Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2011 г. по делу № А36-1616/2011

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2011 г., в полном объеме решение изготовлено 30 июня 2011 г.
Арбитражный суд в составе судьи Бессоновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бахаевым М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" Баринова А.А. об обязании МИФНС России № 2 по Липецкой области вернуть на расчетный счет заявителя сумму НДС в размере 135740 руб. на основании решения налогового органа № 354 от 24.01.2011 г. и взыскании процентов,
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя: Окунев М.Ю. - представитель по доверенности <...> (до перерыва),
от заинтересованного лица: Яскович С.Л. - представитель по доверенности <...> (до перерыва), Андропова К.А. - представитель по доверенности <...> (после перерыва),

установил:

Конкурсный управляющий ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" Баринов А.А. обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к МИФНС России № 2 по Липецкой области об обязании вернуть на расчетный счет заявителя сумму НДС в размере 135740 руб. на основании решения налогового органа № 354 от 24.01.2011 г. и взыскании 3359,57 руб. процентов.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, и указал, что истребуемая сумма НДС была зачтена в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В судебном заседании 29.06.2011 г. объявлен перерыв, слушание дела возобновлено 30.06.2011 г. в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дне и месте судебного разбирательства под роспись в протоколе судебного заседания.
Решением Арбитражного суд Липецкой области от 17 августа 2010 года по делу № А36-2767/2010 ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" (399747, Липецкая обл., Елецкий р-он, с. Казаки, п. Заводской, д. 13, ИНН 4807004392, ОГРН 1024800605708) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на 6 месяцев.
Определением Арбитражного суд Липецкой области от 17 августа 2010 года по вышеуказанному делу конкурсным управляющим ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" утвержден Баринов Александр Александрович, член НП СОАУ "Континент" (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, а/я 67).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 07 апреля 2011 года по делу № А36-2767/2010 срок конкурсного производства в отношении ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" был продлен до 17 августа 2011 года.
ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" (далее - заявитель, Общество) в соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком налога на добавленную стоимость.
20 октября 2010 года ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат" представило в МИФНС России № 2 по Липецкой области налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2010 года, в которой было заявлено право на возмещение НДС в сумме 135 740 рублей 00 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, то она возмещается налогоплательщику в форме зачета или возврата. При этом обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется в ходе камеральной налоговой проверки.
Камеральная проверка по факту заявленного Обществом права на возмещение НДС была проведена налоговым органом в период с 20 октября 2010 года по 20 января 2011 года. По результатам проведенной проверки было вынесено решение от 24 января 2011 года № 354 о возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению (см. л.д. 15).
Письмом исх. № 115 от 27 апреля 2011 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы НДС в размере 135 740 рублей 00 коп., заявленной к возмещению, на расчетный счет Общества.
Поскольку сумма НДС, подлежащая возврату на расчетный счет Общества не была возвращена ввиду того, что инспекция 11.05.2011 г. произвела самостоятельный зачет в счет погашения задолженности по пеням и штрафам (см. л.д. 71 - 83), Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника. Распоряжение имуществом должника в конкурсном производстве производится в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве.
В соответствии со ст. 5 Закона о банкротстве все требования кредиторов, в т.ч. обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими.
Заявление о признании Общества банкротом было принято к производству Арбитражным судом Липецкой области 23 июля 2010 года.
Налоговая декларация, в которой было заявлено право Общества на возмещения НДС, была подана в налоговый орган за третий квартал 2010 года, т.е. за период, когда Общество уже находилось в процедуре конкурсного производства.
Согласно ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, за счет которой погашаются требования кредиторов должника, в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Таким образом, сумма НДС, подлежащая возмещению и выявленная налоговый органом в ходе конкурсного производства, также должна входить в конкурсную массу ЗАО "Казацкий крахмало-паточный комбинат", распоряжение которой производится исключительно конкурсным управляющим в интересах всех кредиторов должника в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве.
В соответствии со статьей 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, то она возмещается налогоплательщику в форме зачета или возврата.
При этом при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельный зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При отсутствии таковых недоимок у налогоплательщика сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Материалами дела установлено, что у Общества имеется текущая задолженность по уплате обязательных платежей. Вместе с тем, в отношении должников, находящихся в процедуре конкурсного производства, порядок осуществления налогового зачета, установленный ст. 176 НК РФ, следует применять с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве. Данный вывод правомерен, поскольку зачет представляет собой один из способов принудительного взыскания.
В силу положений п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, и текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства.
Однако в силу специального указания, содержащегося в п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном вышеуказанной статьей.
Таким образом, Законом о банкротстве установлен специальный порядок уплаты обязательных платежей предприятием, признанным банкротом.
В п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Это означает, что вопрос о взыскании налогов с налогоплательщика, объявленного решением суда банкротом и в отношении которого возбуждено конкурсное производство, должен решаться конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Очередность и порядок расчетов с кредиторами установлены ст. ст. 134 и 142 Закона о банкротстве. Очередность удовлетворения текущих требований установлена п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве, согласно которой, в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с указанным Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц; во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта; в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника; в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов (статья 142 Закона).
Судом установлено, что на дату совершения налоговым органом действий по самостоятельному зачету сумм переплаты в погашение задолженности по пени и штрафу, имелась текущая задолженность первой, второй и третьей очереди, превышающая сумму переплаты по НДС.
Более того, зачет произведен в счет оплаты задолженности по пени и штрафам, период образования которых налоговый орган не пояснил.
В этой связи действия налогового органа по проведению зачета по НДС в отношении Общества, находящегося в процедуре конкурсного производства, не соответствуют требованиям законодательства.
Пунктом 10 статьи 176 НК РФ установлено, что при нарушении сроков возврата заявленной к возмещению суммы НДС считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Порядок возмещения НДС регламентирован статьей 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
В отличие от статьи 89 НК РФ, устанавливающей порядок проведения выездных налоговых проверок, статья 88 НК РФ не предусматривает возможность продления срока проведения камеральной налоговой проверки либо приостановления ее проведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Одновременно с указанным решением налоговый орган должен принять решение о зачете (возврате) суммы налога (пункт 7 статьи 176 НК РФ).
Таким образом, именно истечение трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации является датой окончания камеральной проверки.
Данный вывод подтверждается и тем, что 12-дневный период по окончании проверки, в которой проценты не начисляются, складывается из семи рабочих дней, в течение которых в соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан принять решение, и пяти рабочих дней, предусмотренных пунктом 8 статьи 176 НК РФ, согласно которому поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством.
Из материалов дела следует и налоговым органом не отрицается, что декларацию по НДС Общество представило в налоговый орган 20.10.2010 г., поэтому установленный пунктом 2 статьи 88 НК РФ трехмесячный срок проведения камеральной проверки этой декларации истек 20.01.2011 г. Эта дата окончания проверки прямо указана налоговым органом как дата окончания проверки.
Таким образом, 12-й день, исчисляемый с учетом пункта 6 статьи 6.1 НК РФ в рабочих днях, с которого по условиям пункта 10 статьи 176 НК РФ Обществу должны быть начислены проценты, приходится на 07.02.2011 г.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Таким образом, расчет процентов за нарушение сроков возврата НДС следующий: количество дней просрочки (с 07 февраля 2011 года по 18 мая 2011 года) составляет 101 день, ставка рефинансирования - 8,25%. Итого: 135740 x 101 x (8,25 / 36000) = 3 142 рубля.
При обращении в суд заявитель ходатайствовал о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины. Соответствующим определением суда подобная отсрочка до вынесения судебного акта по настоящему спору была предоставлена Обществу.
В этой связи, принимая во внимание положения ст. 333.37 НК РФ, суд не усматривает оснований для взыскания с налогового органа государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 100 - 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Липецкой области (адрес: Липецкая обл., г. Елец., п. Строитель, д. 19а, ОГРН 1044800044222) за счет средств соответствующего бюджета в пользу закрытого акционерного общества "Казацкий крахмало-паточный комбинат" (ОГРН 1024800605708) 135740 руб. - сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, а также 3142 руб. процентов за ее несвоевременный возврат за период с 07.02.2011 г. по 18.05.2011 г.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Данное решение в месячный срок может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, по истечении данного срока - в суд кассационной инстанции.

Судья
Е.В.БЕССОНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2011 по делу № А36-1616/2011
<Исковые требования о взыскании суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, самостоятельно зачтенной налоговым органом в счет погашения задолженности ответчика по пеням и штрафам, а также процентов за ее несвоевременный возврат удовлетворены, поскольку сумма НДС, подлежащая возмещению и выявленная налоговым органом в ходе конкурсного производства, также должна входить в конкурсную массу заявителя, распоряжение которой производится исключительно конкурсным управляющим в интересах всех кредиторов должника в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru