Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Еврейская АО


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 24 августа 2011 г. № 413

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
НА 2011 - 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ/КЛАССОВ VIII ВИДА
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 принято 29.12.2010, а не 28.12.2010 и называется "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

На основании Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и в целях обеспечения единого образовательного пространства на территории Еврейской автономной области

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые варианты регионального базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида (для умственно отсталых детей) Еврейской автономной области на 2011 - 2012 учебный год.
2. Областному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических работников" (Файн Т.А.) обеспечить организационно-методическую работу по разъяснению структуры и содержания регионального базисного учебного плана на 2011 - 2012 учебный год для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и классов указанного вида (для умственно отсталых детей), организованных в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области.
3. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием:
3.1. Довести до сведения руководителей общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и классов указанного вида (для умственно отсталых детей), организованных в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области.
3.2. Использовать указанный региональный базисный учебный план как основу для разработки учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и классов указанного вида (для умственно отсталых детей), организованных в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области, с учетом кадровых, учебно-методических и материально-технических возможностей образовательного учреждения.
3.3. Обеспечить контроль за выполнением нормативов, установленных региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и классов указанного вида (для умственно отсталых детей), организованных в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области, с учетом обязательной минимальной и максимальной учебной нагрузки обучающихся.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела семьи и защиты детства комитета образования Степаненко Н.О.
5. Настоящий приказ вступает в силу после дня его официального опубликования, но не ранее 01.09.2011.

Первый заместитель председателя комитета
Т.М.ПЧЕЛКИНА





УТВЕРЖДЕН
приказом комитета образования
Еврейской автономной области
от 24.08.2011 № 413

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ/КЛАССОВ VIII ВИДА НА 2011 - 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

(I вариант)

┌──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│ Образовательные  │             Число учебных часов в неделю             │
│ области/ учебные ├─────────────────────┬────────────────────┬───────────┤
│     предметы     │   Начальная школа   │   Основная школа   │ Классы с  │

В этой части рекомендуются "Игра и игротерапия" (младшие классы), "Психологический практикум" (с 7 класса и далее), а также факультативы, индивидуальные, групповые занятия, содержание которых разрабатывается педагогическим коллективом при участии психолога, социального педагога, других специалистов.
Начальная школа включает пропедевтико-диагностический период (0 класс), I - IV классы. Основная школа (V - IX кл.) получает возможность дальнейшего пролонгированного обучения с усилением социокультурной и трудовой подготовки обучающихся в X - XII кл.
Переход от IX-го к XII-му классу может осуществляться поэтапно, имея в виду, что часть обучающихся по желанию родителей (лиц, их заменяющих) может завершить обучение после IX, X, XI классов в соответствии с действующим Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Обучающиеся, лишенные попечения родителей (лиц, их заменяющих), получают возможность обучаться в течение 10 - 12 лет в целях их социальной защиты и поддержки.
Специфические особенности, характерные для обучающихся с умственной отсталостью, стали основанием для введения в учебный план новых предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся: "Устная (разговорная) речь" (0 - IV кл.), "Живой мир" (0 - IV кл.), "Природоведение" (V кл.), "Мир истории" (VI кл.), "Домоводство" (V - XI (XII) кл.), "Деловое и творческое письмо" (X (XI) - XI (XII) кл.), "Экономический практикум" (X (XI) - XI (XII) кл.), "Этика" (VII - XI (XII) кл.).
Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы, например:
"Живой мир" (0 - IV кл.),
"Природоведение" (V кл.),
"Естествознание" (VI - IX кл.),
"География" (VI - IX кл.),
"Человек и его среда" (X (XI) - XI (XII) кл.).
Такой же принцип действует между предметами из области "Технологии" и "Искусство", "Язык и речь", "Математика", что позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики.
Содержание образования, резерв учебного времени за счет пропедевтического периода и X - XII классов создают необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса, прогнозирования и поддержки социального развития каждого обучающегося.
Региональный БУП позволяет широко использовать инновации в виде авторских программ, разработанных с учетом региональной специфики, внедрение новых организационных форм обучения в старших классах: деловые игры, практикумы, уроки-экскурсии, интегрированные уроки и др.
Первая ступень образования - начальная школа (0 - IV кл.).
В сравнении с проектами учебных планов для общеобразовательной школы план начальной школы VIII вида представлен пятилетним сроком обучения, так как он начинается с пропедевтического этапа (0 класс), который необходим для обучающихся, не прошедших организованного дошкольного обучения, а также для обучающихся с выраженным психическим недоразвитием. Вместе с тем пропедевтический период следует рассматривать как подвижную структуру, основная задача которой заключается в изучении возможностей умственно отсталых детей к обучению, в проверке соответствия психолого-педагогического заключения уровню интеллектуального развития конкретного обучающегося. Это дает право учреждению перевести того или иного ученика в течение года (четверти) в 1 класс или вывести из состава обучающихся учреждения, если ПМПК допущена ошибка в диагностике умственной отсталости, что требует дополнительного обследования с сопутствующей характеристикой из учреждения, раскрывающей разнообразные стороны психической деятельности обучающегося.
Подготовительный класс создает необходимые условия для подготовки основной группы обучающихся к дальнейшему обучению по программам I - IV классов, для выявления их индивидуальных психофизических особенностей, разработки возможных программ психолого-педагогической поддержки глубоко умственно отсталых обучающихся, для которых после пропедевтического этапа может быть скомплектован отдельный класс с адекватными программами воспитания и обучения, учитывающими индивидуальные особенности каждого обучающегося. Учреждению следует опираться не столько на принципы дидактических требований к обучению глубоко умственно отсталого обучающегося грамоте, счету и другим предметам (его продвижение по этому пути весьма затруднено), а создавать оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков: речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др.
Основными задачами начального обучения в 0 - IV кл. являются:
- формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей "Язык и речь", "Математика" и других в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося;
- реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранение или сглаживание специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.
Этап начального обучения может начинаться с 1-го класса, так как для отдельных групп обучающихся 0 класс не обязателен. Согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении в I - III классы могут направляться дети (с согласия родителей и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии) из дошкольных учреждении, из I - III классов общеобразовательной школы, если выявлено психическое недоразвитие (умственная отсталость). В соответствии с Законом РФ "Об образовании" дети с нарушениями интеллекта имеют право на образовательные услуги в условиях общеобразовательной школы (специальные классы интегрированного обучения и др.), если для этого созданы надлежащие условия.
Вторая ступень образования - основная школа (V - IX (X) классы) является продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся специального (коррекционного) учреждения.
Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду деятельности - трудовому обучению, оно начинается с пропедевтического периода в V классе и на последующих годах преобразуется в доступный обучающимся профильный (полипрофильный) труд. Трудовое обучение - важная составляющая часть всего учебно-воспитательного процесса, поэтому обучение умственно отсталых детей разнообразным профилям труда необходимо рассматривать в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся. Трудовая подготовка представлена в региональной части учебного плана, что дает возможность учреждению изучать перспективы дальнейшего трудоустройства обучающихся и в соответствии с ними разрабатывать учебные программы, создавать необходимую методическую и материально-производственную базу.
К региональной части на этой ступени отнесены образовательные области "Искусство" (музыка, пение (танец), ИЗО (VI кл.), "Физкультура", что дает возможность учреждению максимально использовать традиции и культуру (этнокультуру) региона.
Образовательная область "Физкультура", так же как и в начальной школе, должна быть направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся, выполнять общеразвивающую функцию, включать (для основной группы обучающихся) элементы спортивной подготовки и национальных видов спорта.
Федеральный компонент включает "Язык и речь", "Математику", "Обществознание", "Естествознание", "Технологии".
Образовательная область "Язык и речь" представлена в V - IX (X) кл. предметами "Русский язык" и "Чтение".
Содержание обучения русскому языку строится на новых принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий.
Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.
Образовательная область "Математика" представлена элементарной математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду.
Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи умственно отсталых детей, значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории, географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др.
Образовательная область "Обществознание" включает в себя учебные предметы: "Мир истории", "История Отечества", "Этика", "География".
"Мир истории" - пропедевтический курс в VI классе, он позволяет уточнить и обобщить имеющиеся у обучающихся представления о себе, ближайшем социальном окружении, их понимании социальных и общественных явлений, возникающих как глобальные события в истории. Введение пропедевтического периода связано с тем, что умственно отсталым обучающимся трудно осваивать исторические факты, события в их временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся знаний, формирование предпонятий и понятий об истории, ее источниках, средствах изучения, путях эволюции человеческого общества в материальной и духовной среде.
"История Отечества" преемственно продолжает "Мир истории", формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.
"География" - элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально-экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на Земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-этическому воспитанию.
"Этика" - учебный предмет (VII - IX (X) кл.), направленный на формирование нравственного самосознания обучающихся среднего и старшего подросткового возраста, развитие у умственно отсталых школьников навыков социального поведения в ближайшем окружении, в семье, со сверстниками, старшими, в досуговой деятельности и др. Содержание предмета имеет практическую направленность, где в ходе обсуждений и анализа нравственных категорий и понятий (товарищество, совесть, честь, дружба, любовь, трудолюбие и др.), их проявлений и искажений в человеческих отношениях умственно отсталые школьники учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет предполагает широкое использование новых форм организации учебного процесса: беседы, диспуты, ролевые игры, интегрированные уроки и др.
Образовательная область "Естествознание" реализуется предметами "Природоведение" (V кл.) и "Естествознание" с соответствующими разделами: "Растения", "Животные", "Человек" (VI - IX кл.).
Естественно-научное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. "Естествознание" тесно связано с "Домоводством" и различными профилями трудового обучения.
Раздел "Человек" позволяет изучить не только строение и функции органов человека, но, прежде всего, рассмотреть вопросы профилактики различных заболеваний, в т.ч. наркомании, алкоголизма, ВИЧ инфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества.
Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют представления обучающихся о себе как о живом организме, помогают ориентироваться в сложных межролевых и межполовых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни после окончания школы.
Образовательная область "Технологии" в части федерального компонента учебного плана включает "Домоводство" (V - XI (XII) кл.). "Домоводство" в большей степени соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, позволяет поэтапно, с V по XI (XII) классы формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и многое др.
Данный предмет особенно важен для обучающихся, лишенных родительской опеки, не имеющих опыта жизни в семье, что переводит "Домоводство" не столько в учебную область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции развивающейся личности. "Домоводство", как и другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей, а далее, в X - XI (XII) кл., с экономическим практикумом.
При проведении занятий по трудовому обучению и домоводству в V - IX (X - XI (XII) классах допускается деление класса на 2 подгруппы. Комплектование подгрупп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.
Продолжительность урока в "подготовительном" классе 30 - 35 мин. в течение всего учебного года; в 1 классе - 35 мин (I четверть), начиная со II четверти - 45 мин; во II - IX и X - XII классах (I - III курсах) - 45 мин.
В "подготовительном" и первом классах, а также в течение 1 четверти 2 класса отметки учащимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (I раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи) (см. СанПин 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях").
Региональным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида предусматривается организация учебного процесса в режиме 5-дневной учебной недели для нулевых и первых классов и в режиме 6-дневной учебной недели - для II - IX классов.
Для реализации II варианта регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида необходимо использовать в работе программы, разработанные под редакцией И.М.Бгажноковой, и соответствующий им комплект учебников, учебно-методических материалов и дидактических пособий.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Вступает в силу после дня официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2011 года (пункт 5 данного документа).

Приказ комитета образования ЕАО от 24.08.2011 № 413
"Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2011 - 2012 учебный год для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида Еврейской автономной области"

Приказ
Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида на 2011 - 2012 учебный год
(I вариант)
I. Образовательные области
II. Трудовая подготовка
III. Коррекционная подготовка
IV. Школьный компонент. Обязательные занятия по выбору
Пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида
(I вариант)
Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида на 2011 - 2012 учебный год
II вариант
Федеральный компонент
Региональный (национальный) компонент
Школьный компонент
Пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида
(II вариант)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru