Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2010 г. по делу № А33-4835/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правовая фирма "РЕ.Ко"
к Управлению Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Правительство Красноярского края,
о признании незаконными действий по применению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка № 24:46:0000000:14 в размере 2 437,63 руб./кв.м. и формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенного в п. Манский МО Дивногорск Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м., в размере 23 342 744,88 рублей,
об установлении удельного показателя стоимости земельного участка № 24:46:0000000:14 в размере 303,14 руб. за 1 кв.м. и формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенного в п. Манский МО г. Дивногорск Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м., в размере 2 902 868,6 руб.,
при участии:
представителя заявителя: Ерошкина Н.И., доверенность от 11.01.2009,
представителя ответчика: Черепахиной О.В., доверенность от 11.05.2010,
представителя третьего лица: Смирновой И.А., доверенность от 14.02.2009,
при ведении протокола судебного заседания судьей Крицкой И.П.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Правовая фирма "РЕ.Ко" (далее - заявитель; Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю о признании незаконными действий по применению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка № 24:46:0000000:14 в размере 2 437,63 руб./кв.м. и формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенного в п. Манский МО Дивногорск Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м., в размере 23 342 744,88 рублей; об установлении удельного показателя стоимости земельного участка № 24:46:0000000:14 в размере 303,14 руб. за 1 кв.м. и формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенного в п. Манский МО г. Дивногорск Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м., в размере 2 902 868,6 руб. (с учетом заявления об уточнении требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление принято к производству суда. Определением от 14.05.2010 возбуждено производство по делу.
Суд, в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произвел замену ответчика - Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому края на его процессуального правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - ответчик; Управление).
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, указанным в отзыве.
Третье лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, указанным в отзыве.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14. общей площадью 9576 кв.м., расположенного в п. Майский (свидетельство на право собственности на землю серии РФ - XXXIII ККР 04 01 № 0811512, выданное 27.06.1997).
Земельный участок приобретен на основании типового договора купли-продажи земельного участка от 01.08.1995. Земельный участок предоставлен Обществу для организации базы отдыха.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 № 132-п (в редакции Постановления Совета администрации Красноярского края от 21.05.2008 № 249-п) (далее - Постановление № 132-п) установлен удельный показатель кадастровой стоимости земли 303,14 руб./кв.м. для земельного участка в поселке Майском МО г. Дивногорска (земли под зданиями (строениями) рекреации).
Общество не согласно с установлением кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по следующим основаниям:
1) Земельный участок согласно кадастрового паспорта земельного участка относится к категории земель населенных пунктов и никогда не относился к категории земель особо охраняемых объектов. Разрешение на какое-либо строительство на земельном участке 24:46:0000000:14 администрацией МО г. Дивногорск никогда не выдавалось, следовательно, относить удельную стоимость земельного участка 24:46:0000000:14 к землям под объектами оздоровительного и рекреационного назначения с удельной стоимостью 303,14 руб. за 1 кв.м. на основании разрешенного вида использования незаконно.
2) Приобретая в 1995 году заболоченный участок для строительства базы отдыха Общество надеялось осушить его с помощью строительства дренажной сети для сброса подземных вод в реку Мана. За 15 лет работы дренажной системы какого-либо заметного понижения грунтовых вод не произошло. Искусственные ручьи текут, а уровень подземных вод не снижается. Заявитель полагает, что устанавливать удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, непригодного к какому-либо строительству по аналогии с земельными участками, пригодными для использования, неправомерно без проведения обследования этого земельного участка специалистами с составлением соответствующего акта о состоянии земельного участка.
3) В связи с невозможностью использования земельного участка Обществом в ближайшие годы по назначению, обязанностью собственника земельного участка уплачивать земельный налог, для категории земельного участка "земли населенных пунктов" должен быть установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка из показателя функционального использования "прочие земли поселений" в размере 153,96 руб./кв.м. (колонка № 15 таблицы № 5 к Постановлению № 132-п), а кадастровая стоимость земельного участка должна составлять 9576 м2 х 153,96 руб. = 1474320,96 руб.
4) 26.01.2009 Общество получило новый кадастровый паспорт земельного участка 24:46:0000000:14, в котором указан новый удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 437,63 руб./м2, соответственно стоимость земельного участка возросла до 23 342 744,88 рублей. Заявитель ссылается на то, что никакой переоценки и актуализации земельных участков в поселке Майском не проводилось, так как на основании пункта 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.09.2006. № 206, от 14.12,2006. № 767, от 17.09.2007. № 590) Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Принимая во внимание изложенное, заявитель выражает свое несогласие с проведенной переоценкой кадастровой стоимости земельного участка и, соответственно, с увеличением кадастровой стоимости земельного участка.
Полагая, что действия по применению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка № 24:46:0000000:14 в размере 2 437,63 руб./кв.м. и формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенного в п. Манский МО Дивногорск Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м., в размере 23 342 744,88 рублей, не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) и на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов до 26.05.2007 (дата вступления в силу Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов") осуществлялась в соответствии со следующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено и функции упраздненного органа переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии).


Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 № П/З37 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений (далее - Методика).
Согласно пункту 1.2 Методики, она позволяет определить удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель.
Удельные показатели кадастровой стоимости земель служат основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков, который осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Приложением 1 к Методике установлены виды функционального использования земель для целей государственной кадастровой оценки земель поселений, где в пункте 10 указаны земли под зданиями (строениями) рекреации.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункты 1, 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм следует, что для установления той или иной кадастровой стоимости земельного участка не имеет значения факт наличия или отсутствия на земельном участке объектов капитального строительства, при этом учитывается только вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с правоустанавливающими документами.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона № 28-ФЗ сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков;
разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 9.8 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 № 215, пункт 8.8 в указанном документе отсутствует.

Пунктами 9.4, 8.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки, В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения, о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края, в том числе стоимость спорного земельного участка.
В 2009 году общество с ограниченной ответственностью "Делси-С", общество с ограниченной ответственностью "Агродеталь", общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом", закрытое акционерное общество "Центральный парк" оспаривало Постановление Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края". Все заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, следовательно, произведенная кадастровая оценка земельных участков противоречит нормам федерального законодательства и нарушает права заявителей, так как влечет для них существенное увеличение уплачиваемого земельного налога и арендных платежей, рассчитываемых в соответствии с кадастровой стоимостью принадлежащих им на праве собственности или праве аренды земельных участков.
Как следует из материалов дела, 29.12.2009 Красноярским краевым судом вынесено решение по вышеуказанному заявлению общества с ограниченной ответственностью "Делси-С" о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", общества с ограниченной ответственностью "Агродеталь", общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом", закрытого акционерного общества "Центральный парк" о признании частично недействующим Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (дело № 3-151/2009). При рассмотрении дела № 3-151/2009 Красноярским краевым судом проверено на соответствии действующему законодательству оспариваемое Постановление Правительства Красноярского края, в том числе проверена процедура государственной кадастровой оценки земельных участков. Решением по делу № 3-151/2009 от 29.12.2009, вступившим в законную силу, установлено, что кадастровая оценка земельных участков заявителей проведена с учетом классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования с привлечением методических указаний по государственной и кадастровой оценке земель, нормативно-технических документов, разработанных и утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, достоверность отчета Красноярского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" подтверждается результатами государственной экспертизы, проведенной Роснедвижимостью. Работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края производились Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля", имеющего соответствующую лицензию на проведение оценочной деятельности, на основании государственного контракта, заключенного с Агентством по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края. Судом сделан вывод о том, что утвержденные Постановлением Правительства Красноярского края № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" результаты кадастровой стоимости оценки земель не противоречат результатам такой оценки, согласованным с Роснедвижимостью. Решением Красноярского краевого суда от 29.12.2009 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Делси-С" о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
На решение Красноярского краевого суда от 29.12.2009 по делу № 3-151/2009 подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации. В Определении Верховного Суда Российской Федерации № 53-Г10-9 от 28.04.2010 (по делу № 3-151/2009) также указано, что нарушений порядка составления отчета Федеральной службой государственной регистрации, кадастра выявлено не было, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Делси-С" о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
В силу преюдициального значения для рассмотрения данного дела установленные вступившим в силу решением обстоятельства не доказывается вновь. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что процедура установления кадастровой стоимости земельного участка проведена с соблюдением законодательства.
Как пояснил ответчик, работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Красноярского края изначально были проведены в период с 2000 по 2002 год.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 № 44-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края".
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 № 206) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Ответчик пояснил, что во исполнение указанной нормы, на территории Красноярского края в период с 2007 по 2008 годы проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 (далее - Технические рекомендации), с применением специального программного обеспечения "Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов", что составляет единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Объектами оценки явились земельные участки, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2007 года.
Земельный участок с кадастровым номером 24:46:0000000:14, принадлежащий на праве собственности Обществу, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для организации базы отдыха, площадью - 9576 кв.м., учтен в государственном кадастре недвижимости с 28.11.2004.
Указанный земельный участок представляет собой единое землепользование, в состав которого входят три обособленных земельных участка с кадастровыми номерами: 24:46:5005004:0009 площадью - 1145 кв.м., 24:46:5005003:0003 площадью - 7149 кв.м. и 24:46:5005002:0007 площадью - 1282 кв.м.
В соответствии с пунктом 2.1. Технических рекомендаций из исходного перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, являющихся объектами оценки, исключаются строки, содержащие в графе 3 кадастрового плана территории "Наименование земельного участка" запись "Единое землепользование".
В Перечень включаются земельные участки, входящие в единое землепользование, для которых вносятся сведения о категории земель, разрешенном использовании в соответствии с имеющимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о едином землепользовании, в состав которого они входят.
На основании изложенного, земельный участок с кадастровым номером 24:46:0000000:14 не был включен в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В перечень объектов оценки были включены обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 24:46:5005004:0009, 24:46:5005003:0003 и 24:46:5005002:0007.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края (в том числе г. Дивногорска), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Красноярского края (в том числе г. Дивногорска), а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Красноярского края. Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель получили статус обязательного характера.
В соответствии с приложением 1 указанного Постановления удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:46:5005004:0009, 24:46:5005003:0003 и 24:46:5005002:0007 утвержден в размере 2437,63 руб./кв.м.. кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:46:5005004:0009, 24:46:5005003:0003 и 24:46:5005002:0007 утверждена в размере 2791086,35 рублей, 17426616,87 рублей и 3125041,66 рублей соответственно.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28.11.2004 как ранее учтенный земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон № 28-ФЗ) (действовавшего на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) в Едином государственном реестре земель (в настоящее время в Государственном кадастре недвижимости) содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона № 28-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Как следует из материалов дела, основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений о категории и виде разрешенного использования спорного земельного участка явились следующие документы; Постановление администрации поселка Березовка от 01.08.1995 № 338 "О предоставлении в собственность земельного участка для организации базы отдыха правовой фирме "РЕ.Ко" в поселке Майский"; типовой договор купли-продажи земельного участка № 1 от 01.08.1995, свидетельство на право собственности на землю серии РФ - XXXIII ККР 04 01 № 0811512, в котором вид функционального использования земельного участка указан как "для организации базы отдыха".
Соответственно в сведениях государственного кадастра недвижимости о спорном земельном участке с кадастровым номером 24:46:0000000:14, указана категория земельного участка - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для организации базы отдыха".
В 2009 году Общество обращалось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными действий Территориального отдела № 20 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю по формированию в государственном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенного в п. Манский Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м., в размере 2 902 868 руб. 60 коп. (дело № А33-4457/2009).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.07.2009 по делу № А33-4457/2009, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления отказано.
В решении от 03.07.2009 по делу № А33-4457/2009 содержится вывод суда о том, что к землям рекреационного назначения относятся земли безотносительно того, находятся ли на них объекты недвижимого имущества или нет. Разрешенное использование предоставленного заявителю в собственность земельного участка (кадастровый номер 24:46:0000000:0014) определено как для организации базы отдыха, что по мнению суда, является основанием, в силу статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, отнести данный земельный участок к землям рекреационного назначения. Учитывая, что согласно действующей на момент определения кадастровой стоимости Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 № П/З37, в числе видов функционального использования земель, определены лишь земли под зданиями (строениями) рекреации, суд считает, что применение Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю г. Красноярск к определению кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 24:46:0000000:0014) с целевым назначением "под организацию базы отдыха" стоимости 1 кв.м. земли в размере 303 руб. 14 коп. не противоречит положениям ни Земельного кодекса Российской Федерации, ни Налогового кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу. Действия Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю по отнесению земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенному в п. Манский Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м. к 10 виду функционального использования (земли под зданиями (строениями) рекреации), утвержденному Постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.10.2005 № 249-п, и по определению кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 2 902 868,6 рублей исходя из удельного показателя 303 руб. 14 коп. за 1 кв.м., проверены судом по делу № А33-4457/2009 на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации.
В силу преюдициального значения для рассмотрения данного дела установленные вступившим в силу решением обстоятельства не доказывается вновь. Принимая во внимание изложенное, судом установлено, что земельный участок (кадастровый номер 24:46:0000000:0014) правомерно отнесен к землям рекреационного назначения.
Довод заявителя о том, что земельный участок не используется Обществом как база отдыха, не влияет на определение удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка, так как в случае изменения вида функционального использования земельного участка заявитель обязан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в установленном законом порядке.
При принятии решения по настоящему делу суд исходит из соблюдения ответчиком порядка проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждения ее результатов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, удельном показателе его кадастровой стоимости. Судом принято во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Таким образом, оспариваемые по настоящему делу действия Управления по применению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка № 24:46:0000000:14 в размере 2 437,63 руб./кв.м. и формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенного в п. Манский МО Дивногорск Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м., в размере 23 342 744,88 рублей, осуществлены ответчиком в пределах своих полномочий, с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством, не нарушают прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель платежным поручением № 15 от 05.05.2010 уплатил государственную пошлину в размере 2000 рублей. Кроме того, в материалы дела представлен чек-ордер от 05.04.2010 на 2000 рублей, подтверждающий уплату государственной пошлины Ерошиным Николаем Ивановичем. Государственную пошлину в размере 2000 рублей надлежит вернуть Ерошину Николаю Ивановичу, как излишне уплаченную.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Правовая фирма "РЕ.Ко" о признании о признании незаконными действий Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по применению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка № 24:46:0000000:14 в размере 2 437,63 руб./кв.м. и формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенного в п. Манский МО Дивногорск Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м., в размере 23 342 744,88 рублей и об установлении удельного показателя стоимости земельного участка № 24:46:0000000:14 в размере 303,14 руб. за 1 кв.м. и формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0000000:14, расположенного в п. Манский МО г. Дивногорск Красноярского края, общей площадью 9576 кв.м. в размере 2 902 868,6 руб.
Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 № П/З37, Постановлению Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
Возвратить Ерошину Николаю Ивановичу из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по чек-ордеру от 05.04.2010.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2011 по делу № А33-4835/2010 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 по делу № А33-4835/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.08.2010 по делу № А33-4835/2010
<Неиспользование земельного участка по его функциональному назначению не влияет на определение удельного показателя кадастровой стоимости, для ее определения учитывается только вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с правоустанавливающими документами>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru