ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - "ГОРОД ТУЛУН"
РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2011 г. № 28Р/-ДГО
О ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Заслушав информацию начальника отдела образования Л.В.Слободенюк "О занятости детей и подростков во внеурочное время", руководствуясь ст.ст. 22
, 43
Устава муниципального образования - "город Тулун", Дума городского округа решила:
1. Информацию
"О занятости детей и подростков во внеурочное время" принять к сведению.
2. Опубликовать настоящее решение и информацию "О занятости детей и подростков во внеурочное время" в газете "Тулунский вестник".
3. Контроль исполнения настоящего решения оставляю за собой.
Председатель Думы
городского округа
А.Ф.КУЗЬМЕНКО
Приложение
к решению
Думы МО - "г. Тулун"
от 27 апреля 2011 года
№ 28Р/-ДГО
ИНФОРМАЦИЯ
О ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Составной частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения является внеурочная деятельность - одна из форм организации свободного времени, занятости обучающихся. Организация педагогическими работниками разных видов деятельности во внеурочное время обеспечивает необходимые условия для социализации личности ребенка. Главная цель - оказывать содействие детям в их самопознании и успешной самореализации.
Задачи:
- создание необходимых условий для удовлетворения образовательных запросов школьников, развития творческих способностей детей и подростков во внеурочное время;
- удовлетворение запросов учащихся в интеллектуально-творческой, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной деятельности;
- воспитание гражданственности;
- снижение количества правонарушений, привитие навыков здорового образа жизни в подростковой среде.
В образовательных учреждениях создана адаптивная система внеурочной деятельности. Составляющие компоненты внеурочной деятельности:
- внеурочная учебная деятельность - объединение на грани учебной и воспитательной работы (олимпиады, конкурсы, предметные недели, курсы по выбору, объединения дополнительного образования);
- внеучебная развивающая деятельность (экскурсии, культпоходы, поездки);
- внеклассная воспитательная работа на уровне классного коллектива/внутриклассная жизнь, способствующая творческому развитию каждого обучающегося, формированию классного коллектива и его традиций, создающая возможность интересной жизни для каждого ученика;
- внешкольная воспитательная работа и организация воспитательных общешкольных дел, способствующих формированию общешкольного коллектива;
- социально-общественная деятельность в детских/молодежных общественных объединениях и организациях, школьное ученическое самоуправление;
- система дополнительного образования в ОУ;
- система дополнительного образования обучающихся в учреждения дополнительного образования детей.
В общеобразовательных учреждениях используются различные формы внеурочной деятельности: массовые (предметные недели; творческие отчеты школы; тематические вечера, концерты; посещение спектаклей, акции, конкурсы, конференции, проекты, тематические дни и другие); групповые (факультативные занятия; кружки и секции; работа в школьном музее; работа с одаренными); индивидуальные (консультации; совместная разработка сценариев; подготовка к олимпиадам; подготовка к конкурсам, соревнованиям; проектная деятельность).
Досуговая сфера обучающихся представлена направлениями, представляющими широкий спектр дополнительного образования. Дополнительное образование ориентировано на развитие специальных умений и навыков обучающихся; на развитие самопознания, саморегуляции и самосовершенствования, формирование навыков межличностного общения. На занятиях кружковой деятельности используются традиционные и современные образовательные технологии. Методы и средства, формы организации обучения соответствуют возрасту, интересам, потребностям обучающихся. Реализуется система дополнительного образования по направлениям:
- художественно-эстетическое - 18 объединений - 598 человек (63,1%);
- культурологическое - 2 объединения - 44 человека (4,7%);
- спортивно-техническое - 6 объединений - 186 человек (19,7%);
- социально-педагогическое - 2 объединения - 39 человек (4,1%);
- эколого-биологическое - 2 объединения - 79 человек (8,4%);
- спортивное (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, футбол, вольная борьба, греко-римская борьба, хоккей, пауэрлифтинг, рукопашный бой) - 1210 учащихся (24%) в 53 группах.
Показатель занятости детей в системе дополнительного образования является стабильным в течение трех лет (2008 - 2009 гг. - 64%, 2009 - 2010 гг. - 65%, 2010 - 2011 гг. - 62%). В общеобразовательных учреждениях города работают 56 творческих объединений школьников.
Охват обучающихся дополнительным образованием в текущем учебном году составляет 62%; в учреждениях дополнительного образования - 48%, в ОУ - 29%. По сравнению с показателем 2009 - 2010 учебного года показатель занятости дополнительным образованием в ОУ снизился на 20%. Наибольший охват учащихся в МОУ СОШ № 2 (35%), 20 (48%), 25 (48%), МОУ "Гимназия" (58%). Все школьные объединения дополнительного образования работают бесплатно, поэтому доступны всем детям без исключения.
В учреждениях дополнительного образования детей заняты 2164 человека детского и подросткового возраста. В МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" занимается 242 чел. Детская музыкальная школа работает в режиме 6-дневной рабочей недели. Норматив учебной нагрузки на учащегося составляет от 6 до 9 часов в неделю. Внеурочная деятельность проводится в форме концертно-просветительской направленности. Детской музыкальной школой заключены договоры о сотрудничестве с ДОУ и МОУ города. В текущем учебном году проведено 15 музыкально-концертных мероприятий (музыкальные гостиные, "Посвящение в юные музыканты", концертные декады, конкурсы, праздник вокально-хоровой музыки, фестиваль вокально-хоровых коллективов, Дни открытых дверей) для детского и взрослого населения города. Общий охват участников составляет 787 человек. Особое внимание в работе Детской музыкальной школы уделяется конкурсным мероприятиям. В 2010 - 2011 учебном году в конкурсах приняли участие 130 учащихся. Юные музыканты имеют возможность участвовать не только в школьных и городских конкурсах (конкурс по общему фортепиано, территориальный фестиваль-конкурс исполнительского искусства, КВН и др.), но и в зональных исполнительских конкурсах народников и скрипачей. Особой гордостью является участие в международном Сибирском конкурсе детского и юношеского исполнительства "Арт Форум" в г. Новосибирске, в котором участвовали 15 детей. Педагогические и методические условия Детской музыкальной школы способствуют развитию музыкально-массовых мероприятий на уровне города, увеличению количества слушателей, но слабая материально-техническая база учреждения (маленький концертный зал, небольшая сцена) не позволяет реализовать творческие планы и проекты.
В МОУ ДОД "Детская художественная школа" обучается 389 человек (6,8% детского населения города). Учебный процесс ведется по направлениям:
- изобразительное искусство;
- раннее эстетическое развитие "Детская академия";
- подготовительное отделение;
- Дом ремесел, лозоплетение, художественная обработка бересты, резьба по дереву;
- ранняя профессиональная ориентация.
Кроме специализированной деятельности объединений в учреждении проводятся художественные и воспитательные мероприятия, конкурсы, выставки, на которые приглашаются обучающиеся школ города, родители.
В МОУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа" занимаются 620 обучающихся в 9 отделениях: бокс, вольная борьба, греко-римская борьба, легкая атлетика, лыжные гонки, пауэрлифтинг, рукопашный бой, футбол, хоккей. Занятия спортивной деятельность организованы в 47 группах (спортивно-оздоровительные группы - 75 чел. - 12%, группы начальной подготовки - 307 чел. - 50%, учебно-тренировочные группы - 238 чел. - 38%). Режим работы - полная рабочая неделя в две смены. Объекты ДЮСШ находятся по всем микрорайонам города: микрорайон Угольщиков, лыжная база "Снежинка", легкоатлетический манеж (центр), зал борьбы (ул. Сигаева), зал бокса и зал пауэрлифтинга на Стекольном, корт, стадион на Гидролизном, дополнительно используется зал Азейского ОПТУ, спортивный зал ПМС-183. Кроме того, в городе работают клубы по месту жительства в микрорайонах: Железнодорожников, им. Жукова, Гидролизный, Шахта, Угольщиков с общим охватом детей и подростков 250. Кроме занятий спортом в клубах по месту жительства ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, организуются соревнования по массовым видам спорта дворовых команд. В текущем учебном году на базе клубов по месту жительства проведено 94 спортивных соревнования (средний показатель участия в соревновании - 80 чел). Согласно плану работы в выходные дни в ДЮСШ проводятся спортивные соревнования. За первое полугодие 2010 - 2011 учебного года проведено 12 внутришкольных соревнований с общим охватом 1009 детей и подростков. Подготовлено 140 чемпионов, 303 призера. Приняли участие в выездных 27 соревнованиях (областные, зональные, Российские), в которых приняли участие 416 спортсменов, из них чемпионами стали 49 (12%) человек, призерами 102 (25%) человека. Выполнили норматив кандидата в мастера спорта 5 человек. Особое внимание в работе уделяется детям и подросткам из малообеспеченных и многодетных семей. В клубе по месту жительства микрорайона Железнодорожников занимается 5 подростков, состоящих на учете в ОДН. Следует отметить, что основная проблема вовлечения трудных подростков в занятия спортом состоит в низком материальном обеспечении (отсутствие формы/обуви для занятий определенным видом спорта, проезд, дополнительное питание), личных качествах подростка (плохая дисциплина, низкий уровень физической подготовки и слабое физическое здоровье), слабый контроль со стороны родителей и отсутствие мотивации в семье. Для привлечения детей и подростков к занятиям спортом необходимо широко использовать средства массовой информации в городе. Кроме того, необходимо увеличение финансирования на развитие материально-технической базы МОУ ДОД "ДЮСШ".
В МОУ ДОД "ЦДО "Кристалл" занимаются 913 человек в возрасте от 5 до 18 лет. В учреждении функционирует 28 объединений по 5 направлениям:
- художественно-эстетическое - 19 кружков (67,8%);
- культурологическое - 2 кружка (7,1%);
- спортивно-техническое - 4 (14,3%);
- социально-педагогическое - 2 (7,1%);
- эколого-биологическое - 1 (3,6%).
В учреждении создано единое воспитательное пространство. Содержание воспитания представлено в программе "Твори добро". В течение года активно работает детский совет "Смаил", который является инициатором коллективных творческих дел, благотворительных акций, игровых программ.
В учреждениях культуры (ДК "Строитель", ДК "Прометей" и др.) занято 745 человек.
Система общешкольных воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях представлена многообразием форм внеурочной воспитательной деятельности, в том числе традициями ОУ, что создает возможности для развития детской инициативы и творческой активности обучающихся. В течение первого полугодия 2010 - 2011 учебного года проведено 220 общешкольных воспитательных мероприятий. Средний охват участия воспитанников в общественной жизни школы составил 59%. Показатель творческой активности обучающихся составляет 64%. Результативность участия детей в мероприятиях различных уровней (муниципального - 42%, регионального - 38%, федерального - 25%) выше среднего и составляет от 25% до 42%.
При планировании воспитательной деятельности классные руководители учитывают взаимодействие с социумом. Коллективные выходы в музей, кинотеатр, культурные и спортивные походы обеспечивают включение школьника в разнообразную деятельность и формируют личность ребенка на основе духовно-нравственных ценностей. За первое полугодие текущего учебного года классными руководителями было организовано 560 коллективных походов (в среднем 3 коллективных выхода на одного классного руководителя за полугодие), показатель прошлого года увеличился на 76 мероприятий:
- музей, выставочный зал - 78;
- кинозал "Эра" - 28;
- библиотека - 43;
- ЦДО "Кристалл" - 31;
- экскурсии на предприятия города - 31;
- другие - 333 (коллективный выход в театр - 54, каток, лыжная база, горки - 104, КВН).
В образовательных учреждениях города при поддержке отдела образования выстроена система поиска и поддержки талантливых школьников, создается среда для проявления и развития способностей каждого ребенка. Система работы с одаренными детьми представлена мероприятиями по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое (викторины, работа по краеведению, поисковая работа);
- интеллектуальное (предметные олимпиады, конкурсы исследовательских работ, интеллектуальные игры и марафоны);
- спортивные соревнования;
- конкурсы по линии городских методических объединений ("Лингва", "Математическая карусель", брейн-ринг);
- мероприятия экологической направленности.
Традиционными формами работы являются: интеллектуальные и творческие конкурсы, предметные олимпиады, выставки, спортивные мероприятия, среди них предметные олимпиады, конкурс исследовательских работ и рефератов, конкурс "Лидер ученического самоуправления", "Ученик года", "Умники и умницы", фестиваль детского творчества "Ярмарка талантов", акция "Я - гражданин России", КВН, спортивные соревнования по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, мини-футболу, лыжам, настольному теннису, стритболу и другие.
В 2010 году 2508 школьников (48%) приняли участие в дистанционных конкурсах регионального, всероссийского, международного уровней: Международное тестирование по математике 4, 9, 11 кл. "Кенгуру+", Международный всероссийский игровой конкурс по истории "Золотое руно" (2 первых места по Ирк. обл., 2 первых места в России), Всероссийский международный игровой конкурс по математике "Кенгуру", Всероссийский игровой конкурс по естествознанию "Человек и природа", заочный отборочный интернет-тур "Место IT-технологий в современном мире" (on-line), областной молодежный фестиваль "Компьютерная галактика-2010", Международный дистанционный конкурс "Перспектива-2010" (6 место по России, 1 место - в регионе), Всероссийский конкурс по информатике "Инфознайка" (3 дипломанта), Всероссийский конкурс "Русский медвежонок".
3840 школьников приняли участие в различных спортивных мероприятиях. Результативность участия в областных соревнованиях такова: областные соревнования по легкоатлетическому кроссу (девушки - 2 м.), областные соревнования по баскетболу (юноши - 1 м.), областные соревнования по мини-футболу (девушки - 1 м.), областные соревнования по легкой атлетике (девушки - 3 м., юноши - 1 м.), зональные соревнования по мини-футболу (3 м.). По сводным результатам участия в областных соревнованиях команда муниципального образования - "город Тулун" заняла 2 место.
Реализуются новые формы с одаренными школьниками, так, в МОУ "Гимназия города Тулуна" разрабатываются индивидуальные "маршруты развития" одаренных детей. С целью научного руководства исследовательской деятельностью учащихся преподаватели гимназии поддерживают тесную связь с ИГУ, ВСГАО по проведению научных и исследовательских работ.
С целью выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки и развития познавательных интересов школьников ежегодно проходят предметные олимпиады. В 2010 году во всех ОУ проводился школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, в котором приняли участие 2162 человека, 1193 человека стали призерами, 588 - победителями.
В муниципальном этапе предметных олимпиад приняли участие 521 человек, стали призерами 117 человек, победителями - 52.
Количество обучающихся, участвующих в муниципальном этапе предметных олимпиад, увеличивается с каждым годом благодаря тому, что расширяется перечень предметов, по которым проводится олимпиада. В 2010 году муниципальный этап предметных олимпиад в первый раз проводился для обучающихся 7, 8 классов.
В 2010 году принять участие в региональном этапе предметных олимпиад были приглашены 37 обучающихся ОУ г. Тулуна. Приняли участие в региональном этапе предметной олимпиады 21 человек по следующим предметам: литература, право, ОБЖ, технология, английский язык, география, биология, математика.
Большое значение в повышении мотивации изучения предметов играет исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Ежегодно свои исследовательские работы на городском уровне представляют около 100 обучающихся (54 старшеклассника и 37 обучающихся начальной школы в 2010 году).
Для выявления и развития одаренных детей в образовательных учреждениях реализуются развивающие элективные курсы: "Интеллектика", "Проектная деятельность", "Развитие творческих способностей", "Эрудит". В 2010 году была организована работа 17 курсов.
Талантливые школьники поощряются стипендией мэра городского округа (20 школьников по 1,0 т.р.), стипендией им. Р.С.Кремнева за значительные успехи в области физики и математики (4 человека по 4,0 т.р.). Ежегодно чествуются обучающиеся, окончившие школу с золотой и серебряной медалями, проводится Слет отличников начальной школы, золотые медалисты направляются для участия в Губернаторском бале.
Дети с высокими лидерскими способностями имеют возможность проявить себя в работе школьных органов самоуправления. Охват школьников коллективной деятельностью составляет 72%. Актив школьного самоуправления составляет от 7 до 23% от общего количества обучающихся. Приобретая социальный опыт, обучающиеся всех школ города участвуют в различных социальных проектах, конкурсах: "Лидер ученического самоуправления", "Лучший добровольческий актив", "Школа ученического актива".
Развитию детских инициатив и повышению социальной активности школьников способствует создание и функционирование в образовательных учреждениях детских/молодежных общественных объединений и организаций. Участие в деятельности детского общественного объединения - ступень к полноценной гражданской деятельности, школа воспитания будущих граждан, становления лидеров. В течение трех лет наблюдается незначительный рост численности членов детских общественных организаций (с 5 до 18%):
┌───────────┬────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│Учебный год│ Кол-во детских и │ Численность/% от общего кол-ва │
│ │ молодежных │ обучающихся │
│ │ организаций │ │
├───────────┼────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│2007 - 2008│8 │272 - 5% │
├───────────┼────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│2008 - 2009│9 + филиалы МГЕР - 5│829 - 16% │
├───────────┼────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│2009 - 2010│8 + филиалы МГЕР - 7│863/18% кол-во ДОО - 725, филиалы МГЕР -│
│ │ │138 │
├───────────┼────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│2010 - 2011│8 + филиалы МГЕР - 8│935/18% кол-во ДОО - 772, филиалы МГЕР -│
│ │ │143, волонтеры - 20 │
└───────────┴────────────────────┴────────────────────────────────────────┘
В основе программ детских общественных организаций - игровое взаимодействие. Позитивно ориентированная социальная деятельность детского объединения организуется посредством занятости и социальной направленности, уводит детей от негативного влияния общества. Результативностью деятельности общественных объединений является реализация социальных проектов и проведение акций (акция "Подари ребенку книжку и игрушку", проект "Новогодняя сказка" МОУ "Гимназия"; акция "65-летию Великой Победы - 65 оценок "5" МОУ "СОШ № 2", конкурсная программа "Деловые отношения" МОУ "СОШ № 2"; акция "Чистый лес", тимуровские десанты в помощь ветеранам ВОВ, телемарафон "Спасибо за жизнь", "Веселый урок здоровья" в ДОУ "Родничок", проводимый МОУ "СОШ № 20"; акции "Школьный портфель", "Доброе дело", социальные проекты "Брошенные дети", "Остров радости" МОУ "СОШ № 4"). В 2009 - 2010 учебном году лидеры детских общественных организаций (МОУ "Гимназия", МОУ СОШ № 2, 4) представляли результаты деятельности на Первом Байкальском детском форуме.
В 2009 - 2010 учебном году в ОУ проведена информационно-разъяснительная работа о сущности, формах, направлениях волонтерского движения. В МОУ "Гимназия", МОУ СОШ № 2, 7, 20 дан старт школьному волонтерскому движению. В данных образовательных учреждениях созданы группы волонтеров, общая численность которых составляет 20 человек.
Решая задачи организации досуговой деятельности обучающихся, образовательные учреждения особое внимание уделяют вопросу информированности родителей:
- об организации свободного времени детей;
- об условиях и возможностях системы дополнительного образования школьников;
- о результатах внеурочной деятельности и достижениях обучающихся.
Во всех общеобразовательных учреждениях города на общешкольных родительских собраниях проводится презентация объединений системы дополнительного образования (сентябрь, октябрь), на заседаниях школьных родительских комитетов предоставляются промежуточные и итоговые результаты внеурочной деятельности.
В целом система внеурочной деятельности в ОУ представлена многообразием форм воспитательных деятельности, содержанием дополнительного образования. Вовлечение детей и подростков в творческую, кружковую, общественную деятельность решает проблему организации свободного времени обучающихся.
Начальник отдела образования
Л.В.СЛОБОДЕНЮК