признакам объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ не отвечают.
При этом административная ответственность:
- за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, предусмотрена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ;
- за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ;
- за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Следовательно, административным органом также допущена неправильная квалификация действий ОАО "АЛПИ".
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При вышеприведенных обстоятельствах, основания привлечения заявителя к административной ответственности отсутствуют, постановление административного органа от 30.07.2010 № 483-07/Э о назначении административного наказания противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования открытого акционерного общества "АЛПИ" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Службы по контролю в сфере природопользования по Красноярскому краю от 30.07.2010 № 483-07/Э о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.10.2010 по делу № А33-13190/2010
<Поскольку отсутствуют доказательства транспортировки или размещения на земельном участке отходов производства непосредственно заявителем, осмотр участка проводился без извещения заявителя и привлечения понятых, то постановление о привлечении к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ подлежит отмене>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru