АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2011 г. по делу № А36-1616/2011
Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2011 г., в полном объеме решение изготовлено 30 июня 2011 г.
Арбитражный суд в составе судьи Бессоновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бахаевым М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" Баринова А.А. об обязании МИФНС России № 2 по Липецкой области вернуть на расчетный счет заявителя сумму НДС в размере 135740 руб. на основании решения налогового органа № 354 от 24.01.2011 г. и взыскании процентов,
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя: Окунев М.Ю. - представитель по доверенности <...> (до перерыва),
от заинтересованного лица: Яскович С.Л. - представитель по доверенности <...> (до перерыва), Андропова К.А. - представитель по доверенности <...> (после перерыва),
установил:
Конкурсный управляющий ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" Баринов А.А. обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к МИФНС России № 2 по Липецкой области об обязании вернуть на расчетный счет заявителя сумму НДС в размере 135740 руб. на основании решения налогового органа № 354 от 24.01.2011 г. и взыскании 3359,57 руб. процентов.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, и указал, что истребуемая сумма НДС была зачтена в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В судебном заседании 29.06.2011 г. объявлен перерыв, слушание дела возобновлено 30.06.2011 г. в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дне и месте судебного разбирательства под роспись в протоколе судебного заседания.
Решением Арбитражного суд Липецкой области от 17 августа 2010 года по делу № А36-2767/2010 ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" (399747, Липецкая обл., Елецкий р-он, с. Казаки, п. Заводской, д. 13, ИНН 4807004392, ОГРН 1024800605708) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на 6 месяцев.
Определением Арбитражного суд Липецкой области от 17 августа 2010 года по вышеуказанному делу конкурсным управляющим ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" утвержден Баринов Александр Александрович, член НП СОАУ "Континент" (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, а/я 67).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 07 апреля 2011 года по делу № А36-2767/2010 срок конкурсного производства в отношении ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" был продлен до 17 августа 2011 года.
ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" (далее - заявитель, Общество) в соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком налога на добавленную стоимость.
20 октября 2010 года ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" представило в МИФНС России № 2 по Липецкой области налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2010 года, в которой было заявлено право на возмещение НДС в сумме 135 740 рублей 00 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, то она возмещается налогоплательщику в форме зачета или возврата. При этом обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется в ходе камеральной налоговой проверки.
Камеральная проверка по факту заявленного Обществом права на возмещение НДС была проведена налоговым органом в период с 20 октября 2010 года по 20 января 2011 года. По результатам проведенной проверки было вынесено решение от 24 января 2011 года № 354 о возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению (см. л.д. 15).
Письмом исх. № 115 от 27 апреля 2011 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы НДС в размере 135 740 рублей 00 коп., заявленной к возмещению, на расчетный счет Общества.
Поскольку сумма НДС, подлежащая возврату на расчетный счет Общества не была возвращена ввиду того, что инспекция 11.05.2011 г. произвела самостоятельный зачет в счет погашения задолженности по пеням и штрафам (см. л.д. 71 - 83), Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника. Распоряжение имуществом должника в конкурсном производстве производится в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве.
В соответствии со ст. 5 Закона о банкротстве все требования кредиторов, в т.ч. обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими.
Заявление о признании Общества банкротом было принято к производству Арбитражным судом Липецкой области 23 июля 2010 года.
Налоговая декларация, в которой было заявлено право Общества на возмещения НДС, была подана в налоговый орган за третий квартал 2010 года, т.е. за период, когда Общество уже находилось в процедуре конкурсного производства.
Согласно ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, за счет которой погашаются требования кредиторов должника, в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Таким образом, сумма НДС, подлежащая возмещению и выявленная налоговый органом в ходе конкурсного производства, также должна входить в конкурсную массу ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат", распоряжение которой производится исключительно конкурсным управляющим в интересах всех кредиторов должника в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве.
В соответствии со статьей 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, то она возмещается налогоплательщику в форме зачета или возврата.
При этом при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельный зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При отсутствии таковых недоимок у налогоплательщика сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Материалами дела установлено, что у Общества имеется текущая задолженность по уплате обязательных платежей. Вместе с тем, в отношении должников, находящихся в процедуре конкурсного производства, порядок осуществления налогового зачета, установленный ст. 176 НК РФ, следует применять с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве. Данный вывод правомерен, поскольку зачет представляет собой один из способов принудительного взыскания.
В силу положений п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, и текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства.
Однако в силу специального указания, содержащегося в п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном вышеуказанной статьей.
Таким образом, Законом о банкротстве установлен специальный порядок уплаты обязательных платежей предприятием, признанным банкротом.
В п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Это означает, что вопрос о взыскании налогов с налогоплательщика, объявленного решением суда банкротом и в отношении которого возбуждено конкурсное производство, должен решаться конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Очередность и порядок расчетов с кредиторами установлены ст. ст. 134 и 142 Закона о банкротстве. Очередность удовлетворения текущих требований установлена п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве, согласно которой, в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с указанным Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц; во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта; в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника; в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов (статья 142 Закона).
Судом установлено, что на дату совершения налоговым органом действий по самостоятельному зачету сумм переплаты в погашение задолженности по пени и штрафу, имелась текущая задолженность первой, второй и третьей очереди, превышающая сумму переплаты по НДС.
Более того, зачет произведен в счет оплаты задолженности по пени и штрафам, период образования которых налоговый орган не пояснил.
В этой связи действия налогового органа по проведению зачета по НДС в отношении Общества, находящегося в процедуре конкурсного производства, не соответствуют требованиям законодательства.
Пунктом 10 статьи 176 НК РФ установлено, что при нарушении сроков возврата заявленной к возмещению суммы НДС считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Порядок возмещения НДС регламентирован статьей 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
В отличие от статьи 89 НК РФ, устанавливающей порядок проведения выездных налоговых проверок, статья 88 НК РФ не предусматривает возможность продления срока проведения камеральной налоговой проверки либо приостановления ее проведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Одновременно с указанным решением налоговый орган должен принять решение о зачете (возврате) суммы налога (пункт 7 статьи 176 НК РФ).
Таким образом, именно истечение трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации является датой окончания камеральной проверки.
Данный вывод подтверждается и тем, что 12-дневный период по окончании проверки, в которой проценты не начисляются, складывается из семи рабочих дней, в течение которых в соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан принять решение, и пяти рабочих дней, предусмотренных пунктом 8 статьи 176 НК РФ, согласно которому поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством.
Из материалов дела следует и налоговым органом не отрицается, что декларацию по НДС Общество представило в налоговый орган 20.10.2010 г., поэтому установленный пунктом 2 статьи 88 НК РФ трехмесячный срок проведения камеральной проверки этой декларации истек 20.01.2011 г. Эта дата окончания проверки прямо указана налоговым органом как дата окончания проверки.
Таким образом, 12-й день, исчисляемый с учетом пункта 6 статьи 6.1 НК РФ в рабочих днях, с которого по условиям пункта 10 статьи 176 НК РФ Обществу должны быть начислены проценты, приходится на 07.02.2011 г.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Таким образом, расчет процентов за нарушение сроков возврата НДС следующий: количество дней просрочки (с 07 февраля 2011 года по 18 мая 2011 года) составляет 101 день, ставка рефинансирования - 8,25%. Итого: 135740 x 101 x (8,25 / 36000) = 3 142 рубля.
При обращении в суд заявитель ходатайствовал о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины. Соответствующим определением суда подобная отсрочка до вынесения судебного акта по настоящему спору была предоставлена Обществу.
В этой связи, принимая во внимание положения ст. 333.37 НК РФ, суд не усматривает оснований для взыскания с налогового органа государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 100 - 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Липецкой области (адрес: Липецкая обл., г. Елец., п. Строитель, д. 19а, ОГРН 1044800044222) за счет средств соответствующего бюджета в пользу закрытого акционерного общества "Казацкий крахмало-паточный комбинат" (ОГРН 1024800605708) 135740 руб. - сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, а также 3142 руб. процентов за ее несвоевременный возврат за период с 07.02.2011 г. по 18.05.2011 г.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Данное решение в месячный срок может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, по истечении данного срока - в суд кассационной инстанции.
Судья
Е.В.БЕССОНОВА