УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2011 г. по делу № 196-АМЗ-2010
Резолютивная часть решения оглашена 10 марта 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Чагиной Г.В. - начальника отдела контроля органов власти и размещения заказа
Ющенко А.В. - заместителем начальника отдела контроля органов власти и размещения заказа,
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказа,
при участии в деле:
от Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом:
- Н. (по доверенности),
от ООО "Н.":
- К. (по доверенности),
рассмотрев дело № 196-АМЗ-2010, возбужденное по признакам нарушения Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО "Н." (далее - Общество) о препятствовании и навязывании невыгодных условий администрацией г. Чебоксары в заключении договора аренды нежилого помещения № 1, общей площадью 70,6 кв. м, расположенного на первом этаже трехэтажного кирпичного дома по ул. К.Маркса, 19/7.
В заседании Комиссии представитель Общества сообщила, что договор аренды нежилого помещения № 1, общей площадью 70,6 кв. м, расположенного на первом этаже трехэтажного кирпичного дома по ул. К.Маркса, 19/7 с Обществом до настоящего времени не заключен.
В заседании Комиссии представитель Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом (далее - Горкомимущество), сообщила, что для квалификации нормы антимонопольного законодательства необходимо наличии совокупности действий, которые приводят к нарушению требований Закона о защите конкуренции. По мнению Горкомимущества в данном случае антимонопольным органом могут рассматриваться только действия по препятствованию в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, а Горкомимущество своими действиями не препятствует в осуществлении деятельности Обществу, в силу того, что Общество занимает помещение № 1 общей площадью 70,6 кв. м, расположенное на первом этаже трехэтажного кирпичного дома по ул. К.Маркса, 19/7 и не заключение договора аренды не препятствует в осуществлении Обществом предпринимательской деятельности.
Горкомимущество неоднократно направляло письма в адрес Общества о заключении договора аренды на предложенных условиях, однако никакого понуждения к подписанию договора аренды со стороны органа местного самоуправления не было.
Поскольку данный договор заключается не по итогам проведения торгов, то те условия, которые предложены Обществу, не являются обязательными и существует норма гражданского законодательства, которая предусматривает досудебный порядок урегулирования и судебный порядок урегулирования при возникновении спора по условиям договора. При этом если лицо не согласно с условиями предложенного договора оно вправе представить протокол разногласия, что ни разу не было сделано Обществом.
По мнению представителя Горкомимущества в связи с тем, что в действиях Горкомимущества отсутствуют нарушения, которые препятствовали бы в осуществлении Обществу предпринимательской деятельности, то дело подлежит прекращению.
В заседании Комиссии представитель Общества сообщила, что Общество не согласно с тем, что Горкомимущество не препятствует в осуществлении предпринимательской деятельности, т.к. отсутствие договора аренды, по сути, ставит Общество в бесправное положение, когда у Общества нет никаких прав на данное помещение, и существует ежедневная угроза освобождения занимаемого Обществом помещения.
Кроме того, требования Горкомимущества по арендной плате и оценки имущества, по мнению Общества не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Представитель Горкомимущество сообщила, что в настоящее время Горкомимущество проводит оценку данного муниципального имущества, после чего будет предложено Обществу заключить договор аренды на условиях проведенной оценки.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей по делу, приходит к следующему.
Чувашское УФАС России в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции решением от 12.05.2010 № 06-08/2123 выдало администрации г. Чебоксары согласие на предоставление муниципальной преференции ООО "Н." на заключение договора аренды сроком на 5 лет нежилого помещения № 1, общей площадью 70,6 кв. м, расположенного на первом этаже трехэтажного кирпичного дома по ул. К.Маркса, 19/7.
Распоряжением от 25.05.2010 № 1625-р "О передаче ООО "Н." в аренду нежилого помещения по ул. К.Маркса, 19/7" администрация г. Чебоксары передала в аренду ООО "Н." на срок до пяти лет нежилое помещение № 1, общей площадью 70,6 кв. м, расположенное на первом этаже трехэтажного кирпичного дома по ул. К.Маркса, 19/7 для размещения розничной торговли сувенирами, изделиями художественных промыслов.
Уполномоченным органом администрации г. Чебоксары на заключение договоров аренды в отношении нежилых помещений является Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом.
Общество письмом от 08.07.2010 № 2990 обратилось в Горкомимущество о внесении изменений в проект договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности г. Чебоксары по ул. К.Маркса, д. 19/7.
Горкомимущество в своем письме от 22.07.2010 № 039-3641 сообщило, что в соответствии с Положением
о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары, утвержденным Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 4 февраля 1999 года № 550 (далее - Положение) нежилые помещения предоставляются в аренду при условии приобретения потенциальными арендаторами права аренды.
Горкомимущество письмом от 17.09.2010 № 039-4639 направило в адрес Общества приложение № 2 к проекту договору аренды нежилого помещения муниципальной собственности г. Чебоксары по ул. К.Маркса, д. 19/7 и просило ускорить процесс подписания договора аренды. Согласно Приложению № 2 к договору аренды арендатор приобретает право аренды в сумме 60500 руб. и осуществляет арендную плату в соответствии расчетной таблицей величины арендной платы в сумме 10074,80 руб. ежемесячно.
Комиссия Чувашского УФАС России 19.04.2010 по делу
№ 18-АМЗ-2010 вынесла решение, в котором установлено, что Положение
о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары Чувашской Республики, утвержденное Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 04.02.1999 № 550 противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
При этом в деле № 18-АМЗ-2010 Комиссия антимонопольного органа установила, что статей 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) устанавливается обязательность проведения оценки объектов в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки в целях передачи в аренду муниципального имущества.
Кроме того, действующим законодательством, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), не предусмотрен такой вид договора как договор купли-продажи права на аренду муниципального имущества, поскольку в соответствии со статьей 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне.
Данное решение антимонопольного органа было обжаловано Чебоксарским городским Собранием депутатов в Арбитражном суде Чувашской Республики.
В соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.01.2011 по делу А79-4246/2010, постановлением Первого апелляционного арбитражного суда от 20.10.2010 по делу А79-4246/2010, решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.08.2010 по делу
№ А79-4246/2010 об отказе Чебоксарскому городскому Собранию депутатов в удовлетворении заявления к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании недействительными решения
и предписания от 19.04.2010 № 18-АМЗ-2010 вступило в законную силу.
Таким образом, суды трех инстанций подтвердили законность вынесенного Чувашским УФАС России решения
по делу № 18-АМЗ-2010.
Следовательно, требование Горкомимущества по оплате денежных средств на приобретение права аренды в сумме 60500 рублей незаконно и необоснованно.
Горкомимущество письмом от 21.12.2010 № 039-7334 в соответствии с Положением
о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары, утвержденным Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 ноября 2010 года № 42 предложило в недельный срок выразить намерения о заключении договора аренды на условиях проведения оценки рыночной стоимости арендной платы в порядке, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации и внести плату в размере 70523,60 рублей за период с 25.05.2010 по 24.12.2010.
Письмом от 11.01.2011 № 039-12 Госкомимущество предложило Обществу срочно сообщить о согласии возмещения Горкомимуществу расходов по проведению мероприятий по оценке рыночной стоимости арендной платы за вышеуказанное нежилое помещение.
Письмом от 19.01.2011 № 039-131 Горкомимущество повторно предложило Обществу рассмотреть вопрос возмещения расходов по проведению мероприятий по оценке рыночной стоимости арендной платы нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 4.1
Положения о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары, утвержденным Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 ноября 2010 года № 42 арендатор несет расходы на оплату отчета о рыночной стоимости нежилого помещения.
Само Положение
о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары, утвержденным Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 ноября 2010 года № 42 принято Решением Чебоксарским городским Собранием депутатов во исполнение предписания Комиссии Чувашского УФАС России по делу
№ 18-АМЗ-2010.
При осуществлении государственного контроля за исполнением выданного органу местного самоуправления предписания, Чувашское УФАС России установила, что исполнение предписания в виде установления нового Положения
о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары также противоречит требованиями антимонопольного законодательства в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Из анализа норм ГК РФ и Закона об оценочной деятельности вытекает, что оценку муниципального имущества обязан производить собственник этого имущества, при этом денежные средства от использования муниципального имущества - арендная плата - поступает в муниципальную казну.
Таким образом, Комиссия считает, что требование Горкомимущества об оплате расходов, связанных с проведение обязательной для муниципального имущества оценки с хозяйствующего субъекта, неправомерно и необоснованно.
Довод Горкомимущества о том, что Общество занимает данное помещение и осуществляет свою предпринимательскую деятельность, что по мнению Горкомимущества служит доказательством того, что никаких препятствовании со стороны органа местного самоуправления нет, Комиссия не может принять во внимание в силу того, что нахождение Общества без договорных отношений в помещении муниципальной собственности ставит данное Общество вне правового регулирования.
Пунктом 2 распоряжения администрации г. Чебоксары от 25.05.2010 № 1625-р "О передаче ООО "Н." в аренду нежилого помещения по ул. К.Маркса, 19/7" установлены условия передачи помещения, в том числе в месячный срок обеспечить регулярную уборку прилегающей к помещению территории с вывозом твердо-бытовых отходов, мусора и снега за счет собственных средств, заключить договоры с соответствующими структурами в месячной срок с момента подписания настоящего распоряжения и т.д.
В пункте 3 распоряжения администрации г. Чебоксары от 25.05.2010 № 1625-р "О передаче ООО "Н." в аренду нежилого помещения по ул. К.Маркса, 19/7" установлено, что невыполнение, выполнение в неполном объеме или несвоевременное выполнение указанных в пункте 2 настоящего распоряжения условий является основанием для отмены настоящего распоряжения, расторжения договора аренды и выселения Арендатора из помещения без возврата внесенных сумм.
Таким образом, осуществление Обществом предпринимательской деятельности в помещении муниципальной собственности без заключенного договора аренды создает постоянную угрозу по прекращению осуществления предпринимательской деятельности и, следовательно, деятельность самого хозяйствующего субъекта.
Следовательно, у Общества существует постоянная угроза прекращения предпринимательской деятельности, без законной возможности обжаловать действия органа местного самоуправления в суде, так как отсутствует предмет спора - договор аренды.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что длительное бездействие со стороны Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом по незаключению договора аренды на нежилое помещение № 1, общей площадью 70,6 кв. м, расположенного на первом этаже трехэтажного кирпичного дома по ул. К.Маркса, 19/7, предоставленного ООО "Н." согласно распоряжения администрации г. Чебоксары от 25.05.2010 № 1625-р "О передаче ООО "Н." в аренду нежилого помещения по ул. К.Маркса, 19/7", а также действий Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом по требованию оплаты права аренды и расходов на проведение оценки рыночной стоимости объекта недвижимого муниципальной собственности, которые не предусмотрены действующим законодательством, препятствуют в осуществлении предпринимательской деятельности ООО "Н.", что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При сложившихся обстоятельствах, Комиссия считает необходимым выдать Горкомимуществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
решила:
1. Признать Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ
Члены Комиссии
Г.В.ЧАГИНА
А.В.ЮЩЕНКО
Н.А.ДАВЫДОВА
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
от 18 марта 2011 г. по делу № 196-АМЗ-2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Чагиной Г.В. - начальника отдела контроля органов власти и размещения заказа
Ющенко А.В. - заместителем начальника отдела контроля органов власти и размещения заказа,
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказа,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 18.03.2011 по делу № 196-АМЗ-2010 о нарушении Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом:
1. Прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок до 15 апреля 2011 года путем:
- отзыва писем от 11.01.2011 № 039-12 и от 19.01.2011 № 039-131;
- заключения с ООО "Н." договора аренды нежилого помещения № 1, общей площадью 70,6 кв. м, расположенного на первом этаже трехэтажного кирпичного дома по ул. К.Маркса, 19/7 на условиях, установленных действующим законодательством.
2. Об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Чувашское УФАС России до 20 апреля 2011 года.
Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ
Члены Комиссии
Г.В.ЧАГИНА
А.В.ЮЩЕНКО
Н.А.ДАВЫДОВА
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.