Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - "ГОРОД ТУЛУН"

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2011 г. № 28Р/-ДГО

О ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Заслушав информацию начальника отдела образования Л.В.Слободенюк "О занятости детей и подростков во внеурочное время", руководствуясь ст.ст. 22, 43 Устава муниципального образования - "город Тулун", Дума городского округа решила:

1. Информацию "О занятости детей и подростков во внеурочное время" принять к сведению.

2. Опубликовать настоящее решение и информацию "О занятости детей и подростков во внеурочное время" в газете "Тулунский вестник".

3. Контроль исполнения настоящего решения оставляю за собой.

Председатель Думы
городского округа
А.Ф.КУЗЬМЕНКО





Приложение
к решению
Думы МО - "г. Тулун"
от 27 апреля 2011 года
№ 28Р/-ДГО

ИНФОРМАЦИЯ
О ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Составной частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения является внеурочная деятельность - одна из форм организации свободного времени, занятости обучающихся. Организация педагогическими работниками разных видов деятельности во внеурочное время обеспечивает необходимые условия для социализации личности ребенка. Главная цель - оказывать содействие детям в их самопознании и успешной самореализации.
Задачи:
- создание необходимых условий для удовлетворения образовательных запросов школьников, развития творческих способностей детей и подростков во внеурочное время;
- удовлетворение запросов учащихся в интеллектуально-творческой, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной деятельности;
- воспитание гражданственности;
- снижение количества правонарушений, привитие навыков здорового образа жизни в подростковой среде.
В образовательных учреждениях создана адаптивная система внеурочной деятельности. Составляющие компоненты внеурочной деятельности:
- внеурочная учебная деятельность - объединение на грани учебной и воспитательной работы (олимпиады, конкурсы, предметные недели, курсы по выбору, объединения дополнительного образования);
- внеучебная развивающая деятельность (экскурсии, культпоходы, поездки);
- внеклассная воспитательная работа на уровне классного коллектива/внутриклассная жизнь, способствующая творческому развитию каждого обучающегося, формированию классного коллектива и его традиций, создающая возможность интересной жизни для каждого ученика;
- внешкольная воспитательная работа и организация воспитательных общешкольных дел, способствующих формированию общешкольного коллектива;
- социально-общественная деятельность в детских/молодежных общественных объединениях и организациях, школьное ученическое самоуправление;
- система дополнительного образования в ОУ;
- система дополнительного образования обучающихся в учреждения дополнительного образования детей.
В общеобразовательных учреждениях используются различные формы внеурочной деятельности: массовые (предметные недели; творческие отчеты школы; тематические вечера, концерты; посещение спектаклей, акции, конкурсы, конференции, проекты, тематические дни и другие); групповые (факультативные занятия; кружки и секции; работа в школьном музее; работа с одаренными); индивидуальные (консультации; совместная разработка сценариев; подготовка к олимпиадам; подготовка к конкурсам, соревнованиям; проектная деятельность).
Досуговая сфера обучающихся представлена направлениями, представляющими широкий спектр дополнительного образования. Дополнительное образование ориентировано на развитие специальных умений и навыков обучающихся; на развитие самопознания, саморегуляции и самосовершенствования, формирование навыков межличностного общения. На занятиях кружковой деятельности используются традиционные и современные образовательные технологии. Методы и средства, формы организации обучения соответствуют возрасту, интересам, потребностям обучающихся. Реализуется система дополнительного образования по направлениям:
- художественно-эстетическое - 18 объединений - 598 человек (63,1%);


- культурологическое - 2 объединения - 44 человека (4,7%);
- спортивно-техническое - 6 объединений - 186 человек (19,7%);
- социально-педагогическое - 2 объединения - 39 человек (4,1%);
- эколого-биологическое - 2 объединения - 79 человек (8,4%);
- спортивное (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, футбол, вольная борьба, греко-римская борьба, хоккей, пауэрлифтинг, рукопашный бой) - 1210 учащихся (24%) в 53 группах.
Показатель занятости детей в системе дополнительного образования является стабильным в течение трех лет (2008 - 2009 гг. - 64%, 2009 - 2010 гг. - 65%, 2010 - 2011 гг. - 62%). В общеобразовательных учреждениях города работают 56 творческих объединений школьников.
Охват обучающихся дополнительным образованием в текущем учебном году составляет 62%; в учреждениях дополнительного образования - 48%, в ОУ - 29%. По сравнению с показателем 2009 - 2010 учебного года показатель занятости дополнительным образованием в ОУ снизился на 20%. Наибольший охват учащихся в МОУ СОШ № 2 (35%), 20 (48%), 25 (48%), МОУ "Гимназия" (58%). Все школьные объединения дополнительного образования работают бесплатно, поэтому доступны всем детям без исключения.
В учреждениях дополнительного образования детей заняты 2164 человека детского и подросткового возраста. В МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" занимается 242 чел. Детская музыкальная школа работает в режиме 6-дневной рабочей недели. Норматив учебной нагрузки на учащегося составляет от 6 до 9 часов в неделю. Внеурочная деятельность проводится в форме концертно-просветительской направленности. Детской музыкальной школой заключены договоры о сотрудничестве с ДОУ и МОУ города. В текущем учебном году проведено 15 музыкально-концертных мероприятий (музыкальные гостиные, "Посвящение в юные музыканты", концертные декады, конкурсы, праздник вокально-хоровой музыки, фестиваль вокально-хоровых коллективов, Дни открытых дверей) для детского и взрослого населения города. Общий охват участников составляет 787 человек. Особое внимание в работе Детской музыкальной школы уделяется конкурсным мероприятиям. В 2010 - 2011 учебном году в конкурсах приняли участие 130 учащихся. Юные музыканты имеют возможность участвовать не только в школьных и городских конкурсах (конкурс по общему фортепиано, территориальный фестиваль-конкурс исполнительского искусства, КВН и др.), но и в зональных исполнительских конкурсах народников и скрипачей. Особой гордостью является участие в международном Сибирском конкурсе детского и юношеского исполнительства "Арт Форум" в г. Новосибирске, в котором участвовали 15 детей. Педагогические и методические условия Детской музыкальной школы способствуют развитию музыкально-массовых мероприятий на уровне города, увеличению количества слушателей, но слабая материально-техническая база учреждения (маленький концертный зал, небольшая сцена) не позволяет реализовать творческие планы и проекты.
В МОУ ДОД "Детская художественная школа" обучается 389 человек (6,8% детского населения города). Учебный процесс ведется по направлениям:
- изобразительное искусство;
- раннее эстетическое развитие "Детская академия";
- подготовительное отделение;
- Дом ремесел, лозоплетение, художественная обработка бересты, резьба по дереву;
- ранняя профессиональная ориентация.
Кроме специализированной деятельности объединений в учреждении проводятся художественные и воспитательные мероприятия, конкурсы, выставки, на которые приглашаются обучающиеся школ города, родители.
В МОУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа" занимаются 620 обучающихся в 9 отделениях: бокс, вольная борьба, греко-римская борьба, легкая атлетика, лыжные гонки, пауэрлифтинг, рукопашный бой, футбол, хоккей. Занятия спортивной деятельность организованы в 47 группах (спортивно-оздоровительные группы - 75 чел. - 12%, группы начальной подготовки - 307 чел. - 50%, учебно-тренировочные группы - 238 чел. - 38%). Режим работы - полная рабочая неделя в две смены. Объекты ДЮСШ находятся по всем микрорайонам города: микрорайон Угольщиков, лыжная база "Снежинка", легкоатлетический манеж (центр), зал борьбы (ул. Сигаева), зал бокса и зал пауэрлифтинга на Стекольном, корт, стадион на Гидролизном, дополнительно используется зал Азейского ОПТУ, спортивный зал ПМС-183. Кроме того, в городе работают клубы по месту жительства в микрорайонах: Железнодорожников, им. Жукова, Гидролизный, Шахта, Угольщиков с общим охватом детей и подростков 250. Кроме занятий спортом в клубах по месту жительства ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, организуются соревнования по массовым видам спорта дворовых команд. В текущем учебном году на базе клубов по месту жительства проведено 94 спортивных соревнования (средний показатель участия в соревновании - 80 чел). Согласно плану работы в выходные дни в ДЮСШ проводятся спортивные соревнования. За первое полугодие 2010 - 2011 учебного года проведено 12 внутришкольных соревнований с общим охватом 1009 детей и подростков. Подготовлено 140 чемпионов, 303 призера. Приняли участие в выездных 27 соревнованиях (областные, зональные, Российские), в которых приняли участие 416 спортсменов, из них чемпионами стали 49 (12%) человек, призерами 102 (25%) человека. Выполнили норматив кандидата в мастера спорта 5 человек. Особое внимание в работе уделяется детям и подросткам из малообеспеченных и многодетных семей. В клубе по месту жительства микрорайона Железнодорожников занимается 5 подростков, состоящих на учете в ОДН. Следует отметить, что основная проблема вовлечения трудных подростков в занятия спортом состоит в низком материальном обеспечении (отсутствие формы/обуви для занятий определенным видом спорта, проезд, дополнительное питание), личных качествах подростка (плохая дисциплина, низкий уровень физической подготовки и слабое физическое здоровье), слабый контроль со стороны родителей и отсутствие мотивации в семье. Для привлечения детей и подростков к занятиям спортом необходимо широко использовать средства массовой информации в городе. Кроме того, необходимо увеличение финансирования на развитие материально-технической базы МОУ ДОД "ДЮСШ".
В МОУ ДОД "ЦДО "Кристалл" занимаются 913 человек в возрасте от 5 до 18 лет. В учреждении функционирует 28 объединений по 5 направлениям:
- художественно-эстетическое - 19 кружков (67,8%);
- культурологическое - 2 кружка (7,1%);
- спортивно-техническое - 4 (14,3%);
- социально-педагогическое - 2 (7,1%);
- эколого-биологическое - 1 (3,6%).
В учреждении создано единое воспитательное пространство. Содержание воспитания представлено в программе "Твори добро". В течение года активно работает детский совет "Смаил", который является инициатором коллективных творческих дел, благотворительных акций, игровых программ.
В учреждениях культуры (ДК "Строитель", ДК "Прометей" и др.) занято 745 человек.
Система общешкольных воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях представлена многообразием форм внеурочной воспитательной деятельности, в том числе традициями ОУ, что создает возможности для развития детской инициативы и творческой активности обучающихся. В течение первого полугодия 2010 - 2011 учебного года проведено 220 общешкольных воспитательных мероприятий. Средний охват участия воспитанников в общественной жизни школы составил 59%. Показатель творческой активности обучающихся составляет 64%. Результативность участия детей в мероприятиях различных уровней (муниципального - 42%, регионального - 38%, федерального - 25%) выше среднего и составляет от 25% до 42%.
При планировании воспитательной деятельности классные руководители учитывают взаимодействие с социумом. Коллективные выходы в музей, кинотеатр, культурные и спортивные походы обеспечивают включение школьника в разнообразную деятельность и формируют личность ребенка на основе духовно-нравственных ценностей. За первое полугодие текущего учебного года классными руководителями было организовано 560 коллективных походов (в среднем 3 коллективных выхода на одного классного руководителя за полугодие), показатель прошлого года увеличился на 76 мероприятий:
- музей, выставочный зал - 78;
- кинозал "Эра" - 28;
- библиотека - 43;
- ЦДО "Кристалл" - 31;
- экскурсии на предприятия города - 31;
- другие - 333 (коллективный выход в театр - 54, каток, лыжная база, горки - 104, КВН).
В образовательных учреждениях города при поддержке отдела образования выстроена система поиска и поддержки талантливых школьников, создается среда для проявления и развития способностей каждого ребенка. Система работы с одаренными детьми представлена мероприятиями по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое (викторины, работа по краеведению, поисковая работа);
- интеллектуальное (предметные олимпиады, конкурсы исследовательских работ, интеллектуальные игры и марафоны);
- спортивные соревнования;
- конкурсы по линии городских методических объединений ("Лингва", "Математическая карусель", брейн-ринг);
- мероприятия экологической направленности.
Традиционными формами работы являются: интеллектуальные и творческие конкурсы, предметные олимпиады, выставки, спортивные мероприятия, среди них предметные олимпиады, конкурс исследовательских работ и рефератов, конкурс "Лидер ученического самоуправления", "Ученик года", "Умники и умницы", фестиваль детского творчества "Ярмарка талантов", акция "Я - гражданин России", КВН, спортивные соревнования по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, мини-футболу, лыжам, настольному теннису, стритболу и другие.
В 2010 году 2508 школьников (48%) приняли участие в дистанционных конкурсах регионального, всероссийского, международного уровней: Международное тестирование по математике 4, 9, 11 кл. "Кенгуру+", Международный всероссийский игровой конкурс по истории "Золотое руно" (2 первых места по Ирк. обл., 2 первых места в России), Всероссийский международный игровой конкурс по математике "Кенгуру", Всероссийский игровой конкурс по естествознанию "Человек и природа", заочный отборочный интернет-тур "Место IT-технологий в современном мире" (on-line), областной молодежный фестиваль "Компьютерная галактика-2010", Международный дистанционный конкурс "Перспектива-2010" (6 место по России, 1 место - в регионе), Всероссийский конкурс по информатике "Инфознайка" (3 дипломанта), Всероссийский конкурс "Русский медвежонок".
3840 школьников приняли участие в различных спортивных мероприятиях. Результативность участия в областных соревнованиях такова: областные соревнования по легкоатлетическому кроссу (девушки - 2 м.), областные соревнования по баскетболу (юноши - 1 м.), областные соревнования по мини-футболу (девушки - 1 м.), областные соревнования по легкой атлетике (девушки - 3 м., юноши - 1 м.), зональные соревнования по мини-футболу (3 м.). По сводным результатам участия в областных соревнованиях команда муниципального образования - "город Тулун" заняла 2 место.
Реализуются новые формы с одаренными школьниками, так, в МОУ "Гимназия города Тулуна" разрабатываются индивидуальные "маршруты развития" одаренных детей. С целью научного руководства исследовательской деятельностью учащихся преподаватели гимназии поддерживают тесную связь с ИГУ, ВСГАО по проведению научных и исследовательских работ.
С целью выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки и развития познавательных интересов школьников ежегодно проходят предметные олимпиады. В 2010 году во всех ОУ проводился школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, в котором приняли участие 2162 человека, 1193 человека стали призерами, 588 - победителями.
В муниципальном этапе предметных олимпиад приняли участие 521 человек, стали призерами 117 человек, победителями - 52.
Количество обучающихся, участвующих в муниципальном этапе предметных олимпиад, увеличивается с каждым годом благодаря тому, что расширяется перечень предметов, по которым проводится олимпиада. В 2010 году муниципальный этап предметных олимпиад в первый раз проводился для обучающихся 7, 8 классов.
В 2010 году принять участие в региональном этапе предметных олимпиад были приглашены 37 обучающихся ОУ г. Тулуна. Приняли участие в региональном этапе предметной олимпиады 21 человек по следующим предметам: литература, право, ОБЖ, технология, английский язык, география, биология, математика.
Большое значение в повышении мотивации изучения предметов играет исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Ежегодно свои исследовательские работы на городском уровне представляют около 100 обучающихся (54 старшеклассника и 37 обучающихся начальной школы в 2010 году).
Для выявления и развития одаренных детей в образовательных учреждениях реализуются развивающие элективные курсы: "Интеллектика", "Проектная деятельность", "Развитие творческих способностей", "Эрудит". В 2010 году была организована работа 17 курсов.
Талантливые школьники поощряются стипендией мэра городского округа (20 школьников по 1,0 т.р.), стипендией им. Р.С.Кремнева за значительные успехи в области физики и математики (4 человека по 4,0 т.р.). Ежегодно чествуются обучающиеся, окончившие школу с золотой и серебряной медалями, проводится Слет отличников начальной школы, золотые медалисты направляются для участия в Губернаторском бале.
Дети с высокими лидерскими способностями имеют возможность проявить себя в работе школьных органов самоуправления. Охват школьников коллективной деятельностью составляет 72%. Актив школьного самоуправления составляет от 7 до 23% от общего количества обучающихся. Приобретая социальный опыт, обучающиеся всех школ города участвуют в различных социальных проектах, конкурсах: "Лидер ученического самоуправления", "Лучший добровольческий актив", "Школа ученического актива".
Развитию детских инициатив и повышению социальной активности школьников способствует создание и функционирование в образовательных учреждениях детских/молодежных общественных объединений и организаций. Участие в деятельности детского общественного объединения - ступень к полноценной гражданской деятельности, школа воспитания будущих граждан, становления лидеров. В течение трех лет наблюдается незначительный рост численности членов детских общественных организаций (с 5 до 18%):

┌───────────┬────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│Учебный год│  Кол-во детских и  │     Численность/% от общего кол-ва     │
│           │     молодежных     │              обучающихся               │
│           │    организаций     │                                        │
├───────────┼────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│2007 - 2008│8                   │272 - 5%                                │
├───────────┼────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│2008 - 2009│9 + филиалы МГЕР - 5│829 - 16%                               │
├───────────┼────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│2009 - 2010│8 + филиалы МГЕР - 7│863/18% кол-во ДОО - 725, филиалы МГЕР -│
│           │                    │138                                     │
├───────────┼────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│2010 - 2011│8 + филиалы МГЕР - 8│935/18% кол-во ДОО - 772, филиалы МГЕР -│
│           │                    │143, волонтеры - 20                     │
└───────────┴────────────────────┴────────────────────────────────────────┘

В основе программ детских общественных организаций - игровое взаимодействие. Позитивно ориентированная социальная деятельность детского объединения организуется посредством занятости и социальной направленности, уводит детей от негативного влияния общества. Результативностью деятельности общественных объединений является реализация социальных проектов и проведение акций (акция "Подари ребенку книжку и игрушку", проект "Новогодняя сказка" МОУ "Гимназия"; акция "65-летию Великой Победы - 65 оценок "5" МОУ "СОШ № 2", конкурсная программа "Деловые отношения" МОУ "СОШ № 2"; акция "Чистый лес", тимуровские десанты в помощь ветеранам ВОВ, телемарафон "Спасибо за жизнь", "Веселый урок здоровья" в ДОУ "Родничок", проводимый МОУ "СОШ № 20"; акции "Школьный портфель", "Доброе дело", социальные проекты "Брошенные дети", "Остров радости" МОУ "СОШ № 4"). В 2009 - 2010 учебном году лидеры детских общественных организаций (МОУ "Гимназия", МОУ СОШ № 2, 4) представляли результаты деятельности на Первом Байкальском детском форуме.
В 2009 - 2010 учебном году в ОУ проведена информационно-разъяснительная работа о сущности, формах, направлениях волонтерского движения. В МОУ "Гимназия", МОУ СОШ № 2, 7, 20 дан старт школьному волонтерскому движению. В данных образовательных учреждениях созданы группы волонтеров, общая численность которых составляет 20 человек.
Решая задачи организации досуговой деятельности обучающихся, образовательные учреждения особое внимание уделяют вопросу информированности родителей:
- об организации свободного времени детей;
- об условиях и возможностях системы дополнительного образования школьников;
- о результатах внеурочной деятельности и достижениях обучающихся.
Во всех общеобразовательных учреждениях города на общешкольных родительских собраниях проводится презентация объединений системы дополнительного образования (сентябрь, октябрь), на заседаниях школьных родительских комитетов предоставляются промежуточные и итоговые результаты внеурочной деятельности.
В целом система внеурочной деятельности в ОУ представлена многообразием форм воспитательных деятельности, содержанием дополнительного образования. Вовлечение детей и подростков в творческую, кружковую, общественную деятельность решает проблему организации свободного времени обучающихся.

Начальник отдела образования
Л.В.СЛОБОДЕНЮК




Официальная публикация в СМИ:
"Тулунский вестник", № 21, 12.05.2011


Решение Думы МО - "г. Тулун" от 27.04.2011 № 28Р/-ДГО
"О занятости детей и подростков во внеурочное время"

Решение
Приложение. Информация о занятости детей и подростков во внеурочное время

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru