Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2011 г. по делу № 03-08/2011

Новгородский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Есаковой С.В.,
при секретаре - С.И.,
с участием прокурора - Захаровой Н.Е.,
с участием представителей заинтересованных лиц - Администрации Новгородской области - П.Н., С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новгородской области о частичном оспаривании Постановления Администрации Новгородской области "О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" № 628 от 24 декабря 2010 года,

установил:

Постановлением Администрации Новгородской области № 628 от 24 декабря 2010 года "О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год", опубликованным в областной газете "Новгородские ведомости" № 3 от 9 февраля 2011 года, утверждена территориальная Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее по тексту - Территориальная Программа).
Прокурор Новгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеназванного постановления в части слов: "6432,6 руб." в абзаце пятом "Подушевой норматив финансирования Программы (в расчете на одного человека в год)" и "3333,4 руб." в абзаце шестом "в том числе за счет средств областного фонда ОМС" раздела "Объемы и источники финансирования Программы" в Паспорте Территориальной Программы; в части слов: "6432,6 руб." в строке 1 "Утвержденная стоимость Программы на одного жителя" таблицы № 1 приложения № 1 "Мероприятия по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2011 год" Территориальной Программы; в части слов: "137,3" руб. в строке 11, "786,0" руб. в строке 12, "378,5" руб. в строке 13 графы 6 таблицы № 2 приложения № 1 Территориальной Программы.
В обоснование заявления прокурор указывает, что оспариваемые им нормы устанавливают заниженные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения по сравнению с аналогичными нормативами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" (далее по тексту - Федеральная Программа), что нарушает права граждан, проживающих на территории Новгородской области, на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего объема и качества, нарушает интересы государственных и муниципальных медицинских учреждений на возмещение расходов по обслуживанию пациентов из соответствующего бюджета.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении мотивам.
Представители Администрации Новгородской области с заявлением не согласились, ссылаясь на то, что в оспариваемой части Постановление Администрации области принято с соблюдением требований федерального законодательства, в пределах предоставленных Администрации области полномочий и с учетом Федеральной Программы. Кроме того, указывали на невозможность в настоящее время в полном объеме установить соответствующие Федеральной Программе нормативы финансирования Территориальной Программы ввиду дефицита областного бюджета на 2011 год.
Выслушав объяснения прокурора и представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее по тексту - Основы об охране здоровья граждан) предусмотрено, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 16 статьи 5 и пункту 4 статьи 6 Основ об охране здоровья граждан, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, а к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 22 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании Российской Федерации" (№ 1499-1 от 28 июня 1991 г.) базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации). На основе базовой программы органы государственного управления областей утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
В соответствии со статьей 20.1 Основ об охране здоровья граждан Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования.
В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи (часть 2 статьи 20.1 Основ).
Утверждение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи (часть 5 статьи 20.1 Основ).
Таким образом, вопрос об установлении государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и утверждение соответствующей Программы находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому Территориальная Программа должна соответствовать Программе, утвержденной Правительством Российской Федерации, в том числе и в части нормативов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования.
При этом, как следует из анализа приведенных выше законодательных и нормативных правовых актов, объем и условия оказания медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в федеральной (базовой) программе. При ином толковании приведенных актов терялся бы смысл разработки и утверждения Федеральной Программы и снижался бы уровень правовых гарантий прав граждан в области объема бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодателем.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ постановлением от 4 октября 2010 года № 782 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, которой установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь.
Разделом V "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь" Федеральной Программы определены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Федеральной Программой в 2011 году за счет средств обязательного медицинского страхования, и в среднем составляют:
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций (соответствующих структурных, подразделений) - 218,1 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478,0 рубля;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях (соответствующих структурных подразделениях) - 1380,6 рубля.
Между тем, в Территориальной Программе, утвержденной Постановлением Администрации Новгородской области № 628 от 24 декабря 2010 года, установлены иные - ниже базовых показателей - нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Так, в строках 11 - 13 графы 6 таблицы № 2 приложения № 1 Территориальной Программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в 2011 году за счет средств обязательного медицинского страхования составляют:
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций (соответствующих структурных подразделений) - 137,3 рубля (федеральный норматив 218,1 рубля);
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 378,5 рубля (федеральный норматив 478,0 рубля);
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях (соответствующих структурных подразделениях) - 786,0 рубля (федеральный норматив 1380 рубля).
В соответствии с Федеральной Программой (раздел V) подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) составляют в среднем 7633,4 рубля, из них: 4102,9 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования; 3530,5 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов. При этом данным разделом Федеральной Программой предусмотрено, что подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных разделом V Программы.
Однако в Разделе "Объемы и источники финансирования Программы" Паспорта Территориальной Программы подушевые нормативы финансового обеспечения, установленные в расчете на 1 человека в год, составляют в среднем 6432,6 рубля, в том числе за счет средств областного фонда обязательного медицинского страхования - 3333,4 рубля, что ниже установленных подушевых нормативов финансового обеспечения Федеральной Программой. В связи с тем, что указанные подушевые нормативы финансового обеспечения занижены, занижена и утвержденная стоимость Территориальной Программы на одного жителя, определенная в строке 1 таблицы № 1 приложения № 1 "Мероприятия по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2011 год" в размере 6432,6 руб.
Сравнительный анализ положений двух программ бесспорно свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года № 782 и нормативов объема медицинской помощи.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что в оспариваемой части Территориальная Программа, утвержденная Постановлением Администрации Новгородской области № 628 от 24 декабря 2010 года, противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства, в частности, положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, а также статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривающей возможность установления территориальными программами дополнительных условий, видов и объемов оказания медицинской помощи, но не уменьшения нормативов объема медицинской помощи.
Доводы представителей Администрации Новгородской области о том, что установленные в Федеральной Программе нормативы объема оказания медицинской помощи являются средними, поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе их уменьшить, суд признает несостоятельными. Само по себе указание о среднем уровне нормативов не свидетельствует о наличии у субъекта Российской Федерации права произвольно устанавливать нормативы объема медицинской помощи в меньшем размере, нежели установлено Федеральной Программой.
Ссылки представителей заинтересованного лица на дефицит областного бюджета на 2011 год, препятствующий приведению Территориальной Программы в соответствие с Федеральной, не могут быть приняты во внимание, как не имеющие правового значения для предмета настоящего дела. Кроме того, отсутствие денежных средств не является основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года № 782.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела Постановление Администрации Новгородской области от 24 декабря 2010 года № 628 в оспариваемой части противоречит действующему федеральному законодательству и его применение в оспариваемой части может привести к нарушению прав жителей Новгородской области, заявление прокурора Новгородской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Новгородской области об оспаривании в части Постановления Администрации Новгородской области № 628 от 24 декабря 2010 года "О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" удовлетворить.
Признать недействующей и не подлежащей применению со дня вступления в законную силу решения суда территориальную Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденную Постановлением Администрации Новгородской области от 24 декабря 2010 года № 628,
в части слов: "6432,6 руб." в абзаце пятом "Подушевой норматив финансирования Программы (в расчете на одного человека в год)" и "3333,4 руб." в абзаце шестом "в том числе за счет средств областного фонда ОМС" раздела "Объемы источники финансирования Программы" в Паспорте территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год;
в части слов: "6432,6 руб." в строке 1 "Утвержденная стоимость Программы на одного жителя" таблицы № 1 приложения № 1 "Мероприятия по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2011 год" территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год;
в части слов: "137,3" руб. в строке 11, "786,0" руб. в строке 12, "378,5" руб. в строке 13 графы 6 таблицы № 2 приложения № 1 территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Решение может быть обжаловано, а прокурором - принесено кассационное представление Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 3 мая 2011 года.

Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новгородского областного суда от 26.04.2011 по делу № 03-08/2011
О признании недействующим постановления Администрации Новгородской области от 24.12.2010 № 628 "О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru