Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2011 г. № 05-05/1507

Резолютивная часть решения оглашена 9 марта 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № А 27-07/10 по признакам нарушения Комитетом лесов Республики Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Первомайская, дом 78, частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), государственным учреждением Республики Коми "У", место нахождения: <...>, частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

установила:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по результатам рассмотрения заявления от 24.06.2010 И.Б., место жительства: <...>, и поручения Прокурора Усть-Куломского района от 30.06.2010 № 1-р-2010/1464, к которому приложено заявление индивидуального предпринимателя И.Б., аналогичное указанному заявлению.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет лесов РК), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Первомайская, дом 78, государственное учреждение Республики Коми "У" (далее - ГУ РК "Усть-Куломское лесничество"), место нахождения: <...>.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" (далее - Администрация МО МР "Усть-Куломский"), место нахождения: Республика Коми, село Усть-Кулом, улица Советская, дом 37.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель П.В., место жительства: <...>.
Постановлением Главы муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" - руководителем администрации района от 20.10.2009 № 1141 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Об обеспечении населения и муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" топливными дровами и лесо-(пило) материалами на 2010 год" утверждена муниципальная целевая программа "Об обеспечении населения и муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" топливными дровами и лесо-(пило) материалами на 2010 год (далее - Муниципальная целевая программа об обеспечении населения и муниципальных учреждений МО МР "Усть-Куломский" топливными дровами и лесо-(пило) материалами на 2010 год). Постановлением Главы муниципального района "Усть-Куломский" - руководителем администрации района от 13.01.2010 № 8 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" - руководителем администрации района от 20.10.2009 № 1141 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Об обеспечении населения и муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" топливными дровами и лесо-(пило) материалами на 2010 год" Муниципальная целевая программа об обеспечении населения и муниципальных учреждений МО МР "Усть-Куломский" топливными дровами и лесо-(пило) материалами на 2010 год изменена и дополнена.
Основными задачами Муниципальной целевой программы об обеспечении населения и муниципальных учреждений МО МР "Усть-Куломский" топливными дровами и лесо-(пило) материалами на 2010 год явились обеспечение топливными дровами и лесо-(пило-) материалами населения и муниципальных предприятий МО МР "Усть-Куломский", поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории МО МР "Усть-Куломский".
Было объявлено 05.06.2010 о проведении 22.06.2010 открытого аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по Усть-Куломскому лесничеству по 5 лотам для реализации Муниципальной целевой программы об обеспечении населения и муниципальных учреждений МО МР "Усть-Куломский" топливными дровами и лесо-(пило) материалами на 2010 год (далее - аукцион). Организатором аукциона явился Комитет лесов РК. Комитетом лесов РК утверждена аукционная комиссия. В состав аукционной комиссии вошли представители ГУ РК "У", Администрации МО МР "Усть-Куломский". Заявки на участие в аукционе должны были быть поданы не позднее 18.06.2010 12 час. 00 мин., задатки должны были быть внесены до 17.06.2010.
Предметом аукциона по лоту № 1 явилось право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в квартале 79, делянке 2 Усть-Куломского участкового лесничества.
Данные обстоятельства следуют из материалов дела, в том числе из извещения о проведении аукциона, подтверждены лицами, участвующими в деле на заседаниях Комиссии.
На участие в аукционе по лоту № 1 заявки были поданы 08.06.2010 индивидуальным предпринимателем П.В. и 18.06.2010 до 12 час. 00 мин. индивидуальным предпринимателем И.Б.
Соответствующее обстоятельство следует из заявки на участие в аукционе индивидуального предпринимателя П.В. от 08.06.2010, индивидуального предпринимателя И.Б. от 18.06.2010, протокола приема заявок на участие в аукционе от 18.06.2010, отчета о результатах аукциона от 22.06.2010.
К участию в аукционе по лоту № 1 был допущен индивидуальный предприниматель П.В., не был допущен индивидуальный предприниматель И.Б.
Данное обстоятельство следует из протокола приема заявок на участие в аукционе от 18.06.2010, подтверждено лицами, участвующими в деле на заседаниях Комиссии.
Аукцион по лоту № 1 признан несостоявшимся в связи с отказом в допуске к участию в аукционе по соответствующему лоту индивидуального предпринимателя И.Б. Между Комитетом лесов РК и индивидуальным предпринимателем П.В. - единственным участником аукциона по лоту № 1 заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 18 от 22.06.2010.
Соответствующие обстоятельства следуют из материалов дела, подтверждены лицами, участвующими в деле на заседаниях Комиссии.
Основанием отказа в допуске к участию в аукционе индивидуального предпринимателя И.Б. явилось отсутствие у него государственной регистрации на территории Усть-Куломского района.
Данное обстоятельство следует из протокола приема заявок на участие в аукционе от 18.06.2010, уведомления от 21.06.2010 № 474, не опровергнуто представителем ответчика - Комитета лесов РК, заинтересованного лица - Администрации МО МР "Усть-Куломский" на заседаниях Комиссии.
По утверждению индивидуального предпринимателя И.Б., основание отказа в допуске его к участию в аукционе по лоту № 1 в связи с отсутствием у него государственной регистрации на территории Усть-Куломского района неправомерно.
По мнению Комитета лесов РК, Администрации МО МР "Усть-Куломский", основание отказа в допуске индивидуального предпринимателя И.Б. к участию в аукционе по лоту № 1 правомерно исходя из следующего. Целью проведения аукциона явилась реализация Муниципальной целевой программы об обеспечении населения и муниципальных учреждений МО МР "Усть-Куломский" топливными дровами и лесо-(пило) материалами на 2010 год. Одной из целей реализации Программы явилась поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории МО МР "Усть-Куломский", а у индивидуального предпринимателя И.Б. в установленный период подачи заявок на участие в аукционе отсутствовала государственная регистрация на территории Усть-Куломского района.
Частью 1 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрено, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 2 статьи 77 Лесного кодекса установлено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса.
Статьей 19 Лесного кодекса регламентированы мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 30 Лесного кодекса регламентирована заготовка гражданами древесины для собственных нужд.
Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений определены статьей 78 Лесного кодекса.
Частью 1 статьей 78 Лесного кодекса предусмотрено, что договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Организации аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентированы статьей 79 Лесного кодекса.
Частью 1 статьи 79 Лесного кодекса установлено, что организатором аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.
Частью 2 статьи 79 Лесного кодекса определено, что продавцами права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организации и проведению соответствующих аукционов.
Комитет лесов РК по пункту 1 Положения о Комитете лесов Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 25.06.2009 № 63 "О Комитете лесов Республики Коми" (далее - Положение о Комитете лесов РК) является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции в пределах своей компетенции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми.
Комитет лесов РК в соответствии с подпунктом 8 пункта 5 Положения о Комитете лесов РК предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает в установленном порядке договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы.
Организатором аукциона явился Комитет лесов РК.
Частью 8 статьи 79 Лесного кодекса предусмотрено, что основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:
1) представление заявки, не соответствующей установленным требованиям;
2) представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;
3) осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур банкротства;
4) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Частью 9 статьи 79 Лесного кодекса установлено, что отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не установленным частью 8 настоящей статьи, не допускается.
Частью 10 статьи 79 Лесного кодекса определено, что в заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.
Частью 11 статьи 79 Лесного кодекса предусмотрено, что к заявке на участие в аукционе прикладываются:
1) выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки;
2) документы, подтверждающие факт внесения задатка.
Частью 12 статьи 79 Лесного кодекса установлено, что организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в части 11 статьи 79 Лесного кодекса.
Основания отказа в допуске к участию в аукционе по лоту № 1 индивидуального предпринимателя И.Б., предусмотренные частью 8 статьи 79 Лесного кодекса, отсутствуют.
Индивидуальному предпринимателю И.Б. отказано в допуске к участию в аукционе по лоту № 1 в связи с отсутствием государственной регистрации на территории Усть-Куломского района.
Отказ в допуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в связи с отсутствием у заявителя государственной регистрации Лесным кодексом, в том числе частью 8 статьи 79 Лесного кодекса, не предусмотрен.
Отказ в допуске к участию в аукционе по лоту № 1 индивидуального предпринимателя И.Б. осуществлен по основанию, не установленному частью 8 статьи 79 Лесного кодекса.
Такой отказ в допуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений является нарушением части 9 статьи 79 Лесного кодекса.
Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция-соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Действия Комитета лесов РК в виде отказа в допуске индивидуального предпринимателя И.Б. к участию в аукционе по лоту № 1 могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке заготовки древесины в МО МР "Усть-Куломский", в том числе посредством неправомерного ограничения доступа на такой товарный рынок соответствующего хозяйствующего субъекта. Комитетом лесов РК допущено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комитет лесов РК является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Отказ в допуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по основанию, не установленному частью 8 статьи 79 Лесного кодекса, является непредусмотренным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничением доступа к участию в торгах.
Действия Комитета лесов РК в виде отказа в допуске индивидуального предпринимателя И.Б. к участию в аукционе по лоту № 1 представляют собой непредусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в аукционе по соответствующему лоту.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать Комитет лесов РК нарушившим:
- часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части действий в виде отказа в допуске индивидуального предпринимателя И.Б. к участию в аукционе по лоту № 1, которые могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке заготовки древесины в МО МР "Усть-Куломский";
- часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части непредусмотренного федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничения доступа к участию в аукционе по лоту № 1.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу отдела контроля органов власти Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Управления ФАС РФ по Республике Коми от 23.03.2011 № 05-05/1507
<О нарушении антимонопольного законодательства в части отказа в допуске к участию в открытом аукционе>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru