Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2011 г. по делу № 90-ФАС52-03/11

Резолютивная часть решения оглашена 6 мая 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнев Ю.Н.    - председатель   комиссии,    заместитель    руководителя
                    управления;

- Литвиненко Н.В. - член комиссии, начальник отдела  контроля  естественных
                    монополий;

- Рябухина И.В.   - член комиссии, главный государственный инспектор отдела
                    контроля естественных монополий, -

с участием:

- М.К.А. - представителя ООО "З" (доверенность от 15.02.2011, б/н);

- С.В.Н. - представителя ООО "З" (доверенность от 15.02.2011, б/н);

- У.С.А. - представителя Волжско-Окского управления <...> (доверенность  от
           03.05.2011 № <...>, удостоверение серия <...>), -

рассмотрев дело № 90-ФАС52-03/11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "З" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление П. на действия общества с ограниченной ответственностью "З" (далее - ООО "З"), выразившиеся в навязывании невыгодных условий технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "З" дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" Управлением издан приказ от 15.02.2011 № 36.
На основании статьи 46 Федерального закона "О защите конкуренции" в заседании комиссии объявлялись следующие перерывы с 22.03.2011 до 24.03.2011, с 24.03.2011 до 28.03.2011, с 04.05.2011 до 06.05.2011.
При рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлекалось Волжско-Окское управление <...> (определение от 31.03.2011 № <...>).
4 мая 2011 года Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя на заседание комиссии не обеспечил. На основании части 2 статьи 45 Федерального закона "О защите конкуренции" дело рассмотрено в его отсутствие. 6 мая 2011 года ООО "З", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, продолженного после перерыва, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило.
Комиссия, изучив материалы дела № 90-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
П. принадлежит на праве собственности земельный участок и жилой дом.
26 ноября 2009 года между ООО "З" и П. заключен договор № <...> (далее - Договор) на технологическое присоединение. П. выданы технические условия от 26.11.2009 № Ю-011-164/2009, согласно которым Заявитель, в том числе обязуется (в пределах границ балансовой принадлежности): выполнить присоединение; проложить линию электропередачи от кронштейна жилого дома до ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ; выполнить повторное заземление опоры ВЛ-0,4 кВ, от которой будет произведено подключение объекта (пункты 4, 5, 10 технических условий). В свою очередь, ООО "З" согласно пунктам 1.1.1, 2.1.3, 2.2.4 Договора обязуется выполнить в своих сетях комплекс работ, направленных на обеспечение возможности использования электрической мощности в объеме 10 кВт (3 категория напряжения), и в течение пяти дней с момента получения письменного обращения П., направленного после выполнения предусмотренных техническими условиями мероприятий и оплаты услуг по технологическому присоединению, - произвести подключение энергопринимающих устройств объекта Заявителя в точке присоединения (ВЛ-0,4 кВ от ТП-4131).
Руководствуясь названными пунктами Договора, Заявитель неоднократно (28.06.2010, 09.07.2010) направлял в адрес ООО "З" письма (вх. № ОКД-018-1276 28.06.2010, ОКД-018-1341 09.07.2010 соответственно), в которых уведомлял сетевую организацию о выполнении технических условий и просил инициировать подключение энергопринимающих устройств жилого дома к электрической сети.
В ответ на названные обращения П. ООО "З" направило Заявителю письмо от 02.08.2010 № 012, в котором указало, что для разрешения вопроса о возможности подключения жилого дома к электрической сети в соответствии с техническими условиями от 26.11.2009 № Ю-011-164/2009 П. необходимо предоставить: разработанную и согласованную с проектным отделом ООО "З" проектную документацию (пункт 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6); протоколы испытаний оборудования; паспорт заземляющего устройства.
В ходе рассмотрения дела ООО "З" обосновывало предъявленные к П. требования тем обстоятельством, что поскольку в соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения ..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, при осуществлении технологического присоединения объектов физических лиц, указанных в пункте 14 Правил, получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск электроустановки в эксплуатацию не требуется, сетевая организация самостоятельна при определении действий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объектов таких лиц. При этом ООО "З" считает возможным применение в рассматриваемом случае аналогии законодательства. То есть, по мнению Ответчика, сетевая организация, осуществляя технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц, обязана: рассмотреть представленную заявителем документацию на предмет ее соответствия техническим регламентам, техническим условиям, требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации; выдать заключение на соответствие электроустановки техническим условиям, требованиям безопасности, а также правил эксплуатации; допустить (не допустить) электроустановку в эксплуатацию.
По мнению П., доводы ООО "З" необоснованны, поскольку требования сетевой организации о предоставлении согласованной с проектным отделом ООО "З" проектной документации, протоколов испытаний оборудования, паспорта заземляющего устройства не предусмотрены ни заключенным между сторонами Договором, ни действующим законодательством Российской Федерации.
Оценивая приведенные фактические обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам.
I. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
ООО "З" является сетевой организацией, предоставляющей услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям Общества и передаче электрической энергии лицам, чьи энергопринимающие устройства уже присоединены к энергосистеме Общества. Региональной службой по тарифам Нижегородской области установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "З" и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 действовало решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 № 49/1; с 01.01.2010 по 31.12.2010 - решение РСТ Нижегородской области от 24.12.2009 № 56/1, начиная с 01.01.2011, действует решение РСТ Нижегородской области от 24.12.2010 № 49/1).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии. В силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Статья 4 Федерального закона "О естественных монополиях" определяет услуги по передаче электрической энергии как сферу деятельности, осуществляемую в условиях естественной монополии. Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, ООО "З" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Как следствие, действия данного Общества могут быть предметом рассмотрения и проверки антимонопольного органа.
II. В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организации и обратившимся к ней лицом.
Технологическое присоединение осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке и носит однократный характер (абзац 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике"). Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), определяющие, в том числе порядок технологического присоединения и существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент заключения договора между П. и ООО "З") предусмотрена следующая процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, обозначенных в пункте 14 Правил:
- подача Заявителем заявки;
- заключение договора;
- выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;
- фактический прием (подача) напряжения и мощности;
- составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения.
Исходя из положений абзацев 2, 6 пункта 15, подпункта "а" пункта 16 Правил технологического присоединения, перечень мероприятий по технологическому присоединению, определенный в соответствии с техническим условиями, должен содержаться в направляемом сетевой организацией в адрес Заявителя проекте договора об осуществлении технологического присоединения. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявителю предоставлено право направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Таким образом, перечень мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен сторонами в договоре об осуществлении технологического присоединения.
Вместе с тем заключенный между П. и ООО "З" договор № <...> об осуществлении технологического присоединения таких обязательств Заявителя как предоставление сетевой организации для осуществления технологического присоединения разработанной и согласованной с проектным отделом ООО "З" проектной документации, паспорта заземляющего устройства не содержит. При этом пункт 11 технических условий от 26.11.2009 № Ю-011-164/2009 содержит общее требование о предоставлении Заявителем паспортов и технической документации на все оборудование, протоколов на выполненные работы.
Приведенный в пункте 18 Правил технологического присоединения общий перечень мероприятий по технологическому присоединению включает в себя, в том числе разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства, к которым также отнесены и линейные объекты, включающие в себя линии электропередач.
С учетом изложенного требование сетевой организации о разработке заявителем проектной документации правомерно только в том случае, когда соответствующее обязательство заявителя закреплено в договоре об осуществлении технологического присоединения и (или) ограничивается разработкой проектной документации на линейные объекты (линии электропередачи) в границах участка Заявителя.
Однако, как указано выше, заключенный П. с ООО "З" договор такого условия как разработка Заявителем проектной документации в отношении обязательств, предусмотренных техническими условиями, не содержит.
При этом указание ООО "З" в качестве обоснования права требования от Заявителя разработки проектной документации на пункт 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭЭП), согласно которому до начала монтажа (реконструкции) электроустановок необходимо: получить в энергоснабжающей организации технические условия; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора, - необоснованно, поскольку согласно пункту 1.1.2 ПТЭЭП данные Правила распространяются на граждан - владельцев электроустановок выше 1000 В - и включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.
Кроме того, ни Правилами технологического присоединения, ни заключенным между сторонами договором не предусмотрено право ООО "З" требовать от Заявителя предоставления для осуществления технологического присоединения паспорта заземляющего устройства. Соответствующее обязательство Заявителя в выданных сетевой организацией технических условиях также отсутствует.
Таким образом, действия ООО "З", выразившиеся в предъявлении П. в качестве основания для осуществления технологического присоединения требований о предоставлении разработанной и согласованной с проектным отделом ООО "З" проектной документации, а также паспорта заземляющего устройства, Комиссия полагает противоречащими требованиям Правил технологического присоединения, ущемляющими права и интересы Заявителя, как следствие, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Выводы комиссии также подтверждены представителем Волжско-Окского управления <...>, согласно пояснениям которого в результате изменений, внесенных в Правила технологического присоединения постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 № 334 Волжско-Окское управление <...> не осуществляет осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств лиц, указанных в пункте 14 Правил, в том числе физических лиц, к электрическим сетям. Правила технологического присоединения не обязывают заявителя предоставлять в сетевую организацию проектную документацию, протоколы испытаний оборудования, паспорта заземляющего устройства. Вместе с тем, по мнению представителя Волжско-Окского управления <...>, поскольку технические условия от 26.11.2009 № Ю-011-164/2009 содержат условие о необходимости предоставления Заявителем паспортов и технической документации на все оборудование и протоколов на выполненные работы, в рассматриваемом случае, Заявителем могут быть предоставлены следующие протоколы: замеры сопротивления изоляции питающей линии, замера сопротивления заземляющего устройства, контура заземления на вводе в дом.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что 25 апреля 2011 года ООО "З" выполнило обязательства по Договору от 26.11.2009 № <...>, подключив энергопринимающие устройства П. к электрической сети. 26 апреля 2011 года П. и ООО "З" составлен Акт № 20 технологического присоединения энергопринимающего устройства физического лица. При этом согласно представленной сторонами документации указанные действия ООО "З" совершило в отсутствие проектной документации, паспорта заземляющего устройства.
Таким образом, на момент принятия комиссией решения по данному делу общество с ограниченной ответственностью "З" устранило выявленное антимонопольным органом нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия

решила:

1. Признать факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью "З" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Рассмотрение дела № 90-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью "З", прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского УФАС РФ.
Примечание к документу

Решение Нижегородского УФАС РФ от 16.05.2011 по делу № 90-ФАС52-03/11
<О нарушении законодательства о защите конкуренции, выразившемся в навязывании обществом лицам, проживающим в жилом доме, невыгодных условий технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru